Меньше месяца назад СФУ стал полноправным участником масштабного российского проекта по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов. Это событие в руководстве региона окрестили одним из самых заметных в Красноярском крае за минувший год.
- Евгений Александрович, одна из целей программы, которая сейчас коротко называется «Проект 5-100», - вхождение не менее 5 российских университетов в первую сотню мировых рейтингов вузов.
- Международные рейтинги, конечно, важны, но главное - и Минобрнауки много говорит об этом - появление в России к 2020 году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных соответствовать мировым тенденциям развития и мобильно реагировать на глобальные изменения.
То есть попадание в «большую тройку» мировых рейтингов - не самоцель. Нам важнее сформировать собственную мощную высшую школу, которую мы почти потеряли в 90-е годы.
- Стратегия «академического превосходства» хорошо известна нашим соседям. Например, Китаю. Вам не кажется, что Россия уже опоздала?
- Тот простой факт, что лидерство системы образования в значительной степени определяет мировое лидерство, осознан мировым сообществом лет 30 назад. Аналоги Проекта 5-100 достаточно успешно реализуют около 20 стран. Например, еще 30 лет назад никто не мог представить, что тот же Китай выйдет на второе место по числу научных публикаций в мире.
Интересные данные по финансированию государственных проектов академического превосходства приводит в своей статье директор департамента Министерства образования и науки РФ Григорий Андрущак. Так, в Германии в аналогичной программе участвуют 11 университетов, финансирование составляет 2,97 млрд. В Китае в 1995-2013 годах на поддержку программ развития ведущих университетов было выделено $ 9,6 млрд, а во Франции в рамках программы, запущенной в 2014 году, - $ 2,2 млрд. Россия за три года потратила на программу порядка $ 0,5 млрд. Цифры не в нашу пользу, но это не значит, что и пытаться не следует. Проект 5-100 из серии тех, в которых «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
- В проекте мы новички. Придётся много перестраивать?
- Более 2 лет назад мы участвовали в конкурсе на поддержку программы повышения конкурентоспособности. Мы не стали победителями в конкурсе, но не отказались от своих претензий и своей мечты. За это время мы опробовали пионерские проекты, расширили взаимодействие с бизнесом, укрепляли научные школы, и нам удалось существенно продвинуться. Мы в 2 раза стали больше публиковать, нарастили магистерские программы, продолжили строить современный кампус и развивать англоязычную среду.
- Если попробовать нарисовать модель конкурентоспособного университета - такого, на который мы ориентируемся Как он должен выглядеть по вашему мнению?
- Работая над обновлённой программой, мы как раз и создавали такую модель. Её обязательные составляющие - научные исследования мирового уровня, развитая академическая среда, привлекательные условия для иностранных учёных и студентов, высокая отдача от интеллектуальной собственности и весомый вклад в экономику и социально-культурное развитие общества. Не все эти направления можно уложить в жёсткие оценки рейтингов, но все университеты, которые находятся или планируют выйти в лидеры, реализуют такую общую модель. Отличия только в расстановке приоритетов.
В качестве целевой модели нами были определены Университет Альберты, Университет Аляски (Фэрбенкс) и Университет Британской Колумбии. И не только климатические условия, таёжные экосистемы, развитые энергетические проекты, водные и растительные ресурсы на территориях «влияния» этих университетов сходны с нашими. Эти университеты в короткие сроки стали драйверами развития своих территорий, концентрируя передовые научные исследования в области Environmental Sciences и разрабатывая с компаниями передовые технологии рационального природопользования. Проанализировав их истории успеха, мы выделили основные разрывы, которые нам предстоит преодолеть, чтобы достичь мирового уровня.
- Своё позиционирование мы тоже планируем строить на фундаменте наук об окружающей среде и освоении природных ресурсов?
- Концентрация в регионе крупнейших инвестиционных проектов способствует включению университета в новое технологическое освоение уникальных природных территорий - тайги и арктических земель. Сохраняя многопрофильность, университет выделяет приоритетные сферы, в которых намерен стать одним из мировых лидеров. Такими направлениями являются исследования в области Sustainable Forestry (in broad sense), географии, дистанционного зондирования Земли, биофизики, биогеохимии и других. У нас есть уникальный опыт в разработке проектов комплексного освоения уникальных природных территорий, где сконцентрированы лесные массивы, пресная вода и недра, богатые полезными ископаемыми. И эта площадка для интенсивного международного сотрудничества.
Выход на международный уровень невозможен без титульных масштабных проектов. В числе других - это создание сети научно-исследовательских станций и полигонов в таёжных территориях для оценки изменений климата и воздействия индустриальных производств на природные экосистемы и международный проект по расшифровке генома лиственницы и её фитофагов.
Отдельным направлением маркетинга станет предстоящая Всемирная зимняя универсиада, мастер-план которой подготовлен университетом и которая даёт дополнительные возможности для продвижения за рубежом университетских возможностей.
Обязательной составляющей программы является переход на международные стандарты управления. Основные усилия будут направлены на формирование международных экспертных советов и введение практики разработки форсайтов и прогнозных моделей. В связи с этим, структура и ресурсы университета также будут перераспределяться с учётом приоритетов и результативности работы.
Я уверен, Сибирский федеральный университет имеет хороший потенциал, а Красноярский край заслуживает право иметь университет мирового уровня.
Источник: СФУ