В Йоханнесбурге 22 августа начнется юбилейный саммит объединения БРИКС, завершающий третий цикл работы группы. Заявленная председателем тема традиционно для ЮАР сохраняет особый фокус на Африканском континенте и звучит как «БРИКС и Африка: партнерство для взаимного ускоренного роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности».
Ключевые приоритеты помимо региональных включают в себя вопросы глобального управления и продвижения многосторонности, социально-экономического устойчивого развития, международной торговли, а также развития человеческого капитала.
Но к основным интригам предстоящего саммита всё же относят вопросы возможного расширения и потенциал запуска новой валюты или как минимум практического развития прежних рамочных документов БРИКС, касающихся использования национальных валют во взаимной торговле.
В Йоханнесбурге 22 августа начнется юбилейный саммит объединения БРИКС, завершающий третий цикл работы группы. Заявленная председателем тема традиционно для ЮАР сохраняет особый фокус на Африканском континенте и звучит как «БРИКС и Африка: партнерство для взаимного ускоренного роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности».
Ключевые приоритеты помимо региональных включают в себя вопросы глобального управления и продвижения многосторонности, социально-экономического устойчивого развития, международной торговли, а также развития человеческого капитала.
Но к основным интригам предстоящего саммита всё же относят вопросы возможного расширения и потенциал запуска новой валюты или как минимум практического развития прежних рамочных документов БРИКС, касающихся использования национальных валют во взаимной торговле.
Точка притяжения
Независимо от содержательных итогов предстоящего саммита важно отметить его масштаб: кто-то даже пытается сравнивать нынешнюю встречу с Бандунгской конференцией 1955 года. Ведь в ЮАР пригласили как все 54 государства Африканского континента, так и страны, подавшие заявки на вступление в объединение из всех остальных регионов мира, а также представителей порядка двух десятков международных организаций, включая ООН.
Несмотря на то что до сих пор еще неизвестно окончательное число принявших приглашение стран, нынешняя встреча обещает быть самым масштабным саммитом БРИКС+ за всю историю существования организации. Даже основной сторонник и мотор формирования «круга друзей» БРИКС, Китай, годом ранее в формате видеоконференции собрал в общей сложности лишь 18 стран, пять из которых представляли само объединение БРИКС.
Чаще всего говорят о том, что количество не перерастает в качество. Но в данном случае экспоненциальный рост и подавших заявку стран, и просто гостей формата, равно как и неудовлетворенные запросы на приглашение, например, французского лидера говорят о безусловном росте влияния и авторитета «пятерки», ее увеличивающихся возможностях в продвижении реальных изменений в международной системе.
Прежде чем перейти к вопросу значения саммита и потенциального расширения, хотелось бы кратко вспомнить, откуда взялась БРИКС. Поскольку именно это в значительной степени определяет направление развития, которое фактически сделало эти пять стран ядром нынешних усилий по предложению нового, более справедливого миропорядка.
За годы своего существования «пятерка» прошла значительную эволюцию не только с точки зрения восприятия своим населением и внешними акторами, но и с позиции реального наполнения самих саммитов и общей рамки взаимодействия.
Хотя и сегодня можно встретить отдельных экспертов, уверенно рассказывающих о том, что основоположником формата БРИКС стал экономист Джим О’Нил, а Запад в целом видел возможности в том, чтобы развивать механизм объединения в своих интересах.
Аналогичным образом до сих пор, но в гораздо меньшей степени, можно увидеть западных экспертов, предлагающих своим читателям не воспринимать БРИКС всерьез как не имеющую между собой ничего общего, поверхностную группировку.
Тем не менее таких экспертов сегодня становится всё меньше, БРИКС вызывает всё большие опасения как значимая альтернатива созданным Западом структурам, а методы по преодолению такой опасности становятся более изощренными.
Сегодня Запад в целом перешел от отрицания к попыткам напрямую помешать проведению полноценной встречи, что среди прочего было предпринято через ордер МУС. Кроме того, есть стремление размыть солидарность «пятерки» изнутри, что, к примеру, попробовал, по всей видимости, сделать господин Макрон, запросив приглашение на саммит в Йоханнесбурге. Впрочем, данный шаг вполне может быть и выражением традиционной французской политики, стремящейся усидеть на нескольких стульях и вовремя примкнуть к более успешной группе, дабы оказаться в стане тех, кто формирует новые правила.
За нынешним успехом в развитии группы, изначально действительно более ориентированной на преимущественно социально-экономическое взаимодействие, можно увидеть теоретические подходы Евгения Примакова и идею отхода от западноцентричной политики новой России в пользу диверсификации ее внешнеполитического вектора, включая создание стратегического треугольника взаимодействия с Китаем и Индией и возвращения к тесному взаимодействию со странами Латинской Америки и Африки.
А еще можно заметить практический выхлоп Хайлигендаммского процесса, в рамках которого тогда еще принадлежавшая к «группе восьми» Москва в большей степени осознала расширяющееся поле совпадающих интересов со странами аутрич, большая часть которых и составила нынешний БРИКС.
В этой же плоскости можно рассматривать и последующую идею Китая с приглашением к участию Претории и окончательное приобретение группой глобального всеобъемлющего характера, равно как и более позднюю инициативу формирования «круга друзей БРИКС».
То есть БРИКС стала своего рода продуктом самоосознания этих государств в рамках системы международных отношений как ключевых игроков с собственными суверенными интересами, цивилизационной и культурной самобытностью и возможностями предложить миру альтернативную, кооперативную повестку взаимодействия.
Именно поэтому вопреки росту конфронтационности и кажущемуся более безопасным подходу — переждать сложные времена и уже потом выбрать сторону — многие системно важные государства, а на сегодняшний день таких уже 23, подали официальные заявки на вступление в БРИКС. И это не считая почти такого же числа стран, заявивших о своем интересе более неформально. Сегодня БРИКС — это точка притяжения стран мирового большинства.
Другое мышление
Почему же потенциальные кандидаты не выбирают путь «мудрой обезьяны»? Ответ достаточно очевиден. Несмотря на попытки западных экспертов представить БРИКС как антагониста странам «семерки», «пятерка» не мыслит себя в категориях противопоставления.
Причем это относится как к достаточно тесно сотрудничающим с западными государствами Индии, ЮАР или же Бразилии, так и к находящимся в разной степени конфронтации с Западом России или Китаю.
Для каждой из стран «пятерки» ключевыми в существовании БРИКС остаются общность интересов, позитивная повестка, стремление к построению справедливого и устойчивого мира в интересах всех государств, возможность суверенного развития, цивилизационного и культурного многообразия при взаимном уважении. Все то, чего так сильно не хватает в мире, навязываемом нам странами «золотого миллиарда», претендующими на владение истиной в последней инстанции.
Не менее важным для других стран мирового большинства в формировании образа привлекательности БРИКС стали истории успеха объединения. Удалось создать удивительно плотную ткань взаимодействия внутри «пятерки».
Одновременно конкретные практические результаты были достигнуты по всем трем столпам взаимодействия группы: политическому, социально-экономическому и гуманитарному. Это и флагманский Новый банк развития БРИКС, и Энергетическая платформа группы, и взаимодействие в сфере сельского хозяйства, и архитектура НТИ, и Сетевой университет — перечислять все результаты придется очень долго.
Состоится ли расширение на встрече этого года, всё еще остается неясным. Но важно сохранить сам дух БРИКС — а это значит инклюзивность. БРИКС как ядро мирового большинства не имеет морального права отгораживаться от всех тех, кто поверил в объединение и готов к тому, чтобы совместно работать во имя лучшего будущего. Но при этом важно соблюсти принцип «не навреди». Именно поэтому мы слышим осторожные высказывания дипломатов относительно необходимости выработки критериев и модели такого расширения.
Ведь история успеха возникла именно благодаря общим эффективным усилиям, а большое количество договаривающихся сторон, к сожалению, обычно ведет к снижению возможностей достижения конкретных результатов. Более того, важно не сломать всё то, чего уже удалось добиться за прошедшие годы.
Да, перспективное расширение БРИКС действительно сможет придать новый импульс и предложить новые интересные идеи. Возможность для присоединения таких стран, как Аргентина, Египет, Индонезия, Иран, Саудовская Аравия, позволит еще больше укрепить авторитет организации и поможет шире распространить ключевые принципы объединения.
Представляется, что наиболее безболезненным в текущей ситуации мог бы стать вариант с разноуровневым и многоформатным расширением при создании платформы БРИКС+ и подключением стран-аспирантов к работе группы исходя из их интересов и потенциала.
Пожалуй, возможность договориться об основных принципах и продвинуться на пути построения нового инклюзивного справедливого миропорядка в интересах всех будет означать способность этой встречи БРИКС+ в Йоханнесбурге стать не столько Бандунгом XXI века, сколько Сан-Франциско — напомню, что именно по итогам той конференции в 1945 году был подписан Устав ООН.
Источник: Известия