Модернизация Китая: стратегия Си Цзиньпина и уроки для Глобального Юга
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 2, Рейтинг: 5) |
(2 голоса) |
Д.и.н., заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, профессор РАН, член РСМД
На фоне глобальной нестабильности развитие Китая сталкивается с растущим числом внутренних и внешних вызовов. С одной стороны, властям приходится заниматься проблемами торможения экономики. С другой стороны, страны Запада ограничивают доступ китайского экспорта на свои рынки и отказывают Китаю в поставках передовой высокотехнологичной продукции.
Китай сдает очень серьезный экзамен. Главный вопрос - это выбор направления адаптации политики реформ к новой ситуации. В конце прошлого столетия внешние условия преобразований были благоприятными.
Тогда КНР располагала многочисленными квалифицированными работниками с невысокими зарплатами, недорогими доступными материальными ресурсами, пользовалась благожелательным отношением со стороны Запада. В те времена Китай при разработке политики реформ мог позволить "переходить реку, нащупывая камни".
Движение от плановой экономики к рынку опиралось на многочисленные эксперименты, тогда можно было совершать ошибки и исправлять их.
В Китае вышел в свет пятый том книги "Си Цзиньпин о государственном управлении". В новом томе собрана 91 работа генерального секретаря ЦК КПК за период с 27 мая 2022 года по 20 декабря 2024 года. Какой путь прошла страна под руководством председателя Си за последние годы, для "РГ" анализирует заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, д. и. н, профессор РАН Александр Ломанов.
Новые внешние ограничения и "экзамен" реформ
На фоне глобальной нестабильности развитие Китая сталкивается с растущим числом внутренних и внешних вызовов. С одной стороны, властям приходится заниматься проблемами торможения экономики. С другой стороны, страны Запада ограничивают доступ китайского экспорта на свои рынки и отказывают Китаю в поставках передовой высокотехнологичной продукции.
Китай сдает очень серьезный экзамен. Главный вопрос - это выбор направления адаптации политики реформ к новой ситуации. В конце прошлого столетия внешние условия преобразований были благоприятными.
Тогда КНР располагала многочисленными квалифицированными работниками с невысокими зарплатами, недорогими доступными материальными ресурсами, пользовалась благожелательным отношением со стороны Запада. В те времена Китай при разработке политики реформ мог позволить "переходить реку, нащупывая камни".
Движение от плановой экономики к рынку опиралось на многочисленные эксперименты, тогда можно было совершать ошибки и исправлять их.
Учет рисков и связка "развитие и безопасность"
Теперь времена изменились. Китайское руководство стремится в максимальной степени учитывать потенциальные риски и скрытые опасности. Возможностей исправить крупные промахи у властей остается все меньше, что многократно повышает требования к качеству стратегического планирования. Развитие остается для Китая неизменным приоритетом, однако в основополагающих документах о нем упоминают в сочетании с темой национальной безопасности.
"Производительные силы нового качества" как ответ на давление
Ответом Китая на рост внешнего давления стала активная разработка собственной стратегии развития. В 2023 году Си Цзиньпин провозгласил цель создания производительных сил нового качества. Это означает, что государство намерено вкладывать еще больше сил и ресурсов в создание передовых производств и разработку новых технологий. В Китае понимают, что участие в гонке за технологиями приведет страну к огромным изменениям, включая организацию производства, инфраструктуру, экономику и общество. Новые производительные силы опираются на интеллектуальные технологии и инновации, они развиваются в цифровой информационной среде. Помимо технологий необходимы работники с современными знаниями и трудовыми навыками. Китай нацелен на трансформацию и модернизацию традиционных отраслей производства без их уничтожения, нацеливаясь на обладание самым широким в мире набором производственных возможностей.
Научно-технологический суверенитет и влияние на Глобальный Юг
Создание производительных сил нового качества - это часть стратегии обеспечения научно-технологического суверенитета. Китайские эксперты полагают, что в основе американской политики сдерживания технологического и промышленного развития КНР лежит стремление США сохранить монополию на владение передовыми производствами. Если Китай сможет создать собственные производства сопоставимого уровня, он получит возможность добиться успеха в международной конкуренции. По мере накопления практического опыта и его теоретического осмысления китайская концепция производительных сил нового качества способна повлиять на формирование стратегий развития стран Глобального Юга.
От заимствований к собственным ориентирам
Чтобы продолжать движение вперед по пути реформ, Китаю нужны собственные ориентиры, и Си Цзиньпин уделяет этому вопросу очень большое внимание. Этапы заимствования и освоения советской модели централизованной плановой экономики, равно как и западной рыночной системы, остались в прошлом. Новые идеи, как и новые технологии, уже невозможно позаимствовать где-то за рубежом. Их можно лишь создать самостоятельно.
Почему "западные рецепты" неприменимы к КНР
Известный экономист Линь Ифу недавно отметил, что концепции, разработанные для развитых рыночных экономик среднего масштаба, невозможно механическим образом применить в большой развивающейся стране. Запад развивался долго и постепенно, потратив несколько столетий на переход от аграрного к индустриальному обществу, и далее - к цифровой цивилизации. Китаю приходится проходить эти этапы в ускоренном темпе за несколько десятилетий, что лишает многие западные рецепты практической применимости.
Роль государства и частного сектора
Политика китайского руководства опровергает догму о необходимости иметь "небольшое правительство" ради успешного развития рынка. Западные эксперты полагают, что сокращение присутствия государства в экономике свидетельствует о проведении преобразований, тогда как повышение роли правительства означает "отступление" от реформ. Применительно к Китаю эта формула работает плохо. Частное предпринимательство вносит огромный вклад в развитие китайской экономики. Вместе с тем курс на создание современной промышленной системы неотделим от развития крупных госпредприятий и от государственной поддержки инновационной деятельности.
"Невидимая рука" и стратегические цепочки
Китайское руководство не противопоставляет государственную и частную экономику. Предприниматели оживляют экономическую активность и привносят в нее инновации, государство обеспечивает экономическую безопасность и предотвращает провалы рынка. "Невидимая рука" рынка и "видимая рука" правительства дополняют друг друга, что позволяет лучше справляться с новыми вызовами. В условиях разрастающегося международного соперничества неэффективность отдельно взятого предприятия не является основанием для окончательного вердикта о его судьбе. Если в случае банкротства и последующего исчезновения такого предприятия будет утрачена важная часть производственной цепочки, которую Китай намерен удержать в собственных руках, рыночная логика тут не работает. С другой стороны, сохраняет актуальность формулировка Си Цзиньпина о наделении рынка решающей ролью в распределении ресурсов.
После "легких" реформ - больше координации
Одним из источников успеха китайских реформ в конце ХХ века была правильная последовательность преобразований - сперва легкое и быстро осуществимое, потом более сложное. Однако к настоящему времени все легкие и простые реформы уже проведены. За рубежом высказывали предположение, что после этого преобразования в Китае затормозятся и остановятся. Этого не произошло, но продолжение реформ требует гораздо больших усилий, политической воли и взаимной координации различных аспектов, заметно возрастает экономическая роль эффективного государственного управления.
Ставка на собственные технологии и централизованное управление
Ушли в прошлое упования на то, что в эпоху глобализации за деньги можно купить за рубежом любую передовую технологию или готовый продукт. Чем больше на Западе говорят о желании не подпустить Китай к научно-технологическим и промышленным вершинам, тем больше китайские власти вкладывают средств и ресурсов в собственные научно-технологические разработки для того, чтобы не отстать и не оказаться на обочине. Единое централизованное партийное руководство дает Китаю преимущества в этом соперничестве путем концентрации ресурсов для достижения прорывов в крупных промышленных проектах и технологических разработках.
Внутренний спрос и открытая экономика
Чтобы продолжать устойчивый экономический рост в условиях социальной стабильности, китайское руководство намерено создать новую модель развития высокого качества, основанную на сверхбольшом внутреннем рынке. Си Цзиньпин подчеркивает, что Китай является вторым по величине потребительским рынком в мире с крупнейшим по численности социальным слоем со средним уровнем дохода. Это позволяет поставить на первое место внутренний спрос и сократить зависимость экономики от экспорта. Несмотря на ухудшение внешних условий развития, Китай не намерен отказываться от политики открытости. Более того, китайское руководство ставит задачи построения открытой мировой экономической системы, реформирования системы глобального управления в интересах поддержки глобализации.
Модернизация китайского типа: особенности
В КНР важной темой первой половины нынешнего десятилетия стала модернизация китайского типа. Си Цзиньпин выдвинул эту концепцию для того, чтобы обобщить ключевые особенности развития Китая - это большой размер населения, необходимость обеспечить материальное благосостояние для всего народа, координация между материальным и духовным развитием общества, гармоничное сосуществование человека и природы, мирная внешняя политика. Хотя китайский вариант модернизации унаследовал ряд аспектов опыта развития зарубежных стран, он обладает уникальными характеристиками и тесно связан с китайской традиционной культурой.
Альтернатива западной модели
Си Цзиньпин подчеркнул, что для успешной модернизации любой стране необходимо найти путь развития, соответствующий национальной специфике. Ключевое значение обрел тезис о том, что модернизация китайского типа разрушила миф о безальтернативном характере западной модели, о тождестве модернизации и вестернизации. Соответствие западным стандартам более не может служить убедительным критерием прогресса. Напротив, лишь в процессе собственного творческого поиска появляется возможность преодолеть недостатки западного варианта модернизации, приблизиться к реализации целей совместного развития разных стран, обеспечить всеобщую безопасность и наладить конструктивное общение между цивилизациями. Иными словами, Китай говорит странам Глобального Юга о том, что можно оставаться самим собой, не отказываясь от культурных корней, но при этом продвигаться вперед по пути развития.
Практический урок для Глобального Юга
В современном многообразном мире Запад для многих уже не интересен, а Китай все еще не полностью понятен, что может привести к опасной утрате желания учиться и впитывать новое. Модернизацию китайского типа нельзя скопировать как шаблон и перенести в неизменном виде в другую страну. Однако ее изучение способно стать ценным подспорьем для стран, которые продолжают формировать свою национальную модель развития. КПК привела Китай к экономическому успеху благодаря постоянному изучению новых знаний и применению их на практике. Этот пример убеждает в том, что не следует бояться самостоятельно искать новое - необходимо глубоко понимать конкретную ситуацию в своей стране и составлять планы развития без оглядки на чужие догмы.
БРИКС знает "Что делать?"
Несмотря на очевидные успехи в развитии, Китай считает себя частью Глобального Юга. Основой для сближения выступают общие подходы к защите национального суверенитета и безопасности, признание важности задач модернизации, требования повышения роли развивающихся стран в мировых делах.
В октябре 2024 г. Си Цзиньпин признал, что путь Глобального Юга к возрождению не будет легким и простым. Тогда он вспомнил о книге Николая Чернышевского "Что делать?", получившей в Китае широкую известность как часть прогрессивной русской культуры. По словам китайского лидера, подобно тому, как герои этой книги обладали твердой волей и настроем на борьбу, страны БРИКС должны быть смелыми, целеустремленными и не страшиться нового.
Равноправная многополярность, выгодная всем глобализация
По мере увеличения экономической мощи КНР возрастает весомость китайских взглядов на перспективы мирового развития. В 2023 г. Си Цзиньпин призвал все страны взять курс на создание равноправной упорядоченной многополярности. Речь идет о том, что при соблюдении принципа равенства больших и малых стран важно не допустить фрагментации сообщества наций. Следует вместе поработать над тем, чтобы избежать беспорядка и предотвратить конфликты в процессе расставания с однополярным миром.
Одновременно Китай хочет защитить мировую экономику от деструктивного воздействия западной политики санкций, сохранить и упрочить сложившиеся глобальные производственные и торговые связи. Си Цзиньпин предложил двигаться к новой форме глобализации, способной приносить выгоду каждой стране и открывающей двери перед всеми желающими. На первое место выходят интересы стран Глобального Юга, пытающихся сократить свое отставание от развитого Севера.
И все же ни политическая многополярность, ни экономическая глобализация не являются чудодейственным рецептом излечения недугов современного человечества. Без диалога и взаимного понимания мировые проблемы решить не удастся. Исходя из этого, в 2023 г. Си Цзиньпин провозгласил Глобальную инициативу цивилизации, направленную на преодоление межкультурных барьеров, надменного отношения одних цивилизаций по отношению к другим.
Россия и Китай: поддерживать друг друга и менять мир к лучшему
Си Цзиньпин внес весомый вклад в развитие сотрудничества между нашими странами. В качестве первого лица в партии и государстве он лично участвует в двусторонних контактах. С китайской стороны именно он формулирует основополагающие ориентиры внешней политики.
В мае 2024 г. Си Цзиньпин обобщил ключевые направления отношений Китая с Россией. Их корнем он провозгласил взаимное уважение, позволяющее поддерживать друг друга в защите коренных интересов и в решении задач развития, постоянно углублять политическое доверие.
Следует обратить внимание, что экономическая выгода не находится в китайской шкале приоритетов на первом месте. Опыт взаимодействия с развитыми странами Запада научил Китай тому, что даже самый огромный размер торговли не гарантирует стабильных межгосударственных отношений. Это вовсе не исключает стремления развивать с Россией нацеленное на взаимный выигрыш экономическое сотрудничество. Успехи в этой сфере достигнуты вполне реальные и ощутимые - годовой объем двусторонней торговли превысил 200 млрд долларов США.
Две страны также должны передавать новым поколениям традицию дружбы, знакомить друг друга со своими культурами. И тогда становится возможным полноценное стратегическое сотрудничество, позволяющее России и Китаю задавать направление развития системы глобального управления, совместно отстаивать центральную роль ООН в международной системе. Сходство целей и близость ценностей позволяют нашим странам последовательно придерживаться принципов равенства и справедливости в решении мировых проблем.
Источник: Российская газета
(Голосов: 2, Рейтинг: 5) |
(2 голоса) |
