Применение принципов ESG (экология, социальное развитие и корпоративное управление) исследуется в основном на корпоративном уровне, при этом меньшее внимание уделяется вопросам, касающимся совместимости с этими принципами макроэкономической политики на уровне стран и регионов. Однако налицо признаки того, что режимы регулирования и макроэкономическая политика всё больше ориентируются на принципы ESG и развитие человеческого капитала. Макроэкономические потребности России, связанные с повесткой ESG, касаются таких вопросов, как реализация национальных проектов, действие правил экономической политики и расширение круга инструментов зелёного финансирования.
Парадигма ESG ещё не знакома большинству россиян – согласно опросу в рамках «Индекса Иванова», проведённому Sber CIB Investment Research, почти три четверти населения не слышали и не знают о принципах ESG, тогда как только 6 процентов знают о ESG и могут объяснить, что это такое. В то же время явно растёт озабоченность населения России основными элементами повестки ESG, в первую очередь экологическими проблемами. В частности, последние опросы «Левада-центра» (регулярные опросы, в которых россиян спрашивают об их основных проблемах) показывают, что за последние пять-шесть лет доля тех, кто обеспокоен состоянием окружающей среды, увеличилась почти вдвое. Социальные проблемы (доступность медицинской помощи, неравенство доходов) и проблемы управления (коррупция) демонстрируют восходящую динамику с точки зрения общественного беспокойства. Это, в свою очередь, может привести к трансформации потребительских предпочтений населения в пользу товаров и услуг с более высокими экологическими и социальными стандартами.
Социальные проблемы, а также проблемы управления демонстрируют восходящую динамику с точки зрения общественного беспокойства. Это способно привести к трансформации потребительских предпочтений населения в пользу товаров и услуг с более высокими экологическими и социальными стандартами. На макроуровне основной платформой для реализации повестки ESG в России являются национальные проекты, ключевые компоненты которых могут быть связаны с соответствующими элементами парадигмы ESG, пишет Ярослав Лисоволик, программный директор Валдайского клуба.
Применение принципов ESG (экология, социальное развитие и корпоративное управление) исследуется в основном на корпоративном уровне, при этом меньшее внимание уделяется вопросам, касающимся совместимости с этими принципами макроэкономической политики на уровне стран и регионов. Однако налицо признаки того, что режимы регулирования и макроэкономическая политика всё больше ориентируются на принципы ESG и развитие человеческого капитала. Макроэкономические потребности России, связанные с повесткой ESG, касаются таких вопросов, как реализация национальных проектов, действие правил экономической политики и расширение круга инструментов зелёного финансирования.
Парадигма ESG ещё не знакома большинству россиян – согласно опросу в рамках «Индекса Иванова», проведённому Sber CIB Investment Research, почти три четверти населения не слышали и не знают о принципах ESG, тогда как только 6 процентов знают о ESG и могут объяснить, что это такое. В то же время явно растёт озабоченность населения России основными элементами повестки ESG, в первую очередь экологическими проблемами. В частности, последние опросы «Левада-центра» (регулярные опросы, в которых россиян спрашивают об их основных проблемах) показывают, что за последние пять-шесть лет доля тех, кто обеспокоен состоянием окружающей среды, увеличилась почти вдвое. Социальные проблемы (доступность медицинской помощи, неравенство доходов) и проблемы управления (коррупция) демонстрируют восходящую динамику с точки зрения общественного беспокойства. Это, в свою очередь, может привести к трансформации потребительских предпочтений населения в пользу товаров и услуг с более высокими экологическими и социальными стандартами.
На макроуровне основной платформой для реализации повестки ESG в России являются национальные проекты, ключевые компоненты которых могут быть связаны с соответствующими элементами парадигмы ESG. В частности, проект «Экология» соответствует элементу «Окружающая среда», такие проекты, как «Демография», «Образование» и «Здравоохранение», относятся к категории «Социальное развитие», а проект «Цифровая экономика» может быть связан с потенциалом улучшения «Управления» на макроуровне. В совокупности все проекты, которые подпадают под эгиду ESG, составляют почти 43 процента финансирования всех национальных проектов, причём изменения, внесённые за последние несколько лет, направлены на увеличение доли социально ориентированных проектов.
С точки зрения макроэкономической политики совместимость с принципами ESG, безусловно, не равносильна простому увеличению бюджетных ассигнований на такие статьи расходов, как охрана окружающей среды или расширение социальной защиты. Существует важный качественный элемент, связанный с действием правил экономической политики, применение которых может быть связано с компонентом «Управление» триады ESG. По мнению Финна Кидланда и Эдварда Прескотта, правила предпочтительнее произвольной и переменчивой макроэкономической политики – за этот принцип в 2004 году им была присуждена Нобелевская премия по экономике. Превосходство правил экономической политики, таких как налогово-бюджетные и денежно-кредитные правила, проистекает из стабилизации ожиданий и укрепления доверия к политике, проводимой властями.
В России краеугольным камнем действия экономических правил является бюджетное правило, устанавливающее предельную цену на нефть, после которой доходы от продажи нефти и газа поступают в Фонд национального благосостояния. Бюджетное правило предполагает накопление бюджетных резервов в периоды высоких цен на нефть и контрциклическое расходование этих резервов во время кризисов и в периоды низких цен на нефть. Фонд национального благосостояния представляет собой важный резерв для инвестиций в зелёные финансовые инструменты, включая рублёвые зелёные и социальные облигации. Что касается денежно-кредитной политики, то система инфляционного таргетирования и усилия органов денежно-кредитного регулирования по сдерживанию инфляции связаны с социальным элементом парадигмы ESG, поскольку инфляция является ключевым фактором (не только в России, но и во всех странах с развивающейся экономикой) распространения более высокого уровня бедности и неравенства доходов.
Ещё один важный элемент, связанный с повесткой ESG на макроуровне, – это вопрос финансовой грамотности и образовательного компонента услуг, предоставляемых корпорациями и в первую очередь финансовым сектором. Центральный банк России и Министерство финансов придают большое значение вопросам, связанным с повышением уровня финансовой грамотности среди растущего сообщества инвесторов и населения в целом. Финансовые учреждения призывают упрощать финансовые продукты, которые они предлагают неквалифицированным инвесторам, а также продвигать совместные инициативы, направленные на информирование населения о рисках инвестиций на нестабильных рынках.
Растущее значение повестки ESG на корпоративном уровне требует трансформации на государственном уровне политики, касающейся компаний и отраслей экономики. В частности, промышленная политика стран, направленная на ускорение роста и развития приоритетных секторов, вероятно, будет включать элементы ESG, которые требуют от компаний соблюдения экологических/социальных/корпоративных стандартов в обмен на поддержку со стороны государства. Аналогичные ESG-условия могут быть использованы при разработке антикризисной политики и политики поддержки регионов. Торговая политика стран, вероятно, претерпит изменения, и доля торговых споров в ВТО и защитных мер, связанных с экологическими стандартами (зелёный протекционизм), могут значительно возрасти в ближайшие годы.
Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай»