Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 3)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Александр Ломанов

Д.и.н., заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, профессор РАН, член РСМД

Официальное провозглашение в октябре 2023 г. идей Си Цзиньпина о культуре (习近平文化思想) свидетельствовало о возросшем внимании КПК к этой сфере и о появлении новых программных формулировок и стратегических ориентиров [1]. Идеи о культуре стали шестым нормативным тематическим направлением «идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи» после военных, экономических, экологических, внешнеполитических и правовых идей китайского партийного лидера.

Часть базовых компонентов современной стратегии КПК в области культуры была сформулирована до того, как в 2012 г. Си Цзиньпин занял пост генсека ЦК КПК. Во времена пребывания у власти Ху Цзиньтао официальный статус получили политика наращивания «мягкой силы» государства, задача превращения Китая в могущественную культурную державу (文化强国), набор ключевых ценностных воззрений социализма (社会主义核心价值观). Это означает преемственность целей китайского руководства в данной сфере.

До начала XXI в. стратегия развития культуры в Китае была нацелена на решение внутренних задач воспитания граждан, совмещение материального развития с распространением духовных ценностей, сохранение традиционного наследия. В новом столетии стало ясно, что культурное влияние Китая за пределами страны уступает его экономической мощи. На передний план вышла трактовка культуры как незаменимого инструмента международного соперничества, в обретении которого нуждается Китай.

Официальное провозглашение в октябре 2023 г. идей Си Цзиньпина о культуре (习近平文化思想) свидетельствовало о возросшем внимании КПК к этой сфере и о появлении новых программных формулировок и стратегических ориентиров [1]. Идеи о культуре стали шестым нормативным тематическим направлением «идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи» после военных, экономических, экологических, внешнеполитических и правовых идей китайского партийного лидера.

Часть базовых компонентов современной стратегии КПК в области культуры была сформулирована до того, как в 2012 г. Си Цзиньпин занял пост генсека ЦК КПК. Во времена пребывания у власти Ху Цзиньтао официальный статус получили политика наращивания «мягкой силы» государства, задача превращения Китая в могущественную культурную державу (文化强国), набор ключевых ценностных воззрений социализма (社会主义核心价值观). Это означает преемственность целей китайского руководства в данной сфере.

До начала XXI в. стратегия развития культуры в Китае была нацелена на решение внутренних задач воспитания граждан, совмещение материального развития с распространением духовных ценностей, сохранение традиционного наследия. В новом столетии стало ясно, что культурное влияние Китая за пределами страны уступает его экономической мощи. На передний план вышла трактовка культуры как незаменимого инструмента международного соперничества, в обретении которого нуждается Китай.

В докладе Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК (2007 г.) прозвучал призыв к повышению «мягкой силы» государства. Разработанная американским политологом Дж. Наем концепция «мягкой силы» обрела к тому времени широкую популярность. В Китае она получила позитивную оценку и была воспринята как указание направления практической работы, способной повысить китайское влияние в мире. На XVII съезде КПК также появились тезисы о создании системы ключевых ценностей социализма, продвижении инноваций в сфере культуры и «строительстве общего духовного дома китайской нации» [2].

В 2011 г. на 6-м пленуме ЦК КПК 17-го созыва была выдвинута программа построения могущественной культурной державы (文化强国) [3], призванная решить две взаимосвязанные задачи. Укрепление глобального влияния китайской культуры должно защитить Китай от неблагоприятных внешних идеологических и ценностных воздействий, способствуя сплоченности китайского общества. Одновременно появление на мировом рынке конкурентоспособной культурной продукции могло способствовать расширению внешнего влияния Китая [Ломанов, Борох, 2012].

Провозглашенная КПК в 2011 г. стратегия развития культуры предусматривала укрепление внутренней сплоченности с помощью пропаганды социалистических ценностей. В ходе продвижения рыночных реформ произошло разделение коммерчески ориентированной культурной индустрии (文化产业) и некоммерческой культурной отрасли, нацеленной на предоставление общественных благ (文化事业). Повышение экономической эффективности предпринимательской индустрии могло происходить лишь в русле обозначенных партией идейных и ценностных ориентиров. Составными частями стратегии построения могущественного культурного государства стали активизация морального воспитания населения и пропаганда национальных ценностей социализма с китайской спецификой.

Представленная на 6-м пленуме ЦК КПК 17-го созыва система ключевых ценностей социализма (社会主义核心价值体系) была охарактеризована как «душа расцвета государства и квинтэссенция передовой социалистической культуры, определяющая направление развития социализма с китайской спецификой». В постановлении пленума были обозначены четыре аспекта этой системы: руководящее место марксизма, общие идеалы социализма с китайской спецификой, «национальный дух» и «дух эпохи», социалистические представления о почетном и о позорном.

Система ключевых ценностей социализма образца 2011 г. отразила основополагающие компоненты идеологии КПК того времени, однако ее было трудно использовать для эффективной широкомасштабной идейно-воспитательной работы с населением. Для этого был сформулирован набор из двенадцати «ключевых социалистических ценностных воззрений» (社会主义核心价值观), представленный в 2012 г. на XVIII съезде КПК в докладе ЦК, в разделе о строительстве социалистической культурной державы [4].

Набор ценностных воззрений включил в себя ориентиры трех уровней — государства, общества и человека, что позволяло создать в идейно-воспитательной работе целостную взаимосвязанную систему, объяснить логику отношений между компонентами, облегчить их запоминание. К самому высокому национальному ценностному уровню были причислены богатство и сила (富强), демократия (民主), цивилизация (文明) и гармония (和谐). На среднем, общественном уровне расположились свобода (自由), равенство (平等), справедливость (公正) и правление по закону (法治). На индивидуальном уровне ориентирами для каждого человека выступают ценности патриотизма (爱国), преданности своему делу (敬业), честности (诚信) и дружеской доброты (友善).

В Китае продолжается идейно-воспитательная кампания, нацеленная на популяризацию и внедрение в сознание людей этого комплекса «ключевых социалистических ценностных воззрений». Двенадцать компонентов можно встретить в Китае повсеместно в виде уличных агитационных плакатов и надписей, их демонстрируют на многочисленных информационных экранах. Конкретный перечень ценностных воззрений более эффективен для идейно-воспитательной работы с населением, по сравнению с общими призывами придерживаться марксизма и китайского социализма.

Благодаря упоминаниям о свободе и демократии система воззрений не вступает в прямой конфликт с западными представлениями о ценностях. Вместе с тем она также не противоречит китайской культурной традиции. Первое место в иерархии занимает идеал богатства и силы Китая, о чем мечтали китайские реформаторы с середины XIX века. Индивидуальные ценности третьего уровня более всего приближаются к традиционным китайским моральным стандартам.

Новые трактовки в области культуры и идеологии (2013—2020 гг.)

После прихода к власти Си Цзиньпин активизировал идеологическую работу КПК, подчеркнув важность традиционной культуры как ресурса обогащения современной политической идеологии. В его выступлениях появились перечисления древних китайских идей, которые могут быть применимы и к текущим реалиям. Китайская традиция стала использоваться для обоснования особенностей политического и экономического пути развития страны.

В 2013 г. Си Цзиньпин призвал четче рассказывать о китайской специфике. По словам китайского лидера, каждая страна обладает собственной исторической традицией и культурным наследием, которые формируют национальную специфику и в конечном счете определяют особенности пути развития. Китайская культура, сформированная глубокими духовными поисками, отражает идею непрерывности китайской нации (生生不息), а также ее широту и доброту (丰厚慈善). С этой точки зрения лучшие достижения китайской традиционной культуры являются преимуществом всей нации и ее «мягкой силой». Партийный лидер подчеркнул, что социализм с китайской спецификой, отражающий чаяния народа и соответствующий современным требованиям развития, укоренен в плодородной почве китайской культуры [5].

Стремление КПК использовать традиционную культуру для обоснования легитимности развития страны по пути социализма обусловило тенденцию сближения культурного наследия с официальной идеологией. Особенно активные усилия были предприняты в этом направлении в 2014 г.

Так, пропаганда «ключевых социалистических ценностных воззрений» стала темой 13-й коллективной учебы Политбюро ЦК КПК 18-го созыва 24 февраля 2014 г. На этом мероприятии Си Цзиньпин заявил, что распространение ценностных воззрений должно опираться на лучшие традиции китайской культуры, вобравшей в себя самые глубокие духовные устремления китайской нации. Если эта преемственность будет утрачена, социалистические ценностные воззрения лишатся исторического корня. Си Цзиньпин призвал сделать акцент на уникальности китайской культуры, ее ценностных идеалах и специфике, на укреплении уверенности в своей культуре и ценностях [Си Цзиньпин, 2014, с. 164]. Важно подчеркнуть, что в данном выступлении Си Цзиньпина впервые появилось понятие уверенности в собственной культуре (文化自信), ставшее важным дополнением к уже существовавшему идеологическому требованию воспитывать «три уверенности»: в пути развития Китая, партийной теории и китайском строе. Уверенность в собственной культуре впоследствии стала важным компонентом идеологии КПК. Решением XIX съезда КПК в октябре 2017 г. она была включена в партийный устав в качестве одной из «четырех уверенностей» (путь, теория, строй и культура) [Устав КПК, 2017, с. 7].

На коллективной учебе в феврале 2014 г. Си Цзиньпин призвал старательно впитывать идейные и моральные аспекты лучшей традиционной китайской культуры. Он также перечислил ряд компонентов традиционного наследия, в которых следовало находить и раскрывать их современную ценность — это гуманность и человеколюбие (讲仁爱), внимание к народу как основе (重民本), соблюдение искренности и доверия (守诚信), почитание справедливости (崇正义), возведение гармонии (尚和合), стремление к Великому единению (求大同). Обращение к прошлому было нацелено на превращение китайской традиции в важный источник формирования ключевых ценностных воззрений социализма [Си Цзиньпин, 2014, с. 164].

Си Цзиньпин призвал повсеместно пропагандировать социалистические ценностные воззрения, включить их в систему образования, распространять их в форме качественных произведений культуры. По его словам, они должны присутствовать в повседневной жизни людей всегда и везде подобно воздуху [Си Цзиньпин, 2014, с. 165].

Тема соединения пропаганды ценностных воззрений социализма с выявлением современного значения традиционной культуры получила продолжение в выступлении Си Цзиньпина перед преподавателями и студентами Пекинского университета 4 мая 2014 г. — в день 95-летия начала патриотического студенческого движения 1919 г. [Си Цзиньпин, 2014, с. 166—179].

Китайский лидер заявил, что признанные всем обществом ценностные воззрения отражают духовные устремления нации и государства, служат для всего общества критерием оценки истинного и ложного. В понятиях традиционной китайской культуры эти ценностные воззрения именуются добродетелью (德). Есть добродетель отдельного человека, есть также «большая» добродетель (大德) государства и общества: «Государство без добродетели не процветает, человек без добродетели не установится (国无德不兴, 人无德不立)». Не имеющие общих ценностных воззрений нация и государство лишены опоры и возможности двигаться вперед [6].

Си Цзиньпин пояснил, что ценностные воззрения существовали в Китае с древности, они менялись со временем, их современной формой стал набор из двенадцати ценностных воззрений социализма, вобравший в себя «лучшие гены традиционной китайской культуры». Начавшиеся в Новое время поиски китайским народом пути к возрождению отразили стремление людей к лучшему будущему.

Важным новым аспектом этого выступления китайского лидера стал четкий акцент на использовании традиционных ценностей в современных условиях. По мнению Си Цзиньпина, ценности традиционной культуры укоренились в сердцах китайцев и подспудно формируют их мысли и поступки. Лишь опора на традицию способна сделать современные ценностные воззрения жизнеспособными и влиятельными. «Мы рождаемся и становимся китайцами. Коренная причина в том, что мы обладаем особым китайским духовным миром, обладаем ценностными воззрениями, которыми простые люди пользуются неосознанно. Мы продвигаем социалистические ценностные воззрения и тем самым в полной мере наследуем и возвышаем лучшую традиционную культуру Китая» [7].

В этот период обращения Си Цзиньпина к традиционному наследию были адресованы не только внутренней, но и зарубежной аудитории. Китайский лидер стремился ссылками на суждения древних мудрецов о гармонии, гуманности и добрососедстве убедить внешний мир в глубинных истоках современного миролюбия Китая в международных делах.

Первостепенной задачей оставалось соединение традиции с современным развитием Китая. В октябре 2014 г. на коллективной учебе Политбюро ЦК КПК по вопросам государственного управления в истории Китая Си Цзиньпин подчеркнул, что в этой сфере многие события прошлого способны служить уроком в наши дни. «Чтобы хорошо управлять сегодняшним Китаем, нужно углубленно понять историю и традиционную культуру нашей страны, также нужно провести активное обобщение мудрости в древнем управлении государством» [8].

Си Цзиньпин указал на взаимосвязь осуществления «китайской мечты» о великом возрождении нации, пропаганды ценностных воззрений, восприятия исторического наследия и совершенствования государственного управления. Для осуществления «китайской мечты», помимо мудрости всей партии, всего государства и всего народа, необходимо в полной мере использовать накопленную за пять тысячелетий великую мудрость китайской нации.

«Как относиться к истории страны? Как относиться к традиционной культуре страны? Эти вопросы приходится решать любому государству, находящемуся в процессе модернизации», — заявил Си Цзиньпин. Признание скрытого влияния традиционных идей и культуры на современную жизнь общества стало предпосылкой для призыва к бережному отношению к древнему наследию, его объективной и взвешенной оценке. По словам Си Цзиньпина, приверженность идеологии КПК не превратила китайских коммунистов в «исторических нигилистов» (历史虚无主义者) и «культурных нигилистов» (文化虚无主义者): они не забывают о предках (数典忘祖) и не проявляют надменности в отношении прошлого (妄自菲薄).

Китайский лидер пояснил, что традиционная культура сохраняет память о духовной деятельности китайской нации, ее рациональном мышлении и культурном творчестве, в ней скрыты фундаментальные культурные коды китайской нации. Одновременно культурная традиция выступает «плодородной почвой для укоренения социализма с китайской спецификой». Именно в традициях заложены истоки выбранного страной пути развития. «Чтобы решить проблемы Китая, нужно искать подходящие пути и методы лишь на великой земле Китая. Несколько тысячелетий китайская нация шла по пути цивилизационного развития, отличающегося от других государств и народов. Мы не случайно вышли на путь социализма с китайской спецификой — это обусловлено нашей исторической и культурной традицией» [9].

Эти рассуждения в том числе обосновали неприемлемость копирования иностранных моделей и институтов, способных стать помехой для раскрытия потенциала уникального китайского пути развития.

Программные заявления прозвучали в выступлении Си Цзиньпина в октябре 2014 г. на семинаре по работе в области литературы и искусства. Он заявил, что осуществление великого возрождения китайской нации требует расцвета китайской культуры, поскольку «культура является важной силой выживания и развития нации» [10].

Китайский лидер пояснил, что каждый скачок вперед человеческого общества и всякий подъем человеческой цивилизации сопровождается историческим прогрессом культуры. Си Цзиньпин отметил, что история цивилизации китайской нации насчитывает более пяти тысяч лет, до наступления Нового времени Китай был одной из мировых держав. Способность китайской нации справляться с трудностями, по его мнению, обусловлена тем, что многие поколения китайцев культивировали и развивали глубокую и уникальную культуру, ставшую для нации мощным источником духовной поддержки в периоды испытаний. Внешнее влияние китайской нации опиралось на притягательность китайской культуры, а не на военную мощь и внешнюю экспансию. В современном мире «великое возрождение китайской нации невозможно без процветания китайской культуры» [11].

Китайский лидер вернулся к теме ценностных воззрений, которую неоднократно поднимал в 2014 г. в ряде выступлений. «Ключевые социалистические ценностные воззрения — это духовная связь, на которую опирается нация для сохранения себя, это общий идейный и моральный фундамент государства». Он отметил, что одностороннее внимание к материальному развитию создает угрозы утраты способности отличать правильное от неправильного, добро от зла, красоту от уродства. Это коренная причина проблем в обществе, которые могут стать помехой для реформ.

Культурная преемственность необходима, однако, по словам Си Цзиньпина, она никак не может сводиться к упрощенному восстановлению древности, как и к слепому отторжению всего иностранного. Нужно ставить древнее на службу современному, иностранное — на службу Китаю, делать обоснованный выбор, отбрасывать негативные факторы, наследовать позитивные идеи, «с помощью правил древних создавать собственный новый облик» (以古人之规矩, 开自己之生面), осуществлять творческую трансформацию и инновационное развитие китайской культуры [12].

Во второй половине 2010-х годов отмечалось относительное снижение интенсивности обсуждения проблем культурной преемственности на уровне партийного руководства. Продолжался процесс обобщения опыта работы в культурной сфере, сопровождавшийся выдвижением новых формулировок. В октябре 2017 г. в докладе ЦК КПК на XIX съезде партии было указано на необходимость взять на себя новую культурную миссию (新的文化使命) с целью содействовать расцвету и процветанию социалистической культуры (推动社会主义文化繁荣兴盛) [13].

Состоявшееся в августе 2018 г. с участием Си Цзиньпина Всекитайское совещание по пропаганде и идеологической работе (全国宣传思想工作会议) определило девять приоритетов (九个坚持):
· усиливать партийное руководство идеологической работой;
· укреплять направляющую роль марксизма в сфере идеологии и общую идейную основу сплочения и борьбы всей партии и народа всей страны (两个巩固);
· использовать идеологию социализма с китайской спецификой новой эпохи для вооружения всей партии и воспитания народа;
· развивать и практически применять «ключевые социалистические ценностные воззрения»;
· придерживаться уверенности в национальной культуре как фундаментальной, глубинной и непреходящей силы;
· повышать уровень доверия к СМИ и влияния новостей на общественное мнение;
· придерживаться направленности творчества на центральную роль народа;
· создавать чистое и упорядоченное интернет-пространство;
· доводить до зарубежной аудитории эмоционально привлекательную информацию о Китае (рассказывать «китайские истории» 中国故事), доносить китайскую позицию [14].

Это обобщение опыта осуществления стратегии КПК в идейно-пропагандистской сфере указывает на интеграцию идеологических приоритетов с повышением уверенности в национальной культуре.

«Двойное соединение» и культурная преемственность (2021—2023 гг.)

Выдвинутые в середине 2010-х годов предложения Си Цзиньпина использовать китайскую традицию как источник современных «социалистических ценностных воззрений» были новаторскими. Однако их было сложно использовать как отправную точку формирования системы культурных идей, связанных непосредственно с именем Си Цзиньпина, поскольку содержательное наполнение «ценностных воззрений» было представлено еще в докладе Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК (2012 год).

Новый программный лозунг был представлен 1 июля 2021 г. на торжественном заседании в честь 100-летия создания КПК. Тогда Си Цзиньпин впервые заявил о «двойном соединении» (两个结合), то есть о соединении основных принципов марксизма одновременно и с конкретной реальностью Китая и с лучшими образцами традиционной китайской культуры [15].

Соединить марксизм с китайской практикой (так называемое «первое соединение», 第一个结合) в 1930-е годы предложил Мао Цзэдун. Идея же соединения марксизма с традиционной китайской культурой («второе соединение», 第二个结合) в ХХ веке на официальном уровне сформулирована не была. После образования КНР, в особенности в 1960—1970-е годы, отношение китайского руководства к древней традиции было критическим и зачастую враждебным. В конце прошлого столетия консервативный поворот в китайской идеологии создал благоприятные предпосылки для возрождения традиционной культуры, однако условия для постановки вопроса о ее синтезе с марксизмом в то время еще не созрели. Выдвижение «двойного соединения» позволило представить Си Цзиньпина как теоретика марксизма и создателя нового облика партийной идеологии, способного встать на один уровень с Мао Цзэдуном благодаря обобщению исторического опыта китаизации марксизма и углубленному постижению закономерностей развития китайской цивилизации.

«Двойное соединение» стало важной темой ХХ съезда КПК в октябре 2022 г. В докладе на съезде Си Цзиньпин заявил, что в условиях Китая приверженность марксизму и его развитие обязательно требуют соединения с лучшим содержанием китайской традиционной культуры. Он подчеркнул, что марксистская теория сможет укрепиться и расцвести лишь тогда, когда ее корни глубоко проникнут в плодородную почву национальной культуры. Партийный лидер пояснил, что традиционные воззрения были накоплены китайским народом за длительный период, они включают понимание мироздания, человеческого сообщества, подходы к организации общественной жизни и моральные стандарты. По словам Си Цзиньпина, эти воззрения обладают «высокой степенью соответствия ценностным воззрениям научного социализма». В докладе на съезде он упомянул древние идеи «Поднебесная принадлежит всем» (天下为公), «народ — основа государства» (民为邦本), «управлять государством с помощью добродетели» (为政以德), «изменить старое и установить новое» (革故鼎新), «назначать на должности только мудрых людей» (任人唯贤), «единство Неба-природы и человека» (天人合一), «неустанно усиливая себя, [благородный муж] с помощью добродетели [добивается успеха] в подчинении вещей» (自强不息、厚德载物), «сохранять доверие, создавать добрососедство» (讲信修睦), «относиться к соседям по-родственному, гуманно и по-доброму» (亲仁善邻) [16].

Помимо этого, в докладе китайского лидера на ХХ съезде КПК были обозначены пять основных направлений культурного строительства. Это создание руководящей и сплачивающей социалистической идеологии, активное претворение в жизнь ключевых социалистических ценностных воззрений, повышение уровня цивилизованности всего общества, процветание и развитие некоммерческой культурной сферы вместе с коммерческой индустрией, укрепление влияния китайской цивилизации.

Провозглашение в 2021 г. и представление на ХХ съезде в 2022 г. идеи «двойного соединения» стало ключевой предпосылкой для выступления Си Цзиньпина 2 июня 2023 г. на семинаре по культурной преемственности (文化传承发展座谈会). Партийный лидер заявил, что всестороннее глубокое понимание истории китайской цивилизации способствует творческому переосмыслению и развитию лучших традиций китайской культуры, помогает энергично развивать социалистическую культуру с китайской спецификой, строить современную цивилизацию китайской нации. Он подчеркнул, что «культура связана с основой государства и судьбой нации» [17].

Си Цзиньпин рассмотрел три вопроса. Он призвал глубоко осмыслить выдающиеся особенности китайской цивилизации. К ним относится непрерывность развития, демонстрирующая культурную субъектность и прочность китайской цивилизации, а также задающая китайской нации собственный путь развития. Помимо этого, китайской цивилизации присущи инновационность, внутреннее стремление к единству, инклюзивность и миролюбие.

Далее последовал призыв глубоко уяснить важный смысл «двойного соединения». Си Цзиньпин подчеркнул, что для развития социализма с китайской спецификой на фундаменте китайской цивилизации необходимо объединить основные принципы марксизма как с конкретной реальностью Китая, так и с лучшими элементами традиционной культуры. По словам партийного лидера, понимание этой закономерности было получено в процессе продвижения по пути социализма с китайской спецификой. «Я говорил, если бы не было пяти тысяч лет цивилизации, откуда было бы взяться китайской специфике? А если бы не она, то как бы мы сегодня могли столь успешно идти по пути социализма с китайской спецификой?» [18]. Таким образом, лишь с опорой на историю китайской цивилизации можно в полной мере понять обоснованность выбора пути развития Китая, его культурное содержание и уникальные преимущества.

Си Цзиньпин пояснил, что соединение марксизма с китайской культурой не является искусственно навязанным, у них разные источники, но при этом они совместимы друг с другом. К примеру, китайские идеи «Поднебесная принадлежит всем» (天下为公) и общественный запрос на доверие и доброе соседство (讲信修睦) соответствуют идеалам и убеждениям коммунизма и социализма. Китайское восприятие народа как корня государства (民为邦本) и одобрение управления с помощью добродетели (为政以德) сочетаются с политической концепцией «народ превыше всего». Китайское понимание преобразования старого и создания нового (革故鼎新), постоянное стремление к самоусилению (自强不息) соответствуют революционному духу коммунистов.

По мнению китайского лидера, марксизм понимает сущность человека с точки зрения общественных отношений, а китайская культура помещает людей в рамки семьи, государства и Поднебесной. Оба подхода противостоят взгляду на человека как на изолированного индивида. Исходя из этих возможностей органичного объединения, КПК получает возможность заявить о себе и как о последователе марксизма, и как о наследнике лучшей традиционной культуры Китая.

По словам Си Цзиньпина, двойное соединение ведет оба течения к успеху. Происходит не механическое совмещение отдельных кусков (拼盘) и даже не простое «физическое взаимодействие», а глубокая «химическая реакция», создающая новый культурный организм. С одной стороны, марксизм принес в Китай передовые идеи и теории, он пробудил наследие китайской цивилизации, вывел Китай в современный мир, способствовал обновлению и трансформации китайской цивилизации. С другой стороны, китайская традиция обогатила марксизм, способствовала успешной китаизации марксизма и его адаптации к требованиям эпохи. «Второе соединение» делает марксизм китайским, традиционную китайскую культуру — современной, а новую культуру, сформированную посредством соединения, превращает в культурную форму модернизации китайского типа.

Си Цзиньпин указал, что «второе соединение» заложило прочную основу для китайского пути развития, обеспечило опирающуюся на национальную специфику жизнеспособность китайского социализма. Базовые элементы социализма в традиционной китайской культуре также предоставили культурную основу для принятия Китаем марксизма. «Двойное соединение» придало пути социализма с китайской спецификой историческую глубину, упрочило его культурный фундамент.

С точки зрения идеологии КПК модернизация китайского типа, ведущая Китай в направлении построения сильного государства и национального возрождения, наделила китайскую цивилизацию современной мощью. Со своей стороны, китайская цивилизация наделила модернизацию китайского типа глубоким внутренним содержанием. Си Цзиньпин подчеркнул, что модернизация китайского типа продолжает древнюю цивилизацию, а не разрушает ее, она выросла из китайской почвы, а не скопирована у других стран, она является результатом обновления цивилизации, а не цивилизационного разрыва [19].

Партийный лидер отметил, что соединение марксизма с китайской традицией создает возможность появления собственных политических институтов, связанных с китайской цивилизацией и способных обеспечивать единство нации. Си Цзиньпин охарактеризовал «двойное соединение» как еще одно раскрепощение сознания (解放思想), которое позволяет в полной мере использовать ценные ресурсы китайской традиционной культуры, создавать нацеленные в будущее теоретические и институциональные инновации. Первое общепризнанное понимание необходимости раскрепощения сознания утвердилось в Китае в начале проведения политики реформ и открытости, тогда оно означало избавление от ограниченного догматического понимания социализма.

Си Цзиньпин подчеркнул, что «двойное соединение» укрепляет культурную субъектность Китая. Уверенность в национальной культуре проистекает из культурной субъектности, созданной КПК на основе творческого преобразования и инновационного развития традиции, наследования революционной культуры, развития передовой социалистической культуры, усвоения достижений человеческой цивилизации.

Третий смысловой раздел выступления Си Цзиньпина сосредоточен на ответственности за новую культурную миссию (新的文化使命) содействия процветанию культуры, наращиванию культурной мощи и построению современной цивилизации китайской нации с новой отправной точки. Речь идет о приверженности долгосрочным основополагающим ориентирам в пропагандистской, идеологической и культурной работе.

Уверенность в собственной культуре является источником силы, благодаря этому нация обретает устойчивость и перспективу движения в будущее. В контексте идеологии КПК это требование означает приверженность следованию по своему пути, опору на историческую и современную практику, обобщение полученного опыта с помощью китайских принципов до уровня самобытной теории. Ради обретения духовной независимости и суверенитета выдвигается требование исключить слепое следование догмам и копирование иностранных теорий.

Предполагается, что приверженность Китая открытости и инклюзивности позволяет осваивать и использовать выдающиеся достижения человеческой цивилизации, повышать влияние китайской культуры во внешнем мире. По мнению Си Цзиньпина, этот подход позволяет соединить китайское с иностранным, древнее — с современным. «После длительных усилий мы более, чем когда-либо в прошлом, обладаем условиями для разрешения спора между древностью и современностью, Китаем и Западом (古今中西之争), более чем когда-либо нам нужны культурные достижения, объединяющие эти элементы. Нам необходимо придерживаться китаизации марксизма и его адаптации к эпохе, наследовать и развивать лучшую китайскую традиционную культуру, способствовать адаптации (本土化) зарубежной культуры, непрерывно взращивать и создавать культуру социализма с китайской спецификой новой эпохи» [20].

Приверженность «инновации при сохранении правильного» должна помочь Китаю не потерять себя и не утратить направление движения, не отставая при этом от эпохи и обеспечивая возможность занять лидерские позиции. Сохранение правильного требует отстаивать ведущее место марксизма в идеологии, требования «двойного соединения», право руководства культурой со стороны КПК, культурную субъектность китайской нации. Инновации необходимы для порождения новых идей, дискурсов, механизмов и форм, для создания органической связи между прошлым и настоящим, между китайским и иностранным. В заключение Си Цзиньпин заявил: «Лучшая историческая преемственность — это создание новой истории, величайшее уважение к человеческой цивилизации — это создание ее новой формы» [21].

Всекитайское совещание по пропагандистской, идейной и культурной работе (2023 г.)

Через несколько месяцев после выступления Си Цзиньпина на семинаре по преемственности культуры, в октябре 2023 г. в Пекине состоялось Всекитайское совещание по пропагандистской, идейной и культурной работе (全国宣传思想文化工作会议). На этом мероприятии лидер КПК призвал прилагать усилия по семи направлениям (七个着力). Речь идет о необходимости прилагать усилия к:
· укреплению партийного руководства пропагандой, идейной и культурной работой;
· созданию социалистической идеологии, обладающей большой силой сплочения и руководства;
· взращиванию и претворению в жизнь ключевых социалистических ценностных воззрений;
· повышению уровня доверия к СМИ и их влияния на общественное мнение;
· обеспечению преемственности китайской культуры, содействию творческому преобразованию и инновационному развитию выдающейся традиционной культуры Китая;
· процветанию и развитию культурной отрасли и индустрии культуры;
· укреплению строительства потенциала международной коммуникации, содействию обменам и взаимной учебе между цивилизациями.

Эти положения обобщили прежние указания китайского лидера. Новым стало заявление Совещания о важности руководящей роли Си Цзиньпина в области идеологии и культуры вместе с краткой обобщенной характеристикой его идей в этой сфере. Было указано, что достигнутые после XVIII съезда КПК исторические достижения в пропагандистской, идеологической и культурной работе в основном обусловлены тем, что Си Цзиньпин «ведет судно и стоит у руля» (领航掌舵) и наличием «научного руководства со стороны идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху». «Новые идеи, взгляды и суждения генерального секретаря Си Цзиньпина о культурном строительстве в новую эпоху богаты по содержанию и глубоки по изложению, это теоретическое обобщение практического опыта партии по руководству культурным строительством в новую эпоху, это обогащение и развитие марксистской теории культуры, это культурная глава идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху» [22].

На Совещании были представлены основополагающие характеристики идей Си Цзиньпина о культуре. Указывалось, что идеи представляют инновацию и прорыв в теоретических взглядах на культуру, также это набор требований к развертыванию культурной работы.

Особенно примечательна формулировка, согласно которой культурные идеи Си Цзиньпина «прояснили основу и достигли применения, соединили основу и применение» (明体达用, 体用贯通). В истории китайской мысли Нового времени противопоставление «основы» и «применения» связано с призывом реформатора Чжан Чжидуна (1837—1909) использовать «китайское учение в качестве основы, западную науку — в качестве применения» (中学为体, 西学为用). Традиционное «китайское учение» способствовало совершенствованию человека, а «западное учение» представляло собой совокупность научных знаний и технических новшеств. В сокращенной формулировке «китайское как основа, западное для применения» подразумевает преемственность китайской традиции при заимствовании западных новшеств [Китайская философия, 1994, с. 324]. Заявление о том, что Си Цзиньпин добился взаимного проникновения и соединения «основы» и «применения» подтверждает слова партийного лидера о приближении к решению исторического спора между культурами Китая и Запада.

На Совещании подчеркнули, что идеи Си Цзиньпина о культуре определяют стратегию и конкретные задачи культурного строительства в новую эпоху. Эти идеи представляют собой «великую силу» в строительстве социалистической культуры в Китае и демонстрируют, что собственная уверенность партии в истории и культуре, а также понимание законов культурного строительства социализма вышли на новую высоту. Это мощное идейное оружие и научное руководство к действию для эффективной пропагандистской, идейной и культурной работы в новую эпоху, для взятия ответственности за выполнение новой культурной миссии. «Идеи Си Цзиньпина о культуре — это непрерывно раскрывающаяся идейная система открытого типа, которая обязательно будет вслед за углублением практики непрерывно обогащаться и развиваться» [23].

Призывы Совещания укреплять основное идеологическое течение, усиливать позитивную пропаганду и направлять общественное мнение, широко практиковать ключевые социалистические ценностные воззрения — сочетались с указаниями содействовать процветанию культурной сферы и коммерческой индустрии, защищать и наследовать выдающиеся традиции китайской культуры, усиливать и совершенствовать пропагандистскую работу за рубежом, укреплять влияние китайской цивилизации. Также были сформулированы требования действовать решительно и эффективно ради предотвращения идеологических рисков, «смело обнажать меч, смело бороться», укреплять всестороннее партийное руководство пропагандистской, идеологической и культурной работой, обеспечивать крепкие политические гарантии для осуществления «новой культурной миссии».

Формулировки Совещания указывают на формирование в политике КПК единого комплекса пропагандистских, идеологических и культурных задач. Это обстоятельство необходимо учитывать в зарубежном восприятии культурных идей Си Цзиньпина, выходящих далеко за рамки культурной сферы в ее привычном понимании.

Развитие концепции могущественной культурной державы (2024 г.)

Темой коллективной учебы Политбюро ЦК КПК в октябре 2024 г. стало строительство могущественной культурной державы (文化强国). На этом мероприятии Си Цзиньпин заявил, что на фоне перемен во внешнем мире, изменения основного противоречия китайского общества, нового раунда научно-технической революции стали заметны многочисленные недочеты в деле построения «могущественной культурной державы». Чтобы решить эти проблемы к ним следует относиться внимательно и тщательно исследовать. Партийный лидер подчеркнул, что строительство могущественной культурной державы касается важных задач осуществления модернизации китайского типа, великого возрождения китайской нации и повышения международной конкурентоспособности.

Си Цзиньпин указал на неразрывную связь между движением по пути развития культуры социализма с китайской спецификой и приверженностью руководству КПК. «Я много раз говорил — если мы не можем выйти на аудиторию Интернета, мы не можем рассчитывать на долгосрочное правление. Здесь самое ключевое в том, чтобы полностью реализовать принципы партийного управления пропагандой, идеологией, СМИ и Интернетом, чтобы повысить способность управления культурной сферой в условиях информатизации, чтобы в идеях, духе и культуре упрочить основы правления партии в массах» [24].

Важной задачей было названо укрепление основного течения в ценностях, общественном мнении и культуре. Призывы к усилению руководящей роли КПК сопровождались заявлениями о необходимости поддержки инноваций и творчества в области культуры, об активном созидании благоприятной «экологии культуры», о всестороннем развитии «академической демократии», «демократии литературы и искусства», о поддержке писателей, деятелей искусства и ученых. Указав на взаимное влияние культуры и научно-технической сферы, Си Цзиньпин потребовал вести углубленный поиск механизма их эффективной интеграции, использовать информационные технологии для улучшения процесса культурного творчества и производства, расширять цифровые возможности культурного строительства. Он предупредил, что «перед лицом появления генеративного искусственного интеллекта и других новых технологий, необходимо координировать развитие и безопасность».

Развивая тезис о связи культуры с запросами людей, Си Цзиньпин отметил, что могущество культурной державы воплощается в идейном уровне, духовном состоянии и культурном развитии народа. Речь идет как об удовлетворении все более многообразных потребностей народа, так и о должной подготовке занимающихся культурным творчеством кадров, включая создание научной, авторитетной, открытой и прозрачной системы оценки в литературе и искусстве, а также в академической сфере.

Важной задачей остается творческое наследование китайской культуры, воплощенных в ней «генов» и «кодов» развития китайской нации. «Историческая ответственность и священная миссия современных китайских коммунистов — повышать культурную субъектность китайской нации, беречь, продвигать и развивать многое пережившие сокровища китайской цивилизации» [25]. Си Цзиньпин призвал использовать марксизм для ревитализации лучших компонентов традиционной китайской культуры, наделения их содержанием новой эпохи.

Сохранилась актуальность задачи наращивания «мягкой силы» и повышения внешнего влияния китайской культуры, представляющие два важных компонента совокупной национальной мощи. На фоне роста международного соперничества за культурное влияние было предписано еще активнее пропагандировать за рубежом китайские подходы, распространять китайскую культуру, демонстрировать образ Китая.

Си Цзиньпин призвал к усилению координации работы по внешней пропаганде, к инновационному развитию внешней пропаганды в Интернете, к созданию многоканальной системы международной коммуникации. В качестве свидетельства силы китайской культуры и политики открытости внешнему миру он указал на успешное продвижение за рубежом китайских литературных произведений, онлайн-игр и онлайн-сериалов, на моду на поездки в Китай среди иностранцев. В русле концепции диалога с миром через культуру Си Цзиньпин призвал продвигать вовне больше произведений, отражающих жизнь современного Китая через призму национальной истории и культуры, обладающих при этом международной культурной перспективой. Новые культурные достижения призваны соединить древность и современность, Китай и внешний мир [26].

Выступление Си Цзиньпина на коллективной учебе Политбюро ЦК КПК задало новое направление и добавило политические акценты для строительства могущественной культурной державы. Внесение дополнений способствовало обновлению содержания этой концепции, сформулированной в начале 2010-х годов. Адаптация к запросам изменившейся эпохи создала предпосылки для интеграции темы могущественной культурной державы в число творческих разработок Си Цзиньпина.

Учебник идей Си Цзиньпина о культуре (2024 г.)

Спустя год после официального провозглашения идей Си Цзиньпина о культуре было опубликовано нормативное пособие для системы партийной учебы: в декабре 2024 г. вышел в свет составленный Отделом пропаганды ЦК КПК «Учебный курс идей Си Цзиньпина о культуре».

Появление учебного пособия подтвердило статус культурных идей партийного лидера как составной части современной идеологии КПК. Книга дает связный пересказ соответствующих фрагментов из официальных документов и выступлений Си Цзиньпина. Представляет интерес структура учебника, который состоит из введения, двенадцати глав и заключения. Текст книги состоит из 85 подразделов со сквозной нумерацией. Названия и порядок глав позволяют составить представление о тематическом охвате культурных идей и об иерархии составных компонентов.

Вводный раздел учебника характеризует культурные идеи Си Цзиньпина как научный компас и коренное направление строительства культуры социализма с китайской спецификой в новую эпоху. Книга начинается с заявления о том, что культура является душой государства и нации, носителем морали и инструментом воспитания людей, основой духа, корнем ценностей и источником силы китайцев. КПК охарактеризована как марксистская политическая партия, обладающая высокой степенью культурного самосознания и уверенности. Отмечено, что после XVIII съезда КПК руководство партии углубило понимание важности пропагандистской, идейной и культурной работы, культурное строительство заняло видное место в государственном управлении. Предполагается, что эти усилия привели к росту уверенности КПК и всего народа в культуре, к укреплению сплоченности китайского общества. Идеи Си Цзиньпина о культуре охарактеризованы как теоретическое обобщение практики культурного строительства КПК в новую эпоху [Учебный курс, 2024, с. 1—2].

В развитие тезиса «эпоха является матерью идей, практика является источником теории» в учебнике указано, что культурные идеи Си Цзиньпина возникли на фоне взаимного наложения стратегии великого возрождения китайской нации и наступления периода невиданных за столетия перемен. Изменения международного политического и экономического порядка, системы глобального управления оказывают воздействие на мировую культуру и человеческую цивилизацию. С одной стороны, в мире расширяется культурное многообразие, умножаются контакты между цивилизациями, люди стремятся к совместному развитию и стабильности. С другой стороны, мир вошел в новый период нестабильности, когда нарастают протекционизм, изоляционизм и популизм, распространяются суждения о конфликте цивилизаций и цивилизационном превосходстве. Человечество сталкивается с угрозами идейного раскола и противостояния между культурами. КПК оценивает эту ситуацию с позиции китайской культуры и субъектности, вносит свои предложения, направленные на содействие общению между цивилизациями. Внутри страны движение к построению могущественной культурной державы требует укрепления мейнстрима в общественном мнении, при этом необходимо реагировать на появление «ошибочных идейных течений» поклонения деньгам, гедонизма, крайнего индивидуализма, нигилистического отношения к истории, на нечеткость политической позиции некоторых кадровых работников и отсутствие у них духа борьбы [Там же, с. 6].

Предполагается, что идеи Си Цзиньпина о культуре указывают направление дальнейшей идейно-воспитательной и культурной работы КПК. Учебник характеризует эти идеи как важный результат инновации марксистской теории культуры. Они опираются на марксистское понимание соотношения общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки, всестороннего развития человека. Вместе с тем, в духе «двойного соединения», идеи наследуют ценностные воззрения традиционной китайской культуры, включая признание важности культуры для воспитания у человека чувства принадлежности к нации, заботы о семье и государстве, приверженности соблюдению моральных стандартов [Там же, с. 8].

Первая глава «Строить социалистическую идеологию с крепкой направляющей и сплачивающей силой — о приверженности партийному руководству в культуре» соответствует приоритету руководства КПК всеми сферами жизни государства и общества как определяющей особенности идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи. Учебник подчеркивает, что лишь руководство со стороны КПК способно обеспечить процветание культуры как необходимую предпосылку великого возрождения китайской нации.

Основное внимание уделено достижению идейной сплоченности, недопустимости утраты направления движения и мотивации для борьбы. Учебник напомнил суждение Си Цзиньпина о том, что распад политической власти начинается с идейной сферы, после прорыва «идейной оборонительной линии» становится трудно удерживать другие защитные линии [Там же, с. 13].

«Учебный курс» призывает укреплять руководящую роль марксизма в идеологической работе. Хотя после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва КПК поставила в центр экономическое строительство, это не означает, что прочая работа не важна или что можно ограничиться повышением уровня жизни. Необходимо сочетать материальное с духовным, ни на мгновение не ослаблять идеологическую работу в ходе экономического развития. В современных условиях следует активно пропагандировать идеи Си Цзиньпина, народ и кадровые работники должны изучать их. В русле осуществления централизованного руководства пропагандистской, идейной и культурной работой партия должна управлять пропагандой, идеологией, СМИ, Интернетом. В Китае следует придерживаться единства партийности и народности, их противопоставления недопустимы. Си Цзиньпин охарактеризовал рассуждения о том, что некто «говорит от имени партии, а не простых людей», стоит «на стороне партии, а не на стороне масс» как теоретически ошибочные и практически вредные [Там же, с. 18].

Вторая глава «Нужен материальный достаток, также нужно духовное богатство — о продвижении скоординированного развития материальной и духовной цивилизаций» со ссылкой на исторический опыт указывает, что не обладающая духовным богатством нация не имеет возможности утвердиться среди других наций мира.

Духовная сфера влияет на экономику, политику и общество, проникает в них. Образ «твердой руки» материального развития и «мягкой руки» созидания духовной цивилизации является дезориентирующим, внимание к «твердому» и пренебрежение к «мягкому» противоречит диалектическому методу. Одно нельзя противопоставлять другому, необходимо обеспечить баланс материального и духовного. По мере продвижения реформ возрастают запросы людей в духовной культурной сфере. «Ухватить двумя руками, обе руки должны быть твердыми» — это диалектический, целостный, сбалансированный взгляд на соотношение материальной и духовной цивилизации [Там же, с. 22].

В учебнике указано, что одной из характеристик модернизации китайского типа является координация материальной и духовной цивилизаций. В этом заключается ее отличие от западной модернизации, которая ставит в центр капитал, а не народ, стремится к максимизации выгод капитала, а не к служению интересам абсолютного большинства. Предполагается, что нарастание трудностей в странах Запада обусловлено в том числе неспособностью сдержать жадную природу капитала, решить проблему экспансии вещизма и консюмеризма (物质主义), преодолеть духовную пустоту. Модернизация китайского типа отвергает этот путь, она делает человека не одномерным потребителем, а всесторонним и культурным. Сделан вывод, что при оценке достижений модернизации нужно учитывать не только материальные показатели, но также счастье и спокойствие людей [Там же, с. 23—24].

В третьей главе ««Двойное соединение» как величайший рецепт нашего успеха — о приверженности соединению основных принципов марксизма с конкретной реальностью Китая и с традиционной культурой Китая» высокие оценки марксизма сопровождаются его характеристикой как открытой теоретической системы, которая развивается с ходом времени. Отмечено, что в ранний период деятельности КПК упрощенно использовала общие принципы марксизма и копировала опыт русской революции, недостаточно думала о китайской специфике и революционной практике, что привело китайскую революцию к серьезным неудачам [Там же, с. 27].

Мао Цзэдун понял эту проблему и выступил за китаизацию марксизма путем соединения с практикой Китая. Однако марксизм также следует соединять с китайской традиционной культурой, что обосновал Си Цзиньпин. Путь от «первого соединения» с практикой ко «второму соединению» с культурой — от одного к двум соединениям — в учебнике назван воплощением непрестанного углубления понимания партией основных закономерностей китаизации и модернизации марксизма. Благодаря «двойному соединению» удалось найти путь социализма с китайской спецификой и модернизации китайского типа. В основе «двойного соединения» лежит органическая взаимная совместимость марксизма и лучших элементов китайской культуры.

Четвертая глава «Содействие культурному процветанию и построению культурной державы — о миссии новой эпохи» напоминает, что КПК появилась в трудное время, тогда в Китае в области культуры были заметны пассивность и самоуничижение. Целями партии были не только политическая свобода и экономическое процветание, но и создание новой культуры. После прихода к власти Си Цзиньпина партия провозгласила цели активного строительства социалистической культурной державы, уверенности в национальной культуре и содействия процветанию социалистической культуры. 5-ый пленум ЦК КПК 19-го созыва поставил цель построить могущественную культурную державу к 2035 г.

Миссия новой эпохи — это процветание культуры и построение могущественной культурной державы. Чтобы добиться этого, необходимо наследовать и развивать лучшие элементы традиционной культуры Китая. Не менее важно наследовать «красную» культуру, выросшую из революционной борьбы КПК и китайского народа, передавать эти культурные коды будущим поколениям. Одновременно необходимо всеми силами развивать передовую социалистическую культуру.

Пятая глава «Реализация духовной независимости и самостоятельности — о уверенности в национальной культуре» подчеркивает связь этих вопросов с обеспечением культурной безопасности государства и независимости национального духа. Современный Китай добился больших успехов, которые придают ему чувства гордости и уверенности в себе. Проистекающая из культурной субъектности Китая уверенность в культуре позволяет двигаться по собственному пути, обеспечить независимость и суверенитет не только в экономике и политике, но и в духовной сфере.

Учебник напомнил слова Си Цзиньпина о том, что почитание западного, избавление от идеологии, ценностей, истории, всего китайского — бесперспективно [Там же, с. 46—47]. Исходя из этого, следует на основе китайского опыта создавать собственные теории, отказавшись от копирования иностранных теорий. Культурная уверенность позволяет при сохранении своего изучать и впитывать достижения других цивилизаций, конструировать собственную китайскую систему знаний. Эти рассуждения отразили стремление китайского руководства добиться теоретических достижений мирового уровня в области развития философии и общественных наук с китайской спецификой.

Шестая глава «У народа есть вера, у государства есть сила, у нации есть надежда — о развитии и практическом применении ключевых социалистических ценностных воззрений» делает акцент на способности ценностных воззрений объединять нацию, служить идейным и моральным фундаментом государства. Представленные на XVIII съезде КПК ценностные воззрения разъяснили, какое государство и какое общество стремятся построить в Китае, какого гражданина воспитать. В учебнике отмечено, что нужно воспитывать строителей и наследников социализма, не должно быть людей с «китайским обликом», лишенных при этом китайской души и китайских чувств [Там же, с. 54]. Это очередное напоминание о том, что размывание идеалов и убеждений способно стать препятствием на пути Китая к национальному возрождению.

Седьмая глава «Собраться тесно вместе как семена граната — о формировании сознания сообщества китайской нации» обсуждает восходящие к древности идеи национальной сплоченности. Учебник указывает на необходимость научной разработки теоретической системы общности китайской нации, соединяющей марксизм с китайской действительностью. В этом разделе рассмотрены вопросы созидания общего духовного дома китайской нации на основе культурной идентичности, утверждения общих культурных символов.

Восьмая глава «Воспевать основную тему, заряжать позитивной энергией — о влиянии на общественное мнение в условиях информатизации и укреплении общественного консенсуса» подчеркивает высокую степень влияния общественного мнения на развитие общества. Внимание к работе со СМИ и общественным мнением охарактеризовано как добрая традиция КПК, ставшая рецептом победы революции и реформ. Необходимо продолжать придерживаться принципа партийности в работе СМИ, с марксистских позиций демонстрировать ясную идеологическую принадлежность. Никакой абстрактной абсолютной свободы не существует, поэтому нужно понять сущность западной «свободы информации» и сознательно отбросить влияние подобных ошибочных воззрений.

В учебнике отмечено, что установление правильного общественного мнения позволяет соединять вместе людские сердца. Для Китая позитивная пропаганда — это основное течение, негативная информация — это побочное течение. Если видеть только черное и негативное и не видеть светлое и позитивное, даже если плохое событие действительно случилось, сообщение об этом не создает целостной реальности. Это не значит, что вовсе нельзя сообщать о плохом, но здесь необходимо видеть картину в целом и придерживаться сбалансированного подхода [Там же, с. 74].

Девятая глава «Предоставить духовную пищу — об ориентации работы на нужды народа» призывает в максимальной степени удовлетворять культурные потребности жителей страны. Отмечено, что проблема Китая не в недостатке предложения культурной продукции, а в ее качестве.

Чтобы предоставить народу лучшее, необходимо правильно решить вопрос соотношения общественной и экономической эффективности. Многие культурные продукты должны показывать свою ценность через рыночную экономику, полностью игнорировать рынок нельзя. Однако польза для общества находится на первом месте, экономическая эффективность второстепенна. В перспективе нужно добиваться единства общественной и экономической эффективности. Коммерческая культурная индустрия способствует расцвету социалистической культуры в условиях социалистической рыночной экономики, при этом ее продукция должна не только удовлетворять спрос, но и укреплять духовную силу народа [Там же, с. 85].

Десятая глава «Хранить культурные сокровища китайской нации — об усилении охраны и преемственности культурного наследия» преподносит сбережение материального и нематериального наследия как вопрос ответственности перед историей и перед народом. В этом разделе рассмотрено много конкретных вопросов, включая недопустимость в ходе осуществления строительных проектов сноса подлинных зданий и возведения «подделок под древность», проведения масштабной застройки под флагом сохранения старины. Вместе с тем постановка на первое место задачи сохранения старого не исключает разумного использования объектов культурного наследия для обслуживания культурных запросов общества. Следует не противопоставлять, а совмещать экономическое развитие и сохранение наследия. В развитии туризма охрана старины тоже находится на первом месте — не допуская чрезмерной коммерциализации, нужно помогать населению через туризм соприкоснуться с китайской культурой и укрепить уверенность в ней.

Одиннадцатая глава «Демонстрация вызывающего доверие, любовь и уважение образа Китая — о построении китайской дискурсивной и нарративной системы» обобщает различные направления политики наращивания и проекции «мягкой силы». Подчеркнуто, что для большой страны критериями развития являются не только размер экономики и военная мощь, но также ценности и идеи. По мнению Си Цзиньпина, повышение «мягкой силы» культуры государства касается не только места Китая в мировой культуре, но также международного статуса и влияния Китая [Там же, с. 95].

«Мягкая сила» страны может отставать от «жесткой силы», между ними нет прямого соответствия. Китаю необходимо укреплять свою международную дискурсивную власть, самостоятельно формировать свой образ во внешнем мире. Культурные войны в мире — это войны идей, теорий и ценностей, поэтому Китаю нужны новые концепции, теории и методы их выражения. Учебник указывает, что центральным источником их формирования выступают идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи. О них следует рассказывать внешнему миру, усиливать их изучение и пропаганду за рубежом. Нужны целостная система работы и долгосрочный эффективный механизм, чтобы международное сообщество лучше уяснило китайские идеи, путь и успехи развития, увидело мировое значение китайской теории и практики [Там же, с. 96—97].

«Хорошо рассказывать китайские истории» (讲好中国故事) — значит создавать благоприятный облик современного Китая. Эта работа отличается от простого информирования о ситуации в Китае. Нужно убеждать иностранцев, обращаться к их эмоциям, создавать контакт китайского и зарубежного. Следует рассказывать истории о КПК и социализме с китайской спецификой, новой эпохе, борьбе китайского народа за осуществление «китайской мечты», приверженности Китая миру, развитию и сотрудничеству с общим выигрышем. По мере возрастания комплексной мощи и международного влияния Китая повышается внимание международного общества к его развитию. Одновременно борьба в международном общественном мнении вокруг китайской тематики становится более острой и сложной. Книга призывает учиться эффективно участвовать в этой борьбе, защищать интересы и образ государства.

Двенадцатая глава «Построить прекрасный для всех сад цивилизаций — о развитии обменов и взаимопонимания между цивилизациями» комментирует стремление китайского руководства через контакты цивилизаций сделать мир и жизнь людей во всех странах прекраснее. В марте 2023 г. Си Цзиньпин выдвинул Глобальную инициативу цивилизаций (см. выше разделы В.Е. Петровского и И.Ю. Зуенко), в которой были заложены идеи уважения многообразия цивилизаций во всем мире, общего внимания к унаследованию и инновации цивилизации.

Многообразие цивилизаций ведет к контактам между цивилизациями, а последующие цивилизационные слияния становятся источником прогресса. Провозглашение превосходства одной цивилизации демонстрирует неуважение к другим и препятствует движению вперед. Учебник подчеркивает, что инклюзивный подход Китая способен предотвратить конфликты цивилизаций, он нацелен на выявление общности интересов, прав и ответственности многих стран, их мирное открытое развитие [Там же, с. 104].

Учебник завершается призывом углубленно изучать и претворять в жизнь культурные идеи Си Цзиньпина для продвижения строительства сильного государства, великого дела национального возрождения, сплочения и укрепления духовной силы. Это долгосрочная политическая задача. Книга предлагает глубоко понять ценность научной истины культурных идей Си Цзиньпина, их огромную духовную силу и практическое значение, поскольку они дают ответы на вопросы о том, что и как нужно делать. Особенно важно обеспечить изучение культурных идей руководящими кадровыми работниками.

Заключение

В декабре 2024 г. Отдел пропаганды ЦК КПК издал уведомление об организации изучения «Учебного курса культурных идей Си Цзиньпина» в системе партийной учебы. Появление базового пособия способствовало распространению представленной в нем трактовки культурных идей. Китайский партийный мейнстрим исходит из того, что культурные идеи являются обобщением практического опыта КПК после XVIII съезда наряду с указаниями и заявлениями Си Цзиньпина, сделанными за этот период.

Ведущее место в структуре культурных идей занимают обоснование права КПК на руководство культурой, утверждение политики скоординированного развития материальной и духовной сферы. Составными компонентами идей выступают приверженность уверенности в собственной культуре, курс на воспитание и претворение в жизнь ключевых ценностных воззрений социализма, укрепление осознания общности китайской нации, руководство общественным мнением в условиях информатизации, нацеленность на центральное место народа в культурной работе, охрана наследия, создание своей дискурсивной системы, продвижение обменов между цивилизациями. Идеи Си Цзиньпина о культуре служат опорой для практической политики, включая ответственность за идеологическую работу, институционализацию повседневной деятельности по воспитанию идеалов и убеждений, введение социалистических ценностных воззрений в сферу правового правления, ускорение формирования философии и общественных наук с китайской спецификой, создание системы управления Интернетом, реформу механизмов функционирования культуры, охрану культурных объектов и наследия [Там же, с. 9—10].

«Двойное соединение» и «уверенность в собственной культуре» чаще всего обозначают как творческий вклад Си Цзиньпина в партийную теорию. Китайские авторы называют «двойное соединение» настоящим воплощением раскрепощения сознания, новейшим результатом китаизации марксизма и его адаптации к эпохе, способным преодолеть как догматизацию, так и попытки реставрации древности, неоправданное увлечение консерватизмом [Ян, 2024].

Китайские исследователи относят к принципиальным установкам идей Си Цзиньпина тезис о том, что право руководства культурой принадлежит КПК. Культурные идеи партийного лидера, как считают в КНР, подчеркнули субъектность китайской культуры, повысили роль народа как создателя культуры, создали прочную опору для укрепления уверенности в собственной культуре. Они обосновали возможность существования общих интересов человечества и необходимость взаимодействия между цивилизациями, при этом китайский опыт «двойного соединения» способен указать путь развития цивилизаций национальных государств во всем мире [Лю, 2025].

А.Л. Верченко обоснованно отметила, что культурные идеи Си Цзиньпина нацелены на активизацию пропагандистской работы как внутри Китая, так и за пределами страны [Верченко, 2024]. Содержание этих идей выходит за пределы собственно культуры в сферы внутренней и внешней пропаганды, идейно-воспитательной работы. Они охватывают проблемы развития марксизма, социалистических ценностных воззрений, партийного контроля над СМИ и Интернетом. Объединяющим началом выступает преемственность с китайской традиционной культурой. Однако само по себе оно не является самоцелью. Традиция призвана помочь дальнейшему укоренению партийной идеологии на китайской почве, продемонстрировав тем самым ее преимущества над чужими идеями и ценностями.


Библиографический список

1. Верченко А.Л. Культурная концепция Си Цзиньпина: для Китая и мира // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2024, № 29. С. 104—122. EDN: SPBOOJ.
2. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994. 624 с.
3. Ломанов А.В., Борох О.Н. Стратегия создания «могущественного культурного государства» (о решениях 6-го пленума ЦК КПК 17-го созыва) // Проблемы Дальнего Востока. 2012, № 1. С. 4—16. EDN: OWVNYF.
4. Лю Тунфан. Принципиальный вклад культурных идей Си Цзиньпина [刘同舫. 习近平文化思想的原理性贡献] // Изучение и научный поиск [学习与探索]. 2025, № 1. С. 1—8.
5. Устав Коммунистической партии Китая [中国共产党章程]. Пекин: Народное издательство [人民出版社], 2017.
6. Учебный курс идей Си Цзиньпина о культуре [习近平文化思想学习纲要]. Пекин: Издательство «Учеба» [学习出版社], Народное издательство [人民出版社], 2024. 112 с.
7. Ян Хунъюань. Принципиальный вклад культурных идей Си Цзиньпина: значение «второго соединения» для раскрепощения сознания [杨洪源. 习近平文化思想的原理性贡献: 第二个结合的思想解放意义] // Общественно-научный фронт [社会科学战线]. 2024, № 4. С. 10—17.


Ссылки 

[1] Изучать и претворять в жизнь дух Всекитайского совещания по пропагандистской, идейной и культурной работе [学习贯彻全国宣传思想文化工作会议精神]. Коммунист. 09.10.2023 г. URL: https://www.12371.cn/2023/10/09/ARTI1696840363279779.shtml

[2] Ху Цзиньтао. Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, бороться за новую победу в деле полного построения среднезажиточного общества. Доклад на XVII Всекитайском съезде КПК [胡锦涛. 高举中国特色社会主义伟大旗帜为夺取全面建设小康社会新胜利而奋斗. 在中国共产党第十七次全国代表大会上的报告]. Коммунист. 15.10.2007 г. URL: https://fuwu.12371.cn/2012/06/11/ARTI1339412115437623.shtml

[3] Постановление ЦК КПК о некоторых важных вопросах углубления реформы системы культуры и продвижения развития и расцвета социалистической культуры [中共中央关于深化文化体制改革推动社会主义文化大发展大繁荣若干重大问题的决定]. Госсовет КНР. 25.10.2011 г. URL: https://www.gov.cn/jrzg/2011-10/25/content1978202.htm

[4] Ху Цзиньтао. Неуклонно идти вперед по пути строительства социализма с китайской спецификой, бороться за всестороннее завершение строительства общества малой зажиточности. Доклад на XVIII Всекитайском съезде КПК [胡锦涛. 坚定不移沿着中国特色社会主义道路前进为全面建成小康社会而奋斗. 在中国共产党第十八次全国代表大会上的报告]. Коммунист. 08.11.2012 г. URL: https://www.12371.cn/2012/11/09/ARTI1352405843306678.shtml

[5] Си Цзиньпин. Более эффективно вести пропагандистскую и идейную работу (19 августа 2013 года) [习近平. 把宣传思想工作做得更好 (2013年8月19日)] / Си Цзиньпин о государственном управлении. Т.1 [习近平谈治国理政. 第一卷]. Пекин: Издательство иностранной литературы [外文出版社], 2014. С.155.

[6] Си Цзиньпин, 2014, с. 168.

[7] Там же, с. 171.

[8] Си Цзиньпин в ходе проведения 18-ой коллективной учебы Политбюро ЦК КПК подчеркнул необходимость накрепко запомнить исторический опыт, уроки истории, предостережения истории; для модернизации способности управления государством предоставить полезные примеры [习近平在中共中央政治局第十八次集体学习时强调: 牢记历史经验历史教训历史警示 为国家治理能力现代化提供有益借鉴]. Синьхуа. 14.10.2014 г. URL: http://www.xinhuanet.com//politics/2014-10/13/c_1112807191.htm

[9] Там же.

[10] Си Цзиньпин. Выступление на семинаре по работе в области литературы и искусства 15 октября 2014 года [习近平. 在文艺工作座谈会上的讲话 (2014年10月15日)]. Цюши. 15.10.2024 г. URL: http://www.qstheory.cn/dukan/qs/2024-10/15/c1130209312.htm

[11] Там же.

[12] Там же.

[13] Си Цзиньпин. Добиться решительного успеха во всестороннем построении общества сяокан, одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху. Доклад на XIX Всекитайском съезде КПК [习近平. 决胜全面建成小康社会夺取新时代中国特色社会主义伟大胜利. 在中国共产党第十九次全国代表大会上的报告]. Коммунист. 18.10.2017 г. URL: https://www.12371.cn/2017/10/27/ARTI1509103656574313.shtml

[14] Исходя из «девяти придерживаться» понять основные положения пропагандистской и идейной работы [从九个坚持读懂宣传思想工作的根本遵循]. Цюши. 08.10.2023 г. URL: http://www.qstheory.cn/qshyjx/2023-10/08/c_1129903775.htm

[15] Си Цзиньпин. Речь на торжественном собрании по случаю 100-летия со дня основания КПК 1 июля 2021 года [习近平. 在庆祝中国共产党成立100周年大会上的讲话 (2021年7月1日)]. Цюши. 15.07.2021 г. URL: http://www.qstheory.cn/dukan/qs/2021-07/15/c_1127656422.htm

[16] Си Цзиньпин. Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства. Доклад на XX Всекитайском съезде КПК [习近平. 高举中国特色社会主义伟大旗帜为全面建设社会主义现代化国家而团结奋斗. 在中国共产党第二十次全国代表大会上的报告]. Синьхуа. 25.10.2022 г. URL: http://www.news.cn/politics/cpc20/2022-10/25/c1129079429.htm

[17] Си Цзиньпин. Выступление на семинаре по культурной преемственности 2 июня 2023 года [习近平. 在文化传承发展座谈会上的讲话 2023年6月2日]. Цюши. 31.08.2023 г. URL: http://www.qstheory.cn/dukan/qs/2023-08/31/c_1129834700.htm

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] Си Цзиньпин дал важные указания по работе в области пропагандистской, идейной и культурной работы и подчеркнул, что твердая уверенность в культуре, открытость и инклюзивность, приверженность правильному и новаторство предоставят прочные идейные гарантии, мощную духовную силу и благоприятные культурные условия для всестороннего построения модернизированного социалистического государства и всестороннего продвижения великого возрождения китайской нации. Цай Ци выступил с речью на Всекитайском совещании по пропагандистской, идейной и культурной работе [习近平对宣传思想文化工作作出重要指示强调 坚定文化自信秉持开放包容坚持守正创新 为全面建设社会主义现代化国家 全面推进中华民族伟大复兴提供坚强思想保证强大精神力量有利文化条件 蔡奇出席全国宣传思想文化工作会议并讲话]. Жэньминь Жибао. 09.10.2023. URL: http://ztjy.people.cn/n1/2023/1009/c457340-40091311.html

[23] Там же.

[24] Си Цзиньпин. Ускорить строительство могущественной культурной державы [习近平. 加快建设文化强国]. Цюши. 15.04.2025 г. URL: http://www.qstheory.cn/20250415/0bc2022e17ea489db4445494b72959af/c.html

[25] Там же.

[26] Там же.



Источник: ИКСА РАН

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 3)
 (1 голос)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся