Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Михаил Швыдкой

Специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям, член РСМД

После воскресного интервью председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата профессора Владимира Легойды, в котором он выступил за сохранение в школьных программах учения Чарлза Дарвина об эволюции и происхождении человека, можно было бы сказать, что этот чувствительный вопрос образования в нашем светском государстве снят с повестки дня. В эфире радиостанции "Вера" глубоко образованный представитель Русской православной церкви подтвердил ее репутацию в качестве ответственного духовного института, заботящегося о "социальной симфонии". Разумеется, нельзя оставить без внимания замечание Легойды о том, что теория Дарвина в школьной программе лишена сколько-нибудь серьезной научной ценности, так как ее изложение не обладает необходимой философской глубиной. Примитивизм формулировок ставит под сомнение концепцию эволюционного развития, которая и без того у многих вызывает отторжение. Кроме того, и это принципиально важно, Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ убежден, что кроме научных подходов к изучению мира и человека существуют иные возможности познания, находящиеся за пределами интеллектуальной рациональности, - они тоже должны найти отражение в школьной программе. И, наконец, не менее существенно суждение Легойды о том, что не надо противопоставлять религию и науку, поскольку современная европейская наука возникла "в лоне христианской традиции".

Замечу, что подобный подход представителя РПЦ к проблеме преподавания теории биологической эволюции в школе отражает мнение большинства российских граждан. Как показал опрос ВЦИОМ, проведенный в начале 2024 года и связанный с 215-й годовщиной великого ученого, 62% опрошенных согласились с тем, что целесообразно преподавать оба взгляда на происхождение человека", то есть креационистский, утверждающий акт божественного творения, и дарвинистский, предполагающий происхождение человека как результат эволюционного развития. Стоит обратить внимание на то, что теории Дарвина придерживается всего 28% опрошенных россиян. Число их прямых оппонентов составляет 23%. При этом 39% опрошенных считают, что наука не в состоянии объяснить, как на планете появились люди, а 30% считают вредным изучение дарвинизма в школе. То есть тех, кто отрицает необходимость изучения в школе теории эволюции, на 7% больше тех, кто считает, что человек появился на свет в шестой день творения.

После воскресного интервью председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата профессора Владимира Легойды, в котором он выступил за сохранение в школьных программах учения Чарлза Дарвина об эволюции и происхождении человека, можно было бы сказать, что этот чувствительный вопрос образования в нашем светском государстве снят с повестки дня. В эфире радиостанции "Вера" глубоко образованный представитель Русской православной церкви подтвердил ее репутацию в качестве ответственного духовного института, заботящегося о "социальной симфонии". Разумеется, нельзя оставить без внимания замечание Легойды о том, что теория Дарвина в школьной программе лишена сколько-нибудь серьезной научной ценности, так как ее изложение не обладает необходимой философской глубиной. Примитивизм формулировок ставит под сомнение концепцию эволюционного развития, которая и без того у многих вызывает отторжение. Кроме того, и это принципиально важно, Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ убежден, что кроме научных подходов к изучению мира и человека существуют иные возможности познания, находящиеся за пределами интеллектуальной рациональности, - они тоже должны найти отражение в школьной программе. И, наконец, не менее существенно суждение Легойды о том, что не надо противопоставлять религию и науку, поскольку современная европейская наука возникла "в лоне христианской традиции".

Замечу, что подобный подход представителя РПЦ к проблеме преподавания теории биологической эволюции в школе отражает мнение большинства российских граждан. Как показал опрос ВЦИОМ, проведенный в начале 2024 года и связанный с 215-й годовщиной великого ученого, 62% опрошенных согласились с тем, что целесообразно преподавать оба взгляда на происхождение человека", то есть креационистский, утверждающий акт божественного творения, и дарвинистский, предполагающий происхождение человека как результат эволюционного развития. Стоит обратить внимание на то, что теории Дарвина придерживается всего 28% опрошенных россиян. Число их прямых оппонентов составляет 23%. При этом 39% опрошенных считают, что наука не в состоянии объяснить, как на планете появились люди, а 30% считают вредным изучение дарвинизма в школе. То есть тех, кто отрицает необходимость изучения в школе теории эволюции, на 7% больше тех, кто считает, что человек появился на свет в шестой день творения.

Эти цифры невозможно оставить без внимания. Почти сорок процентов опрошенных сомневаются в познавательных возможностях науки, а тридцать процентов полагают, что подрастающее поколение может обходиться без знания о фундаментальных научных теориях, если они не совпадают с их представлениями о добре и зле. Именно поэтому, отдавая дань уважения позиции Легойды и в значительной степени разделяя ее, уверен, что нам придется еще не раз сталкиваться с тем, что немалая часть наших сограждан будет отрицать любые спорные, с их точки зрения, научные воззрения, полагая их опасными не только для подрастающего поколения, но и для общества в целом.

Как показал опрос ВЦИОМ, сделанный в 2022 году, 35% опрошенных россиян считают, что Солнце вращается вокруг Земли. Чуть меньше полагают, что Земля не имеет форму шара. Дарвин писал, что "невежество всегда обладает большей самоуверенностью, чем знание". На протяжении ста шестидесяти пяти лет со времени появления его основополагающего труда дискуссии вокруг эволюционной теории развития доказывали это не раз и не два.

Понятно, что в оценке "Происхождения видов" ошибались и люди в высшей степени образованные, но находящиеся в пределах общепринятого знания. Как выдающийся английский философ и историк Томас Карлейль, к примеру, который считал Дарвина "прекрасным человеком" "с добрыми намерениями, но с очень слабым интеллектом". Однако большинство нападающих на теорию биологической эволюции были, что называется, "из публики". Им было достаточно обывательских представлений о мироздании. И они усматривали в науке угрозу моральному бытию. Фермер Джон Батлер инициировал закон штата Теннеси, который был принят в 1925 г. "Закон Батлера" запрещал "преподавание любых теорий, отрицающих историю Божественного Творения человека". Учитель Джон Томас Скоупс был первым, кого судья Джон Ролстон осудил в том же 1925 году по этому закону. Знаменитый процесс, который по радио транслировали на всю Америку, назвали "обезьяньим". Скоупсу запретили преподавать теорию Дарвина и наложили на него штраф в 100 долларов, что было немалыми деньгами по тем временам. Правда, приговор обжаловали, и он был отменен, а Скоупс сделал неплохую карьеру. Но когда в 1955 году Джером Лоуренс и Роберт Ли написали об этом процессе драму "Пожнешь бурю", а в 1960-м по их сценарию вышел фильм Стэнли Крамера с таким же названием, стало ясно, что острота темы никуда не исчезла. Прежде всего потому, что сам вопрос о происхождении человека по мере накопления знаний становился все более сложным для изучения и не предполагал простых ответов. И неизбежно оказывался в гуще политических страстей, которые далеко не всегда определялись поисками истины. Научные проблемы невозможно решать с помощью опросов общественного мнения.

Процесс познания начинается с вопросов, обращенных исследователем к самому себе и окружающему его миру. Невежество самоуверенно. И уже потому опасно для будущего.



Источник: Российская газета

(Нет голосов)
 (0 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся