Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Александр Ломанов

Д.и.н., заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, профессор РАН, член РСМД

Главные направления и тенденции развития Китая в 2023 году. Рассмотрены основные шаги и меры по консолидации структуры высшего руководства и органов власти страны в связи с избранием председателя КНР Си Цзиньпина на третий пятилетний срок, что обеспечило преемственность внутренней и внешней политики государства. Проанализирована внешнеполитическая стратегия Китая и её реализация в отношениях с различными странами и регионами мира в контексте стремления китайского руководства к стабилизации взаимодействия КНР с США. Особое внимание уделено мерам властей по обеспечению успешного развития экономики и преодолению проблем, возникающих в условиях нарастания санкционного давления со стороны стран Запада. Рассмотрено поступательное развитие российско-китайских связей и дальнейшее укрепление двусторонних отношений всестороннего стратегического партнёрства.

Авторы: Леонид Гамза, Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Александр Ломанов, Доктор исторических наук, профессор РАН, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН.

В статье анализируются главные направления и тенденции развития Китая в 2023 году. Рассмотрены основные шаги и меры по консолидации структуры высшего руководства и органов власти страны в связи с избранием председателя КНР Си Цзиньпина на третий пятилетний срок, что обеспечило преемственность внутренней и внешней политики государства. Проанализирована внешнеполитическая стратегия Китая и её реализация в отношениях с различными странами и регионами мира в контексте стремления китайского руководства к стабилизации взаимодействия КНР с США. Особое внимание уделено мерам властей по обеспечению успешного развития экономики и преодолению проблем, возникающих в условиях нарастания санкционного давления со стороны стран Запада. Рассмотрено поступательное развитие российско-китайских связей и дальнейшее укрепление двусторонних отношений всестороннего стратегического партнёрства.

 

Консолидация власти

Заметным политическим событием 2023 г. в Китае стало переизбрание Си Цзиньпина на посты председателя КНР и председателя Центрального военного совета КНР. В марте на ежегодной сессии высшего законодательного органа за это решение проголосовали депутаты Всекитайского собрания народных представителей. Продление полномочий Си Цзиньпина на третий срок стало возможным после внесения в 2018 г. поправок в конституцию КНР, отменивших ограничение на пребывание на посту председателя КНР двумя пятилетними сроками.

Продление пребывания Си Цзиньпина на государственных должностях последовало за его переизбранием на третий срок на пост генерального секретаря ЦК КПК по итогам состоявшегося в октябре 2022 г.

ХХ съезда КПК. Китайский лидер, которому в 2023 г. исполнилось 70 лет, получил возможность находиться во главе партии до осени 2027 г. и во главе государства до весны 2028 г., что позволит обеспечить стабильность и преемственность политики Китая.

Новым главой Госсовета КНР стал Ли Цян (1959 г.р.), бывший секретарь горкома КПК в Шанхае, ранее занимавший также руководящие партийные посты в провинциях Чжэцзян и Цзянсу. Некоторые кадровые назначения, сделанные после съезда КПК, были довольно быстро пересмотрены. Так, 25 июля 2023 г. без официального объяснения причин был отправлен в отставку глава МИД КНР Цинь Ган, назначенный на эту должность 30 декабря 2022 года. На пост руководителя внешнеполитического ведомства вернулся Ван И – член Политбюро ЦК КПК и глава канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам. В октябре 2023 г. также без объяснения причин был отстранён от должности министр обороны Ли Шанфу, назначенный в марте 2023 года. Его преемником в декабре того же года стал главнокомандующий ВМС адмирал Дун Цзюнь. 

Обнародованный в марте 2023 г. план реформирования партийных и государственных органов свидетельствовал о дальнейшей централизации власти и укреплении руководящей роли ЦК КПК в различных сферах государственной и общественной жизни1. Особое внимание было уделено усилению партийного руководства в области финансов. Было принято решение создать Комиссию ЦК КПК по финансовым вопросам, ответственную за разработку на высшем уровне планов поддержания стабильности и обеспечения развития в финансовой сфере, координацию этих планов и контроль над их исполнением. Одновременно должна быть сформирована Комиссия ЦК КПК по финансовой работе, которая должна заниматься вопросами партийного строительства, идейного воспитания, организационной и дисциплинарной работы внутри системы финансовых органов. Создание этих структур обусловлено стремлением партийного руководства получить дополнительные рычаги обеспечения финансовой безопасности и стабильности в условиях роста давления со стороны Запада.

Ещё одним важным решением в рамках реформы системы управления стало создание Комиссии ЦК КПК по науке и технологиям. Она призвана осуществлять координацию программ построения национальной инновационной системы и структурных реформ в научно-технической сфере, разрабатывать и оценивать национальную стратегию в этой области, утверждать ключевые научно-исследовательские программы и проекты создания национальных лабораторий, координировать военно-гражданскую интеграцию в области технологий. Одновременно проводится уточнение сферы ответственности государственного министерства науки и технологий. Данное решение в значительной мере стало ответом на вызов западной технологической блокады в отношении Китая. Партийное руководство стремится повысить степень технологического суверенитета страны путём создания эффективной системы развития науки и технологий.

Внешнеполитическая стратегия и дипломатия

В 2023 г. китайской руководство сформировало контуры целостной системы трёх глобальных инициатив, нацеленных на практическую реализацию ключевого внешнеполитического идеала «сообщества судьбы человечества». После провозглашения Глобальной инициативы развития (2021 г.) и Глобальной инициативы безопасности (2022 г.) была предложена Глобальная инициатива цивилизаций. В сумме они характеризуют китайский подход к обеспечению благоприятных условий экономического роста для развивающихся стран и устойчивой неделимой безопасности на фоне признания равноправия цивилизаций и ценностей.

15 марта 2023 г. Си Цзиньпин представил цивилизационную инициативу на Диалоге высокого уровня между КПК и политическими партиями мира2. В основе инициативы лежат идеи необходимости уважать многообразие цивилизаций и их равенство, решать возникающие проблемы с помощью расширения диалога и взаимного познания между цивилизациями. Си Цзиньпин подчеркнул, что присущие всем народам общие ценности (мир, развитие, равенство, справедливость, демократия, свобода) могут обретать разные трактовки в различных цивилизациях, но это не должно служить предлогом для навязывания ценностей и моделей развития извне. Совместные усилия следует направить на выявление и наследование современного понимания традиционных культур, их адаптацию к задачам модернизации, расширение каналов взаимного общения и сотрудничества между цивилизациями. 

Новые акценты в трактовке китайской внешнеполитической стратегии были представлены в конце года на Центральном совещании по иностранным делам, состоявшейся 27–28 декабря 2023 г. в Пекине3. Си Цзиньпин пояснил, что мир вступил в период беспрецедентных перемен, которые никоим образом не отменяют магистральное направление движения человечества по пути развития и прогресса. Было отмечено, что китайская концепция «сообщества судьбы человечества», опирающаяся на богатую практику и научную основу, уже получила широкое международное признание. Три глобальные инициативы указывают путь продвижения к «сообществу судьбы человечества», неотъемлемыми атрибутами которого являются прочный мир, всеобщая безопасность, процветание всех стран, открытость и инклюзивность, сохранение окружающей среды.

На совещании было заявлено, что Китай выступает за продвижение равноправной упорядоченной многополярности. Для этого необходимо отстаивать равенство всех стран, противодействовать гегемонизму и силовой политике, содействовать демократизации международных отношений, следовать положениям Устава ООН. Другим приоритетом является всеобщая инклюзивная экономическая глобализация, которая учитывает интересы развивающихся стран, способствует снижению дисбалансов мирового развития, позволяет противостоять тенденциям деглобализации и «широкой секьюритизации» экономических отношений. Китайским ответом на политику односторонних действий и протекционизма становятся либерализация торговли и инвестиций, преодоление структурных барьеров на пути развития мировой экономики, повышение открытости, инклюзивности и сбалансированности экономической глобализаций.

В 2023 г. на уровне китайского руководства прозвучали заявления о принадлежности страны к глобальному Югу. Китай подчёркивает свою готовность отстаивать общие интересы развивающихся стран, выступает за расширение их представительства и участия в решении глобальных проблем.

В течение года КНР проводила активную внешнюю политику, нацеленную на адаптацию к долгосрочному характеру политики сдерживания со стороны США и их союзников. Ключевой фигурой в формировании и продвижении внешнеполитического курса КНР выступал Си Цзиньпин. Свой первый зарубежный визит после переизбрания на третий срок на пост председателя КНР он совершил в марте в Россию.

В середине мая в городе Сиань Си Цзиньпин председательствовал на первом саммите «Китай–Центральная Азия», в котором приняли участие президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. По итогам мероприятия были достигнуты договорённости об углублении сотрудничества по широкому спектру направлений, в основе которых лежит расширение экономических связей. Пекин назвал саммит новой вехой в китайско-центральноазиатских отношениях.

В русле долгосрочных усилий Китая по развитию отношений со странами Юго-Восточной Азии в сентябре в Индонезии в рамках саммита АСЕАН состоялась встреча лидеров ассоциации с китайским премьер-министром Ли Цяном. Стороны договорилась повысить уровень соглашения о свободной торговле АСЕАН–Китай, усилив положения о сотрудничестве в сельском хозяйстве и укреплении продовольственной безопасности. Были достигнуты договорённости об активизации сотрудничества в цифровой и зелёной экономике, дальнейшем налаживании цепочек поставок.

В ноябре на саммите АТЭС в Сан-Франциско Си Цзиньпин призвал превратить Азиатско-Тихоокеанский регион в центр мирового экономического роста и опору глобального развития. Он подчеркнул необходимость сообща отстаивать цели и принципы Устава ООН, поддерживать развитие и стабильность в регионе через диалог и партнёрство, а не конфронтацию и политику блоков. Китайский лидер призвал к созданию зоны свободной торговли в АТР и формированию «открытой азиатско-тихоокеанской экономики» на принципах взаимовыгодного сотрудничества.

В декабре Си Цзиньпин посетил с официальным визитом Вьетнам. Стороны договорились развивать сотрудничество на основе соглашений о региональном всеобъемлющем экономическом партнёрстве и зоне свободной торговли Китай–АСЕАН, активизировать использование площадок Китайского международного импортного ЭКСПО, ЭКСПО Китай–АСЕАН, Китайской ярмарки импортных и экспортных товаров для расширения двусторонних торговых связей. Министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что визит китайского лидера открыл новый этап отношений между странами и двумя правящими партиями – КПК и КПВ.

Важное место во внешней политике Китая в 2023 г. занимали отношения с США, которые заметно ухудшились после обнаружения и уничтожения в феврале в воздушном пространстве США китайского метеорологического зонда. Летом 2023 г. Пекин и Вашингтон начали работу над восстановлением контактов на высшем уровне.

Принципиальные подходы к развитию двусторонних отношений Си Цзиньпин изложил в ноябре в ходе четырёхчасовых переговоров с президентом США Дж. Байденом в Сан-Франциско. Он заявил, что у Китая и США есть лишь два пути. Первый требует укреплять сотрудничество, объединять усилия для решения глобальных проблем, содействия всеобщей безопасности и процветанию. Второй путь «игры с нулевой суммой» провоцирует соперничество и конфронтацию, ведёт мир к хаосу и расколу. Китайский лидер заявил, что двусторонние отношения КНР и США имеют определяющее значение для всего мира, их следует воспринимать и рассматривать именно в таком широком контексте4.

Си Цзиньпин отметил, что ни одна из сторон не может игнорировать другую или переделать её согласно своим пожеланиям, тогда как последствия конфликтов и конфронтации будут тяжелыми для всех. Он предложил выработать правильное восприятие друг друга, включая признание американской стороной базовых интересов, принципов и «красных линий» Китая, что поможет избежать резких провокационных шагов. Китайский лидер подчеркнул, что зона общих интересов двух стран расширилась, она охватывает как традиционные сферы экономики, торговли и сельского хозяйства, так и новые проблемы изменения климата и искусственного интеллекта. По мнению Си Цзиньпина, Китай и США как крупные державы должны брать на себя ответственность за наиболее острые международные и региональные проблемы, участвовать в их решении и проявлять больше открытости.

По итогам встречи были достигнуты договорённости о сотрудничестве по проблемам искусственного интеллекта и в борьбе с наркотиками. КНР и США решили восстановить общение на высоком уровне между военными, увеличить количество регулярных пассажирских авиарейсов между двумя странами, расширять обмены в сферах образования, культуры, спорта, молодёжных программ и деловых контактов. Было решено интенсифицировать усилия по борьбе с изменениями климата.

В ходе встречи в Сан-Франциско Си Цзиньпин подчеркнул, что американская сторона должна предпринять реальные шаги для выполнения своих обязательств, касающихся отказа от политики признания независимости Тайваня, прекратить вооружать Тайвань и поддержать мирное воссоединение Китая. Проблема Тайваня стала основной «красной линией» в китайско-американских отношениях. Несмотря на формальные заверения о приверженности принципу одного Китая, власти США продолжили развивать военно-техническое сотрудничество и политические контакты с администрацией Тайбэя.

В октябре в Пекине состоялся третий Форум высокого уровня, посвящённый международному сотрудничеству в рамках осуществления инициативы «Пояса и пути». За десять лет, прошедших со времени её выдвижения, почти 150 стран и свыше 30 международных организаций подписали документы о сотрудничестве с Китаем в реализации более 3 тыс. проектов. На открытии Форума Си Цзиньпин объявил о новых шагах по развитию этого глобального мегапроекта.

Китай уделял большое внимание смягчению напряжённости на Ближнем Востоке. Благодаря успешному посредничеству КНР в марте были восстановлены дипломатические отношения между Ираном и Саудовской Аравией, принято решение о возвращении Сирии в Лигу арабских государств. Китай активно участвовал в нормализации отношений между Египтом и Турцией, а также ОАЭ и Бахрейна с Катаром.

Основными чертами внешней политики Китая были глобальный характер, прагматизм и взвешенность в отстаивании своих национальных интересов от посягательств извне.

Борьба за устойчивое восстановление экономики

По итогам 2023 г. ВВП Китая увеличился на 5,2% и достиг рекордных 126,06 трлн юаней (около 17,71 трлн долл.). Китайскому руководству удалось обеспечить стабильность и устойчивость экономического развития в неблагоприятных условиях снижения экспорта и недостаточного оживления внутреннего потребления.

Приоритетами властей КНР в 2023 г. были стабилизация роста производства, формирование современной структуры промышленности, укрепление слабых звеньев производственных цепочек, развитие цифровой экономики. В роли опорных отраслей выступили автомобилестроение и электроника, точками роста стали производство новых источников энергии и новых материалов.

В январе на заседании Госсовета КНР восстановление потребления было объявлено основной движущей силой развития экономики. В течение года власти приняли ряд мер по стимулированию потребления, включая предоставление субсидий на покупку автомобилей и бытовой техники, выдачу льготных кредитов предприятиям розничной торговли и общественного питания, субсидирование внутреннего туризма и секторов культуры и спорта.

В январе–феврале за счёт увеличения инвестиций в основные фонды вырос объём промышленного производства, увеличились розничные продажи. Индекс менеджеров по закупкам (PMI) в производственном секторе указывал на стабильный рост активности в 18 из 21 отрасли. В марте на открытии сессии ВСНП глава правительства сообщил об ожидаемом росте ВВП к концу года на уровне около 5%.

В середине мая правительство Китая на специальном заседании обсудило и наметило общий план работы по формированию единого общенационального рынка, а премьер Госсовета Ли Цян указал на важность развития реальной экономики и расширения внутреннего спроса. По замыслу властей, создаваемый единый внутренний рынок должен быть глобально ориентированным и полностью открытым. Для этого был разработан и реализован ряд мер по облегчению доступа на китайский рынок иностранных инвесторов, сокращён негативный список для иностранных инвестиций.

По итогам первого квартала 2023 г. ВВП Китая вырос на 4,5%, заметно увеличились объёмы розничных продаж и внешней торговли, приток прямых иностранных инвестиций. Было создано более 10 тыс. новых предприятий и компаний с иностранным участием. Наибольший прирост полученных и использованных средств наблюдался в сферах производства электронного и телекоммуникационного оборудования, услуг и фармацевтики.

На этом благоприятном фоне в конце апреля на заседании Политбюро ЦК КПК было заявлено, что экономика и общество полностью вернулись к нормальному ритму функционирования. В первой половине года заметно выросли государственные инвестиции в основные фонды. В июне власти одобрили 70 инвестиционных проектов по развитию секторов высоких технологий, энергетики и транспорта. По итогам первого полугодия ВВП Китая увеличился на 5,5%.

Вместе с тем результаты обследования показали, что к концу второго квартала мощности свыше 100 тыс. промышленных предприятий использовались лишь на три четверти. Такая ситуация была характерна для энергетического сектора, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности. Производственная активность предприятий оставалась вялой, на рынке недвижимости продолжился спад продаж, стала более заметной проблема трудоустройства молодежи.

В середине июня на заседании правительства было заявлено о необходимости принятия дополнительных мер для поддержания устойчивого восстановления экономики. Для стимулирования потребления Народный банк Китая в конце июня существенно снизил процентную ставку на среднесрочные годовые и пятилетние кредиты, предоставляемые компаниям и домовладениям. За год общая сумма выданных кредитов составила 22,75 трлн юаней (около 3,2 трлн долл.), что привело к существенному росту непогашенной задолженности.

В конце июля на заседании Политбюро ЦК КПК в качестве основных экономических проблем были выделены недостаточный внутренний спрос, трудности в работе ряда предприятий, наличие рисков и угроз в основных отраслях, сложности с внешней средой. Для их преодоления власти решили проводить активную финансовую политику, продлить и оптимизировать сокращение налогов и сборов, оказать поддержку внедрению научно-технических инноваций и развитию реального сектора экономики. Были приняты меры по стимулированию частных инвестиций в сферах транспорта, водного хозяйства, чистых источников энергии, инфраструктуры, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Реагируя на снижение притока иностранных инвестиций, Госсовет КНР в начале августа опубликовал «Руководящие соображения по дальнейшей оптимизации условий для иностранных инвестиций и наращиванию усилий для привлечения иностранных инвестиций»5. В соответствии с этим документом со второй половины 2023 г. началась работа, нацеленная на повышение качества использования иностранного капитала, обеспечение национального режима для предприятий с иностранным участием, усиление защиты иностранных инвестиций, оптимизацию механизмов упрощения работы и операций с ними, усиление финансовой и налоговой поддержки, совершенствование методов поощрения притока иностранных инвестиций. Тем не менее к концу года сумма использованных прямых иностранных инвестиций существенно снизилась по сравнению с годом ранее и составила чуть более 1 трлн юаней (146,5 млрд долл.).

В третьем квартале 2023 г. рост экономики Китая вновь замедлился и составил 4,9%. Признаки стабилизации и слабого роста проявились в сентябре благодаря вливанию крупных инвестиций в основные фонды, включая промышленное производство и инфраструктуру. Высокими темпами развивались высокотехнологичные производства (аэрокосмическая промышленность, медицинское оборудование), государственные субсидии помогли поддержать спрос на солнечные батареи и электромобили. В то же время на фоне роста потребления коэффициент загрузки промышленного оборудования практически не изменился.

Опасения иностранных инвесторов и ослабление курса юаня привели к оттоку из Китая внешних капиталовложений, достигшему в сентябре рекордной отметки 53,9 млрд долл., половина этого оттока пришлась на промышленность. В конце сентября Госсовет КНР обсудил вопрос поддержки устойчивого развития экономики и принял план действий по урегулированию задолженности перед компаниями. Были утверждены меры по ускорению темпов роста промышленности, включая продление для предприятий принятых ранее мер по снижению налогообложения и взимания сборов. В конце октября правительство утвердило выпуск дополнительных облигаций на рекордную сумму в один триллион юаней (139 млрд долл.), что увеличило дефицит государственного бюджета выше запланированного показателя. Основная часть средств была направлена на восстановление провинций и городов, сильно пострадавших от стихийных бедствий и наводнений.

К концу 2023 г. стал заметен рост объёма капиталовложений в основные фонды, более высокими темпами средства поступали в строительство объектов инфраструктуры и обрабатывающую промышленность. При формирования единого рынка и новых точек роста власти особое внимание уделяли реализации масштабных мегапроектов: строительству третьей линии переброски воды с юга на север, развитию региона Пекин–Тяньцзинь–Хэбэй, «Большого залива» Гуандун– Сянган–Аомэнь и дельты реки Янцзы. В Китае действовало 178 государственных зон освоения новых и высоких технологий, в которых работали ведущие национальные лаборатории и государственные инновационные центры обрабатывающей промышленности. К началу декабря общий объём произведенной в них продукции составил 12,33 трлн юаней (1,73 трлн долл.).

Цифровая экономика стала важным фактором поддержания экономического роста и формирования современной высокоэффективной промышленности. Усилия властей были сосредоточены на создании цифровой инфраструктуры, развитии цифрового сектора экономики и углублении цифровой трансформации обрабатывающей промышленности. Китай приступил к созданию цифровых промышленных кластеров мирового уровня, «умных» предприятий и «умных» цепочек поставок.

В телекоммуникационной сфере самые большие поступления от продаж товаров и услуг пришлись на новые сектора облачных вычислений, больших данных, интернета вещей и центров обработки данных. Значительное распространение получили услуги с использованием сетей пятого поколения 5G. Двузначный рост поступлений показал сектор программного обеспечения и информационных услуг, значительное развитие продемонстрировала электронная коммерция. В октябре 2023 г. в Китае было создано Государственное управление данных, отвечающее за продвижение использования больших массивов информации (big data).

Государственные предприятия центрального подчинения увеличили инвестиции в основные фонды и направили средства на реализацию более 900 крупных инвестиционных проектов. К началу сентября общая сумма инвестиций этих госпредприятий в развивающиеся стратегические сектора выросла на треть.

Основными драйверами роста промышленного производства стали судостроение и автомобилестроение. По итогам года Китай сохранил лидирующие позиции в мировом производстве судов различных классов. За год было завершено строительство судов, общий тоннаж которых составил более половины от общемирового показателя. За год в Китае было продано более 20 млн легковых автомобилей, а около 4 млн автомобилей за первые десять месяцев года было продано за рубеж, что превратило Китай в их главного мирового экспортёра. Параллельно с быстрым ростом производства электромобилей за первые 10 месяцев года объём производства литий-ионных аккумуляторов вырос на треть.

Китайские власти значительно усилили финансовую поддержку сельского хозяйства за счёт увеличения объёма кредитов и страховых взносов. Средства были направлены на строительство капитальных и инфраструктурных объектов, внедрение передовых технологий выращивания зерновых культур. Несмотря на стихийные бедствия, по итогам 2023 г. производства зерна составило рекордные 695,4 млн тонн.

В рамках политики расширения открытости власти КНР уделяли большое внимание поддержке внешней торговли. Было продолжено реформирование экспериментальных зон свободной торговли в городах центрального подчинения – Пекине, Шанхае, Тяньцзине, в провинциях Гуандун и Фуцзянь, а также в порту свободной торговли провинции Хайнань. Помимо организации крупных внешнеторговых выставок внутри страны, Китай провёл около 50 выставок за рубежом, ориентируясь на рынки США, Германии, Франции, Японии, Таиланда и Бразилии.

Замедление развития глобальной экономики привело к снижению китайского экспорта, незначительный рост наблюдался лишь в ноябре. Больше всего сократились поставки на рынки США, ЕС и ряда стран Юго-Восточной Азии. По итогам года китайский экспорт незначительно вырос, импорт сократился, объём внешней торговли Китая практически не изменился и составил 41,76 трлн юаней (около 5,87 трлн долл.). Китайские эксперты и представители деловых кругов полагают, что экспортное значение рынков США и ЕС продолжит снижаться, тогда как поставки в страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки будут расти.

Итоги 2023 г. свидетельствовали о неустойчивости восстановления экономики КНР. Сокращение спроса привело к снижению индекса цен производителей, в промышленности оно затронуло средства производства, продукцию нефтегазовой и горнодобывающей отраслей, текстильной, швейной и пищевой промышленности. Значительный рост экспорта стали и нефтепродуктов из Китая косвенно свидетельствовал об их перепроизводстве внутри страны при одновременном снижении уровня потребления. На заседании правительства в конце декабря был вновь рассмотрен вопрос об ускорении формирования единого общенационального рынка и намечены меры по устранению существующих недостатков и препятствий, в числе которых названы сохраняющаяся фрагментация рынка и недостаточная поддержка регионов. 

Российско-китайское сотрудничество

Важную роль в развитии российско-китайского сотрудничества играли руководители двух стран. Владимир Путин и Си Цзиньпин в 2023 г. встречались дважды. Председатель КНР побывал с визитом в Москве в марте. Президент РФ в октябре в Пекине принял участие в работе Форума по международному сотрудничеству «Пояса и пути».

В марте по итогам двухдневных переговоров главы государств подписали совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия в новую эпоху и совместное заявление о плане развития ключевых направлений китайско-российского экономического сотрудничества до 2030 года.

Были подписаны документы об углублении сотрудничестве в сельском и лесном хозяйстве, фундаментальных науках, контроле рынков и СМИ. Россия и Китай подтвердили, что продолжат поддерживать друг друга в вопросах, затрагивающих их коренные интересы, и совместно противостоять попыткам внешних сил вмешиваться в их внутренние дела.

Заявленная лидерами России и Китая цель увеличения объёма двусторонней торговли до 200 млрд долл. к 2024 г. была достигнута досрочно: по итогам 2023 г. года товарооборот между двумя странами составил 240 млрд долларов. Основная часть значительно выросшего российского экспорта пришлась на энергоносители. Заметно выросли поставки в Китай российской сельскохозяйственной продукции, были достигнуты договорённости о поставках свинины, озимой пшеницы и ячменя, ржаной муки, кормов для животных и молочной продукции.

Россия поставила в Китай значительные объёмы сырой нефти, угля, природного и сжиженного газа. Сотрудничество в этой области включает совместную реализацию крупных промышленных и инфраструктурных проектов: производство СПГ, строительство газопроводов, разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, использование атомной энергии в мирных целях, производство химической продукции.

Основными статьями китайского экспорта в Россию являются промышленное и электротехническое оборудование, электронная продукция, различное виды транспортных средств, их компонентов и запасных частей. Новым направлением сотрудничества стала промышленная кооперация в производстве автомобилей и оборудования. В течение 2023 г. в России было продано более 500 тыс. автомобилей китайских производителей.

Доля национальных валют в расчётах между двумя странами к концу года превысила 90%. Россия и Китай значительно продвинулись в формировании независимой платёжной инфраструктуры.

К концу 2023 г. в России насчитывалось более 80 крупных проектов с участием китайских инвесторов в сфере добычи нефти и газа, в разработке полезных ископаемых, в агропромышленном комплексе, автомобилестроении и строительстве инфраструктурных объектов на общую сумму в 200 млрд долларов. На состоявшихся в конце декабря в Пекине переговорах главы правительств России и Китая договорились о дальнейшем наращивании инвестиционного сотрудничества в судостроении, «сквозных» технологиях и в сфере возобновляемых источников энергии. Две страны намереваются последовательно наращивать объём двустороннего товарооборота, оптимизировать его структуру, создавать новые точки роста в таких областях, как цифровая торговля, разработка и производство лекарственных препаратов.

В рамках мероприятий Года спортивных обменов в мае в Китае состоялись уже девятые Игры молодёжи двух стран. В июне в КНР выступили симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева. Между лидерами двух стран достигнута договорённость о проведении перекрёстных Годов культуры России и Китая в 2024–2025 годах.

На состоявшемся в октябре в Пекине Сяншаньском форуме по безопасности с участием министра обороны России было заявлено о намерении развивать военно-техническое сотрудничество между двумя странами. Были проведены совместные военные учения на море и в воздухе.

Президент Владимир Путин на пресс-конференции по итогам года назвал уровень взаимодействия России с Китаем беспрецедентно высоким. МИД РФ сообщил, что в 2023 г. «российско-китайская связка играла стабилизирующую роль на мировой арене, внося существенный вклад в демократизацию всей системы международных отношений»6.

 

* * *

 

В 2023 г. политика Пекина была нацелена на создание условий для стабильного долгосрочного роста экономики. Основные усилия были направлены на повышение активности частного бизнеса, наращивание инвестиций в основные сектора промышленности, развитие и внедрение передовых технологий, расширение внутреннего потребления. Продолжение геополитического противостояния между США и Китаем сопровождалось расширением санкционного давления на китайскую экономику. Западная политика «расстыковки» и «устранения рисков» оказывала негативное влияние на экономическое развитие Китая.

Переизбрание Си Цзиньпина на должность председателя КНР на третий срок обеспечило преемственность внутренней и внешней политики Пекина. Очередная попытка нормализации китайско-американских отношений на саммите в Сан-Франциско не привела к качественному улучшению ситуации из-за принципиальных различий в подходах к решению острых международных проблем. Заметным раздражителем в отношениях Пекина и Вашингтона остаётся проблема Тайваня. Китай активно укреплял свои позиции и влияние среди стран глобального Юга, что также вызывало недовольство со стороны Запада.

Совместные усилия Москвы и Пекина способствовали значительному продвижению российско-китайского всеобъемлющего стратегического партнёрства. Ключевыми событиями стали визит Си Цзиньпина в Россию в марте и визит В.В. Путина в Китай в октябре 2023 года. Встречи двух лидеров заложили прочную основу поступательного развития сотрудничества между нашими странами, способствовали расширению двусторонних экономических связей.


1 Жэньминь жибао. – 17 марта 2023.

2 Жэньминь жибао. – 16 марта 2023.

3 Жэньминь жибао. – 29 декабря 2023.

4 Жэньминь жибао. – 17 ноября 2023.

5 https://www.gov.cn/zhengce/content/202308/content_6898048.htm.

6 МИД РФ. Основные внешнеполитические итоги 2023 года // https://mid.ru/ru/foreign_policy/evraziyskaya_economicheskaya_integraciya/1923985/.



Источник: Год планеты

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся