Read in English
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Тимофей Бордачев

Д.полит.н., научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД

Политические системы ведущих стран Западной Европы находятся в положении, которое в прежние времена могло бы стать источником серьёзных революционных потрясений. Однако несколько десятилетий изменений, основной целью которых было сохранение всего в прежнем виде, оставляют у населения и элит исключительно мало возможностей для радикального поведения. Тем более что европейские страны ограничены в свободе своих внешнеполитических решений союзническими отношениями с США, а во внутренней политике связаны участием в общем рынке ЕС. Другими словами, крупнейшие страны Западной Европы сохраняют формальный суверенитет, но утеряли право на использование внешней политики для решения масштабных внутренних задач, что всегда вело к большим войнам.

Даже в случае с Великобританией, вышедшей из Евросоюза несколько лет назад, пространство для качественных изменений внутри практически отсутствует. Не просматривается даже идей, которые могли бы стать концептуальной основой для таких изменений. И здесь положение видится более драматичным, чем во Франции, где можно, в принципе, ожидать развития политической системы по условному «бельгийскому» или «итальянскому» варианту: без способности одной из партий сформировать устойчивое правительство. Частичная утрата суверенитета над экономической политикой, как это ранее произошло в Италии, оставляет шанс на сохранение стабильности даже при полной деградации традиционной политической системы. В Великобритании фактора участия в общем рынке уже нет, власти сами должны определять макроэкономическую политику. Но они сталкиваются с теми же структурными вызовами, что и их соседи на континенте.

Правящие элиты Европы конкурируют друг с другом за право наибольшей сопричастности к решениям, которые будут определять распределение ресурсов внутри действительно «коллективного Запада». Франция здесь, очевидно, проиграла. По поводу Великобритании ясности нет. В качестве победителя внутриевропейской конкуренции пока видится Германия, пишет  Тимофей Бордачёв, программный директор клуба «Валдай».

 

Политические системы ведущих стран Западной Европы находятся в положении, которое в прежние времена могло бы стать источником серьёзных революционных потрясений. Однако несколько десятилетий изменений, основной целью которых было сохранение всего в прежнем виде, оставляют у населения и элит исключительно мало возможностей для радикального поведения. Тем более что европейские страны ограничены в свободе своих внешнеполитических решений союзническими отношениями с США, а во внутренней политике связаны участием в общем рынке ЕС. Другими словами, крупнейшие страны Западной Европы сохраняют формальный суверенитет, но утеряли право на использование внешней политики для решения масштабных внутренних задач, что всегда вело к большим войнам.

Даже в случае с Великобританией, вышедшей из Евросоюза несколько лет назад, пространство для качественных изменений внутри практически отсутствует. Не просматривается даже идей, которые могли бы стать концептуальной основой для таких изменений. И здесь положение видится более драматичным, чем во Франции, где можно, в принципе, ожидать развития политической системы по условному «бельгийскому» или «итальянскому» варианту: без способности одной из партий сформировать устойчивое правительство. Частичная утрата суверенитета над экономической политикой, как это ранее произошло в Италии, оставляет шанс на сохранение стабильности даже при полной деградации традиционной политической системы. В Великобритании фактора участия в общем рынке уже нет, власти сами должны определять макроэкономическую политику. Но они сталкиваются с теми же структурными вызовами, что и их соседи на континенте.

Состоявшиеся в начале июня выборы в Европейский парламент оказались важным этапом в развитии Европы потому, что антисистемной оппозиции удалось добиться особенно существенных результатов в стране, которая десятилетиями считалась основным политическим лидером ЕС – Франции. Вслед за неудачным выступлением своей партии на этих выборах президент Эммануэль Макрон принял решение о роспуске парламента и назначении новых национальных выборов в ближайшее время. Пока успех на этих выборах также сулят оппозиционным силам: правым и левым объединениям, главная цель которых – это свержение президента Макрона и изгнание его команды. И, судя по прогнозам, у оппозиции есть реальные шансы на то, чтобы получить большинство мест в Национальном собрании.

Но вряд ли стоит ожидать падения самого Макрона. В случае, если результаты выборов окажутся такими, как предсказывается, впервые в истории Пятой республики (то есть после 1958 года) может возникнуть ситуация, при которой в парламенте не будет политической силы, способной самостоятельно сформировать правительство. Пока самые драматические прогнозы говорят о вероятности создания «технократического» кабинета из экспертов без чётко выраженной партийной принадлежности.

Это станет вполне закономерным продуктом развития страны за последние пару десятилетий: в оценках социально-экономического положения Франция уже перешла в категорию «южная Европа».

Беспартийное правительство экспертов при полностью потерявшем общественную поддержку президенте – это вполне ожидаемый шаг на пути утери суверенитета уже не только над вопросами внешней политики, но и во внутренних делах. Кабинет, который не будет отражать волю избирателей, представляет собой временную администрацию, согласующую свои решения с Брюсселем и США. Такой сценарий – не страшилка, а наиболее предпочтительный выход из политического кризиса, в который Франция погружалась со второй половины 2000-х годов.

В Великобритании выборы запланированы на 4 июля, и прогнозы также обещают правящей партии сокрушительное поражение. При этом совершенно не очевидно, располагают ли оппоненты уходящего правительства идеями и рецептами изменения внутренней ситуации, главным признаком которой является постоянное снижение уровня жизни. Скорее всего, у лейбористов и их потенциальных союзников из числа либеральных демократов нет программы, как вывести страну из затянувшегося кризиса. И в данном случае любое новое правительство также окажется временным кабинетом, хоть и получившим поддержку жителей королевства.

На протяжении последних нескольких лет правящие элиты ведущих держав Западной Европы находятся в двойственном положении. С одной стороны, они полностью отдают себе отчёт в том, что национальные политические и экономические системы утеряли свою способность справляться с возникающими вызовами. Разочарование граждан ведёт к популярности радикальных движений, но пока это вполне контролировалось традиционным истеблишментом. В большинстве случаев так называемые «популисты» либо интегрировались в «мейнстрим», либо решительно оттеснялись на обочину. В слабых экономически странах – от Греции до Испании или Италии – это облегчалось самим по себе отсутствием возможности для радикальных поворотов во внутренней и внешней политике. Теперь пришла очередь Франции, где экономическое ослабление также приводит к завершению любых игр в реальный суверенитет.

С другой стороны, в Западной Европе понимают и отсутствие возможностей для сущностных изменений, которые могли бы снять хотя-бы часть проблем, вызывающих разочарование и недовольство граждан.

По мере снижения способности Запада контролировать остальной мир и извлекать их этого материальные выгоды набирает обороты процесс его внутренней консолидации.

Это значит, что от национальных политических систем уже не требуется способность к творческому поиску решений, вызывающих обеспокоенность общества. Такой переход является исключительно болезненным, но, видимо, неизбежен в контексте усиления глобальной конкуренции и давления на Запад со стороны Китая и других крупных развивающихся стран.

Военно-политический конфликт с Россией – это только незначительное проявление такой консолидации. Он, как и всеобщая мобилизация в период коронавируса, представляет собой один из инструментов консолидации. Но не является ее целью или важнейшим направлением усилий в будущем. Консолидация Запада не происходит вдруг или в соответствии с единым сценарием. Для нее в Европе существует институциональная база в виде структур Европейского союза, лучше справляющихся со своими задачами, чем национальные правительства – со своими.

Правящие элиты Европы конкурируют друг с другом за право наибольшей сопричастности к решениям, которые будут определять распределение ресурсов внутри действительно «коллективного Запада». Франция здесь, очевидно, проиграла. Признаком этого стало, в числе прочего, недавнее стремительное сворачивание позиций Парижа в Африке – традиционном ареале французского влияния после Второй мировой войны. По поводу Великобритании ясности нет. Но могут быть подозрения, что выход из Евросоюза оказался только средством зарезервировать за собой прямой доступ к управлению всем Западом, а не полностью самостоятельной роли в мировых делах. Пока в качестве победителя внутриевропейской конкуренции видится Германия – страна, где истеблишмент справляется с экономическими вызовами, хоть и не без проблем, и балансирует на грани сохранения промышленной базы экономики.

Германия намного могущественнее своих соседей в экономическом отношении, что оставляет для неё возможности стать главным европейским координатором общезападной стратегии развития в новых условиях. Во всяком случае, именно на немецкой почве мы можем в будущем увидеть новые формы в политике, государственном управлении и регулировании экономической деятельности. Сейчас еще невозможно сказать, как они будут выглядеть. Весьма вероятно, что произойдет дальнейшее сближение Берлина и Брюсселя, как главных европейских игроков. Но уже становится понятно, что не стоит ждать появления новых изводов уже существовавших систем управления в Западной Европе. Они, скорее всего, будут плавно заменяться порядками, более адекватно отражающими положение Европы в мировой экономике и политике.



Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай»

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju