Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ярослав Лисоволик

Д.э.н, член РСМД

Последние несколько лет пандемии убедительно продемонстрировали необходимость большей координации антикризисных стимулов между странами. Механизмы региональной интеграции, а также их институты развития имеют сравнительное преимущество перед национальными и глобальными институтами развития при управлении этими стимулами на региональном уровне. Кроме того, объём ресурсов региональных институтов развития в настоящее время превышает объём ресурсов, сосредоточенных в глобальных многосторонних организациях. В частности, сумма всех ресурсов региональных банков развития заметно превышает ресурсы Всемирного банка, а сумма ресурсов региональных финансовых механизмов (РФМ) превышает ресурсы Международного валютного фонда (МВФ). Включение стимулирующих мер региональных МФУ в пакет глобальных антикризисных мер позволит мировому сообществу в полной мере использовать все потенциальные ресурсы Глобальной сети финансовой безопасности (ГСФБ).

Растущее значение региональных факторов в мировой экономике повышает потребность в международной координации, в том числе посредством международных финансовых учреждений (МФУ), в первую очередь через региональные институты развития. К ним относятся, в частности, такие факторы, как распространение пандемии COVID, перебои в энергоснабжении, растущая потребность в решении экологических проблем и побочных эффектов, а также необходимость координации политики экономического стимулирования между странами. Региональные многосторонние институты развития предоставляют уникальные возможности для решения этих проблем при условии большей координации между различными региональными институтами и моделями интеграции и взаимосвязей, пишет Ярослав Лисоволик, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Последние несколько лет пандемии убедительно продемонстрировали необходимость большей координации антикризисных стимулов между странами. Механизмы региональной интеграции, а также их институты развития имеют сравнительное преимущество перед национальными и глобальными институтами развития при управлении этими стимулами на региональном уровне. Кроме того, объём ресурсов региональных институтов развития в настоящее время превышает объём ресурсов, сосредоточенных в глобальных многосторонних организациях. В частности, сумма всех ресурсов региональных банков развития заметно превышает ресурсы Всемирного банка, а сумма ресурсов региональных финансовых механизмов (РФМ) превышает ресурсы Международного валютного фонда (МВФ). Включение стимулирующих мер региональных МФУ в пакет глобальных антикризисных мер позволит мировому сообществу в полной мере использовать все потенциальные ресурсы Глобальной сети финансовой безопасности (ГСФБ).

Однако пока налицо отсутствие координации между региональными интеграционными структурами и их институтами развития. В частности, недостаточная горизонтальная координация между региональными интеграционными механизмами и региональными банками развития ограничивает возможности для глобальных и региональных инициатив. Возможно, также недостаточна и вертикальная координация между глобальными и региональными организациями, в частности между региональными банками развития и Всемирным банком, а также между ВТО и региональными торговыми соглашениями. Одним из возможных исключений в этом отношении является координация между МВФ и региональными механизмами финансирования, которая достаточно развита и в последние годы осуществлялась на полугодовой основе параллельно с ежегодными собраниями МВФ.

Одной из глобальных тенденций, которая, вероятно, будет способствовать созданию платформ между региональными банками развития, является экологическая повестка, которая выходит за рамки национальных границ и требует более тесного сотрудничества между странами и регионами. Создание общих портфелей «зелёных проектов», гармонизация стандартов региональных банков развития в отношении реализации таких проектов может улучшить перспективы достижения амбициозных экологических целей в ведущих странах с развитой экономикой и продвижения зелёной повестки в странах глобального Юга.

Появление новых проектов глобального масштаба, запущенных ведущими экономиками мира, также повышает роль региональных институтов развития в обеспечении большей взаимосвязанности таких проектов. В частности, Global Gateway ЕС, проект B3W (Build Back Better World), созданный странами G7, а также китайская инициатива «Пояс и путь»направлены на создание инфраструктурных связей на международной арене, причём решающая роль отводится региональным и национальным институтам развития. Однако всем этим грандиозным проектам не хватает элемента открытости и взаимодействия с другими региональными и глобальными инициативами. С такими проектами, как Global Gateway и B3W, направленными на конкуренцию с инициативой «Пояс и путь», многосторонние институты развития могут служить важными агентами обеспечения совместимости и синергии между этими инициативами.

В более общем плане, если глобальная экономика должна перейти от приоритетов количественных целей роста к качественным целям, таким как устойчивое и зелёное развитие, многосторонние финансовые учреждения должны играть более заметную роль. Чего не хватает в нынешней системе глобального управления, так это большей координации между региональными структурами – системы «синдицированного регионализма» (Regionalism Inc.), которая заполнила бы пробелы в региональном экономическом сотрудничестве. Процесс координации можно было бы институционализировать посредством более тесного сотрудничества между банками развития и другими учреждениями. Дополнение архитектуры глобального управления региональными блоками может послужить укреплению «несущих конструкций» здания глобальной экономики. До сих пор координации между региональными соглашениями практически не уделялось внимания, большая часть координации и регулирования была сосредоточена на уровне национальных государств или на уровне глобальных институтов. Процесс глобализации, основанный на интеграции и сотрудничестве между региональными блоками, может иметь то преимущество, что он является более устойчивым и инклюзивным по сравнению с парадигмой предыдущих десятилетий.



Источник: Международноый дискуссионный клуб «Валдай»

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся