В статье рассматривается вопрос о возможности расширения форматов
контроля над ядерным оружием в ситуации, когда Китай выступает против
приглашения США присоединиться к переговорам по ракетам средней
дальности, продлению ДСНВ-3 и по следующему стратегическому соглашению.
Анализируется соотношение сил и интересов России, Китая и США в
Азиатско-Тихоокеанском регионе, экономическое, политическое и военное
значение которого быстро растет. Особое внимание уделяется ядерному
балансу сил в регионе – вооружениям, программам их развития и
стратегическим концепциям применения, а также американо-китайской и
российской-американской повестке дня. По мнению автора, при
благоприятной политической среде возможно создание трехстороннего
формата контроля над вооружениями в виде интегрированного договора
СНВ/РСМД с участием России, США и КНР. Такой формат обеспечил бы КНР
равный с двумя сверхдержавами стратегический статус и признание ими
(пусть по умолчанию) права Китая на паритет и стабильное взаимное
сдерживание, тогда как Россия и США, помимо урегулирования ряда проблем
стратегической стабильности, получили бы гарантии предсказуемости и
пределов наращивания китайского потенциала ядерных и обычных вооружений
стратегического назначения и средней дальности. В то же время автор
подчеркивает необходимость продолжения двустороннего переговорного
процесса как основы для перехода к подобному многостороннему контролю
над вооружениями.
В статье рассматривается вопрос о возможности расширения форматов контроля над ядерным оружием в ситуации, когда Китай выступает против приглашения США присоединиться к переговорам по ракетам средней дальности, продлению ДСНВ-3 и по следующему стратегическому соглашению. Анализируется соотношение сил и интересов России, Китая и США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, экономическое, политическое и военное значение которого быстро растет. Особое внимание уделяется ядерному балансу сил в регионе – вооружениям, программам их развития и стратегическим концепциям применения, а также американо-китайской и российской-американской повестке дня. По мнению автора, при благоприятной политической среде возможно создание трехстороннего формата контроля над вооружениями в виде интегрированного договора СНВ/РСМД с участием России, США и КНР. Такой формат обеспечил бы КНР равный с двумя сверхдержавами стратегический статус и признание ими (пусть по умолчанию) права Китая на паритет и стабильное взаимное сдерживание, тогда как Россия и США, помимо урегулирования ряда проблем стратегической стабильности, получили бы гарантии предсказуемости и пределов наращивания китайского потенциала ядерных и обычных вооружений стратегического назначения и средней дальности. В то же время автор подчеркивает необходимость продолжения двустороннего переговорного процесса как основы для перехода к подобному многостороннему контролю над вооружениями.