Cитуация в наших отношениях с ЕС сложилась парадоксальная
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
Чрезвычайный и Полномочный посол РФ во Французской Республике и по совместительству в Княжестве Монако, член РСМД
Заместитель министра иностранных дел РФ Алексей Мешков в интервью "Интерфаксу" скептически высказался о перспективах "разморозки" отношений с Евросоюзом, призвал НАТО к серьезному и конструктивному разговору с Москвой, а также дал высокую оценку германскому председательству в ОБСЕ
- Алексей Юрьевич, в четверг в Брюсселе состоится саммит Евросоюза. Каких решений по итогам предстоящей встречи стоит ожидать российской тематике, в частности, по вопросу санкций?
- Скажу откровенно, что мы ничего с точки зрения вопроса о санкциях не ожидаем, потому что, как мы неоднократно говорили, не Россия вводила эти санкции, не нам санкции отменять. Весьма негативный в этом плане сигнал уже был подан лидерами ФРГ и Франции Ангелой Меркель и Франсуа Олландом, которые фактически предвосхитили дискуссию по этой теме в рамках Евросовета.
Другое дело, что, чем дольше длится эта санкционная линия, тем больший вред она наносит нашим отношениям с Европой в экономической сфере.
К сожалению, последние годы такой политический прессинг на все стороны жизни современной Европы продолжается, и он создает массу негативных прецедентов. К самому по себе вопросу о санкциях в мире уже относятся как к какой-то обыденной вещи и готовы вводить их за все, включая персональные санкции за неправильный переход улицы. При этом это делается при полном игнорировании интересов собственных экономик, собственного бизнеса, собственных людей. Ведь европейцы с санкциями не только теряют деньги, они теряют значительно более важную вещь - рабочие места, и речь уже идет о сотнях тысяч рабочих мест. И это, конечно, очень негативно.
Или взять пример спорта. Россия пытается продвинуть необходимые международные договоренности по защите спорта от политики, а наши западные партнеры и спорт уже начинают делать заложником политики.
То же самое происходит и в сфере гуманитарных контактов. Мы активно поддерживаем контакты между различными неправительственными организациями, большую часть наших неправительственных организаций в различных международных мероприятиях, в частности, в ежегодной конференции в рамках ОБСЕ, которая проводится по тематике прав человека в Варшаве.
А что делают наши западные партнеры? Выступая в парламенте, представители голландского правительства, не стесняясь, говорят, что по линии МИД они выделяют 750 тыс. евро на будущий год на так называемую поддержку понятно каких НПО в России. Я привожу этот пример с тем, чтобы показать, что уже осуществляются попытки и в правочеловеческую тематику максимально вплести политику.
Все перечисленные элементы, конечно, негативно сказываются на отношениях, в том числе России с Евросоюзом. И мне кажется, что Евросоюзу уже пора на эту тему серьезно задуматься.
- В западных СМИ продолжает обсуждаться тема возможного введения против России в связи с ее действиями в Сирии, а зачастую эта тема звучит и из уст официальных лиц. Насколько реально такое развитие событий и в какой степени ситуации в Сирии усугубляет и без того негативный фон в наших отношениях с Евросоюзом?
- Санкции живут вне реальности, можно их вводить и по Антарктиде, и по Сирии. Это уже зависит от извращенности мышления тех или иных политиков.
Что же касается сирийского вопроса, то наши европейские партнеры должны ответить себе на три простых вопроса.
С кем они - с террористами либо же они хотят политического урегулирования в Сирии? Пока ответ на первый вопрос неоднозначен, как показывает практика.
Хотят ли они реально улучшить гуманитарную ситуацию в Сирии либо это пропагандистская акция? Мы много слышим о той гуманитарной помощи, которую Евросоюз оказывает в Сирии, но никто еще эту помощь не видел. Так куда она идет тогда, если местное население ее от них не получает?
И третье. В какой они предпочитают жить реальности - нормальной или виртуальной? Мы все уже устали от этих постановочных сюжетов, которые рассказывают о якобы разбомбленных детских садах, больницах.
