Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Алексей Мешков

Чрезвычайный и Полномочный посол РФ во Французской Республике и по совместительству в Княжестве Монако, член РСМД

31 марта 2023 г. Президент России В.В.Путин утвердил обновленную Концепцию внешней политики нашей страны, обозначив важную веху в становлении российской государственности на современном этапе. В этом документе стратегического планирования провозглашена уникальная цивилизационная миссия России как мировой державы, играющей уравновешивающую роль в международных делах и добивающейся обеспечения в них справедливости. Скорректированы наши глобальные приоритеты и параметры взаимодействия с другими государствами перед лицом беспрецедентных вызовов со стороны Запада и открывающихся возможностей в связи с происходящими сегодня глубинными геополитическими процессами поистине революционного и необратимого характера, главным из которых является формирование многополярного миропорядка.

Помимо обозначения России как «самобытного государства-цивилизации», в нынешней редакции Концепции появилось множество важных нововведений. Предусматривается дифференцированный подход к развитию связей с зарубежными партнерами: на первом месте идут страны СНГ, затем — Азия, исламский мир, Африка, Латинская Америка, а в конце списка — Европа и англосаксы. Появились понятия «национальный интерес», «Мировое большинство», «недружественные государства», «англосаксонский мир», ведущаяся Западом «гибридная война нового типа». Зафиксировано неприятие продвигаемой Западом деструктивной неолиберальной повестки. Предусматривается возможность принятия как симметричных, так и асимметричных мер в ответ на недружественные действия, а также использования силы не только для отражения, но и для предотвращения вооруженного нападения на Россию. Однако приоритет в разрешении международных споров отводится мирным средствам.

31 марта 2023 г. Президент России В.В.Путин утвердил обновленную Концепцию внешней политики нашей страны, обозначив важную веху в становлении российской государственности на современном этапе. В этом документе стратегического планирования провозглашена уникальная цивилизационная миссия России как мировой державы, играющей уравновешивающую роль в международных делах и добивающейся обеспечения в них справедливости. Скорректированы наши глобальные приоритеты и параметры взаимодействия с другими государствами перед лицом беспрецедентных вызовов со стороны Запада и открывающихся возможностей в связи с происходящими сегодня глубинными геополитическими процессами поистине революционного и необратимого характера, главным из которых является формирование многополярного миропорядка.

Помимо обозначения России как «самобытного государства-цивилизации», в нынешней редакции Концепции появилось множество важных нововведений. Предусматривается дифференцированный подход к развитию связей с зарубежными партнерами: на первом месте идут страны СНГ, затем — Азия, исламский мир, Африка, Латинская Америка, а в конце списка — Европа и англосаксы. Появились понятия «национальный интерес», «Мировое большинство», «недружественные государства», «англосаксонский мир», ведущаяся Западом «гибридная война нового типа». Зафиксировано неприятие продвигаемой Западом деструктивной неолиберальной повестки. Предусматривается возможность принятия как симметричных, так и асимметричных мер в ответ на недружественные действия, а также использования силы не только для отражения, но и для предотвращения вооруженного нападения на Россию. Однако приоритет в разрешении международных споров отводится мирным средствам.

Следует отметить, что распространявшиеся в западных СМИ, в т.ч. во Франции, поверхностные и искаженные трактовки Концепции как «антизападной» и возвращающей к риторике «холодной войны» в корне не верны. Ее содержание скорее отражает утрату нами иллюзий и переосмысление прежних доктринальных установок в отношении Запада, который, надо признать, на нынешнем историческом этапе Россию «потерял». Возвращение к привычному формату взаимодействия в обозримой перспективе маловероятно.

Подобное осознание суровой реальности обусловлено не только нынешними угрозами со стороны Запада. В течение последних тридцати лет происходила последовательная трансформация лежащих в основе нашей внешней политики благих и, как оказалось, в чем-то наивных пожеланий по строительству новой международной системы, в рамках которой все государства имели бы право на суверенное развитие, равноправное взаимодействие и обеспечение равной и неделимой безопасности, а Россия представлялась неотъемлемой частью европейской цивилизации.

На первоначальном этапе Россия, несмотря на то, что последовательно выступала против расширения НАТО и наделение альянса исключительными полномочиями в сфере международной безопасности, надеялась на возможность становления «стратегической автономии» ЕС. На наш взгляд, это отвечало бы интересам всех европейцев. Именно такие подходы являлись несущей опорой нашей внешней политики. И неслучайно, что это встречало понимание руководителей Франции, Германии, Италии, которые также осознавали, что только вместе с Россией Европа сможет сохранить свою роль независимого игрока в формирующемся многополярном мире. При этом мы не закрывали глаза на негативные тенденции в международных делах, продиктованные стремлением США к единоличному доминированию.

Своего рода водоразделом стала агрессия НАТО против Югославии в 1999 г., когда альянс пошел на грубое нарушение Устава ООН, растоптав принципы суверенитета и территориальной целостности государств, и в течение нескольких месяцев бомбил мирные города и села Сербии, в т.ч. с применением боезарядов с обедненным ураном. Результатом стало насильственное отторжение от этой страны ее исконной исторической территории - края Косово, на долгие годы превратившегося в очаг напряженности на европейском континенте. Именно тогда США и их союзники, по сути, провозгласили свое «право» на любой произвол. В дальнейшем оно не раз подтверждалось в ходе военных авантюр американцев и натовцев в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии, а также в ходе «цветных революций» в ряде стран постсоветского пространства.

Неотъемлемой частью курса на достижение тотальной гегемонии США стала безудержная экспансия НАТО на Восток. Происходило это вопреки данным еще советскому руководству политическим обещаниям о нерасширении альянса «ни на один дюйм» к российской территории. Тогда, на фоне всеобщей эйфории в связи с падением «железного занавеса» и окончания «холодной войны» казалось, что НАТО должно было бы кануть в прошлое вместе с блоковым противостоянием. Как бы не так! С конца 1990-х состоялось уже шесть волн расширения альянса, численный состав которого увеличился с 16 до 31 государства (в апреле с.г. в его ряды вступила Финляндия), а инфраструктура - вплотную приблизилась к нашим границам. Параллельно с момента распада СССР западными странами велась целенаправленная работа над геополитическим освоением постсоветского пространства, формированием «дуги нестабильности» вдоль наших внешних рубежей. Наглядный пример — Украина. Обещанная ей на саммите НАТО в Бухаресте в 2008 г. перспектива вступления в альянс и последующее превращение территории этой страны в анти-Россию путем поддержки в Киеве ультранационалистического и русофобского режима, его накачка вооружениями и потакание агрессивным планам привели к созданию непосредственных угроз нашим жизненно важным интересам и безопасности, для защиты которых мы были вынуждены начать спецоперацию.

В попытках удержать свое пошатнувшееся мировое господство, узкая группа стран стремится заставить мир жить по придуманному ими «порядку, основанному на правилах», призванному подменить международное право и Устав ООН, противодействовать укреплению самостоятельных центров развития и становлению подлинной многосторонности. При этом правила эти никто и нигде не видел, однако несогласные с ними подлежат наказанию по принципу «кто не с нами, тот против нас». На желающих проводить собственную политику, а не обслуживать интересы т. н. «золотого миллиарда», как правило, клеят ярлыки «авторитарных режимов», противопоставляя их избранному клубу «демократий», обладающему некоей исключительностью. В их отношении может использоваться широкий набор противоправных инструментов и методов, в т.ч. принятие односторонних санкций, провоцирование государственных переворотов, вооруженных конфликтов, угрозы, шантаж, дискредитацию в информационном пространстве.

Подобные методы воздействия в той или иной степени испытала на себе и Россия. Наша страна с ее обширной территорией и богатыми природными ресурсами, самобытной культурой и независимой внешней политикой, не приемлющая диктата извне, стала главным препятствием на пути к глобальному доминированию «коллективного Запада». Проводимая им многолетняя антироссийская политика, достигла своего апогея с начала спецоперации на Украине и приняла уродливую и опасную форму тотальной гибридной войны. Ее цель - нанести России поражение на поле боя, ограничить ее внутреннее развитие и международное влияние и, по сути, отбросить на задворки истории.

В сложившихся обстоятельствах, когда, как говорится, все маски сброшены, для нас стали очевидными несбыточность надежд на сближение и конвергенцию с Западом, выстраивание с ним равноправного и взаимовыгодного партнерства. Поэтому нынешняя редакция Концепции, по сути, формализует размежевание с Западом, закрепляет наш выбор собственного цивилизационного пути и стремление сконцентрировать созидательную энергию на более перспективных географических направлениях. Неслучайно, в документе Россия обозначена как «самобытное государство-цивилизация», «суверенный центр мирового развития», «обширная евразийская и евро-тихоокеанская держава», которая проводит «самостоятельный и многовекторный политический курс» на основе «объединительной и конструктивной повестки дня».

В практическом плане это означает всецелое содействие формированию многополярного миропорядка, в основе которого лежит суверенное равенство государств, невмешательство в их внутренние дела, обеспечение их права выбирать модель развития, а также верховенство международного права, неприятие гегемонии, культурно-цивилизационное многообразие мира. Такой подход предполагает недопустимость неоколониальных практик, а также устранение рудиментов глобального доминирования США и недружественных государств, ограничение их влияния в международных организациях. Приоритетное значение в этой связи отводится восстановлению роли ООН в качестве центрального координирующего механизма в согласовании интересов государств-членов и уважению Устава организации во всей полноте и взаимосвязанности его принципов.

В этом контексте надо рассматривать и начатую Россией в феврале 2022 г. спецоперацию по денацификации и демилитаризации Украины, целью которой является не только устранение исходящих с ее территории военных угроз нашей безопасности, но и спасение проживающих там русскоязычных людей от истребления, защиты их права на самоопределение и главное - права на жизнь.

Современный мир многообразен, а на США и ЕС свет клином не сошелся, тем более, что новые центры экономического роста и принятия глобально значимых решений все больше утверждаются в Азии, Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, составляющих Мировое большинство и разделяющих наше видение будущего мироустройства. Именно эти регионы, которые глава евродипломатии Ж.Боррель на контрасте с «райским садом» - Европой неуместно назвал «джунглями», представляют собой динамично развивающийся экологический парк, где на смену привычному для Запада «сафари» приходит реальная забота о мире, стабильности и процветании. Именно с ними мы и продолжим углублять наши отношения. Среди приоритетов - упрочение отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем, привилегированного стратегического партнерства с Индией, укрепление связей с Бразилией, Ираном, ОАЭ, Турцией, Саудовской Аравией, ЮАР, многими другими дружественными странами. Особое значение имеет более полное раскрытие потенциала Союзного государства России и Белоруссии, ОДКБ, ЕЭАС, СНГ, а также ШОС, БРИКС, являющихся ярким примером многосторонней дипломатии.

Продвигая объединительную повестку на международной арене, Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания. Флагманским внешнеполитическим проектом в этой связи является становление Большого Евразийского партнерства, призванного заменить ушедший в прошлое концепт «общих пространств» от Лиссабонна до Владивостока. Речь идет о содействии объективному процессу формирования широкого интеграционного контура, открытого для всех государств и объединений нашего континента с опорой на ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, сопряжение планов развития ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь». К слову, открытость Большого Евразийского партнерства для всех государств и объединений Евразии подразумевает и гипотетическое участие Евросоюза и его стран-членов, когда они созреют до понимания бесперспективности своей нынешней политики.

В новой географической иерархии наших внешнеполитических приоритетов Европа и англосаксонский мир, проводящие против России агрессивную политику, находятся на последнем месте. Примечательно, что этот самый англосаксонский мир, покоящийся на осколках британской империи и возглавляемый сегодня США, консолидировал под себя весь «коллективный Запад» и использует развязанный его руками конфликт на Украине не только для сведения счетов с Россией, но и для устранения континентальной Европы в качестве конкурента. Как бы там ни было, одной из наших первоочередных задач является формирование условий для отказа западного сообщества от антироссийской политики и выстраивание в исторической перспективе новой модели мирного сосуществования.

При этом важно отметить, что Россия не считает себя врагом Запада, не изолируется от него, не имеет по отношению к нему враждебных намерений и рассчитывает, что в дальнейшем государства, принадлежащие к западному сообществу, поймут тупиковость курса на конфронтацию с нами, примут реалии многополярного мира и вернутся к прагматичному взаимодействию на взаимоуважительной и равноправной основе. Причем с уверенностью можно утверждать, что это пойдет на пользу прежде всего им самим. Как сказал Президент России В.В.Путин «Для нас, для России нет недружественных, враждебных народов ни на Западе, ни на Востоке». Именно такой конструктивный и миролюбивый подход является квинтэссенцией нашей внешней политики.

Несомненно, обновленная Концепция внешней политики станет нашей путеводной звездой в деле формирования такой системы международных отношений, которая обеспечивала бы надежную безопасность, сохранение культурно-цивилизационной самобытности, равные возможности развития для всех государств независимо от их географического положения, размера территории, демографического, ресурсного и военного потенциалов, политического, экономического и социального устройства. Рассчитываем, что круг наших единомышленников, разделяющих подобные ориентиры, будет расширяться.



Источник: Посольство Российской Федерации во Франции

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся