Россия и Белоруссия: пространство совместной государственности
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, член РСМД
Армен Оганесян, главный редактор журнала «Международная жизнь»: Союзному государству России и Белоруссии уже 15 лет. Как бы вы оценили его деятельность?
Григорий Рапота: Это очень хороший проект, который нацелен на создание совместной государственности. Но прежде чем подойти к вопросу совместной государственности, нужно было решить ряд очень серьезных проблем. Это отмечено во всех основных документах. Надо было создать единое социальное поле для граждан Белоруссии и России. Речь идет о возможности свободного передвижения, свободы выбора места работы, места жительства, места учебы. То есть создать такие условия, чтобы белорусы в России и россияне в Белоруссии не чувствовали себя иностранцами. Другой круг вопросов касается экономической интеграции. Наша задача - создать единое поле для российского и белорусского бизнеса, промышленной, финансовой и банковской систем. Есть задачи внешнеполитические - гармонизировать свои внешнеполитические усилия на международной арене. Есть задача военно-политическая, задача научно-техническая. Только после их решения можно было говорить о формировании Союзного государства - утверждении конституционного акта, введении единой валюты и т. д.
Часть этого большого плана в значительной мере выполнена, и очень неплохо, особенно первая - социальная. Соседи достаточно комфортно себя чувствуют: есть свобода передвижений (при наличии государственной границы отсутствуют пограничный и таможенный контроль). Это создает ощущение сопричастности к единому пространству. Подписан ряд соглашений о равных правах граждан, которые позволяют свободно выбирать место жительства и место работы. Белорусы принимаются на работу на тех же правах, что и россияне, также и россияне в Белоруссии. Медицинское обеспечение для проживающих на территориях друг друга и имеющих работу - на равных условиях. Около 20 тыс. белорусов учатся в российских учебных заведениях, около 2 тыс. россиян - в белорусских вузах. Этот процесс взаимный и успешный.
А.Оганесян: Когда только начали говорить о возможности создания Союзного государства, проводились общественные опросы и в Белоруссии, и в России. И рейтинги показали, что подавляющее большинство белорусов и россиян выступают за тесную интеграцию. Что сейчас говорят рейтинги?
Г.Рапота: В такой плоскости я рейтингов не видел - их, наверное, не было в последнее время. Но были рейтинги об отношениях россиян к белорусам. В общем списке других республик и национальностей постсоветского пространства белорусы - на первом месте, то есть благожелательное отношение к Белоруссии и белорусам неизменно имеет высокий рейтинг, и это радует. Главное, чтобы нам эту социальную базу не потерять.
А.Оганесян: Как показали события на Украине, мы все уповали на врожденное братство, а братство-то надо поддерживать. А у Союза есть враги? Я имею в виду не только противников за рубежами Белоруссии и России, есть ли какая-нибудь оппозиция самой идее Союза?
Г.Рапота: Назвал бы их не врагами, а скептиками. Считаю это естественным, так и должно быть. Когда мы занимаемся решением какой-то проблемы, мы даже сами себе должны задавать вопрос: а правильно мы это делаем, туда ли идем, дает ли это что-нибудь в развитии? Очень часто слышу такие вопросы от журналистов: не ущемляет ли Союз национальный суверенитет? не хотите ли вы воссоздать Советский Союз? Эти вопросы естественны, и мы должны уметь на них отвечать.
А.Оганесян: Есть ли планы стандартизации, скажем, системы образования, законодательства и т. п.?
Г.Рапота: Есть. К примеру, на недавней совместной коллегии министерств образования в Минске одним из обсуждавшихся вопросов был вопрос стандартизации системы образования. В каких-то частях у нас гармонизированы эти системы. Когда в РФ ввели ЕГЭ, а в Белоруссии существует централизованное тестирование, надо было эти две системы совместить, чтобы люди, которые хотят учиться на территории другого государства, могли бы поучаствовать не в ущерб системе в экзаменах, которые дают возможность поступления в вузы.
То же самое в области здравоохранения. Недавно прошла коллегия министерств здравоохранения. Одна из заявленных Россией целей - расширить доступ белорусских лекарств на российский рынок, чтобы они имели возможность хождения наравне с российскими лекарствами. Должен сказать, что в Белоруссии сохранился ряд достаточно интересных компетенций, которые делают привлекательной эту страну для взаимодействия в сфере науки, техники и промышленности, очень хорошо развиты информационные технологии. Во взаимодействии с одной частной компанией, в которой работает 15 тыс. человек, группа ITшников создала знаменитую игру «Танковый бой», в которую играют более 80 млн. человек в мире.
Достаточно сказать, что там производится очень много программного продукта для всех мировых трендов. В России тоже есть такие компании, но в России мы воспринимаем это вполне естественно, потому что страна большая. А когда страна относительно небольших размеров и выходит на высокий уровень, это впечатляет.
А.Оганесян: Как работают соглашения в области здравоохранения?
Г.Рапота: Базовый принцип такой: если белорус или россиянин имеет постоянную работу и местожительство, сохраняя свою национальность и паспорт, он пользуется всеми теми же правами, что и другие граждане. Если человек временно находится в стране, то он имеет право только на бесплатную скорую помощь. Есть и не до конца урегулированные вопросы, например если кто-то живет в стране в течение двух-трех месяцев или является студентом. На платную медицинскую помощь право имеют все. Многие россияне едут в Белоруссию, чтобы обратиться в кардиологические центры, за стоматологической помощью, потому что там дешевле и врачи квалифицированные. Мы сейчас работаем над тем, чтобы временно живущие в России и Белоруссии студенты тоже имели равные права в получении медицинской помощи. Здесь есть недоработки. Мы их уже обозначили на совместной коллегии министерств здравоохранения.
А.Оганесян: В рамках Союзного государства собирается Совет министров. Какие вопросы он обсуждает?
Г.Рапота: У нас такая иерархия: Высший государственный совет - это президенты и соответствующий круг лиц, Совет министров - это главы правительств. Есть Группа высокого уровня - это вице-премьеры, есть постоянно действующий секретариат, который называется Постоянным комитетом, который я возглавляю, - это исполнительный орган. Так же как в любом государстве, Совет министров выполняет правительственные функции, то есть одобряет бюджет, который окончательно принимается президентами, принимает все программы Союзного государства, в основном по созданию инновационного продукта, о чем я с гордостью могу вам сказать, научно-технические программы. На последнем заседании Совета министров у нас было 35 вопросов - начиная с бюджетных и заканчивая программами и организационными вопросами. Часто во время заседаний Совета министров подписываются межправительственные соглашения.
А.Оганесян: Какой бюджет утвердил Совет министров?
Г.Рапота: У нас бюджет небольшой - около 5 млрд. рублей. Он используется для проведения различных мероприятий. Между нашими странами развиты культурные связи, которые мы поддерживаем за счет бюджета, а также спортивные связи, взаимодействуют наши предприятия, научно-технические центры по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В прошлом году мы реализовывали десять программ, предстоит одобрить еще несколько.
А.Оганесян: С 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Как в связи с этим видятся перспективы Союзного государства? Как могут сочетаться интересы России и Белоруссии в рамках этих двух интеграционных структур?
Г.Рапота: Общепринято, что степень интеграции в рамках Союзного государства более высокая, чем в Евразийском союзе и тем более в СНГ. Лишь пример открытой границы достаточен, чтобы показать большую принципиальную разницу, потому что такого нигде нет на постсоветском пространстве.
А.Оганесян: У вас есть историческая фора.
Г.Рапота: Она у нас сохраняется. По многим вопросам мы на таком уровне, к которому еще не приблизились в Евразийском союзе. Во-первых, там отсутствует военно-политическая составляющая, а в Союзном государстве есть региональная группировка войск - это совместная группировка, которая в случае каких-то конфликтных ситуаций с внешним миром поступает под единое командование. Проводится большая подготовительная работа в поддержании боеспособности группировки войск с использованием в том числе средств нашего бюджета. Эта отдельная строка пока еще нигде не фигурирует.
Во-вторых, Союзное государство финансируется из бюджета, это тоже придется освоить в рамках Евразийского экономического союза. Таким образом, опыт Союзного государства там активно используется, некоторые функции мы уже туда передали. Например, функцию таможенного регулирования, все, что связано с таможенными делами, тарифами, - это все там. Мы уже этим не занимаемся. Если в дальнейшем у нас будут забирать другие функции, которые будут использоваться в ЕАЭС, мы будем этому только рады. Мы как бы являемся пилотным проектом.
А.Оганесян: У нас граница с Белоруссией открыта. Как осуществляется пограничный контроль - совместно или мы целиком доверяем профессионализму белорусских пограничников?
Г.Рапота: Весь контроль ушел на внешний периметр и осуществляется национальными органами таможенных служб. Он основан на полном доверии и тесном взаимодействии. Существует единая таможенная коллегия Союзного государства. У нас есть опыт единой информационной системы - оперативный обмен данными.
А.Оганесян: Я говорил только о пограничной службе.
Г.Рапота: Все это обеспечивается национальными органами. Если возникают какие-то проблемы, то они решаются, потому что у нас пограничные службы встречаются регулярно. Это одна из действенных интеграционных структур.
А.Оганесян: Иногда приходится слышать о сложностях в отношениях российского и белорусского бизнеса, которые в известном смысле являются конкурентами. На уровне Союзного государства эти вопросы поднимаются? Если да, то какие решения вы находите?
Г.Рапота: Важно, чтобы не было дискриминации. Если конкуренция есть, то и условия должны быть равными для обеих сторон. В частности, для создания единых условий была выработана цена на газ, то есть на энергоноситель. Эта цена ставит российских и белорусских предпринимателей в равные условия. Поэтому если и есть проблемы, то потому, что есть конкуренция, но наша задача - создать равные условия.
А.Оганесян: Мы все помним жаркие дебаты по газу, в которых принимали участие не только СМИ, но и руководители государств и министерств. Сейчас ничего по этому поводу не слышно.
Г.Рапота: Потому что все отрегулировано. Теперь мы движемся дальше и по мере появления новых проблем стараемся их решать.
А.Оганесян: Есть ли у Союзного государства единая внешняя политика? На каких международных площадках выступают руководители Союзного государства?
Г.Рапота: У нас есть согласованная внешняя политика. Согласование проводится совместной коллегией министерств иностранных дел России и Белоруссии. Программа согласованной внешней политики раз в два года утверждается президентами обеих стран на Высшем госсовете. Единого внешнеполитического органа у нас нет. У нас нет международной правосубъектности, наднациональных полномочий в сфере внешней политики. Но внешняя политика очень гармонизирована, особенно в отношении международных организаций - ООН, ОБСЕ и других.
А.Оганесян: Недавно была жаркая дискуссия о неонацизме и его последователях, которые все больше поднимают голос в Европе. В этом отношении у России и Белоруссии была единая позиция. Ведь Белоруссия как страна, ставшая жертвой нацизма, была оккупирована и страшно пострадала от войны. Есть какие-то отклики на эту ситуацию?
Г.Рапота: Есть. Как бы кто к этому ни относился, позиция наших стран идентична. Отношение к неонацизму, к войне, к результатам войны абсолютно одинаково.
А.Оганесян: Каково мнение белорусов о том, что происходит на Украине, и вспышках национализма?
Г.Рапота: Белорусы озабочены в силу того, что это совсем рядом. Не хочу сейчас формировать позицию, а просто оцениваю те выступления, которые были, то освещение, которое есть в Белоруссии. Имеется ряд аспектов. Первый - чтобы конфликт не перерос в открытый, военный, и не пересек границу. Такая опасность вполне реальна, что заставляет говорить и об усилении обороноспособности, и о бдительности и т. д. Второй - это всеобщее огорчение по поводу того, что мы называем славянским братством - оно легко разрушается при каких-то обстоятельствах. Эта озабоченность, может быть, заставила россиян и белорусов более внимательно относиться друг к другу и больше ценить то, что есть. Вы знаете, что Белоруссия предоставила свою площадку в Минске для контактной группы по урегулированию конфликта. Это искренний шаг к тому, чтобы как-то быстрее разрешить конфликт.
А.Оганесян: Известно, что по проектной деятельности мы судим о жизнестойкости того или иного интеграционного объединения. В этой связи какие яркие экономические проекты реализуются в рамках Союзного государства?
Г.Рапота: Думаю, что самый яркий проект - это строительство атомной электростанции, это десятимиллиардный проект, осуществляемый совместными усилиями в Островце, под Гродно. Первый блок должен быть запущен в 2018 году, а второй - в 2020 году. 1200 мегаватт - это очень крупный источник электроэнергии, который сделает Белоруссию страной энергоизбыточной, экспортером электроэнергии. Все делается по самым современным стандартам безопасности, с учетом всего существующего уже опыта. Это будет образец электростанции с точки зрения безопасности, эффективности и прочих показателей. Вокруг нее разовьются радиационная медицина и другие научные исследования.
Есть и другие проекты. Например, строительство скоростной дороги Москва - Берлин через всю территорию Белоруссии. Там будут ходить поезда с автоматическим изменением колеи: переезжая границу с Польшей поезда переходят на узкую колею, будет увеличена скорость.
А.Оганесян: В свое время трактор «Беларусь» был очень востребован в Советском Союзе. А сейчас в России?
Г.Рапота: Тоже очень востребован. Более того, в России есть ряд предприятий, которые занимаются сборкой трактора «Беларусь». Он конкурентоспособен. И за рубеж его экспортируют. «Белазы» составляют 25-30% на мировом рынке.
А.Оганесян: Что Союзное государство дает простым людям?
Г.Рапота: Иногда даже ради этого стоит делать такие проекты. Белорусские сельхозпродукты на российском рынке отличаются высоким качеством. Например, Нижегородская область очень активно развивает отношения с Белоруссией. Каждый год там проводится совместный бизнес-форум и ярмарка, на которой представлены белорусские продовольственные и промышленные товары.
А.Оганесян: Правда ли, что Белоруссия и Россия создают систему объединенной обороны?
Г.Рапота: Правда. Есть региональная группировка войск, у нас единая система ПВО, регулярно проводятся штабные и оперативные учения с имитациями боевых действий и на территории России, и на территории Белоруссии. Этот компонент отрабатывается для защиты рубежей. У наших стран есть двусторонние обязательства.
А.Оганесян: В газетах пишут о том, что в обход санкций в Россию через Белоруссию стала поступать рыбная продукция из третьих стран. Россия стала предъявлять претензии к правительству Белоруссии. Но разве оно виновато? Бизнес есть бизнес. Что в этом плохого?
Г.Рапота: Например, очень много мифов вокруг креветок. Россия объявила ответные санкции ряду государств и, естественно, обратилась к Белоруссии за помощью, чтобы санкционные товары не поступали на российскую территорию. Контроль осуществляется белорусскими таможенниками и соответствующими ветеринарными службами, которые находятся на границе Белоруссии с внешним миром. И как только товары появляются на территории Таможенного союза (трех государств - России, Белоруссии, Казахстана), наступает свободное обращение, так что они могут оказаться у нас. Если, в частности, у Россельхознадзора возникают какие-то сомнения, что товар произведен в стране, в отношении которой введены санкции, то вступают в переговорный процесс два ведомства (таможенное и ветеринарное), и они этот процесс регулируют. И такие случаи есть. Но это не проявление государственной политики Белоруссии, а просто недобросовестность некоторых людей. Это всегда было, есть и будет. Надо исходить из следующего: какой-то импортер сидит в России, он договаривается с экспортером, ищет «левые» пути, иногда им удается найти путь через Белоруссию. Естественно, это выявляется и начинается «разбор полетов», принимаются меры, чтобы больше подобного не было. Это опять же рутинная работа, которая сейчас ведется. Иногда она приобретает остроту в связи с тем, что появляются сообщения, статистика в СМИ. Я очень плохо отношусь к Сталину, но он говорил, что статистика порою бывает хуже контрреволюции. Ею можно играть так или иначе.
А.Оганесян: А кто на границе России и Белоруссии осуществляет контроль?
Г.Рапота: Контроль осуществляется на внешнем периметре границы национальными таможенными и другими службами. В рамках работы Евразийской экономической комиссии отрабатываются механизмы борьбы с нарушениями по экспорту санкционных товаров. Для мирного времени там созданы неплохие регламенты, и они работают. Такие ситуации могут возникнуть в любой стране. В случае введения санкций отрабатываются партнерские взаимоотношения. С одной стороны, мы не должны препятствовать тому, чтобы в Белоруссию поступали те товары, которые она считает для себя необходимыми, в том числе из тех стран, с которыми у России возникли санкционные противоречия, с другой стороны, нежелательно, чтобы такие товары уходили в Россию. Отработки этих механизмов есть, необходимо соблюдать их реализацию.
А.Оганесян: Мы много говорим об импортозамещении. Белоруссия предоставляет нам не только сельхозпродукцию, но и другие товары. Сейчас у нас много белорусских товаров. А в других отраслях как обстоят дела?
Г.Рапота: У нас большое взаимодействие с белорусским машиностроением. Белоруссия поставляет большое число компонентов для нашей оборонной промышленности. Мы это воспринимаем как элемент импортозамещения.
А.Оганесян: В 2015 году мы отмечаем 70-летие Победы. Будет ли сотрудничество России и Белоруссии в подготовке к празднованию?
Г.Рапота: Обязательно. Из бюджета Союзного государства мы уже профинансировали сооружение памятника, посвященного операции «Багратион». Это была мощнейшая операция, которая позволила в течение двух месяцев освободить территорию Белоруссии. Началась она в Гомельской области, в непроходимых болотах, под руководством наших великих военачальников силами наших солдат и офицеров была освобождена Белоруссия. Для нас это большое событие. Такого рода мероприятий предстоит очень много. У нас целая программа действий, мы этим занимаемся с удовольствием. Будут и встречи с ветеранами. В Минске создан великолепный Музей истории Великой Отечественной войны, там много экспонатов из России и других республик. Тяжесть войны Белоруссия на себе испытала и пережила.
А.Оганесян: Это тем более важно, потому что ветеранов все меньше и меньше и в России, и в Белоруссии.
Украинский кризис становится, к сожалению, болевой точкой постсоветского пространства. Мы наблюдаем волну русофобии на Украине, это началось задолго до событий в Крыму. Зато в отношениях Украины и Белоруссии ничего не происходит. Как Минск и Киев удерживаются в рамках приличия?
Г.Рапота: Во всяком случае, нет никакой конфликтной ситуации. Из-за того что Минск пользуется доверием как российской, так и украинской сторон, его используют для проведения консультаций. Это, конечно, заслуга белорусского руководства. Как это удается? Удается своей политикой, дипломатией, своим отношением, своими оценками существующих реалий, своим искренним стремлением как-то этот конфликт погасить. Снять напряжение у своих южных границ - это, конечно, важно. Думаю, что общественное мнение единодушно в этом отношении.
А.Оганесян: Что происходит в области культуры?
Г.Рапота: На этой площадке происходит очень многое. Достаточно приехать в Минск и посмотреть афиши - и вам все станет понятно. Это естественный ход событий. Победителем программы «Голос» в 2013 году был белорус, который пользуется большой популярностью в России. Он еще выступает с хором Сретенского монастыря, участвует в оперных постановках, выступает на эстраде. Таких примеров можно приводить много. Чтобы оценить масштаб, нужны статистические данные. Думаю, что россиянам и белорусам удается сохранить культурное пространство. В качестве примера - на белорусских киностудиях работают российские режиссеры.
А.Оганесян: Кстати, ожил белорусский кинематограф.
Г.Рапота: Хорошие киностудии и возможности - да там и дешевле - привлекают белорусских актеров. Это «поле» мы поддерживаем своими усилиями, в частности часть бюджета тратится именно на культурные обмены. Мы участвуем в «Славянском базаре». А в белорусском кинофестивале принимают участие россияне.
А.Оганесян: Каковы полномочия государственного секретаря Союзного государства?
Г.Рапота: Я возглавляю исполнительный орган. Он достаточно скромный по количеству - это 86 человек, из них несколько человек работают в Белоруссии. Штаб-квартира - в Москве. Мы формируем решения всех органов власти, поэтому наша роль большая. Мы должны чутко прислушиваться к пожеланиям каждой из сторон, быстро облекать их в какую-то организационную форму. Кроме того, мы сами выступаем с инициативами. Но можем выйти на вышестоящий уровень только по согласованию сторон. По всем вопросам должен быть консенсус. Только тогда мы можем занимать прочную основу, которая не рухнет при первом же дуновении. В этом наша роль. Мы формируем и создаем бюджет Союзного государства, наблюдаем за его исполнением. Контроль осуществляют две палаты - Госконтроль Белоруссии и Счетная палата РФ. Каждый год мы перед ними отчитываемся за каждую копейку. Если проводим культурные программы, значительная часть расходов ложится на наши плечи.
Источник: Международная жизнь
(Нет голосов) |
(0 голосов) |