Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Виктор Кокшаров

Ректор Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина, член РСМД

Ведущие российские университеты вырастают в глобальные научно-технологические корпорации, способные выступать драйверами социально-экономического развития, точками притяжения инновационных компаний человеческого капитала

Ведущие российские университеты вырастают в глобальные научно-технологические корпорации, способные выступать драйверами социально-экономического развития, точками притяжения инновационных компаний человеческого капитала

9,9 млрд рублей будет распределено в 2019 году между 21 вузом — участником инициированной в 2012 году программы 5 — 100 (предусматривает включение пяти российских вузов в топ-100 глобальных рейтингов к 2020 году). Один из ведущих российских университетов — Уральский федеральный университет (УрФУ) — получит 430,48 млн рублей. Вуз сосредоточит ресурсы на создании прорывных образовательных программ и исследовательских проектов, востребованных местной и глобальной экономикой, продолжит курс на интер­на­ционализацию, привлечение мировых ученых и преподавателей. «В России проект 5 — 100 за короткий промежуток времени сумел изменить ландшафт высшего образования и позволил ведущим вузам войти в число лучших в мире по версии авторитетных рейтинговых агентств», — подчеркнул ректор УрФУ Виктор Кокшаров. Он рассказал «Э-У» о перспективах развития системы высшего образования.

— Виктор Анатольевич, вузы вносят существенный вклад в развитие региональных экономик — в некоторых субъектах РФ обеспечивают более 5% вклада в ВРП. Готовы ли они стать драйверами роста городских агломераций?

— Именно на университеты возлагается особая миссия в реализации планов социально-экономического развития. Во-первых, потому что вузы действительно играют градообразующую роль, особенно такие крупные как УрФУ, где учится 35 тыс. студентов, работает около 4 тыс. преподавателей, а общее количество сотрудников превышает 7 тыс. человек. Это город в городе, предприятие, которое, кстати говоря, приносит в бюджеты всех уровней большие деньги. Во-вторых, это точка притяжения лучших талантов и квалифицированных экспертов. УрФУ — самый многопрофильный в России университет: лидирует по количеству образовательных направлений, может составлять программы развития, стратегические документы, консультировать и давать оценку по огромному спектру направлений. В-третьих, вузы выполняют значимую социальную функцию. И не только потому, что занимаются воспитанием и образованием молодых людей, но и потому, что инициируют огромное количество социальных проектов — выставок, конференций, концертов. УрФУ, в том числе в парт­нерстве с крупными компаниями, холдингами, другими вузами, проводит такие знаковые проекты, как «Тест-драйв в Уральском федеральном», «Весна карьеры», «Венский фестиваль музыкальных фильмов», олимпиада «Я — профессионал», Всероссийский турнир юных физиков. Список длинный.

— Дополним его Универсиадой-2023, которая может пройти в Екатеринбурге?

— Конечно. До конца мая будет оформлена заявочная книга, а 2 июля в Неаполе решится, где пройдут студенческие соревнования. Мы верим, что это будет уральская столица. Уже приступаем к работе: стартовала стадия проектирования. Один из результатов грядущего события для УрФУ — создание «Деревни Универсиады» на ВИЗе-Правобережном. Это новый студенческий городок (на 10 тыс. человек) с учебными корпусами, очень надеемся, что туда сможет переехать и наш СУНЦ (специализированный учебно-научный центр — вузовский лицей. — Ред.). В итоге на карте города появится точка нового развития, точка привлечения интеллекта. Университет будет задействован и как центр подготовки волонтеров.

 Компетенции по нацпроектам

— Есть мнения, что университеты должны быть привлечены к участию в нацпроектах.

— Основная задача всех 12 нацпроектов — улучшение качества жизни. И здесь без образования и науки не обойтись. У нас компетенции есть практически в любом из этих проектов, но наиболее сильные — в пяти. Кроме профильных «Науки» и «Образования», выделю, например, «Экологию». Специализация — технологии переработки как твердых коммунальных, так и техногенных отходов. Наши ученые сейчас проектируют два мусороперерабатывающих завода для Свердловской области — в Первоуральске и Красноуфимске. Есть современные технологии по водоочистке, охране окружающей среды и т.д.
Сейчас нельзя ограничиваться одним, например, техническим или естественнонаучным направлением. Востребованы специалисты, которые не только обладают знаниями, но и умеют учиться

Другой нацпроект — «Здравоохранение». Здесь у университета также сильные компетенции. Центр фармацевтических и химических технологий УрФУ, совместный проект УрФУ и УрО РАН, успешно разрабатывает лекарственные препараты. Целый комплекс специализированных лабораторий, опытно-производственный участок разработки технологий получения субстанций и готовых лекарственных форм препаратов — это тоже наш вклад в реализацию национального проекта. Наконец, мы выпускаем врачей фундаментальной медицины. Это направление хорошо развивается: медицинская биофизика, медицинская биохимия. Открываем еще медицинскую кибернетику, то есть все, что касается цифровизации в здравоохранении. Мы не конкурируем с медицинскими университетами, поскольку они клинической медициной занимаются, а мы фундаментальной. По любому другому нацпроекту я тоже могу назвать такие компетенции, точки приложения усилий.

Кроме того, наши ученые создали единственный в России Университетский центр ядерной медицины «Циклотрон», планируем открыть его летом. Будем производить всю линейку необходимых изотопов для диагностики онкологических заболеваний и в перспективе для диагностики кардиологических заболеваний. В Свердловской области такого центра нет, а потребность огромная. В сотрудничестве с партнерами — «ПЭТ-Технолоджи» и «Фармстандартом» — предусматривается создание целой сети «ПЭТ-Центров». Благодаря кафедре технической физики (Физико-технологический институт УрФУ), которая многие десятки лет занимается собственно циклотронной тематикой, сможем продолжать исследования в этом направлении, выпускать специалистов для всей системы ядерной медицины.

— Перед вузами поставлена задача подготовки кадров для цифровой экономики.

— Без крупных университетов это невозможно. В составе УрФУ есть два института, которые занимаются ИТ, и на уровне исследований, и на уровне образования: Институт радиоэлектроники и информационных технологий и Институт естественных наук и математики. Задача подготовки специалистов по цифровой экономике, переподготовке существующих кадров ложится на нас. И мы к ее решению готовы.

«Татищев» как Силиконовая долина

— К 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран, осуществляющих научные исследования и разработки. К этому сроку должно быть создано не менее 15 научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня. Как вы оцениваете шансы УрФУ создать НОЦ на своей базе? Какие задачи он сможет решать?

— На базе УрФУ планируется создать НОЦ «Передовые промышленные технологии». В перспективе он позволит региону сделать серьезный экономический скачок. Также ощутимый комплексный эффект даст создание двух центров в рамках нацпроекта «Наука»: это НОЦ мирового уровня «Проектирование новых материалов методами машинного обучения» и инновационный научно-технологический центр «Татищев». Таким образом, мы формируем целую систему инновационно-технологического развития, которая позволит региону быть в числе лидеров и выходить на мировые рубежи в области науки и технологий.

Сейчас важно подготовить качественные заявки на конкурсы. Так, заявка на создание НОЦ «Передовые промышленные технологии» формируется исходя из интересов предприятий. Его работа за счет формирования сквозного цикла фундаментальных и прикладных исследований, интегрированного в развитие передовых промпредприятий, будет способствовать максимально эффективному переходу промышленности на технологии «Индустрии 4.0». Результатом работы центра станут конкретные производственные технологии, объемы НИОКР. Научный центр мирового уровня «Проектирование новых материалов методами машинного обучения» будет ориентирован на фундаментальные и поисковые исследования. Центр займется проектированием, созданием и исследованием «умных» функциональных материалов для экологической и распределенной энергетики, авиастроения, персонализированной медицины, сенсорики, фотоники, сельского хозяйства.

А «Татищев» — это, по сути, Силиконовая долина. Он будет ориентирован на производственные технологии и цифровую экономику. Цель проекта — создание центра научно-технологических и производственных компетенций мирового уровня в сфере новых производственных технологий и цифровой экономики в интересах промышленного комплекса УрФО. Совместно с Мин­экономразвития РФ, министерством инвестиций Свердловской области, Российским технологическим агентством разрабатывается модель, которая позволит объединить фундаментальную и прикладную науку, внедрить разработки в промышленность. Для этого будут созданы необходимые условия — налоговые льготы, инфраструктура и т.д.

— Критерии и правила отбора организаций, на базе которых появятся научно-образовательные центры, пока непонятны.

— До конца ясности нет. Думаю, что критерии будут озвучены, когда объявят конкурс.

Заявку готовит регион. В программах НОЦ должны быть определены цели и задачи, значения целевых показателей и конт­рольные точки, информация об объеме финансирования из регионального бюджета и обоснование потребности в бюджетном финансировании в рамках нацпроекта «Наука». Конкуренция очень жесткая, в этом году будут отобраны только пять заявок. Поэтому мы уже сейчас ведем серьезную работу с предприятиями-партнерами (ВСМПО-Ависмой, НПО Автоматики, Уральским электромеханическим заводом, предприятиями Росатома и другими) и вузами-партнерами — Университетом Саскачевана (University of Saskatchewan, Канада), Гонконгским университетом науки и технологий, Университетом Глазго, Институтом физики конденсированного состояния материаловедения в Дрездене и т.д.
В 40% лучших университетов мира

— Один из критериев успешности вузов — высокие позиции в международных образовательных рейтингах. Как вы оцениваете перспективы?

— УрФУ вошел в четыре области из пяти в предметном рейтинге университетов британского агентства QS (QS World University Rankings 2019 by subject). Они совпадают с приоритетами участия

УрФУ в нацпроектах: это материаловедение, энергетика, новые производственные технологии. Вуз впервые вошел в группу 451 — 500 в мире по химии, а научные победы материаловедов вывели нас в группу 351 — 400 среди десятков тысяч университетов планеты. По ряду направлений вуз входит в 40% лучших университетов мира, по большинству — в десятку по стране. Важную роль в международном признании научных исследований УрФУ играет сотрудничество ученых вуза с зарубежными коллегами — треть всех научных статей публикуется в соавторстве с иностранными исследователями.

Несмотря на позитивные результаты, нам есть куда двигаться. Сейчас общее положение УрФУ в рейтинге QS соответствует 412-му месту. Надо быть в числе четырехсот лучших. Будем наращивать усилия по международному присутствию, стимулировать публикационную активность, приглашать иностранных ученых и студентов.

— За год количество иностранных студентов в России выросло на 16%. Сколько иностранцев учится в УрФУ?

— 11% студентов УрФУ — это зарубежные студенты из 84 стран. И количество, и доля этих студентов постоянно растут. Сейчас мы связаны в основном инфраструктурными ограничениями, нехваткой мест в общежитиях, например. В ближайшее время эту проблему решим. Почему едут к нам? Екатеринбург, Свердловская область предоставляют огромные возможности для карьерного роста: здесь большой пул крупнейших предприятий, где можно себя реализовать. Это один из определяющих факторов при выборе вуза. УрФУ — в пятерке самых привлекательных в России вузов по заявкам от иностранных абитуриентов. Более того, иностранцы готовы платить за обучение. Например, большая часть студентов из Китая, всего их около тысячи, учатся по контракту. Мы предлагаем им программы двойных дипломов. Совместный образовательный проект реализуем с Северо-Китайским университетом водных ресурсов и гидроэнергетики (North China University of Water Resources and Electric Power): с китайскими партнерами готовим специалистов по архитектуре, а также бакалавров в области геодезии, водоснабжения и энергетики. Это только один из примеров. У нас много вузов-партнеров в Западной Европе.

— Какие направления привлекают иностранцев?

— Естественнонаучные, а также металлургия, материаловедение, энергетика, строительство.

Востребованные специальности

— В Минобрнауки России заявили, что в 2019 году по некоторым специальностям высшего образования планируется увеличение количества бюджетных мест. В частности речь идет о направлениях «Математика и естественные науки», «Инженерное дело, технологии и технологические науки» и т.д. По каким направлениям подготовки вырастет бюджетный набор в УрФУ?

— По ИТ-направлениям идет рост, по ряду инженерных направлений. Самые большие цифры по бюджетному приему — строительство, информатика и вычислительная техника, электро- и теплоэнергетика, машиностроение, химическая технология материалов новой техники, компьютерные и информационные науки, нанотехнологии. Кроме того, государство начинает осознавать, что нужны специалисты в области гуманитарных наук.

— Это ведь, по сути, запрос государства?

— Не только государства, но и общества. Когда мы готовим предложение по контрольным цифрам приема вместе со свердловским правительством, исходим из того, какие потребности есть в нашем и соседних регионах.

— Понятны направления, спрос на которые будет увеличиваться: робототехника, нанотехнологии, квантовые связи. Понимают ли это семьи, родители, которые сейчас решают, какой набор компетенций должен получить ребенок?

— Интерес к инженерным направлениям и ИТ-специальностям растет. Важно понимать, что сейчас нельзя ограничиваться одним, например, техническим или естественнонаучным направлением. На рынке востребованы специалисты, которые не только обладают знаниями, но и умеют учиться, воспринимать новое. Поэтому мы инженерам даем серьезные гуманитарные знания, чтобы они могли работать в командах, способных реализовывать сложные проекты. Именно поэтому мы сейчас переходим на форматы проектного обучения в сотрудничестве с предприятиями реального сектора экономики. Очень важно развивать коммуникационные навыки, решать сложные управленческие задачи, а не просто быть узким специалистом.

— Чтобы быть конкурентоспособными в цифровую эпоху, выпускникам вуза придется в ногу со временем не просто идти, а бежать: учиться в течение всей своей жизни. Университет готов заниматься переподготовкой специалистов?

— Дополнительное профессиональное образование, переподготовка кадров, повышение квалификации — всем этим университет занимается, в том числе вместе с большим количеством предприятий. Мы работаем с корпоративными университетами. Только что прошла первая волна переподготовки учителей по естественнонаучным, гуманитарным дисциплинам, дальше нам нужно несколько тысяч учителей переобучить. У нас работает единственная в России Образцовая фабрика бережливого производства, где мы постоянно обучаем менеджеров и руководителей промпредприятий.

— Высшую школу принято считать инертной, излишне забюрократизированной. Как университету удается оперативно и гибко реагировать на общественные вызовы?

— Действительно, университеты — это довольно консервативные образования: традиции должны чтиться. Но мы не можем стоять на месте, мы должны бороться за лидерство на рынке образования, двигаться вперед, опираясь на одну из лучших в российских университетах команд. В УрФУ работают специалисты с мощнейшими компетенциями и активной позицией. Именно поэтому в университете сосредоточены школы мирового уровня в области науки и технологий, которые очень тесно сотрудничают с реальным сектором экономики, понимают его потребности и предлагают новые образовательные форматы, новые программы, в том числе недавно прошедшие аккредитацию. Только так — в сотрудничестве с компаниями-партнерами и партнерами-университетами — можно создать новый образовательный и научный продукт, достичь прорывных изменений.

Источник: Эксперт Урал

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся