В последние несколько недель, в преддверии саммита БРИКС в Бразилии, представители стран «пятёрки» озвучили ряд инициатив. Одна из наиболее важных дискуссий касалась расширения членского состава Нового банка развития (НБР). Оно поспособствует институционализации концепции БРИКС+ на самом начальном этапе её реализации, пишет Ярослав Лисоволик, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай».
В последние несколько недель, в преддверии саммита БРИКС в Бразилии, представители стран «пятёрки» озвучили ряд инициатив. Одна из наиболее важных дискуссий касалась расширения членского состава Нового банка развития (НБР). Оно поспособствует институционализации концепции БРИКС+ на самом начальном этапе её реализации, пишет Ярослав Лисоволик, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Как сообщил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, страны БРИКС могут дать добро на расширение состава участников НБР на предстоящем в этом году саммите БРИКС в Бразилии. По сути, увеличение количества участников НБР снимет острую необходимость расширения основного состава участников БРИКС, a модель расширения НБР может рассматриваться как одна из траекторий развития так называемого формата БРИКС+ – сотрудничества между основными членами БРИКС и их региональными партнёрами из числа развивающихся стран.
Фактически расширение состава НБР поспособствует институционализации концепции БРИКС+ на самом начальном этапе её реализации. По словам Сергея Сторчака, одним из возможных путей расширения НБР является вступление в него региональных партнёров основных стран БРИКС. После завершения саммита БРИКС должны состояться консультации между основными членами группы и кандидатами на присоединение, причём технические детали присоединения новых членов прорабатываются с участием руководства банка.
Региональный подход к расширению членства НБР имеет и экономический смысл, поскольку позволяет основным экономикам БРИКС более активно проводить интеграционные процессы связанности со своими соседями по региону и финансировать соответствующие проекты через НБР. Такая процедура присоединения новых стран к НБР также предоставит им более широкие возможности для таможенного сотрудничества, которое страны БРИКС планируют расширить в 2020 году – по мнению Сергея Сторчака, одной из приоритетных сфер сотрудничества станет создание в группе института единого экономического оператора. Это юридические лица, которые будут содействовать упрощению таможенных процедур в торговле между странами БРИКС. Региональная стратегия расширения членства НБР также позволит банку использовать синергетический потенциал, существующий между финансовыми инструментами НБР и региональными механизмами, что может дополнять и усиливать положительный эффект от предоставляемого банком проектного финансирования.
В этом отношении экономические выгоды и потенциал для обеспечения интеграции связанности основных экономик БРИКС со своими региональными партнёрами могут быть дополнительно усилены ещё и путём создания платформы для сотрудничества региональных банков развития и фондов, членами которых являются страны БРИКС. Такая платформа для взаимодействия региональных банков развития может включать в себя Евразийский банк развития (ЕАБР), Банк развития Южной Африки (DBSA), Фонд развития Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), Фонд структурной конвергенции МЕРКОСУР (FOCEM), Банк развития Китая (CDB), Фонд инвестиционного сотрудничества Китай – АСЕАН (CAF) и Новый банк развития (НБР). Как отмечалось ранее, в рамках этой группы институтов развития банк НБР мог бы играть координирующую роль в отношении инициатив БРИКС +.
В рамках сотрудничества между региональными банками развития стран БРИКС, Евразийский банк развития (ЕАБР) совместно с НБР, Nord Hydro и Международным инвестиционным банком (МИБ) уже в 2016 году подписали соглашение о строительстве малых ГЭС в российской Республике Карелия, что может стать первым завершенным проектом в кредитном портфеле НБР. В апреле 2017 года Евразийский банк развития (ЕАБР) подписал меморандум о сотрудничестве с НБР.
В конечном итоге основным потенциалом для «регионалистического расширения» НБР является континентальная интеграционная связанность между членами БРИКС и их региональными партнёрами, особенно на Африканском континенте. Интеграция континентального сопряжения обеспечивает более прочную основу для самостоятельного развития регионального сотрудничества, нежели опора на внешнюю помощь. Региональный подход к налаживанию сотрудничества БРИКС со странами Африки может также основываться на сотрудничестве между соответствующими региональными банками развития – такими, как Банк развития Южной Африки, а также Африканский банк развития (ЮАР представлена в обоих банках). Как отмечалось в моей публикации в 2017 году, «Новый банк развития БРИКС и его региональный центр в ЮАР могут играть координирующую роль в усилиях региональных и национальных институтов по продвижению более широких региональных связей». (см. Ярослав Лисоволик. БРИКС+ для Африки: развитие региональных связей, 4 декабря 2017 г., Международный дискуссионный клуб «Валдай»).
Один из главных вопросов – имеет ли смысл начинать существенное расширение на ранней стадии или предпочесть более постепенный подход, при котором расширение в несколько этапов последовательно приблизит состав участников НБР к набору региональных экономических блоков, в которые входят страны БРИКС. В этом вопросе следует действовать постепенно и осторожно, определив на ранней стадии историю завершённых проектов по каждому из участников НБР – до того, как начать существенно увеличивать его состав.
В более долгосрочной перспективе модели, намеченные расширением НБР, способны задать вектор для дальнейшего развития формата БРИКС+ в других областях, в том числе в отношении возможной координации между региональными интеграционными блоками – Евразийским экономическим союзом, МЕРКОСУР, SACU и другими. Другим аспектом, касающимся платформы БРИКС+, может стать сотрудничество между региональными финансовыми механизмами (РФМ) – например, между Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР), Пулом условных валютных резервов стран БРИКС, Многосторонней инициативой Чианг Май (CMIM) и так далее. Формат же БРИКС+ послужит платформой для объединения большей части стран «Глобального Юга» по таким направлениям сотрудничества, как континентальное сопряжение, торговля, инвестиции и содействие в достижении целей устойчивого развития.
Источник: Дискуссионный клуб «Валдай»