Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ефим Пивовар

Президент Российского государственного гуманитарного университета, академик РАН, член РСМД

О гуманитарных проектах России в Казахстане и странах Центральной Азии

Валерия Ромащенко: Среди экспертного сообщества есть мнение, что в нынешней ситуации гуманитарная составляющая сотрудничества не способна решать проблемы отношений России с постсоветскими странами. Динамика роста негативных тенденций столь велика, что вопросы образования, общего информационного поля, совместной истории – вторичны по отношению к тематике экономики и безопасности. Просто потому, что волна терроризма может накрыть регион и никакое, условно говоря, Россотрудничество в этом случае не спасет. Вы согласны с такой постановкой вопроса в отношении Казахстана?

Ефим Пивовар: Конечно – экономика, политика и безопасность – фундаментальная составляющая любых межгосударственных отношений. Но противопоставление этих глобальных тем проблемам гуманитарного диалога, на мой взгляд, несколько надуманный подход.

Есть фундаментальная проблема, не только на казахстанском направлении, но и в отношениях России с другими странами ЦАР, которая связана с возрастными изменениями внутри политических и экономических элит. На первые роли в общественной, экономической, а в скором времени и политической жизни страны выходит поколение тех, кому 20-25 лет. Хорошо ли они знают Россию? Насколько объективен их взгляд на наше партнерство? Я не убежден, что на этот вопрос можно ответить так уж однозначно. Сложность в том, что эти ребята родились уже после распада СССР. Значит, необходимы иные механизмы поддержания и укрепления связей между нашими странами на общественном уровне.

Для молодых казахстанцев образ современной России не опирается на старые - личные, семейные, ностальгические связи. Этим ребятам необходимые новые мотивации для дружбы и сотрудничества.

Кстати, в том числе, и в плане выбора российского образования как залога карьерного успеха в будущем. Выбор-то будет прагматичным, исходя из сложившейся модели восприятия вузовского диплома как ключа в социальном лифте. Если для молодых казахов магистратура МГУ или РГГУ будет предпочтительнее по каким-то специальностям, нежели западная или китайская альтернатива, то будущие капитаны местной политики или бизнеса будут прирастать связями в российских вузах. Если нет, то мы можем сильно потерять и в плане неформальных коммуникаций будущей элиты РК и РФ и в плане продвижения позиций русского языка. Связь этих вещей очевидна.

Так, что для стратегии долгосрочного сотрудничества с Казахстаном вопросы гуманитарного взаимодействия не менее важны.

Валерия Ромащенко: Чтобы грамотно продать российский гуманитарный продукт в Казахстане необходимо понимать специфику «рынка». Между тем, многие ведущие казахстанские эксперты упрекают российских коллег в том, что «образ страны» крайне размыт, уровень знаний о стране остается на уровне начала 90-х годов. Это если брать широкую аудиторию, а не отдельных специалистов по региону. В таком случае, если этот упрек имеет под собой определенную почву, можно ли продвигать гуманитарные связи не вполне представляя себе, что именно будет востребовано в Казахстане из широкого спектра российских гуманитарных проектов?

Ефим Пивовар: Полагаю, что мы правильно стали отталкиваться в нашем разговоре не от частностей, условно говоря, количестве проведенных мероприятий – визитов ансамблей, лекций о Пушкине или Абае. А от целеполагания. Что мы хотим показать нашим казахстанским друзьям, предлагая определенный набор совместных гуманитарных проектов?

Наверно, позитивный образ России, привлекательный для друзей и соседей. Страны – с великой историей и культурой, сильным образованием, ориентированной на мирное сосуществование. Страны, привлекательной для студентов и туристов из Казахстана. Я несколько упрощаю, но смысл должен быть примерно таким.

Вот тут и возникает вопрос – каковы критерии этой привлекательности? Чем именно мы можем привлечь молодых казахстанцев, сохранив дружеские отношения, которые существовали между старшими и средними поколениями? Если новый Казахстан для нас во многом страна не так хорошо изученная, то я бы сказал, что и Россия для молодых казахстанцев – «страна из Фэйсбука». А как вы понимаете, это две большие разницы.

Валерия Ромащенко: Если брать итоги первой половины 2016 года, то получается, что все равно наиболее успешными акциями, подсвеченными в СМИ, оказались историко-патриотические акции «Бессмертный полк» и вахта «Нас миллионы панфиловцев». Насколько молодежь Казахстана вовлечена в эти гуманитарные проекты?

Ефим Пивовар: Акции «Бессмертного полка» в городах Казахстана собрали от 5 до 25 тысяч участников. И большинство среди них были именно молодые люди.

Источник: Информационно-аналитический центр

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся