Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Кузнецов

Член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, врио директора ИНИОН РАН, член РСМД

Еще 10-15 лет назад очень многие и в России, и в соседних государствах скептически воспринимали перспективы любых интеграционных проектов на постсоветском пространстве. На мой взгляд, сказывалось давление европоцентричного взгляда – эти интеллектуальные шоры не позволяли увидеть альтернативные пути успешной интеграции в Евразии, отличные от схем, отработанных в рамках Европейского союза. Не случайно, со стороны отечественных востоковедов такого скепсиса почти не наблюдалось, а в 2015 г. отделение глобальных проблем и международных отношений Российской академии наук приняло решение о присуждении Г.И. Чуфрину весьма почетной премии имени Е.С. Варги за монографию «Очерки евразийской интеграции». В ней известный академик (тогда еще членкор РАН) показывал нераскрытый потенциал сближения стран региона . Со стороны специалистов по мировой экономике, изучавшим реальные факты взаимодействия бизнеса в ареале Большой Евразии, также удавалось медленно, но неуклонно объяснять уже достигнутые успехи и нераскрытые преимущества интеграции России, Казахстана и других участников региональных евразийских проектов . Разрыв многих географически протяженных трансграничных цепочек создания стоимости в период пандемии COVID-19, а затем обострение геополитической турбулентности начиная с 2022 г. заставили большинство экспертов по-новому взглянуть на механизмы развития региональной интеграции в условиях меняющегося мироустройства.

Прежде всего в очередной раз стало ясно, что экономический детерминизм опасен. Успех региональной интеграции базируется не только на сугубо финансовой выгоде, но и на грамотном использовании культурно-исторической близости взаимодействующих соседних стран. Кроме того, никакие экономические конструкции не могут успешно существовать, если не обеспечен достаточный для соответствующего макрорегиона уровень безопасности. Вместе с тем движение к полицентричному мироустройству означает большее внимание к интересам самых разных стран, а не только доминирующих глобальных и региональных держав. Это означает недопустимость любых чрезмерно жестких схем региональной интеграции, столь любимых в евроатлантическом ареале, где даже ЕС в последнее время отчасти становится придатком НАТО.

Еще 10-15 лет назад очень многие и в России, и в соседних государствах скептически воспринимали перспективы любых интеграционных проектов на постсоветском пространстве. На мой взгляд, сказывалось давление европоцентричного взгляда – эти интеллектуальные шоры не позволяли увидеть альтернативные пути успешной интеграции в Евразии, отличные от схем, отработанных в рамках Европейского союза. Не случайно, со стороны отечественных востоковедов такого скепсиса почти не наблюдалось, а в 2015 г. отделение глобальных проблем и международных отношений Российской академии наук приняло решение о присуждении Г.И. Чуфрину весьма почетной премии имени Е.С. Варги за монографию «Очерки евразийской интеграции». В ней известный академик (тогда еще членкор РАН) показывал нераскрытый потенциал сближения стран региона . Со стороны специалистов по мировой экономике, изучавшим реальные факты взаимодействия бизнеса в ареале Большой Евразии, также удавалось медленно, но неуклонно объяснять уже достигнутые успехи и нераскрытые преимущества интеграции России, Казахстана и других участников региональных евразийских проектов . Разрыв многих географически протяженных трансграничных цепочек создания стоимости в период пандемии COVID-19, а затем обострение геополитической турбулентности начиная с 2022 г. заставили большинство экспертов по-новому взглянуть на механизмы развития региональной интеграции в условиях меняющегося мироустройства.

Прежде всего в очередной раз стало ясно, что экономический детерминизм опасен. Успех региональной интеграции базируется не только на сугубо финансовой выгоде, но и на грамотном использовании культурно-исторической близости взаимодействующих соседних стран. Кроме того, никакие экономические конструкции не могут успешно существовать, если не обеспечен достаточный для соответствующего макрорегиона уровень безопасности. Вместе с тем движение к полицентричному мироустройству означает большее внимание к интересам самых разных стран, а не только доминирующих глобальных и региональных держав. Это означает недопустимость любых чрезмерно жестких схем региональной интеграции, столь любимых в евроатлантическом ареале, где даже ЕС в последнее время отчасти становится придатком НАТО.

При таком раскладе становится понятно, что кропотливо создававшийся с 1990-х годов фундамент большой евразийской интеграции в существенной мере соответствует новым реалиям. Мы имеем несколько параллельных структур, ядро которых более-менее совпадает – в частности, пятерка ЕАЭС для преимущественно экономического взаимодействия (причем ряд экономических институтов включает большее число соседних стран – например, Евразийский банк развития также Таджикистан и Узбекистан), ОДКБ как основа безопасности в регионе и СНГ как зонтик для мягкого, но многоформатного интеграционного взаимодействия. Гибкость евразийской интеграции придает наличие на более обширном ареале (но без Армении) проекта ШОС, который в ряде сфер всё больше балансируется расширенным БРИКС, куда помимо России из стран СНГ никто не входит, но наличие Индии и присоединение Ирана фактически притормаживают экспансию Китая.

При этом ОДКБ в силу своей более чем двадцатилетней истории, равно как и накопленному багажу позитивных результатов оказывается одной из главных опор евразийской интеграции, особенно если не предъявлять к этой организации требований жесткого и гомогенного военного союза, коим она всерьез никогда и не замышлялась. ОДКБ может быть достаточно эффективна при решении того перечня проблем безопасности, на который она изначально нацеливалась. Нельзя не согласиться с профильными экспертами, что ОДКБ неплохо справляется с задачей профилактики нелегальной миграции, сдерживает неконтролируемый рост организованной преступности и торговли наркотиками, пресекает инфильтрацию на свою территорию вооруженных отрядов исламских экстремистов, борется с террористическим подпольем .

Полагаю, что в немалой степени успех ОДКБ всегда определялся не только объективными историческими и внешнеполитическими предпосылками, а также понятной сферой ответственности организации, но и персональным фактором, который раньше иногда умышленно пытались недооценивать. Разумеется, нельзя не отметить стартовый заряд для развития ОДКБ, который обеспечил первый Генсек ОДКБ Н.Н. Бордюжа. Однако у каждого периода свои сложности и задачи, причем на долю нынешнего Генсека ОДКБ И.Н.Тасмагамбетова выпала особая миссия сохранить важную роль ОДКБ как фундамента коллективной безопасности в регионе на фоне ведения Россией Специальной военной операции на Украине. Символично, что Имангали Нургалиевич – первый Генсек ОДКБ, не являющийся генералом, зато в его богатом послужном списке много ответственных постов разного функционала, включая должность премьер-министра Республики Казахстан.

Не случайно, что при И.Н. Тасмагамбетове Секретариат ОДКБ демонстрирует более активную гражданско-экспертную повестку: проведение круглых столов, приглашение академического сообщества и аналитиков для обсуждения «формирующейся архитектуры международных отношений». Подобная практика расширения сотрудничества позволяет легитимизировать принятие решений посредством экспертного подхода, а также интегрировать научные подходы и академическое сообщество в целом в практическую деятельность ОДКБ. Нельзя не отметить усиление роли и востребованности практических инструментов: обмен данными, совместные тренировки, целевые операции по киберугрозам. Это позволяет говорить о трансформации Секретариата из привычно координирующего, в функционально-операционный центр. И.Н. Тасмагамбетов подчеркивает необходимость совершенствования организационных механиствов секретариата и консультативных органов ОДКБ, чтобы они могли быстрее реагировать на существующие вызовы, в том числе такие новые, как угрозы в киберсфере.

Особо подчеркну, что при И.Н. Тасмагамбетове ОДКБ активизирует взаимодействие с ООН, СНГ, ШОС и другими организациями. Данная политика усиливает роль ОДКБ в глобальной и региональной системах коллективной безопасности. Также это говорит о видении ОДКБ в качестве не только военно-политического, но и дипломатического института, способного укреплять архитектуру безопасности Евразии. Нельзя не согласиться с тезисами, которые нынешний Генсек ОДКБ сам сформулировал в одном из наиболее известных российских научных изданий по внешнеполитической тематике: «Главная задача ОДКБ на обозримую перспективу заключается в усилении роли и значимости Организации в меняющейся системе международных отношений, сохраняя приверженность устоявшимся принципам, приоритетам и при этом соответствуя современному контексту региональной и глобальной безопасности. Основные усилия Организации будут направлены на выработку новых подходов к превентивному воздействию на кризисные ситуации и эффективное разрешение существующих в ее зоне ответственности проблем» .

Разумеется, безопасность, которую способна обеспечить ОДКБ, будет значимым условием прогресса и в области экономической интеграции, причем важно отметить, что речь идет не только о постсоветском пространстве, но и углублении связей России и государств Центральной Азии с партнерами в Южной и Юго-Западной Азии, которые ученые возглавляемого мною Института научной информации по общественным наукам РАН расценивают как очень важный вектор политики «разворота на Восток». Последнее особенно важно в случае успешной реализации планов, связанных с полноценным запуском международного транспортного коридора «Север-Юг».


Сноски:

Чуфрин Г.И. Очерки евразийской интеграции. – Москва: Весь мир, 2013. – 128 с.

Кузнецов А.В. Российские прямые инвестиции как фактор евразийской интеграции // Вопросы экономики. – 2014. – № 8. – С. 58-69; Кузнецов А.В., Квашнин Ю.Д. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ – 2015. – Санкт-Петербург, ЕАБР, 2015. – 54 с.

Кривопалов А.А. ОДКБ на исходе второго десятилетия своей истории // Мировая экономика и международные отношения. – 2021. – Том 65, №7. – С. 126-134.

Тасмагамбетов И.Н. ОДКБ: неизменные приоритеты в условиях меняющегося миропорядка // Международная жизнь. – 2024. – №2. – С. 18-27.



Источник: Союзники. ОДКБ

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju