Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Мельвиль

Д.филос.н., профессор, научный руководитель факультета социальных наук НИУ ВШЭ, член РСМД

«Европейский диалог» в рамках проекта «Россия Европейская» проводит серию бесед о ценностях и ценностных установках россиян и европейцев. Мы поговорили с Андреем Мельвилем, руководителем Департамента политической науки и деканом факультета Социальных наук НИУ ВШЭ, о кризисе либеральной доктрины в России и в странах Запада, о ситуационном понимании консерватизма и либерализма и о факторах, определяющих черты современного российского консерватизма
«Европейский диалог» в рамках проекта «Россия Европейская» проводит серию бесед о ценностях и ценностных установках россиян и европейцев. Мы поговорили с Андреем Мельвилем, руководителем Департамента политической науки и деканом факультета Социальных наук НИУ ВШЭ, о кризисе либеральной доктрины в России и в странах Запада, о ситуационном понимании консерватизма и либерализма и о факторах, определяющих черты современного российского консерватизма

Когда политологи употребляют термин «консерватизм», они понимают под ним определенные ценности или идеологию? Отличаются ли чем-то эти понятия?

Во-первых, любая идеология покоится на определенной системе ценностей, и здесь нет противопоставления. Во-вторых, в зависимости от аналитического ракурса консерватизм может рассматриваться и как идеология, и как политическая программа, и как мироощущение. В этом смысле консерватизм — как Протей, может приобретать разные обличия в зависимости от конкретного складывающегося контекста. Эту мысль можно продолжить: одна из важнейших черт консерватизма в том, что он ситуативен. Иными словами, это специфическая охранительная реакция на изменяющиеся общественные условия или на угрозу таких изменений. В этом смысле вряд ли есть основания говорить о какой-либо одной консервативной идеологической традиции. Отличительная особенность консерватизма в том, что он может произрастать из разных идеологических традиций в зависимости от конкретных общественных ситуаций. Характерный пример — различные типы американского консерватизма.

Действительно, с одной стороны, так называемый традиционалистский консерватизм, питающийся старыми европейскими корнями. С другой стороны, очень специфическая разновидность либертарианского консерватизма, появившегося в эпоху Позолоченного века в США, когда в условиях монополизации, становления олигархического капитализма и ограничения реальной рыночной конкуренции классическая либеральная идея свободного рынка приобретает консервативную функцию. В-третьих, неоконсерватизм, возникающий в 1970-ые годы как реакция на эксцессы так называемого неолиберализма (либерализма государственного вмешательства и перераспределения в эпоху «Великого общества»). Представители этих консервативных течений реагировали на изменение общественных условий по-разному.

Такое дифференцированное понимание консерватизма в определенном смысле применимо и к российскому контексту. Существует мнение, что в России есть некая единая консервативная традиция, к которой, собственно говоря, и пытаются апеллировать наши сегодняшние консерваторы. Для меня это спорно — в российской, советской и постсоветской истории существовали разные виды консерватизма. Одно дело — консерватизм периода «великих реформ» Александра II, другое — консерватизм начала прошлого века, третье — консерваторы в эпоху Перестройки, четвертое — наши сегодняшние консерваторы…

А в чем там было проявление консерватизма?


Все они, действительно, едины в своей охранительной реакции и стремлении к «статус-кво», однако у них разные мотивы и интересы и исповедуют они разные идеи. В этом еще одна иллюстрация отмеченной выше общей ситуационности консерватизма, на что в свое время обращал внимание еще Самуэль Хантингтон.

Здесь, кстати, возникает непростой вопрос и относительно исторических метаморфоз либерализма. Разновидности консерватизма питаются разными идеологическими традициями, тогда как либерализм произрастает из единого идеологического и ценностного набора — индивидуальные права, свобода и частная собственность. Но по мере изменения общественных условий меняются и инструменты, обеспечивающие реализацию этих ценностей. Соответственно, видоизменяется и сам либерализм — его идеология и политическая программа. Нередко, однако, у наших либералов проявляется искушение трактовать российский либерализм как единую великую либеральную традицию, зачастую трактуемую предельно расширительно — от XVIII века и до сегодняшнего дня. Не спорю, можно (и нужно) говорить о преемственности либеральной идеи свободы и прав человека — но, скорее, как определенного склада мироощущения, «weltanschauung», если угодно. Тогда как содержательное наполнение этой идеи меняется. Собственно говоря, это в какой-то мере аналог консервативной апологии «статус-кво», при том, что сам «статус-кво» практически всегда разный.

Но не является ли тогда консерватизм более ситуационным, чем либерализм, поскольку именно он направлен на защиту этого статус-кво, который, как вы говорите, постоянно меняется?

Согласен, ситуационность консерватизма — известная позиция, это вы найдете и у Карла Мангейма, и у Самуэля Хантингтона, и у Торстейна Веблена. Но, на мой взгляд, есть основания ставить также вопрос и о ситуационных аспектах применительно к трактовке либерализма. Прежде всего, конечно, в отношении конкретных средств и инструментов отстаивания либеральной идеи, меняющихся с изменением повестки дня.

А чем еще характеризуется сегодняшний российский консерватизм, кроме запроса на стабилизацию?

Сегодня есть несколько ключевых векторов, которые работают на закрепление консерватизма. Первый — это запрос «сверху», запрос власти на сохранение «статус-кво». Он сочетается со вторым вектором — запросом господствующих элитных группировок, которые осознают этот «статус-кво» как собственный материальный и статусный интерес. При этом возникает интересный вопрос: почему власть и элиты не поступают в соответствии с логикой «рационального выбора». По идее, ради сохранения «статус-кво» необходима адаптация к новым проблемам и вызовам развития, в частности, улучшение качества институтов. В долгосрочной перспективе все другие варианты для элит только хуже.

Третий вектор, закрепляющий нынешний консерватизм — гигантский, невероятно разросшийся за последние годы бюрократический класс, у которого, строго говоря, нет никакой идеологии, нет никакого другого интереса, кроме сохранения текущих позиций и ресурсов. Четвертый вектор — чрезвычайно эффективная массовая пропаганда.

Есть, наконец, еще один очень важный вектор — нынешний массовый запрос на консерватизм, который, возможно, связан с глубинными структурами общественного сознания.

О каких запросах идет речь?

Поверхностный слой общественного сознания способен меняться относительно быстро и во многом подвержен пропагандистскому воздействию. Но глубинное массовое сознание намного прочнее. У нас я помню только один исключительный момент, когда все опросы общественного мнения фиксировали драматические изменения в массовых ориентациях — самый конец 1991 года. Судя по всему, это был единственный в нашей истории всплеск массовой поддержки либеральной демократии как идеала и Запада/Европы как модели развития. Однако по понятным причинам эти настроения держались недолго.

Помимо изменчивого поверхностного слоя, есть, видимо, и другие пласты сознания, в том числе отражающие наши традиционные патерналистские установки, этатизм, веру в «сильную руку» и пр. Конечно, периодически опросы фиксируют частичное ослабление этих установок, однако они никуда не исчезают и могут существовать в «спящем режиме», а потом вдруг вновь «взорваться».

Вы отсчитываете этот взрыв от событий в Крыму — или, например, связываете с реакцией на финансовый кризис?

Общая тенденция наметилась, конечно, еще до Крыма. Но после 2014 года запрос на геополитический реванш, жесткую внешнюю политику, возврат к статусу великой державы, очевидно, усилился в разы.

Насколько этот консервативный поворот устойчив?

Трудно сказать однозначно. Есть мощные факторы, работающие на его устойчивость, как и поддерживающие его сильные групповые интересы, о которых я говорил выше. Впрочем, в последние месяцы социологические опросы показывают определенную усталость населения от внешней политики, от ситуации «осажденной крепости». На передний план опять выходят проблемы коррупции, неэффективности государственных институтов и пр. Но уверенных данных о каких-либо принципиальных и долгосрочных сдвигах в массовом сознании пока все же нет.

Возможно ли, что в такой резкой общественной реакции на пенсионную реформу проявился запрос населения на стабильность?

С одной стороны, это, вероятно, так. Но с другой — люди обеспокоены экономическим положением, инфляцией, ростом цен, и они, кажется, «устают» от внешней политики. И опять-таки преимущественно по экономическим мотивам, от ее «затратности». Это тоже специфическая консервативная реакция.

Проявляется ли кризис либерализма и соответственно консервативный поворот вне России? Прежде всего, в Европе, США?

О кризисе либерализма и демократии в мире сейчас не говорит только ленивый. И тому много причин — экономических, социальных, культурных и др. Это и реакция на неравномерные последствия глобализации, и эрозия экономического положения и статуса влиятельных социальных групп, и эксцессы мультикультурализма, и «политика идентичностей», и последствия миграционных «цунами» и многое другое. В том числе — «раздутая» либеральная повестка, казалось бы, испытывающая сам либерализм на прочность. Все эти симптомы более чем реальны для современного Запада. Кое-какие отголоски доносятся и до наших берегов, хотя кризис «нашего» либерализма очень во многом специфичен. Однако было бы преждевременным однозначно отождествлять эту реакцию на глобализацию, рост неравенства, распространение и расширение неинтегрированных сообществ меньшинств и пр. с консерватизмом.

Если реакция на глобализацию и другие названные вами процессы не консервативна, то какая она?

Эта популистская реакция, строго говоря, не консервативная — она вполне радикальная. Но даже и подъем популистского радикализма не означает конца либерализма. Либерализм, как и демократия, живет через преодоление собственных кризисов, и в этом нет никакой фатальной трагедии. Сегодняшнюю ситуацию можно хотя бы отчасти сравнить с периодом в США накануне и во время перехода к «Новому курсу», когда либерализм прошел драматическую трансформацию и ради своих собственных идеалов и ценностей обратился к идее активного государства, которая изначально была бы анафемой для классического либерализма.

Похоже, сейчас либерализм в целом и российский либерализм, в частности, подходят к сходному «водоразделу». Однако, российские либералы и те, кто себя к ним причисляют, похоже, необходимость такого рода программной и идеологической «перезагрузки» не вполне сознают. Есть целый ряд важных сюжетов, которые наши либералы не видят — за редчайшими исключениями.

О каких сюжетах идет речь? Что игнорируют российские либералы сегодня?

Я бы назвал это принципиальными вызовами для современного российского либерализма (или того, что от него еще осталось). Во-первых, покаяние за ошибки 1990-х, за «прихватизацию», за невнимание к нуждам страдающего населения, за высокомерие, в конце концов. Во-вторых, проблема национального лица либерализма. В-третьих, либеральная адаптация российской традиции государственности. В-четвертых, признание единой политической нации с ее либеральными и консервативными «флангами» - и, соответственно, стремление и умение достигать либерально-консервативного диалога (того самого либерально-консервативного «жизненного центра», о котором когда-то и в другом контексте говорил американский историк Артур Шлезингер, мл.). В-пятых, либеральная внешнеполитическая альтернатива, которая могла бы быть приемлемой и для влиятельных элитных групп, и для значительной части населения. Список можно в принципе продолжать… Не факт, конечно, что сегодняшние российские либералы смогут справиться с такими монументальными идеологическими и политическими вызовами. Но придут новые поколения, которым, хочется надеяться, это будет по плечу.

Источник: Экспертная группа Европейский диалог

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju