Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Григорий Карасин

Статс-секретарь — заместитель министра иностранных дел Российской Федерации, член РСМД

Интервью информагентству АПА «Азери пресс», 29 апреля 2015 года

Как Вы оцениваете отношения между Азербайджаном и Россией?

Азербайджан – важный стратегический партнер России. В основе наших отношений – принципы равноправия и добрососедства, вековые традиции дружбы и взаимного уважения. Развитие взаимодействия между нашими странами объективно способствует укреплению стабильности и безопасности на Южном Кавказе и в Каспийском регионе.

Мощный импульс нашим многогранным связям придает интенсивный политический диалог. Между главами наших государств – В.В.Путиным и И.Г.Алиевым сложились открытые и доверительные отношения. В 2014 году президенты встречались трижды. Ждем И.Г.Алиева в Москве 9 мая – он с благодарностью принял приглашение нашего Президента принять участие в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Поддерживаются многочисленные контакты по парламентской линии, на уровне вице-премьеров и руководителей ключевых ведомств. В настоящее время готовится официальный визит в Москву Министра иностранных дел Азербайджана Э.М.Мамедъярова. Растет интерес к республике со стороны российских регионов – в 2014 году Азербайджан посетили делегации 22 субъектов федерации.

Россия закрепила за собой позиции ведущего внешнеэкономического партнера Азербайджана. По итогам прошлого года товарооборот достиг рекордного уровня в 4,008 млрд. долл. США. Заметно активизировала свою работу Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. В частности, в завершающую фазу вступает подготовка Программы экономического сотрудничества на период до 2020 года. Активизации сотрудничества в инвестиционной сфере послужит подписанное 29 сентября 2014 г. в Астрахани соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Значительно продвинулась работа над проектом меморандума о формировании российско-азербайджанской инвестиционной платформы на базе Российского фонда прямых инвестиций и Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики. Идет процесс формирования Рабочей группы высокого уровня по координации взаимодействия в энергетике. Важную роль в укреплении двусторонних деловых и межрегиональных связей будет играть Выставочно-торговый центр Азербайджана на ВВЦ, соглашение о создании которого подписано в сентябре 2014 г. в Баку. Расширению взаимных торговых потоков призвано содействовать развитие транспортной инфраструктуры на российско-азербайджанской границе. В повестке дня – строительство нового автомобильного моста через реку Самур.

Велико значение наших гуманитарных связей, опирающихся в значительной степени на прочные позиции русского языка в Азербайджане, имеющего поддержку на государственном уровне, и культурную общность народов наших стран.

Наращиванию контактов в этой сфере способствует ежегодное проведение Бакинского международного гуманитарного форума. Этот формат взаимодействия представителей научного и культурного сообщества, действующий под патронатом президентов России и Азербайджана с 2011 года, получил мировое признание и стал востребованной площадкой для обсуждения актуальных проблем современности.

В этом году Баку принимает первые в истории континента Европейские игры. Мы знаем, что Азербайджан серьезно готовится к проведению этого знакового мероприятия. Большое впечатление произвела презентация Европейских игр «Баку-2015» в Москве, организованная по инициативе и при участии Первой леди Азербайджана М.А.Алиевой. Как известно, в играх примет участие представительная команда России, в состав которой войдут около 300 спортсменов. Желаем азербайджанским друзьям успеха в проведении игр.

Как Россия оценивает позицию Азербайджана в вопросе Украины?

Для нас, разумеется, очень важна взвешенная линия дружественного Азербайджана по Украине и Крыму. Видим в этом еще одно проявление самостоятельности внешнеполитического курса Баку, который определяется не конъюнктурными соображениями, а стратегическими национальными интересами. В этом видится гарантия того, что страна не окажется заложником чужого геополитического проекта, как это случилось, к сожалению, с Украиной. Азербайджан не присоединился к международной антироссийской кампании, и мы это ценим. Более того, на фоне санкций в отношении нашей страны развернута совместная работа по увеличению поставок азербайджанской сельхозпродукции в Россию. По решению Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству 
(Баку, сентябрь 2014 г.) создана Рабочая группа по сотрудничеству в области сельского хозяйства. На днях, 15-16 апреля, состоялось ее первое заседание.

Каков процесс демаркации границ между Россией и Азербайджаном?

Демаркация государственной границы осуществляется в соответствии со статьей 5 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе от 3 сентября 2010 года Совместной демаркационной комиссией. Ее российская часть была образована распоряжением Правительства Российской Федерации 6 марта 2012 года.

Комиссией проведено два заседания и три встречи рабочих групп. Разработано и утверждено более десятка правил, инструкций и других нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность по демаркации российско-азербайджанской границы. В настоящий момент Комиссия работает над созданием Карты государственной границы, другими вопросами топографо-геодезического обеспечения демаркации.

Третье заседание Комиссии состоялось 21-23 апреля с.г. в Москве.

Было отмечено, что на последней встрече рабочей группы по правовому статусу Каспия в Баку было достигнуто согласие по большей части соответствующей Конвенции. Может ли саммит, который планируется провести в Астане, стать заключительной встречей в связи с принятием Конвенции, и, в целом, какие вопросы остаются несогласованными и между какими государствами существуют разногласия?

На каспийском треке позиции России и Азербайджана во многом созвучны. В целом мы удовлетворены прогрессом на пятисторонних переговорах по проекту Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, считаем, что последний их раунд, состоявшийся в марте в Баку, позволил заметно сблизить позиции прибрежных стран по ряду открытых вопросов. Продвижение стало возможным благодаря договоренностям, достигнутым на высшем уровне в ходе Четвертого каспийского саммита в Астрахани в сентябре прошлого года. Опираясь на эти договоренности, выйти на готовый документ уже к следующей встрече глав каспийских государств в Казахстане вполне реально. Что же касается последней части Вашего вопроса, то хочу напомнить, что переговоры по договоренности между всеми их участниками ведутся в конфиденциальном режиме. Как показывает практика, такой подход себя оправдывает, позволяет избегать излишней публичной полемики, вести дискуссию откровенно, с прицелом на результат. Позвольте придерживаться этой договоренности и мне.

Россия является сопредседателем Минской группы ОБСЕ. Существуют мнения, что за эти несколько лет в деятельности Минской группы не было никакого прогресса. Были даже предложения поменять формат, в частности, вовлечь Германию и Турцию в качестве сопредседателей. Что Вы думаете об этом?

Россия, являясь сопредседателем Минской группы ОБСЕ, на протяжении более двух десятилетий продолжает играть активную роль в нагорно-карабахском урегулировании (НКУ). С учетом географической близости и общей истории наших народов разблокирование конфликта имеет для нас первостепенное значение. Содействие сторонам в НКУ относится к числу российских внешнеполитических приоритетов. Об этом прямо говорится в Концепции внешней политики Российской Федерации.

Именно поэтому более 30-ти встреч президентов Азербайджана и Армении, проведенных на разновременных этапах урегулирования, состоялись в трехстороннем формате, с участием России. Важными вехами на этом пути являются соглашения о прекращении огня 1994 г. и укреплении режима прекращения огня 1995 г., принятые при прямом посредничестве России, Московская декларация 2008 г. – первый и пока единственный документ по НКУ, под которым стоят подписи президентов Азербайджана и Армении. Последняя встреча И.Г.Алиева и С.А.Саргсяна при участии В.В.Путина состоялась 10 августа 2014 г. в Сочи. Помимо политического урегулирования, обсуждались вопросы, связанные с обострением напряженности между сторонами. Незамедлительным результатом встречи стало существенное снижение уровня вооруженного противостояния, которое полыхнуло в зоне конфликта в конце июля – начале августа и повлекло за собой ощутимые человеческие потери.

Что касается Минской группы ОБСЕ, активными участниками которой, кстати, являются Германия и Турция, то в ее задачи входит содействие сторонам конфликта. При этом хочу подчеркнуть, что посредники могут помочь, «подставить плечо», предложить вариант развязки. Само же урегулирование зависит не от них, а от сторон. Это аксиома любого урегулирования. В данном отношении трагический нагорно-карабахский конфликт, как бы глубок и сложен он ни был, не исключение.

Рассчитывать на то, что откуда-то извне возникнут «волшебные рецепты» мгновенного разрешения нагорно-карабахского конфликта, ни сторонам, ни посредникам не приходится. Это дорога, которую осилит идущий.

Полагаю, что в рамках деятельности Минской группы и ее сопредседательства накоплен уникальный посреднический опыт. С учетом деликатности карабахской темы любые попытки видоизменить формат могут привести к размыванию переговорного процесса и откату назад в позициях сторон.

Источник: Пресс-служба МИД РФ

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся