Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.8)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Виктор Садовничий

Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, вице-президент РАН, академик РАН, член РСМД

Год науки и технологий стартует с масштабных научных проектов. В числе хедлайнеров - МГУ имени М.В. Ломоносова и его новые научно-образовательные школы, научно-технологическая долина "Воробьевы горы", другие проекты. Кто сможет учиться в новых школах? Какие исследования на научной "передовой"? Цифровые дипломы: фантастика или реальность? Повысится ли стипендия аспирантов? Об этом обозреватель "Российской газеты" беседует с ректором МГУ им. Ломоносова академиком Виктором Садовничим.

Год науки и технологий стартует с масштабных научных проектов. В числе хедлайнеров - МГУ имени М.В. Ломоносова и его новые научно-образовательные школы, научно-технологическая долина "Воробьевы горы", другие проекты. Кто сможет учиться в новых школах? Какие исследования на научной "передовой"? Цифровые дипломы: фантастика или реальность? Повысится ли стипендия аспирантов? Об этом обозреватель "Российской газеты" беседует с ректором МГУ им. Ломоносова академиком Виктором Садовничим.

Магистры будущего

Виктор Антонович, одна из самых обсуждаемых - новость об открытии в Московском университете семи научных школ. Почему они появились и что это за школы?

Виктор Садовничий: Семь научно-образовательных школ - центральный момент новой программы развития МГУ до 2030 года и ответ на вызовы времени. Наука сейчас развивается так, что "узкие" исследования редко приводят к выдающимся результатам. Вся современная научная работа ведется на междисциплинарном уровне, на стыке разных наук. Это и есть прогресс. Как дальше готовить специалистов и открывать новые законы, проводить новые исследования? Научно-образовательная школа - самый правильный ответ. Это объединение ученых, профессоров, студентов, магистров - людей из разных сфер, разных факультетов вокруг научной тематики: искусственный интеллект, космос, физика, когнитивные науки, медицина У школ две главных задачи: современные научные фундаментальные исследования и подготовка кадров. На семь школ из программы развития МГУ выделено на этот год 310 млн рублей.

Кто и как сможет в них поступить?

Виктор Садовничий: В сентябре уже начнут действовать 37 магистерских программ (по 5-7 в каждой школе). Поступить могут не только наши выпускники, но и бакалавры и специалисты из других вузов. Все как обычно - будет и бюджетный набор, и контракты. Принцип поступления такой же, как и в обычной маги­стратуре. Кстати, уже сейчас полторы тысячи ученых Московского университета на­чинают работать в этих школах. Более половины из них - молодежь.

Школы не заменят университетские факультеты?

Виктор Садовничий: Нет. Факультеты - основа жизни университета. Они есть и будут. Речь идет об объединении ученых вокруг научных проектов. У нас 42 факультета. Согласитесь, странно, если несколько факультетов будут заниматься примерно одним и тем же, используя свой подход. Правильно обмениваться научными идеями. Так происходит во всем мире - коллективы объединяются для решения значимых проблем. Это более широкий взгляд на науку, на подготовку специалистов. И это, безусловно, шаг вперед в развитии Московского университета.

МГУ начинает строительство Научно-технологической долины. Кабмин выделил почти 500 миллионов рублей на это. Рабочие уже вышли "в поле"?

Виктор Садовничий: Да. Уже до тысячи машин работают на территории будущей долины "­Воробьевы горы", готовят все к началу строительства. В 2021 году за счет городского бюджета планируется проектирование и начало строитель­ства кластера "Ломоносов". А в 2025 году уже должны быть построены несколько корпусов долины.

Основная идея проекта - создавать новые технологии на базе фундаментальных исследований, привлекать средства на новые и уже реализуемые проекты. И, конечно, долина будет работать в связке с научно-образовательными школами. В школах, используя потенциал факультетов, будут рождаться прорывные идеи, а в кластерах долины - конкретные технологии. Ведем работу с заявками: желающих войти в долину сотни.

История про цифру

Есть поручение: к новому учебному году дополнить все программы вузов разделом о технологиях искусственного интеллекта. Учебные программы будут меняться?

Виктор Садовничий: Уверен, у многих коллег в университетах уже сейчас это есть. Каждое направление, которое изучается в университете - естественное или гуманитарное, - требует сегодня элементов, связанных с искусственным интеллектом. Одна из наших школ как раз будет разрабатывать в том числе и такие программы.

Где напрашиваются изменения? Например, в области исторических наук. Ведь здорово, когда можно заглянуть в пространство и время, увидеть то, что видели люди 5-7 веков назад. Здесь не обойтись без интеллектуальных поисковых систем. Казалось бы, гуманитарная наука, но сегодня она целиком пронизана "цифрой". Или структурная лингвистика, когда изучение и анализ текста требуют программных, математических подходов. Конечно, филологи должны иметь хотя бы начальное представление об этом. Медицина - и здесь сегодня без искусственного интеллекта никуда. К нам обращаются некоторые клиники: предлагают на основе баз данных рецептов и историй болезни за 20-40 лет, без доступа к персональным данным, конечно, делать анализ и прогноз по методам лечения. Здесь в ход идут и математика, и информатика. Искусственный интеллект - то, что, безусловно, в будущем войдет во все учебные программы в вузах.

А в школах? Преподавание информатики и математики изменится?

Виктор Садовничий: Я сам учился в школе, когда преподавание математики у нас было лучшим в мире. Вспомним абсолютно классические учебники Киселева, Ларичева. Я, ученик сельской школы, уже в 6 - 7-м классе решал задачи по Моденову - был такой сборник для поступающих в МГУ. Сейчас считается, что не обязательно знать математику. А ведь это основа всех наук! Математика нужна везде: при принятии государственных решений, в экономике, при исследовании экологических проблем, при решении космических задач. Я за то, чтобы вернуться к обсуждению стандарта примерных образовательных программ и усилить в них роль математики. Ведущие вузы могут в этом школам помочь. Например, в рамках проекта "МГУ - школе" наши профессора написали 300 учебников для школ.

А еще у вас был "малый" мехмат

Виктор Садовничий: Да, его еще в мои студенческие годы придумал наш профессор Израиль Моисеевич Гельфанд. В то время не было электронной связи. Но тем не менее мы, студенты, работали с тысячами школьников. Посылали задания по почте, также получали ответы. И знаете, эта работа поддерживала очень высокий уровень преподавания математики.

Нужно и вернуться к забытым способам работы университетов в школах, и придумать новые. Роль математики нужно поднимать. Потому что дальнейшее развитие всей науки связано с искусственным интеллектом, с мозгом. А это все - математика. Все требует точных подсчетов, точных прогнозов и моделей. Я пою гимн математике.

Вообще, нужно создать в обществе такое настроение, чтобы был интерес к науке, а бизнес понимал, что науку надо поддерживать. Ведь сейчас, к сожалению, финансирование науки у нас в основном бюджетное. Этого мало.

Защитная реакция

Вы в одном из своих интервью сказали, что заниматься наукой надо так, чтобы не было шанса остаться без денег. Так как это сделать, если бюджетных средств не хватает, а бизнес не идет навстречу?

Виктор Садовничий: До определенного времени, наверное, до защиты докторской, мне казалось, что ученому нужно только иметь возможность спокойно думать о науке. Но сейчас наука очень дорогостоящая. В науке надо получать такие результаты, которые будут поддержаны материально. Во всем мире принята грантовая система поддержки науки. И, конечно, если вы руководите хорошей научной школой, у вас хорошая заявка - ее надо использовать. Это же научная школа. Нужно поддерживать своих аспирантов, студентов, покупать оборудование. Чтобы не остаться без денег, надо заниматься серьезными исследованиями. И они будут замечены.

Принят резонансный закон об аспирантуре - теперь без диссертации не получить документ об окончании. Как изменится жизнь аспирантов?

Виктор Садовничий: Задача аспирантуры - подготовить ученого и зафиксировать его уровень в виде кандидата или доктора наук. В МГУ были случаи, когда первая защита "тянула" сразу на докторскую степень. Сегодня в МГУ в течение года защищается 30 процентов аспирантов. Это раза в два больше, чем в целом по стране.

Предзащита - это фактически макет диссертации, которая обсуждается на кафедре. Важно, чтобы это не стало формальностью. Посмотрим на процент защит. Думаю, что он повысится. Безусловно, это плюс: теперь уже при поступлении человек будет думать, готов ли он стать ученым или лучше использовать три года активной карьерной жизни где-то в другой сфере.

Я помню свои аспирантские годы. Это годы надежд на то, что ты будешь ученым. Я только об этом и думал: "надо доделать диссертацию, доказать теоремы, и, может, Академия наук возьмет на работу или университет". Вышло, что университет.

Мы поддерживаем это решение. Но впереди практическая работа.

Но написать и защитить научную работу можно, только если тебя не отвлекает ничто другое. А сегодня, по подсчетам экспертов, около 70 процентов аспирантов работают. Причем большинство - не по профилю. Стипендия аспиранта до стыдного мала.

Виктор Садовничий: Вы правы, многие работают, и часто эта работа не связана с его будущей научной специальностью. Что делать? Два пути. Повышать стипендию - мы с группой ректоров на заседаниях Российского союза ректоров несколько лет назад уже предлагали это. Прожить на 7-8 тысяч, которые аспирантам платят сегодня, нереально, если нет другого источника дохода. Второй путь - поддержка аспирантов через гранты, как именные, так и гранты, которые получают научные руководители на исследования и поддержку молодых ученых.

Считаю, что нужно и первое, и второе. Не так уж много аспирантов в стране, чтобы не повысить им стипендию. Можно одновременно повысить требования к поступающим в аспирантуру.

Ключевой вопрос

Сейчас у студентов горячая пора: сессия в онлайн-режиме. Как она проходит в МГУ? Что сейчас волнует больше всего?

Виктор Садовничий: Волнует удаленный режим. Технически все работает без сбоев. Это уже не март, когда все были буквально в шоке. Но удаленное обучение - это все-таки нагрузка: и на студентов, и на преподавателей. И те и другие, по сути, в сети 24 часа в сутки. Кто-то решает задачу и пишет вопрос преподавателю в мессенджер и соцсети. Знаю по своим детям - они преподают математику: приходится и в двенадцать ночи отвечать. И прочитать лекцию, например, по матанализу, в онлайне - непросто. Это же целая поэма. Раньше - два часа у доски с мелом, с эмоциями, глаза в глаза со студентами. Иногда с разрядкой какой-то, рассказом.

Знаю точно: дистант - не магистральный путь. Надо возвращаться к нормальной форме общения, обучения. В этом суть университета, его природа.

Говорят, что, возможно, в будущем диплом вуза станет полностью цифровым. Как вам такая перспектива?

Виктор Садовничий: Лет десять назад я был в Центральной библиотеке Парижа, где лежат раритеты XII-XIII века. Тогда мне сказали, что через какое-то время все эти книги переведут в электронный формат и в них уже не будет необходимости. У каждого все будет в компьютере. А я подумал: неужели не захочется взять в руки первое издание Шекспира, открыть, перевернуть страницу

С дипломами та же история для меня. У нас уже сегодня есть информационные системы с базой дипломов, в которых содержатся данные успеваемости студентов и так далее. Но, честно говоря, с возрастом, иногда хочется взять свой диплом об окончании университета, развернуть, подержать и вспомнить. Конечно, цифровые дипломы - это удобно. Но как дистанционное общение не заменит тепла личных встреч, как телевидение не заменит театр, так и цифра не заменит ощущения "корочки" диплома в руке.

Источник: Российская газета.

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.8)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju