Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Виктор Садовничий

Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, вице-президент РАН, академик РАН, член РСМД

В 2015 году исполняется 210 лет старейшей научной организации России - Московскому обществу испытателей природы. Для чего оно нужно, как в нем оказались Дарвин и Эйнштейн и при чем тут долина МГУ, рассказал президент общества, ректор МГУ Виктор Садовничий.

«Лента.ру»: Как вышло, что самая старая научная организация России, как говорится, не на слуху?

Виктор Садовничий: Очень жаль, что не на слуху, мы это постараемся исправить. На самом деле, Московское общество испытателей природы - старейшее научное общество России. Основано 210 лет тому назад.

Вообще, идея создания при Московском университете научных обществ принадлежит Михаилу Муравьеву. Он сам выпускник Московского университета, был его попечителем. Но устав общества утвердил император Александр I. Так общество стало императорским. Муравьев был инициатором, а непосредственным руководителем, пожизненным директором Московского общества испытателей природы избрали профессора московского университета, зоолога Григория Ивановича Фишера. Президентом назначили графа Алексея Кирилловича Разумовского.

И чем же общество занималось?

Еще Михаил Ломоносов говорил, что люди должны не только учиться, но и заниматься наукой. Московское общество испытателей природы и другие общества выполняли важную задачу: делали науку модной и престижной.

Посмотрите, кто был в МОИП: реформатор Сперанский, граф Шереметьев, министр иностранных дел Несельроде, князь Оболенский, граф Мусин-Пушкин, генерал-губернатор Новороссии Воронцов, полярный исследователь Врангель, генерал-губернатор Москвы Голицын и многие другие. В XIX веке МОИП стал мощным центром научных исследований: здесь изучали природу России и смежных стран, создавали коллекции минералов.

Дарвин, Гете, Гумбольдт, Фарадей, Эйнштейн. Знаете, что их объединяет? Все они были членами Московского общества испытателей природы. Состоять в обществе было огромной честью.

А что изменилось?

Практически ничего: в XX веке члены общества начали изучать практические вопросы, например, искать полезные ископаемые, продолжая изучать природу. Усилилось взаимодействие с Московским университетом. В частности, при МГУ стали создаваться музеи и размещаться различные коллекции

История, безусловно, интересна. Но что делается сейчас?

Московское общество испытателей природы активно участвует в реализации проекта «Ноев ковчег», связанного с биоразнообразием и сохранением всего живого на Земле. Базой этому проекту послужат и наши музеи, и наши институты, и наши факультеты, и наши кафедры. МОИП ведет большую работу, поддерживая региональные секции естествоиспытателей. Таких примеров тысячи. У нас множество планов, и мы наметили следующее собрание МОИП на май 2016 года. Оно пройдет на площадке Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород».

Не могу не задать вопрос про планы МГУ: как продвигается создание научно-технологической долины?

Как говорится, мы на марше: проект поддержали на общественных слушаниях Москвы. Сейчас идет подготовка к тендеру на проектирование. Соответствующие обращения находятся в правительстве России. Мы готовы приступить к проектированию кластеров и корпусов.

В проекте долины значится музейный комплекс. Вы намерены экспонировать и коллекции Московского общества испытателей природы?

На самом деле они уже экспонируются в музеях МГУ. Замысел музейно-выставочного комплекса состоит в том, чтобы выставить все экспонаты и коллекции, которые находятся в наших запасниках. Например, многие картины висят по кабинетам, но это совсем не музейные условия - на Шишкина и Саврасова надо смотреть в галерее...

В свое время профессор нашего университета, отец Марины Цветаевой Иван Цветаев собрал университетские коллекции и создал из них музей, который теперь называется Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. У нас лучшая в мире антропологическая коллекция, но выставить мы можем лишь около 10 процентов собранного. Такая же ситуация с нашим гербарием и коллекцией минералов. Нельзя об этом только говорить - наши коллекции надо видеть!

А кто сможет посещать эти новые музеи?

Наш комплекс будет работать по общим правилам - посетить его смогут все желающие. Естественно, мы заинтересованы, чтобы туда приходили школьники и формировали свой взгляд на окружающий мир через конкретные экспозиции и экспонаты. Это для нас очень важно. Вообще, ни один университет не может стоять в стороне от работы со школьниками. У нас есть школа при университете, мы строим еще одну. Уже сейчас тысячи школьников посещают наши кружки и музеи. Именно работа со школьниками - залог будущего любого университета.

Долина поможет нам проводить больше научных и научно-популярных мероприятий. Тот же «Фестиваль науки» стал возможен благодаря тому, что у нас появились новые здания - Шуваловский и Ломоносовский корпуса.

К слову, за счет чего МГУ удалось подняться в международных рейтингах? Не за счет школьников?

Конечно, не только за счет них. Однако работа со школьниками очень и очень важна, и Московский университет всегда уделял ей особое внимание. Знаете, у нас создан Междисциплинарный научно-образовательный центр фундаментальных исследований детства.

Это уникальный центр. Он работает при Институте человека МГУ - это такой координационный совет под моим председательством. В него входят ведущие российские ученые, представители естественных и гуманитарных наук.

И чем занимается этот совет?

Поскольку в Институте человека работают ведущие специалисты из разных сфер, нам удается обсуждать и реализовывать новые междисциплинарные подходы, связанные с изучением человека, поиском талантливых ребят, повышением качества жизни и здоровья людей. Многие из этих идей воплотились в новые лаборатории, перспективные междисциплинарные направления науки. «Центр детства» - это один из примеров, но по-настоящему уникальный.

Почему?

Потому что в фокусе «Центра детства» проблемы непрерывного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с учетом отечественного и зарубежного опыта. Именно в детстве формируются личность человека и его способности. Помогая одаренным детям, мы формируем экономически необходимые условия для развития России.

Что бы мы ни делали, наше стремление понятно - поиск, поддержка и обеспечение пути талантливым ребятам к собственному становлению и служению на благо страны, общества, человека.

Перспективы центра определяются его междисциплинарностью. Мы будем проводить кросс-культурные исследования, привлекая ведущих российских и зарубежных исследователей.

Давайте вернемся к рейтингам: в 2015 году МГУ стал первым в рейтинге лучших вузов Восточной Европы и Центральной Азии, а также вошел в сотню лучших вузов в областях инжиниринга и технологий и физических наук. Как это удалось?

Хорошие позиции в рейтингах - это отражение длительной и качественной работы. Мы не строим планов насчет рейтингов. Конечно, мы на них смотрим, но не всегда с ними полностью согласны и не считаем, что надо перестраивать работу университета под требуемые показатели. Если рейтинги объективны, МГУ будет подниматься, работая качественно. Рейтинг - это зеркало, иногда оно кривое. Но в целом мы изучаем и этот образ. И наши высокие позиции - результат скоординированной работы по всем направлениям деятельности университета.

Может, нужно создать российский рейтинг университетов?

Я не раз выступал с такой идеей: почему бы не взглянуть на ситуацию и под этим углом? Я не понимаю тех, кто говорит, что «есть один рейтинг, ну и хватит». Надо создавать российский рейтинг, чтобы он был признан престижным по всему миру и отражал реальную ситуацию в образовании, играя свою роль в мире.

Иcточник: Лента.Ру

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся