Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Владимир Чижов

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации, Член Совета Федерации Федерального собрания РФ, член РСМД

Выступление В.А.Чижова на VII Московской конференции по международной безопасности, Москва, 4 апреля 2018

Выступление В.А.Чижова на VII Московской конференции по международной безопасности, Москва, 4 апреля 2018.

Начну с констатации очевидного: сегодня все мы являемся свидетелями ускоренного демонтажа архитектуры европейской безопасности. Переход от двухполярного миропорядка через иллюзию однополярного к новой парадигме международных отношений дается ключевым участникам этого процесса крайне непросто. Об этом говорил Президент России В.В.Путин еще в 2014 г. в своей «валдайской» речи: после того, как однополярный мир оказался для «самоназначенного» лидера – США – некомфортным и сложно управляемым, Вашингтон попытался создать некое подобие «квазидвухполярной» системы.
И неважно, кому в американской пропаганде отводится место «центра зла» вместо СССР: Ирану как стране, стремящейся развивать ядерные технологии, Китаю как практически первой экономике мира или России как ядерной сверхдержаве, а теперь еще и родине всех и всяческих хакеров.

По-моему, совершенно очевидно, когда именно начинается поиск «виновных» вовне. Это происходит, когда рецепты и инструменты внешней политики, в том числе в области обороны и безопасности, позаимствованные из XX века, дают сбои.

К тому же налицо эрозия самого понятия международного права: например, в документах Евросоюза этот термин то и дело подменяется словосочетанием «международно признанные правила и нормы». Однако в чем отличие права от упомянутых «правил и норм» и кто и когда последние признал, объяснить европейцы затрудняются.

Напомню, что на протяжении десятилетий Россия делала немало для выстраивания на европейском пространстве архитектуры равной и неделимой безопасности. Мы пошли на существенное сокращение своего военного потенциала на западных рубежах, последовательно выступали за укрепление общеевропейских институтов (прежде всего ОБСЕ), за согласование договорно-правовых режимов в сфере европейской безопасности.

Казалось бы, этот наш подход, вкупе с горьким опытом Второй мировой войны и последовавшей за ней войны «холодной», должен был бы убедить европейцев в безальтернативности объединения усилий для выстраивания здоровой единой системы безопасности на нашем общем континенте. Ведь и отцы-основатели Евросоюза, на которых так любят ссылаться в Брюсселе, задумывали евроинтеграционный проект именно с целью избежать рецидивов конфронтационной логики.

Очевидно, однако, что вместо «широкой Евразии» от Лиссабона до Владивостока, о которой в свое время так много говорилось, мы наблюдаем – особенно в настоящий момент, когда в ЕС развивается психодрама вокруг «брекзита» – консолидацию закрытых блоков – НАТО и ЕС. Может быть, на переговорах с британцами есовцам и выгодно рассуждать о сплочении
27 остающихся в Евросоюзе стран, но с общеевропейской точки зрения такое цементирование вряд ли является лучшим сценарием.

Еще хуже, конечно, разыгранный в минувшем месяце сценарий спекулятивной игры вышеупомянутых британцев в компании с заокеанскими партнерами на в общем-то похвальном чувстве солидарности. Думаю, все поняли, что я имею в виду развернутую Лондоном антироссийскую истерику вокруг провокационного инцидента с покушением на жизнь российских граждан на британской же территории. Голословные обвинения против России, прозвучавшие из британской столицы не просто до завершения расследования, а даже до его начала, отказ от взаимодействия с Россией в нарушение установленных международным правом процедур и элементарной этики межгосударственного общения были дополнены выкручиванием рук партнерам по ЕС и НАТО с целью обеспечения видимости единства. Не получилось. Зато какой громкий звук двери за спиной покидающей Евросоюз страны. Плюс немалая доза яда в отношения Россия-ЕС.

Теперь несколько слов о том, что сейчас происходит в области внутриесовской безопасности. Впрочем, это в известном смысле связано с предыдущей темой.

При том, что изначально Евросоюз создавался как торгово-экономическое объединение с традиционным упором на «мягкую силу», в последнее время заметно активизировались усилия по развитию военно-политической составляющей его внешнеполитического инструментария.

В рамках актуализации Общей политики в области безопасности и обороны Евросоюза (ОПБО) Брюссель за последний год принял в этой сфере достаточно серьезные решения. Сумев преодолеть многолетнюю инерцию, страны-члены с подачи Берлина и Парижа договорились о дальнейших шагах на пути интеграции в области обороны. Цель этого процесса – достижение Евросоюзом «стратегической автономии» и стремление стать глобальным поставщиком безопасности.

Знаковым событием стало принятое в конце 2017 г. решение о запуске Постоянного структурированного сотрудничества (ПСС, PESCO) с участием
25 стран-членов ЕС. Это совместный механизм взаимодействия на модульной основе, члены которого будут принимать решения о своем участии в каждом отдельном проекте в сфере ОПБО. Задачи, которые планируется решать в рамках ПСС, весьма амбициозны: это и координация в области производства и закупки вооружений, и урегулирование застарелых проблем с задействованием совместных боевых тактических групп, и создание боеспособных сил оперативного развертывания. Планируется также создать условия для беспрепятственной переброски сил и средств (в том числе Североатлантического альянса) по всей территории ЕС – то есть создать т.н. «военный Шенген». Плюс создание Европейского фонда обороны с ежегодным финансированием (начиная с 2020 г.) порядка 5 млрд. евро в целях «оптимизации» ВПК стран-членов. Последнее в долгосрочной перспективе, очевидно, будет способствовать росту производства вооружений, что повлечет за собой естественные вопросы: куда Евросоюз намерен его поставлять или против кого собирается его применять.

На мой взгляд, основная причина появления на свет ПСС, да и вообще активизации в ЕС дискуссии на тему европейской обороны – очевидное для всех «провисание» привычных схем ее обеспечения, в первую очередь американских.

Поэтому в Брюсселе активно взялись за поиск новых подходов. Понятно, что они не будут радикальными и о разрыве трансатлантической сцепки речь  не идёт. Хотя скорректировать ее парадигму ЕС не против. При этом значение имеет и личностный фактор – уж очень Д.Трамп «нестандартный» и непредсказуемый Президент США.

К тому же не секрет, что в рамках ЕС долгие годы интеграцию в области обороны тормозила Великобритания. В 1998 г. по итогам франко-британского саммита в Сен-Мало показалось было, что Лондон «созрел» для начала военно-политического строительства в ЕС, однако это оказалось иллюзией. Стало ясно, что британцы технично увели энергию французов вбок и, по сути, «задушили их в объятьях». Теперь же, с учетом надвигающегося «брекзита», у Брюсселя и остающихся в составе Союза есовских «грандов» свобода маневра в плане ОПБО становится пошире.

Но не все так просто с выстраиванием «военного Шенгена». Один из столпов Общей политики ЕС в области безопасности и обороны – наращивание сотрудничества с НАТО. А кто первая скрипка в Североатлантическом альянсе, известно всем. Примечательно, что Вашингтон долго укорял европейских союзников в том, что они не уделяют сфере обороны и безопасности достаточно внимания, и в ультимативной форме требовал наращивания военных расходов. Теперь же, стоило ЕС предпринять хоть какие-то шаги в этом направлении, американцы стали обвинять европейцев в том, что эти шаги идут в ущерб интересам НАТО, означают распыление средств и вообще, дескать, подрывают безопасность западного мира. И хотя бóльшая часть проектов в сфере ОПБО пока существует только на бумаге, США крайне ревностно следят за их судьбой и настроены направлять и сдерживать есовцев там, где это возможно. Особую озабоченность у них вызывает намерение Евросоюза развивать собственный ВПК: ведь конкуренты американским производителям вооружений не нужны. Кстати, не нужны они и британским, что создаёт ещё одну «линию разлома» на переговорах по «брекзиту».

Но перейдем к тому, что все это значит в преломлении к России.

С сожалением приходится констатировать, что процесс выстраивания механизмов взаимодействия ЕС и НАТО ведется под лозунгом противостояния якобы исходящим от России «гибридным вызовам». На это заточены три из семи стратегических приоритетов сотрудничества, зафиксированных в Совместной декларации ЕС-НАТО 2016 г. Существенная часть других совместных инициатив и проектов ЕС-НАТО также несет отчетливый антироссийский заряд.

Беспокоит и другое. К участию в ПСС привлекаются страны-члены ЕС, традиционно не участвующие в военных союзах, – Австрия, Ирландия, Финляндия, Швеция. Понятно, что это может привести к размыванию их внеблокового статуса и изменению баланса сил в Европе.

Отмечу также, что в контексте модернизации ОПБО сформулирована задача обеспечить возможность задействования единого набора есовских сил, инструментов и потенциала – будь они созданы в будущем – для нужд НАТО. А куда их встроить, в Альянсе уже подумали, учредив два новых командования оперативного уровня – логистическое и «атлантико-арктическое» – для повышения мобильности сил и средств.

Мы без аллергии относимся к стремлению Евросоюза играть более ответственную роль в международных делах, в т.ч. в сфере укрепления региональной стабильности. Но если такая работа обернется появлением на континенте новых разделительных линий и будет вестись не на основе международного права и ключевых принципов европейской безопасности,
в том числе обязательства государств-участников ОБСЕ не укреплять свою безопасность за счет безопасности других, – наша реакция, думаю, будет предсказуема.

Кстати, совсем недавно нас уверяли, что проект ЕС «Восточное партнерство» не направлен против интересов России. Однако мы наблюдаем более чем печальную картину на Украине, которую в определенный момент поставили перед выбором – «вперед в светлое будущее» с Западом или «назад
в тёмное прошлое» с Россией. Не хотелось бы нагнетать, но на сегодняшний день попытки заставить некоторые страны сделать аналогичный выбор имеют место на пространстве СНГ и на Западных Балканах. Мы никогда не делали проблемы из стремления балканских стран присоединиться к ЕС – это их право. Исходим из того, что Балканы должны быть не ареной противостояния,
а площадкой для налаживания взаимовыгодного сотрудничества в интересах прежде всего самого региона.

Мы зачастую становимся свидетелями попыток подмены понятий с целью внушить европейскому обывателю мысль, что есть Европа настоящая, а есть другая, «ненастоящая». Таков закономерный итог взятой странами т.н. «исторического» Запада в 1990-е годы линии на подмену строительства «общеевропейского дома» инерционным и экспансивным развитием созданных в эпоху «холодной войны» политико-экономических блоков. Как следствие, сегодня под европейской безопасностью многие в Евросоюзе упрощенно понимают безопасность государств-членов ЕС и НАТО, а прочих из этого круга исключают. Ведь они же – «не Европа».

Мы наблюдаем деструктивную линию достаточно немногочисленной, но очень агрессивной русофобской группы европейских государств. Обвиняют Россию в том, что мы якобы добиваемся ослабления Евросоюза, стремимся деморализовать и расколоть его. Это, разумеется, не так. Мы хотим (и я лично не раз об этом говорил) видеть ЕС – нашего соседа и ключевого торгово-экономического партнера – сильным, единым и независимым международным игроком.

Как сказал Председатель Еврокомиссии Ж.-К.Юнкер, «без России нельзя обеспечить безопасность в Европе на века». Надеюсь, что рано или поздно это осознают все страны ЕС. Созидательный, объединяющий потенциал нашего сотрудничества – от торговли до противодействия  новым вызовам и угрозам – поистине огромен. Важно только им правильно распорядиться. Пока наши европейские партнеры, к сожалению, к этому не готовы, и приходится констатировать, что в результате и Россия, и Евросоюз находятся в ситуации взаимного проигрыша. Надеюсь, временно.

Источник: Постоянное представительство ЕС в РФ.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju