Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Анатолий Торкунов

Ректор МГИМО МИД России, академик РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, член РСМД

Дипломатия - комплексное социальное явление, куда входит в первую очередь деятельность президента, правительства, министерства иностранных дел. В то же время это и наука о том, как строить отношения, и искусство отстаивать свои интересы. Цифровизация добавила в дипломатию новые формы. Под цифровой дипломатией мы обычно понимаем использование возможностей сети Интернет, соцсетей для распространения информации и продвижения основных внешнеполитических установок государства. Однако практика последних лет показывает, что появилось уже более глубокое явление - цифровая трансформация самих международных отношений. Трансграничная электронная торговля, мгновенное распространение информации в мессенджерах, создание контента с помощью генеративных нейросетей, использование искусственного интеллекта для глубокого анализа социально-политической обстановки - все это в корне меняет сам подход к работе дипломата.

Международные отношения, в их традиционном, "мгимовском" понимании, не сводятся к дипломатии или внешней политике. Международные отношения представляют собой весь комплекс связей, контактов, процессов, протекающих на международной арене. Цифровая трансформация предопределяет необходимость подготовки специалистов-международников нового поколения. Поэтому в течение последних лет мы открыли серию образовательных программ по моделированию международных отношений, искусственному интеллекту, правовому регулированию цифрового развития, анализу больших данных и динамики международных процессов. Более тысячи студентов обучаются на семи программах Цифровой кафедры в рамках программы "Приоритет-2030".

Сегодня видим необходимость подготовки не только международников, но, в более широком смысле, специалистов социально-гуманитарной направленности с современными цифровыми компетенциями: профессионалов в сфере цифрового права, цифровой экономики, коммуникаций, экологии, торгового дела и других областях. Поэтому начали работать над созданием Цифрового факультета, который позволит объединить накопленную экспертизу МГИМО в области международных отношений, права, экономики, экологии, устойчивого развития с уникальным опытом наших партнеров - признанных авторитетов в области информационных технологий, таких как МФТИ, Институт системного программирования РАН, РТУ МИРЭА, Иннополис, Сбер, Сколково. Это не столько факультет с деканатом и начальниками курсов, сколько система знаний в цифре, о цифре, о новых технологиях и для современного технологического уклада.

Что такое цифровая дипломатия? Зачем юристу-международнику сдавать ЕГЭ по математике? Каким будет новый учебник истории для вузов? На вопросы "Российской газеты" отвечает ректор МГИМО, академик РАН Анатолий Торкунов.

Анатолий Васильевич, сотни ребят сейчас регистрируются на нашу олимпиаду "В МГИМО - с "Российской газетой" и начинают писать эссе на непростые темы. Что скажете тем, кто сегодня решил выбрать путь в дипломатию?

Анатолий Торкунов: Прежде всего мы всех их очень ждем и заинтересованы в каждом из них. Темы эссе, которые ребята будут писать в отборочном туре, полностью соответствуют нашему профилю и показывают широту знаний участников. Вот лишь несколько: есть ли угроза человеку от искусственного интеллекта, как личная переписка Ивана Грозного характеризует его личность, могут ли соцсети, объединяющие людей по интересам, заменить политические партии…

Очень разные темы, но когда мы говорим о международных отношениях, то должны понимать, что это не только собственно дипломатия или решение международных вопросов в политической или военно-политической сфере, а практически все наше бытие - здоровье, экология, климат, космос...

Ясно, что по всем вопросам подготовить человека невозможно, но приобрести фундамент, который позволит настраиваться на дальнейшее получение знаний по самым разным направлениям - реально. Кстати говоря, наш вуз ведь и создавался как университет, который должен дать хороший фундамент сразу по истории, праву, экономике, философии, иностранным языкам.

Главные качества для российского дипломата - патриотизм, твердость характера, гибкость ума, последовательность, принципиальность и, конечно, коммуникабельность.

Я все время говорю студентам: пригодится все, что вы сегодня получаете. Это ключик, которым вы сможете воспользоваться в будущем в своей работе.

Дипломатия - наука о том, как строить отношения. А что такое цифровая дипломатия?

Анатолий Торкунов: Дипломатия - комплексное социальное явление, куда входит в первую очередь деятельность президента, правительства, министерства иностранных дел. В то же время это и наука о том, как строить отношения, и искусство отстаивать свои интересы. Цифровизация добавила в дипломатию новые формы. Под цифровой дипломатией мы обычно понимаем использование возможностей сети Интернет, соцсетей для распространения информации и продвижения основных внешнеполитических установок государства. Однако практика последних лет показывает, что появилось уже более глубокое явление - цифровая трансформация самих международных отношений. Трансграничная электронная торговля, мгновенное распространение информации в мессенджерах, создание контента с помощью генеративных нейросетей, использование искусственного интеллекта для глубокого анализа социально-политической обстановки - все это в корне меняет сам подход к работе дипломата.

Как в целом меняются программы университета международных отношений - в сложное для этих отношений время?

Анатолий Торкунов: Мы всегда готовили наших студентов на основе принципов полицентричности, равноправия членов мирового сообщества, уважения к суверенитету государств.

Международные отношения, в их традиционном, "мгимовском" понимании, не сводятся к дипломатии или внешней политике. Международные отношения представляют собой весь комплекс связей, контактов, процессов, протекающих на международной арене. Цифровая трансформация предопределяет необходимость подготовки специалистов-международников нового поколения. Поэтому в течение последних лет мы открыли серию образовательных программ по моделированию международных отношений, искусственному интеллекту, правовому регулированию цифрового развития, анализу больших данных и динамики международных процессов. Более тысячи студентов обучаются на семи программах Цифровой кафедры в рамках программы "Приоритет-2030".

Сегодня видим необходимость подготовки не только международников, но, в более широком смысле, специалистов социально-гуманитарной направленности с современными цифровыми компетенциями: профессионалов в сфере цифрового права, цифровой экономики, коммуникаций, экологии, торгового дела и других областях. Поэтому начали работать над созданием Цифрового факультета, который позволит объединить накопленную экспертизу МГИМО в области международных отношений, права, экономики, экологии, устойчивого развития с уникальным опытом наших партнеров - признанных авторитетов в области информационных технологий, таких как МФТИ, Институт системного программирования РАН, РТУ МИРЭА, Иннополис, Сбер, Сколково. Это не столько факультет с деканатом и начальниками курсов, сколько система знаний в цифре, о цифре, о новых технологиях и для современного технологического уклада.

А искусственный интеллект может быть дипломатичным?

Анатолий Торкунов: Зачастую он отражает некоторые особенности личности своего разработчика или группы создателей. Могу предположить, что нейросеть может унаследовать дипломатичные подходы своих авторов. Но многое зависит от того, на каком массиве данных была обучена модель, и от алгоритмов ее работы. Если все настроено так, чтобы система искала компромиссы, взаимовыгодные развязки или решения, позволяющие по возможности избегать обострения отношений, то такой искусственный интеллект может быть вполне дипломатичным.

Вы говорили, что собираетесь вводить обязательный ЕГЭ по математике для абитуриентов юридического направления. Когда это случится?

Анатолий Торкунов: Считаю, что такая необходимость назрела давно. И на очередной встрече с юристами - руководителями наших ведущих вузов, таких как Санкт-Петербургский госуниверситет, Казанский федеральный университет, все очень активно поддержали эту идею. Но есть сугубо организационные сложности, связанные с изменениями в порядке проведения Единого госэкзамена и списке предметов для поступления на юридические направления.

Так с ходу поменять, например, обществознание на математику или сделать ее дополнительным экзаменом не получится. Нужно время, чтобы наши абитуриенты могли перестроиться и как следует подготовиться. Этот вопрос требует взвешенного подхода, соответствующих решений Минобрнауки. Надеемся, что препятствия будут преодолены.

Почему юристам так нужна математика?

Анатолий Торкунов: Математика - это логика, она отвечает за системное мышление, структурирует работу нашего мозга. И, как известно, именно математика обеспечивает развитие левого полушария мозга, которое отвечает у нас за анализ, решение проблем и коммуникацию.

Вообще уже в самое ближайшее время профессия юриста сильно изменится. Сегодня здесь получают широкое распространение платформы на основе больших данных и искусственного интеллекта. К примеру, системы интеллектуальной поддержки судов активно внедряют в Китае. Такие новые области, как регулирование цифровых валют, смарт-контрактов, прав интеллектуальной собственности в цифровой среде, требуют подготовки юристов, свободно ориентирующихся в области информационных технологий. Без знаний математики это невозможно. Математика наряду с русским языком литературой и историей - важнейшие дисциплины, которые нужны для формирования гармоничной и образованной личности.

Минобрнауки сообщило о начале подготовки нового учебника по истории России для высшей школы. Каким он будет?

Анатолий Торкунов: Он станет логичным продолжением обновленного учебника для старших классов, по которому уже работают в школах с этого года. Это позволит обеспечить непрерывное качественное историческое образование молодежи. Главное, чтобы новый учебник давал понимание о смыслах тех или иных исторических событий, которые определяли вектор развития государства и мира. Хотим, чтобы учебник получился "захватывающим" и не стал дополнительной нагрузкой для студентов технических вузов.

Какие в этом году программы в топе у абитуриентов - где был самый большой конкурс?

Анатолий Торкунов: Конкурс на бюджетные места в среднем был 53 человека на место, средний балл Единого госэкзамена - 95,5. Традиционно большой интерес к классическим направлениям: международных отношений, международно-правовых и международных экономических отношений. Высокий конкурс был на программы управления и политики, а также на рекламу и связи с общественностью. Особо отмечу, что подавляющее большинство абитуриентов заявили о своем желании изучать восточные языки: китайский, хинди, арабский, турецкий и другие, что говорит о взрывном росте интереса молодого поколения к Востоку.

Как у вас в этом году с иностранными студентами?

Анатолий Торкунов: Мы приняли чуть больше, чем в прошлом году. Конечно, меньше стало студентов из Европы, из недружественных стран. Но появилась большая группа студентов из Африки - раньше их были единицы. Есть студенты из Индии, Китая, ОАЭ, из Юго-Восточной Азии.

Наши представители активно работают и с вузами, и со школами этих стран, а также стран БРИКС и ШОС. Мы заинтересованы привлекать абитуриентов, но это требует усилий. Это новый вызов. В странах Азии, Африки востребованы в первую очередь медицина, инженерные знания, биоресурсы. А социо-гуманитарное знание все-таки имеет свою специфику, национальную окраску. Поэтому нам очень важно сделать наши направления привлекательными, глубокими и интересными для всех.

Назовите самые важные качества для будущего дипломата сегодня.

Анатолий Торкунов: Самое важное для российского дипломата - это, конечно, быть патриотом и служить Отечеству. Но кроме того, еще гибкость ума, открытость, эмпатия. Ну и целый набор профессиональных знаний, в том числе иностранный язык. Твердость характера, последовательность, принципиальность и, конечно, коммуникабельность.



Источник: Российская газета

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся