В Алматы состоялась IV международная встреча интеллектуалов. Эта дискуссионная площадка, организованная учёными, политологами и экспертами двух стран – России и Турции – обычно собирает своих участников в Анталье. Но теперь для встречи по понятным причинам был выбран другой город. Инициаторы форума – Российский совет по международным делам, Институт востоковедения Российской академии наук, Международный институт развития научного сотрудничества (Россия), Институт мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации, а также ряд турецких научно-исследовательских центров. Своими впечатлениями с газетой «ВЕСЬ МИР» поделился Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам, кандидат исторических наук. А также его казахстанские, российские и турецкие коллеги
– Андрей Вадимович, на этой встрече немало говорилось о противодействии мировому злу – терроризму и экстремизму. Это общая угроза для трёх стран. Но достаточно этого обстоятельства, чтобы сегодня объединить усилия? Никогда со времён Первой мировой войны отношения России и Турции не были так далеки от нормальных, цивилизованных. Не так ли?
– У нас с турецкими коллегами несколько лет назад сложилась неплохая традиция. Ежегодно, обычно в дни новогодних каникул, мы собирались в Анталье, обсуждали назревшие международные вопросы. Планировалась такая встреча и в этом году. Но по понятным причинам она сорвалась. И тогда было решено изменить формат встречи и провести её на нейтральной площадке. Алматы – прекрасное место для этого. Тем более, что появилась возможность поговорить не только о двусторонних отношениях, но и о положении на Ближнем Востоке, в Центральной Азии, да и в Евразии в целом. Мы обсудили евразийскую интеграцию, создание транспортных коридоров, противостояние террористической угрозе и так далее. Мы исходим из того, что Россия, Казахстан и Турция связаны общей исторической судьбой и единым экономическим пространством. Участие казахстанских учёных в этом триалоге – важный дополнительный фактор, придавший нашим дискуссиям новые измерения.
– В Казахстане свободно распространяются российские газеты. Население смотрит российские телеканалы. Во многом благодаря стараниям моих коллег создан, мягко говоря, не слишком позитивный имидж Турции. Эта страна поддерживает террористов из ИГИЛ, торгует с ними нефтью, способствует безумному потоку нелегальных мигрантов в Европу. Как с этим быть?
– Надо отличать политический анализ от пропаганды. Во время острого кризиса, когда эмоции зашкаливают, порой делаются заявления, которых можно было бы избежать. Это касается всех участников конфликта. Мы, эксперты, исходим из того, что Турция имеет свой интерес в борьбе с террористами. Считать её пособником терроризма в то время, когда в Анкаре и в Стамбуле гремят взрывы, было бы некорректно. Да, у нас не во всём совпадают взгляды на эту острейшую проблему. У нас разные точки зрения по поводу природы этого зловещего явления. Известно, что какие-то операции террористы ведут с территории Турции. Сирийско-турецкая граница, увы, не является преградой для боевиков. Но с другой стороны у турецких коллег есть претензии к России. Они считают, что наша поддержка сирийских курдов косвенно (а с точки зрения многих турецких политиков – и напрямую) способствует усилению радикального крыла Рабочей партии Курдистана. С этим надо разбираться, желательно в конструктивном ключе, пытаясь найти «развязки».
– Вы упомянули курдов. На одной из встреч министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри глава российской дипломатии обмолвился о том, что сегодня ситуацию на Ближнем Востоке невозможно решить без участия представителей этого этноса. Означает ли это, что в конечном итоге на карте мира появится самостоятельная Республика Курдистан? Ваша позиция по этому вопросу
– Моё личное мнение: рано или поздно на Ближнем Востоке возникнет какая-то форма курдской государственности. Поскольку это большой народ и серьёзная политическая и военная сила в этом регионе. Ближний Восток сейчас проходит весьма серьёзную трансформацию, трудно вообразить, что курдам будет легко отказать в праве на собственное государство – в том или ином варианте. С другой стороны, чем меньше мы будем дробить политическую карту Ближнего Востока, тем лучше. Если этот процесс дробления запустить, непонятно, где он закончится. Конфессиональная и этническая структура здесь очень сложная. Можно зайти слишком далеко. Вполне допустимы переходные формы, например, широкая курдская автономия. Давайте посмотрим на Ирак. Да, это единая страна, но иракские курды добились серьёзной автономии. Я думаю, что для курдов соседних стран (Иран, Сирия, Турция) это программа-минимум, модель, к которой они будут стремиться. Что из этого в итоге получится, сказать трудно. Какой же выход? Мне кажется, что мы должны работать над созданием системы коллективной безопасности региона, которая бы предусматривала широкие права для национальных меньшинств. А это не только курды. Острейшие проблемы у друзов, езидов, христиан. Порой у них положение дел ещё хуже, чем у курдов. Мы видим, какой отток населения идёт из этого региона. В значительной мере это представители национальных меньшинств. Систематические нарушения прав человека ставят под вопрос будущее Ближнего Востока – и в экономическом, и социальном плане. И в плане безопасности тоже.
– Европа пытается приостановить поток беженцев за счёт финансирования Турции. Пресловутые три миллиарда евро – достаточное средство, чтобы остановить и успокоить бегущих людей?
– В какой-то мере – да. Можно попытаться поставить новые заслоны, чтобы остановить на какое-то время людей. Но решить проблему беженцев только с помощью финансовых вливаний нельзя. (Наш разговор состоялся до того, как в прессе появились сообщения о том, что турецкие пограничники расстреляли группу беженцев. В том числе женщин и детей – прим. ред.). Во-первых, эта проблема напрямую зависит от общей ситуации в регионе. Между тем, многие эксперты считают, что Ближний Восток вступил в длительную фазу политической нестабильности. Сейчас многие даже поговаривают о «ближневосточной тридцатилетней войне». Во-вторых, представим, что Турция закрыла границу с Евросоюзом. Но есть и другие маршруты беженцев. Через Западное Средиземноморье, страны Магриба и так далее. Хотя путь через Турцию, что называется, посуху, самый реальный и короткий. Беженцы – это как вода. Поставишь плотину, они найдут другие пути. Возможно, даже через Украину и Восточную Европу. Есть и третье обстоятельство. Представим, что через какое-то время регион успокоится. Но ведь существует колоссальный разрыв между Ближним Востоком и Европейским союзом. Я имею в виду доступ к образованию, социальному обеспечению, медицине. Если посмотреть, на структуру миграции по странам исхода в последние шесть месяцев, то мы увидим: Ближним Востоком дело не ограничивается. Он потянул за собой страны Африки – вплоть до Нигерии, а также Афганистан и Пакистан. До тех пор, пока не будут найдены разумные модели развития этих государств, которые бы открывали экономические возможности и социальные лифты, давление на Европу сохранится. Необходимо создавать эффективные международные программы помощи. Следует активизировать частно-государственное партнёрство. Надо перестраивать систему образования и медицинского обслуживания. То есть, надо вытаскивать Ближний Восток всем миром, иначе весь мир заплатит слишком высокую цену за сохраняющуюся социальную нестабильность в регионе. Взрывы и расстрелы в Париже и в Брюсселе это уже показали.
– Давайте скажем о роли Казахстана. Знаете, хочу вас немного отвлечь от прискорбных политических реалий. В далёком 1963 года известный уже к тому времени российский поэт Евгений Евтушенко воспел катер связи, который доставлял почту и продовольствие в маленькие рыбацкие посёлке на Печоре. «Ещё начала навигации придётся ждать, пожалуй, долго. Но ты неси огни негаснущие соединительного долга». Возможно, именно Казахстану выпала высокая честь и обязанность – нести бремя этого самого «соединительного долга». Между тем после конфликта с Турцией из Москвы время от времени несутся призывы. «А не пора ли вам определиться, братья-казахи? С кем вы – с нами или с турками?» Братья-казахи реагируют уклончиво. Дескать, у нас многовекторная политика. И мы её пересматривать не собираемся…
– У меня особое отношение к Казахстану. Я с большой симпатией отношусь к этой стране и её народу. Она возникла давно, где-то в девяностых годах, когда мы выполняли один крупный научный проект с казахстанскими учёными. Я полагаю, что Казахстан может и должен стать тем самым «катером связи». Честным и ответственным посредником, что поможет, пусть не сразу и не в полном объёме, восстановить отношения между Россией и Турцией. Абсолютно неправильно и контрпродуктивно требовать от Казахстана сделать выбор между двумя государствами-оппонентами. Поскольку у него есть свои национальные интересы. И он имеет право развивать отношения с любыми странами по своему усмотрению. Кризисы возникают, но и заканчиваются. Разорвать контакты, которые существуют у Республики Казахстан в рамках тюркоязычного мира – политическая близорукость, в которой руководство страны не замечено. Насколько Казахстану удастся сыграть роль политического брокера, сказать трудно. Потому что российско-турецкий конфликт эмоциональный, в каком-то смысле личностный.
– Казахстанская пресса отмечала: в клинче сошлись два авторитарных лидера…
– Насчет сравнения двух авторитаризмов можно поспорить. Но о том, что во главе двух государств сейчас две яркие харизматичные личности, никто спорить не будет. И тот факт, что долгое время они были если не друзьями, то очень близкими партнёрами, только подливает масла в огонь. И усугубляет конфликт. Поэтому по логике вещей они должны аппелировать к политикам, которых они оба уважают. Президент Назарбаев – один из них. И он, как мне кажется, может способствовать диалогу между Россией и Турцией. У нас существовал целый блок контактов с Турцией. Как нам казалось, нерушимых. В экономике, в науке, бизнесе. Сегодня мы отброшены назад. И мы пытаемся порой пересмотреть даже свои базовые представления о евразийской интеграции, которые ещё недавно включали и турецкое измерение. Вопрос болезненный, но его надо решать. В том числе и силами экспертного сообщества.
– Несколько слов о Российском совете по международным делам…
– Это общественная организация. Наши учредители: Министерство иностранных дел России, Министерство образования и науки, Российская академия наук, Российский союз промышленников и предпринимателей и информационное агентство «Интерфакс». Наша деятельность носит прикладной характер. Главная задача: наладить взаимодействие между экспертным сообществом и органами власти.
У нас небольшой коллектив – около сорока человек. Но мы привлекаем экспертов по отдельным проектам – до 300 человек из разных стран мира. В Казахстане мы работаем с Фондом первого Президента и Институтом мировой экономики и политики, который учреждён этим фондом. Наш совет – соучредитель Валдайского клуба и участник Астанинского диалога. Подробную информацию о нашей текущей работе можно найти на сайте Совета: www.russiancouncil.ru