Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Константин Косачев

Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член РСМД

Вся резолюция с точки зрения международного права может быть квалифицирована как акт ultra vires, то есть поведение с превышением полномочий межгосударственной организации. Этот вывод напрашивается сам собой: 1) компетенция органов Совета Европы ограничена территорией государств-членов; 2) компетенция органов Совета Европы ограничена кругом вопросов, предусмотренных Уставом Совета Европы.

В статье 22 Устава прямо оговаривается, что ПАСЕ «обсуждает вопросы, относящиеся к ее компетенции, как она определена в настоящем Уставе, и передает свои заключения Комитету министров в форме рекомендаций».

Ни один пункт резолюции 2540 (2024) не относится ни к компетенции ПАСЕ, ни к компетенции Совета Европы в целом. Помимо заезженного набора антироссийских штампов о нарушении прав человека, политических заключенных, выборах Президента России, «вторжении», империализме, диктатуре и прочем, документ примечателен новым сюжетом.

В пункте 28 «Ассамблея заявляет о том, что деколонизация Российской Федерации является необходимым условием установления демократии».

В международном праве термин «деколонизация» имеет общепризнанное значение и относится к мандату ООН. В основе деколонизации, как известно, принцип «равноправия и самоопределения народов», закрепленный в пункте 2 статьи 1 Устава ООН. К деколонизации относятся три главы Устава ООН, которые посвящены интересам зависимых народов, пострадавших от системы западного колониализма: глава XI «Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий» (статьи 73 и 74); глава XII о международной системе опеки (статьи 75–85) и глава XIII о Совете по Опеке (статьи 86–91). В 1960 году ООН приняла Декларацию о деколонизации (резолюция 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи). Мировое сообщество провозгласило необходимость незамедлительно и безоговорочно положить конец колониализму во всех его формах и проявлениях и в этом контексте было заявлено, что все народы имеют право на самоопределение.

На днях ПАСЕ отличилась принятием резолюции 2540 (2024), затрагивающей интересы Российской Федерации, – государства, которое с 2022 года не является членом Совета Европы.

В этой связи хотел бы поделиться некоторыми соображениями.

Первое. Вся резолюция с точки зрения международного права может быть квалифицирована как акт ultra vires, то есть поведение с превышением полномочий межгосударственной организации. Этот вывод напрашивается сам собой: 1) компетенция органов Совета Европы ограничена территорией государств-членов; 2) компетенция органов Совета Европы ограничена кругом вопросов, предусмотренных Уставом Совета Европы.

В статье 22 Устава прямо оговаривается, что ПАСЕ «обсуждает вопросы, относящиеся к ее компетенции, как она определена в настоящем Уставе, и передает свои заключения Комитету министров в форме рекомендаций».

Ни один пункт резолюции 2540 (2024) не относится ни к компетенции ПАСЕ, ни к компетенции Совета Европы в целом. Помимо заезженного набора антироссийских штампов о нарушении прав человека, политических заключенных, выборах Президента России, «вторжении», империализме, диктатуре и прочем, документ примечателен новым сюжетом.

В пункте 28 «Ассамблея заявляет о том, что деколонизация Российской Федерации является необходимым условием установления демократии».

В международном праве термин «деколонизация» имеет общепризнанное значение и относится к мандату ООН. В основе деколонизации, как известно, принцип «равноправия и самоопределения народов», закрепленный в пункте 2 статьи 1 Устава ООН. К деколонизации относятся три главы Устава ООН, которые посвящены интересам зависимых народов, пострадавших от системы западного колониализма: глава XI «Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий» (статьи 73 и 74); глава XII о международной системе опеки (статьи 75–85) и глава XIII о Совете по Опеке (статьи 86–91). В 1960 году ООН приняла Декларацию о деколонизации (резолюция 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи). Мировое сообщество провозгласило необходимость незамедлительно и безоговорочно положить конец колониализму во всех его формах и проявлениях и в этом контексте было заявлено, что все народы имеют право на самоопределение.

Таким образом, и это второй вывод, термин «деколонизация» обращен к Западу, который на протяжении веков выстраивал жестокую, аморальную и несправедливую колониальную систему, а сейчас несет за это историческую и юридическую ответственность. На момент создания ООН в 1945 году на территориях, находившихся в колониальной зависимости, проживали порядка 750 миллионов человек (1/3 населения планеты). Сегодня только официально остается 17 несамоуправляющихся территорий, в которых проживает около 2 миллионов человек. Неофициально – целые страны и континенты до сих пор преодолевают колониальную и неоколониальную зависимость от западных стран, а Россия им в этом помогает. Вместе со странами мирового большинства будем добиваться привлечения к международно-правовой ответственности всех европейских стран, которые были причастны к незаконной оккупации и эксплуатации стран Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Азии.

Вернемся к резолюции ПАСЕ. В понимании европейских депутатов «деколонизация России» означает не что иное, как распад Российской Федерации. ПАСЕ выступила за создание некой «контактной платформы для диалога с «российскими демократическими силами» (пункт 29). Данный нарратив идет в русле продвигаемого западниками «права на помощь» (RtoA, Right to Assist), которое якобы имеют «демократии», чтобы помочь населению «автократий» избавиться от угнетения. Для этого «демократии» пытаются легализовать право на помощь, финансирование оппозиции, вмешательство во внутренние дела и т. д.

Наконец, третье. Использование термина «деколонизация» применительно к России неправомерно и преступно по своей сути. Резолюция ПАСЕ противоречит целому ряду общепризнанных принципов международного права – суверенному равенству государств, уважению государственного суверенитета, территориальной целостности, невмешательству во внутренние дела, а значит должна быть осуждена. Как и осуждён Совет Европы, один из уставных органов которого совершил акт правовой агрессии.



Источник: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся