На пути перехода к государственному строительству в Сирии предстоит преодолеть большое нагромождение препятствий с различных сторон. И здесь Россия способна сыграть ведущую роль в качестве связующего и координирующего центра. В противном случае поезд сирийского урегулирования может сойти с женевской колеи, считает Александр Аксенёнок, вице-президент Российского совета по международным делам.
27 октября в Стамбуле завершился четырёхсторонний саммит Россия – Турция – Франция – Германия, посвящённый урегулированию сирийского вопроса. А накануне, 26 октября, в Москве состоялись не менее важные в рамках сирийского урегулирования встречи делегации сирийского Комитета по переговорам во главе с Насером аль-Харири с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и заместителем министра Михаилом Богдановым.
Встречи с Харири проводились и раньше в рамках нацеленности России на поддержание политического диалога с патриотически настроенной частью сирийской оппозиции, склонной мыслить реалистическими категориями.
Нынешний момент в развитии сирийского конфликта, когда складываются условия, чтобы перенести центр тяжести международных усилий на политическую составляющую, имеет между тем особую значимость.
Как отмечено в сообщении по итогам встреч, с российской стороны подтверждена приверженность суверенитету, независимости и территориальной целостности Сирии, а также нацеленность на эффективное содействие налаживанию инклюзивного межсирийского диалога на основе резолюции 2254 Совета Безопасности ООН и решений Конгресса сирийского национального диалога в Сочи.
Визит представителей сирийского Комитета по переговорам прошёл на фоне заметной активизации России на этом направлении в двусторонних и многосторонних форматах с ведущими глобальными и региональными игроками в Сирии (Германией, Францией, Турцией, Ираном, Саудовской Аравией, Катаром).
В центре напряжённых обсуждений находились такие судьбоносные для будущего Сирии вопросы, как её государственно-политическое устройство и соответственно определение состава Конституционного комитета и решение проблемы очага терроризма в Идлибе таким образом, чтобы максимально избежать гуманитарных последствий и не заблокировать миротворческий процесс. С продвижением этого процесса тесно связаны и перспективы возвращения беженцев, дальнейшего экономического восстановления страны, понёсшей наиболее разрушительные материальные и людские потери за время семилетней гражданской войны и борьбы с международным терроризмом.
Наращивание усилий международного сообщества проходит в условиях, когда переговоры, который по резолюции 2254 СБООН должны вестись при посредничестве ООН, но между самими сирийцами, зашли в тупик, не начавшись по существу. Стороны так и не смогли отойти от максималистских позиций и встать на путь взаимоприемлемых компромиссов.
Конгресс национального диалога, состоявшийся по инициативе России в Сочи, дал надежду на то, что в скором времени может быть сформирован Конституционный комитет и начнётся совместная работа по подготовке проекта конституции Сирии. Однако правительство и оппозиция в лице сирийского комитета по переговорам направили списки своих представителей в состав Комитета с большим опозданием. Это значительно осложнило возложенную на спецпредставителя Генерального секретаря ООН Стефана де Мистуру миссию по составлению третьего списка из представителей различных общественных организаций, так называемых независимых, напрямую не связанных ни с правительством Сирии, ни с оппозицией. Согласно достигнутым договорённостям, критерии отбора и процедуры определяются под эгидой ООН.
Можно полагать, что весь этот комплекс межсирийских разногласий вокруг запуска конституционного процесса был предметом обсуждений с оппозицией в Москве. Комитет по переговорам, созданный в ноябре 2017 года в Эр-Рияде из 50 членов, представляющих несколько оппозиционных платформ и организаций в Сирии и за рубежом, испытывает в последнее время сильное давление со стороны радикальной части оппозиции, призывающей не делать уступок и вести борьбу с «преступным режимом» до победного конца.
Есть трудности и со стороны правительства Сирии. Накануне в Дамаске побывала высокопоставленная российская делегация во главе со спецпредставителем президента по Сирии. Доклад международного посредника на прошедшем 26 октября в Нью-Йорке заседании Совета Безопасности об итогах своих переговоров с сирийским руководством показал (и Де Мистура сказал об этом прямо), что Дамаск отказывается принять подготовленный, по мнению ООН, «сбалансированный и инклюзивный» третий список и в целом рассматривает подготовку конституции как «чисто суверенное дело» сирийского народа без «какого-либо иностранного вмешательства».
Переход к политической фазе проходит – кроме того – в обстановке военно-политической неопределённости вокруг провинции Идлиб, где сохраняется последний крупный террористический очаг.
В рядах вооружённой оппозиции произошёл раскол на почве отношения к требованиям гарантов астанинской тройки (Россия, Турция, Иран) о создании демилитаризованной зоны, предполагающей в том числе отход боевиков с занимаемых ими позиций и вывод тяжёлого вооружения. В этих условиях такое политическое крыло оппозиции как комитет по переговорам, признанный в качестве партнёра в переговорном процессе, призвано сделать правильный выбор с какими бы внутренними трудностями в своих рядах и обвинениями в «предательстве интересов революции» оно ни сталкивалось.
Похоже, на пути перехода к государственному строительству предстоит преодолеть большое нагромождение препятствий с различных сторон. Убедить правительство Сирии и разрозненную политическую оппозицию начать работу над конституцией в качестве первого шага вряд ли под силу одной стороне из числа множества сил, вовлечённых в сирийский конфликт. Необходимо выстроить влиятельный международный консенсус в поддержку скорейшего начала работы Конституционного комитета в том формате, который прописан резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН.
И здесь Россия способна сыграть ведущую роль в качестве связующего и координирующего центра. В противном случае поезд сирийского урегулирования может сойти с женевской колеи.
Перевод стрелки на другие пути, к другому пункту назначения чреват «авариями» и непредсказуемыми дорожными происшествиями.
Источник:
Международный дискуссионный клуб Валдай