Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Михаил Швыдкой

Специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям, член РСМД

В недавней программе "Агора" на канале "Культура" шла речь о традиционных ценностях в многополярном мире. О том, насколько возможно понимание между народами, которые живут на разных континентах, исповедуют разные религии, принадлежат к разным этническим группам, говорят на разных языках. О том, было ли у них общее прошлое и состоится ли общее будущее. Кому-то может показаться, что все уже и так понятно и любое обсуждение тем, которые давно на слуху, неизбежно окажется повторением пройденного. Но на самом деле мы обречены обсуждать их снова и снова - меняется мир вокруг нас, меняемся мы сами. И известное оказывается неизвестным.

Понятно, что за час эфирного времени невозможно обстоятельно ответить на поставленные вопросы. Как и на многие другие, возникающие, когда речь идет о традиционных ценностях. Мы по-прежнему далеко не едины в понимании эволюционного развития человечества, по-разному представляем себе, что такое политический консерватизм и насколько универсально социально-экономическое развитие. И уж тем более по-разному понимаем, как сопрягаются эти категории в реальной практике. Не скрою, был рад тому, что высокие эксперты - Д. Бондаренко, главный научный сотрудник Института Африки РАН, А. Громыко, директор Института Европы РАН, А. Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ, В. Полонский, директор ИМЛИ РАН, Д. Розенталь, директор Института Латинской Америки РАН, В. Федоров, генеральный директор ВЦИОМ, - в значительной степени были схожи в подходах к этим проблемам. Впрочем, ровно настолько, насколько близки друг другу народы, живущие в "курируемых" ими регионах. Насколько возможно вычленить из множества духовно-нравственных ориентиров те, которые едины для всего человечества. Что достаточно сложно даже при трактовке такого понятия, как традиционная семья, когда речь идет только о союзе мужчины и женщины.

В недавней программе "Агора" на канале "Культура" шла речь о традиционных ценностях в многополярном мире. О том, насколько возможно понимание между народами, которые живут на разных континентах, исповедуют разные религии, принадлежат к разным этническим группам, говорят на разных языках. О том, было ли у них общее прошлое и состоится ли общее будущее. Кому-то может показаться, что все уже и так понятно и любое обсуждение тем, которые давно на слуху, неизбежно окажется повторением пройденного. Но на самом деле мы обречены обсуждать их снова и снова - меняется мир вокруг нас, меняемся мы сами. И известное оказывается неизвестным. 

Понятно, что за час эфирного времени невозможно обстоятельно ответить на поставленные вопросы. Как и на многие другие, возникающие, когда речь идет о традиционных ценностях. Мы по-прежнему далеко не едины в понимании эволюционного развития человечества, по-разному представляем себе, что такое политический консерватизм и насколько универсально социально-экономическое развитие. И уж тем более по-разному понимаем, как сопрягаются эти категории в реальной практике. Не скрою, был рад тому, что высокие эксперты - Д. Бондаренко, главный научный сотрудник Института Африки РАН, А. Громыко, директор Института Европы РАН, А. Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ, В. Полонский, директор ИМЛИ РАН, Д. Розенталь, директор Института Латинской Америки РАН, В. Федоров, генеральный директор ВЦИОМ, - в значительной степени были схожи в подходах к этим проблемам. Впрочем, ровно настолько, насколько близки друг другу народы, живущие в "курируемых" ими регионах. Насколько возможно вычленить из множества духовно-нравственных ориентиров те, которые едины для всего человечества. Что достаточно сложно даже при трактовке такого понятия, как традиционная семья, когда речь идет только о союзе мужчины и женщины. 

Было бы бессовестно пересказывать содержание телевизионной программы, которую легко найти в интернете, поэтому остановлюсь на том, о чем участники из-за недостатка времени лишь упомянули. 

При непреходящем значении приоритетов, которые определены как базовые в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, необходимо вспомнить о фундаментальных аксиологических проблемах, без которых непросто выработать методологию как теоретической, так и практической деятельности в этом направлении. И прежде всего необходимо исследовать тему самого явления ценностей, их бытования в истории, настоящем и будущем. Ниспосланы ли они человечеству свыше, являются ли они незыблемыми заповедями, полученными от Вседержителя через пророков, или они зависимы от биологической и социально-экономической природы человеческого жизнестроительства? Любой подход - рациональный или иррациональный - с моей точки зрения, здесь будет недостаточным. Можно сказать, что многое определится индивидуальным выбором человека (напомню о свободе совести как об одном из конституционных прав российских граждан), но и здесь мы окажемся перед сложной развилкой. Если посмотреть на перечень традиционных ценностей, указанных в Основах, то они в равной степени приемлемы для верующих и атеистов. Они могли появиться и в советское время, когда понятие "ценности" интерпретировалось в духе марксистско-ленинской философии. Коммунистическая идеология была секулярно-рациональной, но в словосочетании "вера в коммунистические идеалы" доминировал не научный, а религиозный смысл. Выскажу, быть может, спорное соображение, но активная борьба с религией в советское время, которая то разгоралась, то затухала, имела соревновательный смысл. Деятельность КПСС имела сакральный характер, она не нуждалась еще в одной церкви. 

Притом, что строительство нового социального строя и нового человека, которое прокламировали большевики, предполагало разрыв с предшествующей историей, устремленность в будущее. Традиция отождествлялась с архаикой, исключающей развитие. Будущее доминировало над прошлым, отрицало его. Создание СССР было одним из самых успешных модернистских проектов, несмотря на его трагический финал. Одна из причин этой исторической катастрофы: "советский модернизм" не смог изменить человеческую природу. И здесь уместно вспомнить Н.А. Бердяева: "Революционизм поверхностен, оторван от онтологических основ, от ядра жизни. Эта печать поверхностности лежит на всех революционных идеологиях. Консерватизм же имеет духовную глубину, обращен к древним истокам жизни, он связывает себя с корнями…" 

Для Н.А. Бердяева - в отличие от многих нынешних идеологов - "смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к состоянию, предшествующему образованию государств и культур. Смысл консерватизма - в препятствиях, которые он ставит перед проявлением зверино-хаотической стихии в человеческих обществах". Не случайно именно эти слова русского философа приводил в одном из своих выступлений президент России В.В. Путин. 

Тенденцией современного развития становится не универсальность единой модели социально-экономического устройства, но их множественность. Выдающийся социолог Ш. Эйзенштадт в книге "Революция и преобразование обществ" убедительно доказывает, что кроме европейской цивилизационной матрицы есть и другие типы "социального модерна", опирающиеся на свою историю. 

И, как справедливо писал Н.А. Бердяев, при любых исторических разворотах "необходимо выйти из порочного круга революционности и реакционности".



Источник: Российская газета

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju