Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Михаил Швыдкой

Специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям, член РСМД

Пока на публичном уровне обсуждают проблемы, связанные с искусственным интеллектом, с самим определением этого феномена и возможными путями его создания, ряд ученых самых разных специальностей ломают головы над тайнами человеческого мозга. Именно это направление научного поиска привлекает сегодня исследователей, наиболее остро чувствующих запрос времени. Инвестиции в подобные разработки в США, Китае и Европе в последние годы увеличились многократно, и лишь часть получаемых результатов окажется востребованной в тех практиках, которые прокладывают пути создания искусственного интеллекта. (Замечу, что Россия заметно отстает в финансировании этого направления научной деятельности и, похоже, не собирается в него вкладываться, что вряд ли разумно.)

Пока на публичном уровне обсуждают проблемы, связанные с искусственным интеллектом, с самим определением этого феномена и возможными путями его создания, ряд ученых самых разных специальностей ломают головы над тайнами человеческого мозга. Именно это направление научного поиска привлекает сегодня исследователей, наиболее остро чувствующих запрос времени. Инвестиции в подобные разработки в США, Китае и Европе в последние годы увеличились многократно, и лишь часть получаемых результатов окажется востребованной в тех практиках, которые прокладывают пути создания искусственного интеллекта. (Замечу, что Россия заметно отстает в финансировании этого направления научной деятельности и, похоже, не собирается в него вкладываться, что вряд ли разумно.)

Постижение феномена человека во многом зависит от того, сумеет ли наука сколько-нибудь внятно определить степень зависимости человеческого поведения от деятельности его мозга, то есть доказать справедливость самого названия нашего вида homo sapiens, человек разумный. И это не менее важно для формирования образа будущего, чем космические разработки, достижения в области ядерной физики или исследования мирового океана. Дело не только в том, что "умные живут долго" - так называлась выпущенная незадолго до ее ухода из жизни книга Натальи Петровны Бехтеревой, выдающегося нейрофизиолога, которая руководила Институтом мозга с 1990 по 2008 год, необходимо понять, как живут умные и неумные, чего можно от них ожидать. И насколько справедлива гипотеза Бехтеревой, что "правда мозга и жизни общества, по-видимому, едина".

Насколько справедлива гипотеза Бехтеревой, что "правда мозга и жизни общества, по-видимому, едина"?

Можно сколько угодно спорить о различных идеологических и политических моделях бытования обществ и государств, о преимуществах и недостатках этих моделей, но в любом случае пока мы недостаточно полно (чуть было не написал "до конца", но это конечное знание нам вряд ли доступно в обозримое время) представляем себе, что такое человек, что им движет, каковы перспективы его телесного и духовного развития, будет трудно остановиться на одной из них. Тем более что в истории человечества они существуют не только сменяя одна другую, не только параллельно, но нередко внутри одной общественной формации, противоречиво и взаимодополнительно. Традиционализм востребован в той же степени, что и либерализм.

Консерватизм заложен в самой природе человека. Рождение и смерть, интимное влечение друг к другу, не всегда связанное с продолжением рода, физиологические циклы женщин и мужчин вряд ли изменились за последние сорок тысяч лет доминирования homo sapiens на нашей планете. Но в не меньшей степени нашему виду свойственна тяга к новизне, к открытию и созданию прежде неведомого и не существовавшего.

Человек разумный нередко нерасчетлив в своем поведении. Насколько оно определяется деятельностью мозга? И только ли мозга? Умнейшая Т.В. Черниговская не раз повторяла, что "мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает", а "30 секунд - это огромный период времени для мозговой деятельности". Но что происходит с человеком в эти 30 секунд?

Человек загадочен не только в своем величии, но и в парадоксальной низменности поведения

И только ли деятельность мозга делает человека человеком? Все эти вопросы имеют не только фундаментальное научное значение. Ими интересуются практики самых разных профессий - от политтехнологов до маркетологов (что, увы, нередко одно и тоже). Все, кто ищет пути к манипулированию общественным и даже интимным поведением человека, кто пытается вызвать искусственно сформированную потребность в выборе того или иного политика или покупке ненужного товара. Растущая с геометрической прогрессией уверенность в том, что современные инструменты маркетинга способны творить чудеса, с большой долей вероятности может оказаться опасной самонадеянностью.

Человек, который кажется гибким и готовым к компромиссу, боящийся всего на свете, не желающий преступать порог боли, в критических обстоятельствах способен на иррациональные поступки. Он способен проявлять беспримерное мужество перед лицом смерти. И взрываться бунтом без видимых причин. Любые рациональные объяснения, любые идеологические мотивации, как правило, выглядят достаточно плоско.

Человек загадочен не только в своем величии, но и в парадоксальной низменности поведения. Когда все моральные предохранители, все общественные регламенты, все религиозные запреты оказываются отброшенными за ненадобностью. Когда зло, по определению Ханны Арендт, становится банальным, обыденным. Когда в газовые камеры отправляют под музыку Моцарта, которую любят и палачи, и жертвы.

Можно назвать это грехопадением, можно говорить о разрушении нравственных принципов общества, о ложных социальных догматах, которые вдалбливали в национальное сознание, о тотальном страхе и отчаянии, но все эти объяснения вряд ли с должной полнотой раскроют трансформацию людей, которые принадлежат к виду человека разумного. Сказать о нацистах или о фашистах самых разных толков "нелюди" - значит уйти от проблемы, которая возникает в подобных случаях. Проблемы, которая заключается в том, что они тоже принадлежат к роду человеческому.

И поэтому в высшей степени недальновидно определять поведение человека простыми мотивациями - жаждой власти, денег или удовлетворением плотских потребностей. Или сетовать, как это делали в недавние времена, на провалы идеологической работы. Социальные прогнозы, которые строятся только на подобных объяснениях, неизбежно дают сбой. В данном случае простота хуже воровства. И коль скоро, по Протагору, человек есть мера всех вещей, то самопознание есть наивысшая забота человечества.

Источник: Российская газета

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся