Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Михаил Швыдкой

Специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям, член РСМД

Не могу назвать себя избыточно впечатлительным человеком, но и спустя неделю после вручения Государственных премий РФ в области науки и технологий, литературы и искусства и гуманитарной деятельности за 2018 год вспоминаю выступления лауреатов в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, как писали прежде, с чувством законной гордости. За российскую интеллигенцию, за то сословие, само существование которого многие оспаривают, полагая, что его деятельность, вызывающая то ли порицание то ли уважение, осталась в прошлом.

Не могу назвать себя избыточно впечатлительным человеком, но и спустя неделю после вручения Государственных премий РФ в области науки и технологий, литературы и искусства и гуманитарной деятельности за 2018 год вспоминаю выступления лауреатов в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, как писали прежде, с чувством законной гордости. За российскую интеллигенцию, за то сословие, само существование которого многие оспаривают, полагая, что его деятельность, вызывающая то ли порицание то ли уважение, осталась в прошлом.

И даже в случае признания его современного бытия оно вызывает бесконечное число оговорок и споров. Многим памятен ответ Л. Н. Гумилева на вопрос о том, является ли он интеллигентом: "Боже меня сохрани!" Равно, как и не забывается раздраженная мысль из письма К. П. Победоносцева В. К. Плеве: "Ради Бога исключите слова "русская интеллигенция". Ведь такого слова по-русски нет. Бог знает, кто его выдумал. И Бог знает, что оно означает..." Нередко вспоминают беспардонный приговор В. Ленина: "Интеллигенция - это не мозг нации, а говно". Реже цитируют знаменитого публициста монархического толка, автора пособия "Самооборона или нападение без оружия", изданного НКВД, И. Л. Солоневича: "Русская интеллигенция есть самый страшный враг русского народа".

Как известно, термин "интеллигенция" ввел в массовый обиход П. Д. Боборыкин, плодовитый и небесталанный литератор, что называется, "второго ряда", в своей публицистике 1860-х годов, - уже одно это вызывало раздражение у многих представителей "читающей России". П. Боборыкин был моден, но явно не мог претендовать на высокое звание властителя дум. Отсюда - глубинное недоверие к его литературному философствованию. Неслучайно у А. П. Чехова можно найти немало горьких слов в адрес русской интеллигенции. Но в то же время именно он оставит в "Записных книжках" 1896-1897 гг. важную мысль: "Сила и спасение народа в его интеллигенции, в той, которая честно мыслит, чувствует и умеет работать". Споры вокруг интеллигенции и внутри этой социальной группы образованных людей обострятся в "эпоху канунов", станут непримиримыми в революционные и послереволюционные годы. И если Вл. Маяковский вслед В. Ленину выкрикнет, что "интеллигенция есть ругательное слово", то М. Горький, которого трудно подозревать в пристрастии к новой интеллигенции (достаточно припомнить пьесу "Дачники"), разразится возвышенной тирадой: "Интеллигенция - это лучшие люди страны, которым приходится отвечать за все плохое в ней".

Примечательно, что в словаре Д. Н. Ушакова, над которым он работал с 1928-го по 1940 год, помимо всех прочих определений сохранятся слова, отражающие идеологические штампы нового времени диктатуры пролетариата: "Интеллигент - человек, социальное поведение которого характеризуется безволием, колебаниями, сомнением". Как будто написано до знаменитого фильма братьев Васильевых "Чапаев", где, оценивая психическую атаку офицерского полка каппелевцев, идущих в полный рост на позиции чапаевцев, два красноармейца ведут примечательный диалог: "Красиво идут... Интеллигенция..." Оскорбительно для офицерского сословия, воевавшего на стороне белых, - для большинства из них само понятие "интеллигент" было синонимом революционера. Как недавно оскорбился один уважаемый человек: "Я не интеллигент, я - дворянин!"

Весь этот монтаж нестыкуемых цитат проносился у меня в голове, - они наталкивались одна на другую, противоречивые, проталкивающиеся в современную жизнь, которая при всей своей новизне укоренена в прежней истории. Все это вертелось в недлинные мгновения церемонии вручения Государственных премий России, пока память не вытолкнула на поверхность еще одну цитату. Теперь из Георгия Иванова, прекраснодушного русского интеллигента, в молодости побывавшего членом РСДРП, эмигрировавшего из большевистской России после победы Октябрьской революции. В журнале "Версты" под псевдонимом Е. Богданов он опубликовал знаменитую статью "Трагедия интеллигенции", а с 1931 года по 1939-й издавал журнал "Новый град", полный утопических надежд соединить социализм, либерализм и христианство. И каким бы трагичным не видел он путь русской интеллигенции в ХХ веке, он определил ее высшее предназначение: "На русскую интеллигенцию ложится тяжкая ответственность: не сдать своих культурных высот, идти неустанно, без отдыха, все к новым и новым достижениям. Уже не только для себя, для удовлетворения культурной жажды или профессиональных интересов, но и для национального дела России".

Именно о "национальном деле России" думали и говорили лауреаты Государственной премии РФ неделю назад, не поступаясь собственным чувством достоинства и естественной потребностью интеллектуальной свободы. Помимо ритуальных формул благодарности за возможность заниматься любимым делом при поддержке государства, в их словах не было ни грана бессмысленной сервильности. Они говорили о деле, которому они служат, - и эта преданность отечественной науке, литературе, искусству не могла не вызывать глубокого уважения к ним. В их словах содержалась та "умственная порядочность", которая, по мнению Д. С. Лихачева, отличает подлинного интеллигента от бесконечного сонма имитаторов. Самостоятельность и независимость мышления, в конечном счете всегда созидательны, устремлены к открытию прежде непознанного. Их дерзновенная мысль не разрушительна. Но, смею полагать, что каждому из героев этих заметок близки слова А. Ф. Лосева: "Подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные проблемы эгоистического существования; не обязательно бой, но ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая готовность для него".

Источник: Российская газета.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся