Наступила новая эпоха, когда «граждане мира» должны понять, что они граждане чего-то более конкретного. О России «столичной», «воюющей», «глубинной» и «уехавшей» Фёдор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», рассказал проекту «Голосовое сообщение». Смотрите видео, читайте краткие тезисы.
Наступила новая эпоха, когда «граждане мира» должны понять, что они граждане чего-то более конкретного. О России «столичной», «воюющей», «глубинной» и «уехавшей» Фёдор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», рассказал проекту «Голосовое сообщение». Смотрите видео, читайте краткие тезисы.
***
Идёт большая военная компания, по масштабам многие сравнивают её уже даже не с локальными военными конфликтами, а с гораздо большими войнами прошлого.
Россия «столичная» максимально старается жить, как она раньше жила. И, надо сказать, мне кажется, что руководство страны её в этом поощряет – то есть нет задачи, фигурально выражаясь, всех поставить под ружьё. Правильно это или нет – следующий вопрос.
А вот что касается России «воюющей» и России «глубинной» – в некоторой степени они пересекаются. «Столичная», наверное, отличается от них прежде всего тем, что она мало участвует собственно в боевых действиях. А вот Россия «глубинная», конечно, ощущает воздействие этой кампании гораздо больше.
***
Наступила новая эпоха – эпоха, когда «граждане мира» начинают испытывать проблемы и должны понять, что они граждане чего-то более конкретного. Это не означает того, что мир закроется, развалится на куски – ни в коем случае, это просто невозможно. Но будет совершенно другое устройство.
***
Для меня есть достаточно чёткая грань: я думаю, что быть пацифистом – это нормально и, наоборот, ненормален ура-патриотизм, который выхватывает шашку и начинает звать куда-то. В принципе, это противоестественно: людям свойственно хотеть жить, а не умирать. Я понимаю, что бывают ситуации, когда приходится, но ставить это задачей нельзя. Поэтому меня, честно говоря, смущают многие процессы, которые у нас идут: когда людей, которые не поддерживают СВО, автоматически зачисляют в иноагенты или ещё куда. На мой взгляд, это очень расточительно – среди них есть масса прекрасных людей, которые являются патриотами, но которые полагают, что происходящее не служит поставленным целям.
Что я не могу принять и никогда не приму – это поддержка противника, врага, когда говорится (в основном это сейчас говорят те, кто уже не здесь и относится к той самой России «уехавшей») о необходимости поражения России. Это говорится против страны, в которой ты родился, жил. И здесь проходит очень чёткая грань.
Конечно, в условиях тяжёлых боевых действий пацифистские взгляды рассматриваются как антигосударственные. И, наверное, тут ничего не сделаешь: не мы первые – не мы последние, но надо понимать, что это очень большая разница.
***
Одна из форм выживания в условиях острейшего кризиса – сохранение каких-то элементов нормальной повседневности. Сейчас степень привыкания у нас уже достаточно высока, а вот по поводу осознания – здесь всё осложняется тем, что, прямо скажем, у нас не очень чёткое целеполагание. Это имеет определённый военно-политический смысл, но процессу осознания не помогает.
Что будет дальше – не очень понятно, потому что, конечно, никто не рассчитывал, что это всё затянется так надолго. Но, к сожалению, в данном случае истина хорошо известна – ни одна военная кампания не идёт по плану. Она подтвердилась.
***
Недавно опубликованная новая Концепция внешней политики Российской Федерации по понятным причинам очень сильно отличается от того, что было раньше. Там написано, что Россия – это самобытное государство-цивилизация. Если уж мы полагаем себя самобытной цивилизацией, то это означает, что мы можем и должны себе позволить обращать гораздо меньшее внимание на то, как другие на нас реагируют. Одна из проблем российского сознания – и политического, и общественного – мы чрезвычайно нервно прислушиваемся к тому, кто и что про нас сказал. Цивилизация так себя не ведёт – ей, грубо говоря, наплевать.