Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Михаил Швыдкой

Специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям, член РСМД

Безусловно, важную роль в сфере культуры играет принятая три года назад федеральная Программа по развитию театрального искусства Дальнего Востока, которую продлили до 2026 года включительно. Ее инициатором стал Евгений Миронов и Театр Наций, она получила поддержку президента РФ В.В. Путина и уже сейчас дала первые плоды. Сегодня к местным мастерам присоединяются лучшие педагоги московских театральных вузов, столичные режиссеры. Они помогают студентам совершенствоваться в сценической речи, движении, предлагают новые методики профессиональной подготовки, ставят дипломные спектакли. Буквально несколько дней назад в Институте искусств показали новую версию пьесы Э. Радзинского "104 страницы про любовь", над которой вместе с владивостокскими студентами работал главный режиссер московского Театра на Покровке Михаил Милькис.

Понятно, что такого рода "педагогические десанты" не решат всех проблем театрального образования на Дальнем Востоке, но они задают тот уровень, который важен в формировании молодого артиста. И такую же роль играют спектакли Тихоокеанского международного театрального фестиваля, созданного также по инициативе Е. Миронова при поддержке В. Шадрина. Они становятся камертоном художественной жизни Владивостока, как выясняется, не такого уж и далекого и точно нашенского.

Когда на тридцать два часа попадаешь во Владивосток из Москвы, а потом летишь обратно, то время не только сжимается, но растягивается тоже. Ты успеваешь вспомнить, что был здесь последний раз двадцать лет назад и всегда прилетал в осеннюю или зимнюю непогоду, когда город казался покрытым серой промозглой изморозью. Что город и край в конце прошлого века требовали после своего открытия миру капитального ремонта - учреждений культуры и науки это касалось в первую очередь. Что надо было думать о новых молодых людях, готовых ехать на Дальний Восток - энтузиазм тех, кто приехал сюда в 50-70-е годы, явно поубавился.

Но на минувшей неделе безмятежные океанские заливы в лучах теплого сентябрьского солнца манили не только владельцев парусников и гребных шлюпок, но и просто любителей забраться в океанские воды, которые казались действительно тихими. И хотя память подсказывает, что Владивосток всегда был городом военных моряков, что он живет напряженной трудовой жизнью, ощущение курортной неги обрушивается на приезжего, какой бы напряженный график ни ждал его впереди.

Расстояние имеет целительное свойство притуплять боль. Летел из Москвы, погруженный в невеселые думы о судьбах Южного Кавказа, о моих друзьях, живущих и в Азербайджане, и в Армении. О российских миротворцах, по которым в Карабахе бьют, по существу, с обеих сторон. О СВО на Украине, которая, что бы ни происходило в обычной жизни, определяет наше бытие. Да и многом другом, чего накопилось за не короткую жизнь. Все это и во Владивостоке осталось со мной, но новизна города обрушилась на меня - край далекий открылся своими красотами и неведомым прежде ритмом жизни.

Новый кампус Дальневосточного федерального университета, которому позавидует любой российский, да и не только российский вуз. Еще только строящийся футуристических очертаний кластер для филиалов московской Академии хореографии и московской же Центральной музыкальной школы, Российского института сценических искусств, столичных музеев. Современное здание Приморской сцены Мариинского театра, собравшее музыкантов, вокалистов и артистов балета со всей страны, строго отобранных В. Гергиевым и его помощниками. Достаточно только этих центров притяжения на научной и культурной карте города, чтобы стало понятно, сколь важные изменения он претерпел за последнее десятилетие. В город приехали молодые поколения представителей культуры, науки, образования, что ни могло не повлиять на формирование новой творческой атмосферы.

И это при том, что в столице края немало институций, которые имели некогда всесоюзное, а ныне всероссийское значение. Например, Институт искусств, который готовил музыкантов для филармонических коллективов и детских музыкальных школ. Его выпускники пополняли труппы не только Драматического театра имени М. Горького и Молодежного театра во Владивостоке, театров Уссурийска, но и отправлялись искать счастья в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск. Молодые художники еще до окончания оказывались в гуще профессиональной жизни. Дальневосточное отделение РАН, основанное в 1932 году, включает десятки институтов, где работают почти восемь тысяч человек. И деятельность уже сложившихся образовательных, научных, культурных центров должна сопрягаться с теми новыми учреждениями, которые созданы во Владивостоке совсем недавно по решению федерального центра, что далеко не так просто, как порой кажется. Здесь важно исключать дублирование профессий, при этом открывая новые ниши занятости. И одновременно формировать среду, без которой мертва и художественная, и научная жизнь. Важно понимать, что одной из серьезных проблем Дальнего Востока остается ограниченность человеческих ресурсов. В Приморском крае, по данным Росстата 2023 года, проживает 1 820 076 человек - понятно, что далеко не все из них собираются посвятить свою жизнь искусству и науке. При этом не стоит забывать, что в Дальневосточном федеральном округе с населением около 8 млн человек специалистов с высшим образованием в сфере культуры и искусства готовят еще в трех городах - в Хабаровске, Якутске и Улан-Удэ. Но самые амбициозные абитуриенты отправляются искать счастья в европейскую часть страны.

Безусловно, важную роль в сфере культуры играет принятая три года назад федеральная Программа по развитию театрального искусства Дальнего Востока, которую продлили до 2026 года включительно. Ее инициатором стал Евгений Миронов и Театр Наций, она получила поддержку президента РФ В.В. Путина и уже сейчас дала первые плоды. Сегодня к местным мастерам присоединяются лучшие педагоги московских театральных вузов, столичные режиссеры. Они помогают студентам совершенствоваться в сценической речи, движении, предлагают новые методики профессиональной подготовки, ставят дипломные спектакли. Буквально несколько дней назад в Институте искусств показали новую версию пьесы Э. Радзинского "104 страницы про любовь", над которой вместе с владивостокскими студентами работал главный режиссер московского Театра на Покровке Михаил Милькис.

Понятно, что такого рода "педагогические десанты" не решат всех проблем театрального образования на Дальнем Востоке, но они задают тот уровень, который важен в формировании молодого артиста. И такую же роль играют спектакли Тихоокеанского международного театрального фестиваля, созданного также по инициативе Е. Миронова при поддержке В. Шадрина. Они становятся камертоном художественной жизни Владивостока, как выясняется, не такого уж и далекого и точно нашенского.

Источник: Российская газета.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся