Ограничения, связанные с распространением COVID-19, сильнее, чем когда бы то ни было, сместили акцент в международном сотрудничестве российских государственных структур, научно-образовательных учреждений, фондов и неправительственных организаций в сторону цифрового формата. Все это происходило на фоне обострения ситуации по периметру ближнего зарубежья, в зоне стратегических интересов России (протестное движение в Белоруссии, очередная смена власти в Киргизии, вооруженное противостояние в Нагорном Карабахе). И все эти факторы оживили дискуссию относительно эффективности применяемой модели взаимодействия с соседями посредством инструментов «мягкой силы» и миротворческого потенциала.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров констатировал, что такие внешние игроки, как США, «в странах постсоветского пространства… откровенно продвигают антироссийскую повестку». Он посетовал на существенное отставание от американцев в масштабах финансирования и применения инструментария «мягкой силы», которую глава внешнеполитического ведомства обозначил как «практическую форму народной дипломатии». Однако работа в этой сфере, безусловно, ведется и будет продолжаться, причем важнейшая роль в продвижении российских интересов в гуманитарной сфере принадлежит образовательному сотрудничеству. По линии как СНГ, так и Союзного государства России и Беларуси декларируется значимая цель – формирование общего образовательного пространства.
Ограничения, связанные с распространением COVID-19, сильнее, чем когда бы то ни было, сместили акцент в международном сотрудничестве российских государственных структур, научно-образовательных учреждений, фондов и неправительственных организаций в сторону цифрового формата. Все это происходило на фоне обострения ситуации по периметру ближнего зарубежья, в зоне стратегических интересов России (протестное движение в Белоруссии, очередная смена власти в Киргизии, вооруженное противостояние в Нагорном Карабахе). И все эти факторы оживили дискуссию относительно эффективности применяемой модели взаимодействия с соседями посредством инструментов «мягкой силы» и миротворческого потенциала.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров констатировал, что такие внешние игроки, как США, «в странах постсоветского пространства… откровенно продвигают антироссийскую повестку». Он посетовал на существенное отставание от американцев в масштабах финансирования и применения инструментария «мягкой силы», которую глава внешнеполитического ведомства обозначил как «практическую форму народной дипломатии». Однако работа в этой сфере, безусловно, ведется и будет продолжаться, причем важнейшая роль в продвижении российских интересов в гуманитарной сфере принадлежит образовательному сотрудничеству. По линии как СНГ, так и Союзного государства России и Беларуси декларируется значимая цель – формирование общего образовательного пространства.
Опыт ряда постсоветских государств показывает, что утрата возможности тесного взаимодействия по научно-образовательной линии резко сужает коридор возможностей эффективного диалога с подрастающим поколением, сохранения в молодежной среде соседей в ближнем зарубежье общей исторической памяти, поддержки русскоязычного пространства.
Достаточно распространенным среди российских экспертов является мнение об изначальной утопичности идеи общего образовательного пространства, особенно в контексте межгосударственных различий в исторической и языковой политике. Эти факторы действительно представляют серьезное препятствие. Но есть и другие вопросы, требующие возможной корректировки сугубо отечественных подходов.
В частности, несмотря на разработку ряда доктринальных документов, направленных на поддержку экспорта российского, в том числе русскоязычного, образования соотечественников, наша страна по-прежнему находится в поиске оптимальной формы развития и международного позиционирования собственной научно-образовательной системы. В известной мере последняя в большей степени встраивается в западноцентричную образовательную и наукометрическую модель. Острая проблема – создание и развитие наряду с этим собственных предложений и инноваций в научно-образовательной сфере, прежде всего в ее гуманитарном кластере. Огромную роль в этом вопросе играет развитие образовательного сотрудничества со странами – соседями России.
Сегодня идет активная апробация различных форматов взаимодействия с ближним зарубежьем в области общего, высшего и дополнительного образования. К примеру, при поддержке Минпросвещения РГГУ и Российское общество историков-архивистов подготовили и издали первое совместное учебное пособие «История Великой Отечественной войны. Очерки общей истории» (под редакцией члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси Александра Ковалени и члена-корреспондента РАН Ефима Пивовара). Недавно это издание было презентовано в Минске.
На протяжении нескольких лет идет реализация дополнительной образовательной программы для молодых соотечественников «Правовые и исторические знания как основа правозащитной деятельности соотечественников», удостоенной в 2020 году премии правительства РФ. Важное направление – развитие при поддержке Минобрнауки РФ филиальной сети российских вузов в странах ближнего зарубежья. Например, идет активное расширение такой сети в Узбекистане.
В современных условиях совершенно очевидно, что говорить об успешной интеграции без реализации подобного рода проектов практически невозможно. Более того, такие инициативы в области издательской деятельности, дополнительного образования, в целом образовательного и научного процессов должны быть встроены в общий вектор евразийской образовательной интеграции. Последняя, в свою очередь, является важным звеном, своеобразным механизмом, обеспечивающим связанность других направлений интеграции, в частности развития рынка труда, услуг, формирования инструментов цифровой экономики.
Безусловно, сегодня, несмотря на определенные расхождения у партнеров по евразийской интеграции, все более очевидна актуальность создания евразийской платформы студенческого и научного обмена, своеобразного евразийского аналога европейской программы Erasmus. Это включает в себя развитие совместных интегрированных международных двусторонних и многосторонних магистерских и бакалаврских программ, цифровых образовательных платформ, совместную подготовку специалистов в области евразийской интеграции.
Без развития подобной образовательной компоненты интеграционные процессы в целом обречены на стагнацию. Все это серьезный вызов и образовательной системе России, которая может и должна являться инструментом формирования позитивного образа нашей страны. Это, в свою очередь, делает особенно важным развитие сотрудничества со странами евразийского пространства. Такое сотрудничество становится серьезным фактором, который может обеспечить стратегическую привлекательность России.
И в этом контексте важно понимать экспорт российского образования как комплексный процесс, направленный не просто на получение быстрой материальной отдачи. Экспорт российского образования означает формирование важного элемента, обеспечивающего создание условий для развития тесных партнерских и союзнических отношений России со странами Евразии на десятилетия вперед.
Источник: «Независимая газета»