Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Тимофей Бордачев

Д.полит.н., научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» — так звучит одно из наиболее известных высказываний Михаила Ломоносова. Но вот вопрос, ответа на который мы не найдем даже у Ломоносова: как далеко надо заглянуть в свое прошлое, чтобы не только иметь будущее, но и понимать свое настоящие? Один из самых известных российских специалистов по международным делам, профессор Высшей школы экономики Тимофей Бордачев уверен, что как минимум на восемь столетий назад.

И это вовсе не попытка уйти от настоящего, углубившись в дебри древней истории. По мысли Бордачева, именно там, в «дебрях», в глубине исторического периода, о котором даже самые образованные люди в нашей стране обладают лишь поверхностными знаниями, скрываются ключи к пониманию российской современности, включая ответы на такие вопросы, как «Почему РФ начала СВО?» и «Чем и когда СВО закончится?». И вот как Тимофей Бордачев доказывает эти свои тезисы.

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» — так звучит одно из наиболее известных высказываний Михаила Ломоносова. Но вот вопрос, ответа на который мы не найдем даже у Ломоносова: как далеко надо заглянуть в свое прошлое, чтобы не только иметь будущее, но и понимать свое настоящие? Один из самых известных российских специалистов по международным делам, профессор Высшей школы экономики Тимофей Бордачев уверен, что как минимум на восемь столетий назад.

И это вовсе не попытка уйти от настоящего, углубившись в дебри древней истории. По мысли Бордачева, именно там, в «дебрях», в глубине исторического периода, о котором даже самые образованные люди в нашей стране обладают лишь поверхностными знаниями, скрываются ключи к пониманию российской современности, включая ответы на такие вопросы, как «Почему РФ начала СВО?» и «Чем и когда СВО закончится?». И вот как Тимофей Бордачев доказывает эти свои тезисы.

Что в нас осталось от Московии

— Заголовок вашей только что вышедшей книги звучит так: «Стратегия Московской Руси: как политическая культура XIII-XV веков повлияла на будущее России». И как же именно политическая культура времен Александра Невского или Великого князя Московского Ивана III влияет на наше настоящее?

— Она определяет то, как мы отвечаем на вызовы и пользуемся возможностями. Я начинаю «разматывать» историю формирования внешнеполитической культуры России с очень драматических событий. До середины XIII века у нас не было врагов, которые могли бы нас уничтожить. Были половцы, до этого печенеги всякие, поляки немного, Византия, которая слабела. Мы с ними друг другу доставляли неприятности. Но никогда не представляли смертельной опасности. А в середине XIII века все меняется. На востоке появляется Золотая Орда, на северо-западе немецкие и шведские крестоносцы — все с очень серьезной репутацией тех, кто сокрушил и буквально уничтожил на своем пути целые народы. И русские земли вступают с ними в борьбу, которая продолжается следующие 250 лет, а заканчивается тем, что в конце XV века Европа, по выражению Карла Маркса, «была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи…»

За три столетия, события которых, так или иначе, затрагиваются в книге, Россией был накоплен огромный опыт внешней политики в исключительно сложных условиях. Самых сложных, если учесть, что тогда у нас не было колоссальных масштабов, Сибири, ресурсов не было никаких. Не было практически ничего, на чем основано сейчас положение России в мировых делах. Была только стойкость к испытаниям, способность медленно и терпеливо идти к своей цели. Это, наверное, главное в той политической культуре, что осталось с нами навсегда, — то, что определяет, как Россия ведет себя тогда, когда знает, что правда на ее стороне, а альтернативы тому, чтобы выжить и победить, нет. Не будем забывать, что из всех народов, переживших иноземные нашествия, сравнимые с нашествием татаро-монголов в XIII веке, Россия - единственная, кто смог избавиться от противника полностью самостоятельно. Даже испанцы, которые доблестно веками отбивали свою землю у арабов, пользовались поддержкой всей католической Европы. Мы все сделали сами. Это очень серьезный опыт, который остается навсегда.

— И чем же конкретно этот опыт помогает нам в современных условиях?

— Главное, что пришло тогда, понимание того, что положиться можно только на себя и никто за Россию ее проблем не решит — опора только на собственные силы. Мы и сейчас не связываем свое будущее с тем, что удастся к кому-нибудь примкнуть или найти покровительство и защиту со стороны другой державы, другой цивилизации. Получить какие-то ресурсы, компенсировать потери — это да, разумеется. Но не найти свое будущее, свое выживание в этом неспокойном мире под чьим-то крылышком. Да это и невозможно, поскольку жизнь под внешней опекой предполагает подчинение чужим правилам. А российский человек и своим правилам подчиняется с трудом, для него самое важное — это сохранение личной свободы, выбора своей, только своей тропинки.

Понимая это и не располагая большими ресурсами, в том числе человеческими, мы тогда научились подтачивать противника, спокойно воспринимать неудачи и вообще понимать, что обстоятельства меняются. В русской истории того времени вообще невозможно сказать, где заканчивается наша оборона и начинается наступление. Вроде бы в 1382-м Тохтамыш сжег Москву, а через три года Юрий Звенигородский (сын Дмитрия Донского) разоряет татарские города на Волге. Но все это происходит без спешки, без чрезмерного напряжения и стремления устроить «последнюю битву». В русской истории вообще очень мало решительных побед над противниками — они все нами истачиваются постепенно. Поэтому терпение — вот что главное у нас тогда появилось. Без него русские земли не устояли бы во времена, когда они были слабыми и окруженными практически со всех сторон более могущественными и энергичными соседями. Мы тогда научились избегать постановки четких целей — они могут раскрыть наши планы противникам и связать нам самим руки.

Русская внешняя политика происходила по принципу «там видно будет», и он остается с нами сейчас, даже когда речь идет о самых сложных вопросах. Так надежнее. Тем более, как говорит русский народ, «прямо только вороны летают». И, наконец, важнейшая привычка, возникшая тогда, — это выбор в пользу дипломатии, а не силы, пока для этого остается даже минимальная возможность. Начиная с самых ранних этапов, при первых московских князьях-объединителях, мы пытались договориться миром, но никогда при этом не считали переговоры препятствием для того, чтобы постепенно дожимать противника.


— В своей книге вы доказываете: изучение времен Золотой Орды дает гораздо больше ключей к пониманию российской внешнеполитической современности, чем изучение нашей истории XIX или ХХ века. Но как такое может быть в принципе? Ведь чем дальше мы заглядываем в историю, тем более чуждым и малопонятным для нас становится опыт и образ жизни предшествующих поколений, разве не так?

— Я исхожу из того, что поведение государства, народа в отношениях с другими государствами определяет его исторический опыт. И чем более сильными переживаниями он сопровождается, тем больше это влияние. Неслучайно психологи связывают наше поведение с переживаниями детства, когда мы в наименьшей степени можем определять реальность вокруг, а должны больше всего учиться с ней взаимодействовать как с данностью. Это очень серьезная школа жизни. Так же и с государствами: ранний опыт, когда они слабые, уязвимые и сталкиваются с возможностью полного уничтожения своими противниками, — это самый сильный опыт. Он остается в основе даже через поколения, когда появляются силы, масштаб. Знаете, Василий Ключевский, великий наш историк, писал: «Впечатления людей XIV века стали верой последующих за ними поколений». То, что усвоили тогда наши предки, осталось с нами навечно. Неслучайно в 1938 году, когда уже было понятно, что дело идет к большой войне, на экраны выходит «Александр Невский» Эйзенштейна с его демоническими тевтонами. А в 1941 году главная песня призывает нас к битве «с проклятою ордой». Именно ордой, поскольку борьба против Золотой Орды в XIII-XV веках — самое сильное в нашей истории переживание.

— Самое сильное переживание в истории… Даже по сравнению с тем, что мы пережили в прошлом или позапрошлом веках?

— В XIX-XX веках мы были очень сильны, наиболее сильны в сравнении с другими государствами за свою историю. И это дало очень мало нашему опыту, поскольку сильные вообще плохо учатся, им это не надо — они могут все обустраивать под себя. Поэтому ранняя история Российского государства XIII-XV столетия — это основа, то, что остается с нами навсегда. А все последующие переживания накладываются на эту основу, испытывают ее влияние. Потому что в ходе последующих событий российской внешнеполитической истории мы уже поступали так, как это было заложено в самые ранние и самые трудные столетия. Тот же Ключевский сказал: «Любуясь, как реформа преображает старину, мы проглядели, как старина преображает реформу». Исторический опыт, привычка поступать тем или иным образом неизбежно определяет то, как мы решаем новые задачи. Это неплохо, даже хорошо: я убежден, что самое важное — оставаться собой, а не пытаться кого-то копировать. Если копировать, то и свое растеряешь, и другим не станешь.

«Подарок» Золотой Орды

— Один из ваших предшественников на ниве исследования стратегии Московской Руси американец Ричард Пайпс писал в свое время о значении периода татаро-монгольского ига: «Если Россия сформировалась непосредственно под монгольским влиянием, то это государство оказывается частью Азии или «евразийской» державой, инстинктивно отторгающей ценности западного мира». Не поэтому ли в XXI веке мы так сильно поссорились с Западом?

— У Пайпса была своя интерпретация, и я с ней не согласен. Он шел по пути доказательства того, что Россия — это дикость, «азиатчина» в самом расистском европейском понимании этого. Западный мир действительно обладает собственной системой ценностей, которая его противопоставляет остальным. В том числе и России, у которой своя цивилизация — не западная и не восточная. В этой цивилизации самое важное — право и возможность жить своим умом. Как государство Россия не сформировалась под монгольским или чьим-то еще влиянием. Она шла своим путем развития общественных институтов. Но менялись внешние условия. С середины XIII века мы начали понимать, зачем и почему нам действительно нужно единое государство — альтернативой была гибель, растворение в других народах. Как я только что сказал, до этого жизнь была достаточно комфортной во внешнеполитическом отношении. А с середины XIII века началась суровая школа взросления. В первую очередь пришло понимание того, что если все наши многочисленные городские общины — московскую, владимирскую, тверскую, остальные — не объединить, то свобода будет потеряна навсегда. А может, и жизнь. Как пропали славяне на территории нынешней восточной Германии или пруссы в нашей теперь Калининградской области. Государство в России обрело смысл под давлением внешнеполитических обстоятельств. И XIII-XV века, которым моя книга посвящена, стали временем кристаллизации этого понимания на уровне духовного опыта и политических практик.



Источник: МК

(Нет голосов)
 (0 голосов)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся