Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Андрей Кортунов

К.и.н., научный руководитель РСМД, член РСМД

В расхожих представлениях обывателя работа дипломата, а уж тем более - посла или министра иностранных дел, может выглядеть как волшебный калейдоскоп красочных событий.

Постоянные зарубежные поездки, интригующие переговоры, встречи с интересными людьми, бесконечные приемы и рауты, изысканные обеды и ужины, ноты и меморандумы, фраки и смокинги политиков, вечерние туалеты светских львиц… Однако, жизнь нередко ставит перед дипломатами, включая послов и министров, очень сложные, а подчас и вовсе малоприятные задачи, которые тем не менее нужно решать.

К числу таких малоприятных, но необходимых задач можно отнести предстоящее участие Сергея Лаврова в 49-й сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ) в Женеве. СПЧ - серьезная и авторитетная структура; в его состав входят 47 государств, каждое из которых избирается большинством голосов членов Генеральной Ассамблеи ООН путем прямого тайного голосования. Россия была в очередной раз избрана в Совет в октябре 2020 года на трехлетний период, начавшийся с 1 января 2021 года.

В расхожих представлениях обывателя работа дипломата, а уж тем более - посла или министра иностранных дел, может выглядеть как волшебный калейдоскоп красочных событий.

Постоянные зарубежные поездки, интригующие переговоры, встречи с интересными людьми, бесконечные приемы и рауты, изысканные обеды и ужины, ноты и меморандумы, фраки и смокинги политиков, вечерние туалеты светских львиц… Однако, жизнь нередко ставит перед дипломатами, включая послов и министров, очень сложные, а подчас и вовсе малоприятные задачи, которые тем не менее нужно решать.

К числу таких малоприятных, но необходимых задач можно отнести предстоящее участие Сергея Лаврова в 49-й сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ) в Женеве. СПЧ - серьезная и авторитетная структура; в его состав входят 47 государств, каждое из которых избирается большинством голосов членов Генеральной Ассамблеи ООН путем прямого тайного голосования. Россия была в очередной раз избрана в Совет в октябре 2020 года на трехлетний период, начавшийся с 1 января 2021 года.

Политический фон нынешней сессии - крайне сложный для Москвы. Буквально накануне комитет министров Совета Европы приостановил членство России в этой организации. Это еще не окончательное исключение, но очень тревожный сигнал для российской дипломатии. В Совете Безопасности ООН только что обсуждался проект резолюции, резко осуждавшей российскую военную операцию на территории Украины. Россия, разумеется, заблокировала этот проект, но оказалась, по сути, в изоляции в Совбезе; из пятнадцати нынешних членов СБ ООН одиннадцать поддержали проект резолюции, а воздержались только три, пусть и очень влиятельных государства - Китай, Индия и ОАЭ. Более пятидесяти стран-членов ООН поспешили принять заявление, осуждающее вето России в Совбезе.

Одновременно Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) решила прекратить процесс принятия России в свои ряды. Аналогичные шаги рассматривают несколько других международных организаций. Из Брюсселя, Вашингтона и Лондона продолжают поступать сведения о новых санкциях в отношении России, включая и ее высшее руководство. Сергей Лавров, наряду с Владимиром Путиным, лично оказался объектом санкционных действий со стороны Соединенных Штатов, Великобритании и Европейского союза.

Нетрудно заключить, что на сессии СПЧ в Женеве российскому министру предстоит очень нелегкий разговор, возможно, даже на повышенных тонах. Еще до начала последнего обострения украинского кризиса России предъявлялись в Совете самые разнообразные претензии, которые сегодня дополнены обвинениями в массовом нарушении прав человека в ходе проведения военной операции на территории Украины. В Соединенных Штатах звучат голоса о том, что Россию вообще стоило бы исключить из СПЧ как государство, не соответствующее уставным принципам этого органа.

Впрочем, если говорить о США, то отношение Вашингтона к СПЧ всегда было, мягко говоря, не вполне последовательным. При администрации Дональда Трампа США вообще вышли из Совета, а бывший представитель США в ООН Никки Хейли совсем недипломатично отзывалась об СПЧ как о "выгребной яме". Но, конечно, теперь именно Соединенные Штаты будут позиционировать себя в качестве главного хранителя и защитника высоких ценностей, лежащих в основе этой структуры.

Сергею Лаврову придется нелегко. Но едва ли российский министр направляется в Женеву как почти тысячелетие назад германский император Генрих IV босиком шел в итальянскую Каноссу, где ему предстояло долго каяться в своих грехах и униженно просить прощения у римского папы Григория VII. В своем планируемом выступлении на сессии Совета российский министр, скорее всего, постарается перейти в активное дипломатическое контрнаступление, вновь поставив вопросы о систематических нарушениях прав русскоязычного населения на Украине, как, впрочем, и во многих других точках постсоветского пространства.

Однако, будет досадным упущением, если предстоящая сессия Совета сведется к перепалке между российской делегацией и ее многочисленными оппонентами. Главная задача Сергея Лаврова, как представляется, состоит не в том, чтобы дать достойный отпор ожидаемым энергичным наскокам западных участников на Россию. И не в том, чтобы в очередной раз напомнить всем о нерешенных проблемах прав человека на территории Украины или в странах Прибалтики. Вызов, стоящий перед Советом по правам человека ООН, куда более принципиален и фундаментален.

Каким образом, в условиях постоянно растущего разнообразия политических и социальных моделей развития в современном мире, договориться о единых для всех стран и обязательных к соблюдению стандартах по базовым правам человека? Как совместить универсализм базовых прав человека и уникальность исторического опыта и культурных особенностей каждого отдельного государства? Где искать баланс между гражданскими и политическими правами, с одной стороны, и социальными и экономическими правами, с другой?

Отправной точкой в этой работе должна стать, по всей видимости, принятая в 1948 году Всеобщая декларация прав человека ООН. В 1966 году Декларация была дополнена Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, а также Международным пактов о гражданских и политических правах. Но за последние несколько десятилетий повседневная жизнь людей настолько изменилась, что все эти документы нуждаются в серьезных обновлениях и дополнениях. 49-я сессия Совета ООН по правам человека могла бы стать началом обстоятельного разговора о том, что должно входить в определение неотъемлемых прав человека в мире XXI века.

Источник: Российская газета.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся