Мир становится многополярным. Конец однополярному миру, по существу, положили специальная военная операция в Украине и особенно война в Газе. Растет убеждение, что американцы не всесильны, и эту очевидную истину начинают признавать даже в Вашингтоне, хотя, видимо по инерции, рассуждают о лидерстве США. Страны глобального Юга все больше говорят о потере доверия к Америке, израильская газета «Гаарец» пишет о том, что США «выглядят невежественными и непоследовательными».
Видимо, пришло время набросать хотя бы примерные контуры нового миропорядка, тем более что Россия в этом году стала председателем БРИКС, в котором уже 10 государств и еще около трех десятков заявили о намерении присоединиться к объединению. Разумеется, это лишь предварительные наброски некоторых идей относительно необходимости внесения изменений в систему международных отношений, однако важность дискуссии по этим главным линиям предстоящих корректировок является очевидной.
Мир становится многополярным. Конец однополярному миру, по существу, положили специальная военная операция в Украине и особенно война в Газе. Растет убеждение, что американцы не всесильны, и эту очевидную истину начинают признавать даже в Вашингтоне, хотя, видимо по инерции, рассуждают о лидерстве США. Страны глобального Юга все больше говорят о потере доверия к Америке, израильская газета «Гаарец» пишет о том, что США «выглядят невежественными и непоследовательными».
Видимо, пришло время набросать хотя бы примерные контуры нового миропорядка, тем более что Россия в этом году стала председателем БРИКС, в котором уже 10 государств и еще около трех десятков заявили о намерении присоединиться к объединению. Разумеется, это лишь предварительные наброски некоторых идей относительно необходимости внесения изменений в систему международных отношений, однако важность дискуссии по этим главным линиям предстоящих корректировок является очевидной.
Прежде всего речь должна идти о реформе Совета Безопасности ООН: БРИКС мог бы выступить с общим предложением о том, чтобы включить в этот орган в качестве постоянного члена, имеющего право вето, Индию как великую мировую державу. Кроме того, целесообразно добавить Иран, Бразилию и ЮАР – в качестве государств, представляющих Азию, Африку и Латинскую Америку.
Видимо, стоит поднять вопрос о том, что Европа представлена в Совбезе ООН чрезмерно: ее нынешний вес в мире заметно упал – в 2008 году экономика ЕС была больше, чем экономика США: 16,2 трлн долл. против 14,7 трлн долл., однако в 2022 году экономика США выросла до более 25 трлн долл., тогда как совокупная экономика ЕС и Великобритании (после брекзита) достигла 19,8 трлн долл. Поэтому было бы желательно лишить Британию статуса постоянного члена Совбеза, тем более что многие бывшие колонии предъявляют к ней серьезные требования о компенсации за эксплуатацию и ограбление этих стран. В качестве компромисса можно оставить Великобритании место в Совете Безопасности, но без права вето. Франция могла бы представлять весь Европейский союз.
Кроме того, Совет Безопасности должен быть расширен до 21 члена, при этом три места в качестве непостоянных его членов должны быть зарезервированы за государствами Азии, Африки и Латинской Америки.
Давно назрел вопрос о переносе штаб-квартиры ООН из Нью-Йорка в одно из государств Азии – скажем, в Стамбул или Куала-Лумпур, или Африки – скажем, в Каир или Найроби.
Также в течение ближайшего времени должна быть решена задача изменения состава важнейших международных экономических организаций, прежде всего Международного валютного фонда и Всемирного банка, а также других мировых объединений в пользу стран глобального Юга. Предложения по этой реформе могли бы быть разработаны к сессии БРИКС в октябре с.г. в Казани.
Учитывая долговую кабалу, навязанную Западом беднейшим странам глобального Юга, необходимо инициировать решения о ликвидации долгов 25 наименее развитых государств (у которых ВВП на душу населения менее 2 тыс. долл.), кроме того, члены БРИКС могли бы выступить с инициативой значительного облегчения долгового бремени наиболее уязвимых развивающихся государств. Без промедления следует начать работу по формированию новой системы расчетов.
Главным девизом этих перемен необходимо сделать подготовку предложений по сокращению разрыва между бедными и богатыми: здесь могут быть рассмотрены идеи о дополнительном налоге на богатство свыше определенной суммы, о повышении ставки налогов для миллионеров и т.д.
Должны быть отвергнуты попытки западных держав переложить бремя борьбы с загрязнением окружающей среды и с выбросами СО2 на производителей, большинство которых находится на глобальном Юге.
При определении новой структуры международных экономических организаций должно быть особо выделено положение о том, что всеобъемлющие санкции вводятся только по решению Совета Безопасности.
Принимая во внимание беспрецедентный масштаб катастрофы в Газе, страны БРИКС должны разработать четкий план реализации документов ООН о создании палестинского государства. Особый акцент важно сделать на временных рамках осуществления этого проекта и соответствующих международных гарантиях. Главными действующими лицами должны стать члены БРИКС и особенно государства Ближнего и Среднего Востока.
Целесообразно поднять вопрос о создании при Совбезе ООН нового органа, который занимался бы разработкой перспективных, долгосрочных планов широкого мирового сотрудничества, прежде всего в области культуры и гуманитарных связей. К компетенции этой новой структуры надо отнести выработку решений, прежде всего глобальных проблем: обращение с искусственным интеллектом, загрязнение окружающей среды, изменение климата, сокращение запасов пресной воды, а также пригодных для земледелия земель, многих других природных ресурсов. Она должна исходить из идеи о том, что человечество вступило в конфликт с природой и начало ее подрывать, то есть саму основу своего существования. Речь идет о формировании Совета цивилизаций, в котором каждая из ныне существующих цивилизаций была бы представлена тремя государствами – православно-славянская, западная, индийская, китайская, исламская, африканская, латиноамериканская. Можно было бы рассмотреть идею о включении в этот новый совет представителей крупных стран, которые не укладываются в рамки этих семи культур, например Японии, Кореи, Вьетнама и т.д. – каждая из стран направит в этот совет наиболее подготовленных и компетентных своих представителей.
Источник: Независимая газета