И я бы добавил, что, по крайней мере, насколько мне известно, представители ЕС не находятся непосредственно в местах боевых действий.
Я также хотел бы отметить, что за исключением нескольких стран, в общем-то, Евросоюз не играл заметной роли в решении сирийской проблемы. Заявления, звучащие из некоторых столиц Евросоюза по сирийской тематике, уже переходят грань нормальной дипломатической работы. Поэтому в основном сегодня мы больше слышим от стран Евросоюза всякого рода пожелания, но мы не видим какой-то конкретной работы или стремления стимулировать переговорный процесс.
Несмотря на звучащие из ряда европейских столиц заявления, ЕС сегодня не является решающим игроком в сирийском урегулировании. Но мы естественно готовы работать со всеми, кто разделяет три простые вещи - что терроризм должен быть уничтожен, что Сирия должна сохранить свою территориальную целостность, а также тот факт, что судьбу Сирии можно решить только через политический процесс, и этот политический процесс должен вестись всеми сирийскими сторонами.
- В среду в МИД Нидерландов были вызваны послы России и Ирана в связи с ситуацией в сирийском Алеппо. Кроме того, в этот же день суд в Амстердаме принял решение о передаче "скифского золота" Киеву. Как вы можете прокомментировать этот шаг и решение голландской стороны?
- К сожалению, за последние месяцы таких сюжетов в российско-голландских отношениях набралось немало. В чем смысл и в чем желание наших голландских партнеров идти по пути ухудшения российско-голландских отношений, мне трудно понять. Я бы сказал, что если бы Петр Первый узнал, куда нынешние голландские руководители ведут отношения между нашими странами, наверное, он точно бы в гробу перевернулся. Россия исторически была позитивно настроена в отношении Голландии. Еще совсем недавно, несколько лет назад Нидерланды выходили на второе - третье место в мире среди наших основных экономических партнеров.
К сожалению, сегодня ситуация значительно ухудшилась. Примеров тому много, начиная от игнорирования той информации, которую Россия предоставляла в связи со сбитым "Боингом" MH17, заканчивая упомянутыми вами темами. Кроме того, продолжается активная борьба против России на информационном поле. Ведь именно Гаага является одним из главных сегодня спонсоров формирования антироссийской пропагандистской машины в рамках Европейского Союза. Этот список, к сожалению, может быть продолжен.
Поэтому то, что случилось сегодня, как и обвинения России в организации референдума в Голландии и обеспечение его результатов, уже вообще выходит за рамки добра и зла. То, что случилось сегодня, это не какой-то досадный сбой, а это та линия, которая сейчас выстраивается Гаагой в отношении России. Кто от этого выиграет, уж точно не мы и не наши голландские партнеры.
- В 2017 году в Германии и во Франции пройдут парламентские и президентские выборы соответственно. Из Берлина и Парижа уже звучат голоса о необходимости предпринять меры для предотвращения возможного российского вмешательства в предвыборные кампании в этих странах, в целом в электоральные процессы. Как в Москве относятся к таким заявлениям?
- Буквально несколько месяцев назад Россию называли региональной державой. А теперь выясняется, что все, что происходит в мире, так или иначе зависит от воли Москвы. Если на каком-то определенном этапе это было даже где-то забавно, то сегодня это уже выглядит смехотворно. Наши западные партнеры очень активно, особенно на пространстве к востоку от Вены, продвигают идеи жесткого мониторинга за проведением выборов со стороны БДИПЧ ОБСЕ и различных международных парламентских структур. И БДИПЧ дает оценку результатам выборов, степени их демократичности.
Поэтому я бы предложил тем, кто боится, что Россия вмешается в предвыборные кампании и ход выборов в их странах, пригласить максимально расширенные миссии наблюдателей ОБСЕ, а не ограничивать это двумя-тремя десятков статистов. И таким образом, они себя обезопасят от того, что кто-то вмешается в их предвыборный процесс.
- Как вы оцениваете председательство Германии в ОБСЕ в текущем году, особенно на украинском треке? В какие сроки ожидается согласование "дорожной карты" по реализации "Комплекса мер"? Будут ли до конца года сформированы семь дополнительных зон безопасности на линии соприкосновения и как в целом в Москве оценивают работу Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ?
- Нельзя не выделить усилия германского действующего председательства ОБСЕ по повышению профиля Организации в международных делах. К примеру, по инициативе Германии в ОБСЕ стартовал предметный диалог на тему экономической взаимосвязанности в целях содействия международной торговле и создания благоприятной атмосферы для инвестиций, Это неплохой задел для продвижения на площадке ОБСЕ гармонизации интеграционных процессов на западе и востоке Евразии. Отмечаем инициативу Берлина по активизации диалога на военно-политическом треке. Такая дискуссия особенно актуальна сейчас, когда вся система европейской безопасности переживает глубокий кризис.
Взаимодействуем с германским председательством ОБСЕ по содействию урегулированию кризиса на Украине. Спецпредставитель председательства Мартин Сайдик координирует работу Контактной группы в Минске, где стороны конфликта - Киев, Донецк и Луганск - ведут прямые переговоры по всем аспектам урегулирования. Практическую помощь процессу оказывает "нормандский формат". Переговоры по "дорожной карте" реализации минского "Комплекса мер" идут активно, однако на данный момент сложно предвосхищать конкретные сроки согласования всех аспектов.
В целом положительно оцениваем деятельность Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на Украине, которая выступает важным фактором недопущения эскалации в зоне конфликта. По нашему настоянию в отчетах Миссии стали отражаться факты жертв среди мирного населения и разрушений гражданской инфраструктуры Донбасса. Миссия содействует работе по разведению сил и средств сторон конфликта на согласованных участках, а также по разминированию. Конечно, не все в ее деятельности нам нравится. Ведем постоянную работу с ее руководством и руководством ОБСЕ, обращая внимание на необходимость повышения объективности отчетов, предоставления более полной информации о ситуации на линии соприкосновения, а также о внутриполитическом и социально-экономическом положении в других регионах Украины, кроме Донбасса, на которые также распространяется мандат Миссии.
- Может ли Совет Россия - НАТО собраться на очередное заседание до конца года или, скорее всего, уже после инаугурации президента США?
- Мы готовы к проведению очередного заседания Совета Россия - НАТО. Есть у нас и набор тем, которые мы хотели бы обсудить. На наш взгляд, они представляют взаимный интерес. Рассчитываем, что и сторона НАТО настраивается на серьезный разговор. Ожидаем от наших партнеров, что они проявят прагматизм и не будут топтаться вокруг тех или иных пунктов предстоящего обсуждения. В этом случае удастся выйти на действительно субстантивную встречу.
- В связи с сообщениями о размещении в Калининградской области комплексов "Искандер-М" и "Бастион" в ответ на расширение НАТО возникает несколько вопросов. На постоянной или временной основе они там дислоцируются? Планируются ли аналогичные меры на южных рубежах, в частности, в Крыму? И поправьте, если это не так, но складывается впечатление, что Россия стремится поскорее обезопасить свои рубежи, пока в США к власти не пришла новая администрация. Эксперты говорят, что Россия будет напористее себя вести в отношении Восточной Европы? Так ли это?
- Военные меры и планы находятся в компетенции министерства обороны России. Но их политическое обоснование заключается в следующем. Вынуждены констатировать, что продолжается беспрецедентное с момента окончания "холодной войны" наращивание военного потенциала, усиление военного присутствия и инфраструктуры НАТО на т.н. "восточном фланге" альянса. Возрастает количество и масштабы проводимых у российских границ боевых учений стран блока. В непосредственной близости от наших границ размещаются американские войска и тяжелая военная техника, в странах Центральной и Восточной Европы появляются новые элементы командно-штабной структуры альянса. Все это напрямую затрагивает национальную безопасность нашей страны и, что вполне естественно, учитывается в национальном оборонном планировании. В сложившихся условиях нами предпринимается необходимый комплекс мер для повышения своей обороноспособности и будут предприниматься ответные шаги, строго соразмерные той угрозе, которая будет возникать для потенциала российских стратегических сил сдерживания.
- Насколько оптимистично в Москве расценили заявление Дональда Трампа во время предвыборной кампании, что рассчитывает ли Москва на приостановку процесса расширения НАТО на Восток при новом президенте Трампе, в частности, надеется ли получить гарантии, что Грузия и Украина не получат членство в альянсе?
- США действительно играют важную роль в выработке политики НАТО. И в этом контексте мы приветствовали бы любые шаги со стороны будущей администрации, которые вписывались бы в логику нормализации отношений России и Запада, России и альянса. И судить будем по делам.
В более же широком контексте у нас уже есть, к сожалению, негативный опыт. Так называемые "гарантии" нерасширения Североатлантического альянса после окончания "холодной войны", которые в свое время давались руководству Советского Союза, оказались пустыми словами. По настоящее время НАТО не прекращает продвижения своей военной инфраструктуры к российским границам, в том числе посредством трех волн расширения альянса, поддерживает высокую военно-тренировочную активность в восточноевропейском регионе, прорабатывает противоракетные программы. Соответствующие решения получили закрепление в итоговых документах Варшавского саммита альянса (июль с.г.). К этим планам активно пытаются подвязать партнерские страны, что ведет к образованию дополнительных разделительных линий не только на нашем континенте, но нередко и внутри самих этих государств. Посмотрите, как были восприняты решения о присоединении к НАТО общественностью Черногории.
У нас есть основа, на которой мы готовы к конструктивному диалогу и сотрудничеству с НАТО, - это подписанный еще в 1997 году Основополагающий акт, который мы по-прежнему рассматриваем как одну из ключевых договоренностей в сфере европейской безопасности. Призываем наших партнеров по Совету Россия - НАТО не допускать отхода от заложенных в нем принципов и норм поведения.
- Кроме того, проходят сообщения о слежке за авианосной группой ВМС РФ в Средиземном море со стороны противолодочного самолета ВМС США. Как это можно прокомментировать?
- Российская сторона неоднократно давала пояснения, с какой целью и для решения каких задач наши корабли находятся в настоящее время в Средиземном море. Что же тогда прописано в полетных заданиях американских летчиков? Можно предположить, что речь идет об очередной попытке поиграть мускулами, "указать России ее место", предупредить о нежелательности нашего присутствия в "зонах исключительных интересов" других государств. Такие заходы однозначно не принесут результатов.
- Как вы оцениваете политику Испании и Мальты, которые в последнее время фактически отказали кораблям России заправляться в их портах? Это недоработка российской дипломатии на этих направлениях или ангажированность этих стран? На этом фоне как далеко может зайти сотрудничество России и Кипра, ведется ли речь об открытии если не базы, то пункта технического обслуживания РФ там? И объясняется ли данная доброжелательная позиция Никосии тем, что на Кипре как оффшорной территории представлено много российских компаний или Кипр рассчитывает на особую роль Москвы в продвижении кипрского урегулирования?
- Общеизвестно, что Испания является участником Североатлантического альянса и вынуждена в реализации своего военного сотрудничества с третьими странами следовать принятым обязательствам в рамках блока НАТО. Между тем, несмотря на это, до самого последнего времени руководство этой страны практически всегда положительно рассматривало наши заявки на заход в порты страны кораблей ВМФ России.
Что касается последней заявки на заход группы российских кораблей во главе с БПК "Вице-адмирал Кулаков" в испанский порт Сеута в конце октября с.г., то этот случай необходимо рассматривать отдельно. Прежде всего, прямого запрета испанцев на заход наших кораблей не было. Напротив, именно наше командование приняло решение об изменении маршрута следования этой группы кораблей и отказе от захода в Сеуту с учетом специфических задач, стоящих перед нашей военно-морской группировкой, принимающей участие в операции в Сирии, и беспрецедентного давления по этому вопросу, которому подверглось испанское правительство как от союзников по НАТО, так и со стороны ряда оппозиционных сил внутри страны.
Применительно к Мальте хотел бы подчеркнуть, что заходы российских кораблей в порт Валлетта (8 - за 11 месяцев 2016 г.) всегда были наглядным проявлением гостеприимства с мальтийской стороны и свидетельством дружественных отношений между нашими странами.
В этой связи отзыв мальтийцами ранее согласованных разрешений на заходы кораблей Военно-морского флота Российской Федерации и последовавшие за ним высказывания официальных лиц вызывают удивление. Деловые заходы кораблей ВМФ России для пополнения запасов и отдыха экипажа не нарушают закрепленный в Конституции Мальты нейтральный статус, уважение которого со стороны Российской Федерации всегда было одной из основ нашего взаимодействия.
Эта позиция была изложена премьер-министру Мальты Мускату в ходе его рабочего визита в Москву 15 ноября с.г. Рассчитываем, что мальтийские партнеры восприняли ее и в будущем будут действовать, исходя из достигнутого уровня и качества связей между нашими странами.
Под натовско-еэсовский пресс попали и наши кипрские партнеры, которым попросту запретили осуществлять отгрузку авиатоплива для нужд российских ВКС и МЧС, действующих в Сирии. Да это и немудрено. Вашингтон и Брюссель уже не раз в сирийском конфликте фактически становились на сторону террористов, стремясь максимально затруднить действия наших военных.
Несмотря на эти сложности, отношения между Россией и Кипром развиваются динамично. Это во многом результат сохранения постоянного диалога на высшем уровне и прикладного взаимодействия по разным направлениям двусторонних связей. По состоянию на сегодняшний день ни об открытии российской военной базы, ни о пункте технического обслуживания речь не идет.
Что касается доброжелательного отношения, то задайте этот вопрос лучше самим киприотам. Кипр уже какое-то время не является оффшорной территорией, но это не сказалось на представленности российских компаний на острове. Что же касается кипрского урегулирования и особой роли Москвы в нем, то мы исходим из того, что главным условием, которое должно быть выполнено для решения кипрской проблемы - это готовность самих кипрских общин идти на компромисс на основе известных решений СБ ООН. Как показали недавние переговоры в Мон Пелерине, да и предыдущие 42 года, сделать это не так просто.
- Некоторое время назад российская сторона выражала готовность обсуждать вопрос заключения соглашений с разными странами об избежании случайных инцидентов будь то в море, будь то в воздухе. С кем, как и на двусторонней основе или под эгидой ОБСЕ или НАТО продвигается данная работа?
- Россия открыта к диалогу по проблематике предотвращения непреднамеренных инцидентов не только в воздушном пространстве, но и на море. В этой сфере у нас имеются действующие двусторонние межправительственные соглашения о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ним с 12 странами-членами НАТО (Великобританией, Грецией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Турцией, Францией, ФРГ), а также с Японией и Республикой Корея. Целью соглашений является обеспечение безопасности плавания кораблей и полетов воздушных судов вооруженных сил сторон за пределами территориальных вод.
В ходе контактов на различных уровнях российская сторона не раз подчеркивала свою готовность как к усовершенствованию имеющихся соглашений, так и к рассмотрению возможности заключения аналогичных договоренностей и с другими членами НАТО.
На состоявшемся 13 июля с.г. посольском заседании Совета Россия - НАТО нашими военными представителями были внесены предложения о взаимных обязательствах по использованию транспондеров военной авиацией в Балтийском регионе. С целью обсуждения практических мер в рамках реализации российских инициатив по обеспечению безопасности в Балтийском регионе Минобороны России озвучило намерение провести в Москве предметные двусторонние консультации с представителями оборонных ведомств Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Швеции и Финляндии. Однако на фоне постоянно поднимаемой членами альянса темы обеспечения авиационной безопасности на Балтике негативная реакция ряда стран на предложения российской стороны оказалась более чем странной и вызывает у нас, по меньшей мере, недоумение.
- На днях президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о том, что Анкара прорабатывает вопрос о вступлении в ШОС. На каком этапе находится рассмотрение данного вопроса? Будет ли Россия приветствовать Турцию в рядах ШОС и насколько, на ваш взгляд, это коррелируется с членством Турции в НАТО? Не станет ли это камнем преткновения на пути членства в ШОС?
- Официального обращения на этот счет от турецкой стороны не поступало. В случае его поступления вопрос потребует обсуждения со странами-членами Шанхайской организации сотрудничества.
На настоящем этапе открыты для взаимодействия с Турцией в рамках ШОС с учетом ее статуса (с 2012 г.) партнера по диалогу. Перспективными направлениями могли бы стать совместные усилия по противодействию терроризму, незаконному обороту наркотиков и организованной преступности. Приветствовали бы вовлечение Турции в работу на экономическом треке. Турецкие представители приняли участие в ноябрьском заседании Группы высокого уровня Энергетического клуба в Москве; Анкара избрана на пост председателя клуба в 2017 г.
Таким образом, по мере продвижения взаимодействия будут формироваться условия для придания связям между ШОС и Турецкой Республикой нового качества и динамики.
- В случае продления санкций ЕС на полгода, какой будет реакция Москвы, а также готовится ли уже гипотетический ответ на возможные санкции ЕС по Сирии?
- Как я уже говорил, санкционный режим ЕС не способствует выправлению сложившейся в российско-еэсовских отношениях ненормальной ситуации. Тем не менее, автоматическое продление Евросоюзом антироссийских санкций само по себе неожиданностью не станет.
Как вы знаете, в интересах национальной безопасности в августе 2014 г. мы были вынуждены ввести ответные меры, которые сказались на экономике стран-членов ЕС. В настоящее время срок их действия продлен до 31 декабря 2017 г. По данным Евростата, убытки ЕС от недопоставок товаров в Россию только за 2015 г. составили 29 млрд евро в год.
При этом от еэсовских санкций есть и позитивный эффект для нашей экономики, которая адаптируется к режиму ограничительных мер, снижая финансовую, экономическую и технологическую зависимость от стран ЕС.
Хочу отметить, что никакие критерии отмены рестрикций мы обсуждать не намерены, поскольку не были инициатором санкционного противостояния. Пока антироссийские ограничительные меры ЕС не будут отменены, наши ответные меры в виде продэмбарго и ограничений на въезд будут оставаться в силе.
Что касается гипотетических санкций в отношении России за нашу помощь законным властям Сирии, то мы в курсе дискуссий, которые ведутся в некоторых западных СМИ на этот счет. Пока этот вопрос не стоит в официальной повестке дня руководящих органов Евросоюза. Однако, если дело до этого все-таки дойдет, то такой недружественный шаг, разумеется, не останется без ответа с нашей стороны.
- Планируется ли в ближайшем будущем реанимировать какие-либо форматы сотрудничества или диалога с ЕС, может ли состояться, например, встреча или визит на высшем уровне?
- Ситуация в наших отношениях с ЕС сложилась парадоксальная. Как известно, в апреле 2014 г. основные направления сотрудничества, а также встречи на высшем уровне были "заморожены". Однако взаимосвязанность наших экономик невозможно разрубить в одночасье. Несмотря на то, что политика в настоящее время довлеет над экономикой, и действуют взаимные ограничительные меры, остановить сотрудничество не получилось. Как бы того ни хотели некоторые силы в Европе и не только, на экспертном уровне контакты продолжались по наиболее насущным вопросам взаимного интереса: торговые проблемы, таможенное и ветеринарное сотрудничество, авиационная безопасность, информационное общество и др. Нам даже удалось нарастить взаимодействие, например, по линии ФТС России и Россельхознадзора в вопросах противодействия нелегальным поставкам товаров, в том числе продовольственных, из ЕС в Россию.
"Заморозка" не затронула региональное сотрудничество. По политическим вопросам поддерживаются регулярные контакты по тематике антитеррора и борьбы с наркотрафиком.
Регулярно проходят встречи министров иностранных дел, энергетики, связи и массовых коммуникаций со своими визави из Европейской внешнеполитической службы и Еврокомиссии. Не далее как 25 ноября Москву посетил зампред Еврокомиссии по вопросам энергетики М.Шевчович, а в Гамбурге Лавров встречался с Могерини.
В июне с.г. в Санкт-Петербург для участия в ПМЭФ приезжал председатель Еврокомиссии Юнкер, там же состоялась встреча с президентом России Путиным.
Я уже не говорю о многочисленных двусторонних встречах на высшем уровне с лидерами стран ЕС. Кстати, из 28 членов Евросоюза у нас возобновились контакты по линии Межправительственных комиссий с 19 государствами.
К сожалению, ЕС как политическая структура оказалась в плену собственных идеологических установок, вырваться из которого очень сложно. После избрания Трампа президентом США градус антироссийской истерии со стороны традиционных русофобов в ЕС даже вырос. В таких условиях рассчитывать на формальную "разморозку" сотрудничества не приходится. Впрочем, на нашей стороне время. Стратегическое терпение, которого придерживается Россия, со временем даст свои плоды.
- Как продвигается энергодиалог с ЕС? Находит ли у партнеров по ЕС понимание требование со стороны России юридически гарантировать необходимость для ведения "второй нитки" Турецкого потока? Есть ли прогресс на двусторонней основе и может ли "вторая нитка" "Турецкого потока" пойти по предполагавшемуся маршруту "Южного потока"?
- Формально энергодиалог Россия - ЕС был заморожен еще в 2014 г. на фоне событий на Украине. Как это абсурдно ни звучит, его размораживание есовцы связывают с выполнением Россией Минских договоренностей. Вместе с тем, несмотря на возникшую паузу, контакты между Россией и Евросоюзом в энергосфере продолжаются. В частности, регулярно проходят встречи министра энергетики Российской Федерации Новака с зампредседателя Еврокомиссии по вопросам энергосоюза Шевчовичем. Так, последняя такая встреча прошла в Москве буквально на днях - 25 ноября с.г. (Шевчович был также принят заместителем председателя правительства Российской Федерации Дворковичем). Обсуждаются не только вопросы, представляющие интерес для ЕС, но и весь комплекс отношений между Россией и Евросоюзом в области энергетики. Очередная встреча Новака с его ЕСовским и украинским партнерами прошла на прошлой неделе в Брюсселе.
Что касается гарантий со стороны ЕС реализуемости "Турецкого потока" или точнее его "второй нитки", то, думаю, европейские партнеры серьезно относятся к нашим заявлениям и выдвигаемым условиям. Вместе с тем, в ЕС пока нет консенсуса в отношении этого газопровода. Страны, которые будут непосредственно затронуты проектом, его полностью поддерживают. Другие страны и органы Евросоюза пока определенно не высказались.
Прогресс достигнут, в первую очередь, с Турцией, с которой мы подписали межправительственное соглашение по "Турецкому потоку" в его двухниточном исполнении. Однозначную заинтересованность проявляют Греция и Италия, а также их энергетические компании. Однако нам нужны недвусмысленные или, как выразился президент России, железобетонные гарантии полномочных институтов ЕС, прежде всего, Еврокомиссии.
В нынешней конфигурации не предусматривается использование "Турецким потоком" маршрута до побережья Болгарии. Однако мы внимательно следим за попытками болгарского правительства создать на своей территории газораспределительный центр "Балка". Если нам передадут ТЭО этого проекта, мы внимательно его рассмотрим.
- Планирует ли российская сторона восстановить все полномочия российской делегации в ПАСЕ, будет ли участвовать в работе данного органа в следующем году?
- В силу конституционного разделения властей в Российской Федерации этот вопрос, в первую очередь, следовало бы адресовать членам Федерального Собрания. При этом понятно, что все ветви российской власти заинтересованы в том, чтобы Ассамблея вновь обрела качества общеевропейского парламентского форума.
Насколько нам известно, руководители обеих палат российского парламента предпринимают активные шаги в контактах с ПАСЕ в поисках выхода из нынешней ситуации. Как вы знаете, 29 ноября с.г. совет Государственной Думы утвердил состав депутатской делегации в ПАСЕ.
В любом случае речь о возвращении России в ПАСЕ может идти только после безусловного восстановления всех полномочий российской делегации в Ассамблее.
Источник: Интерфакс
(Нет голосов) |
(0 голосов) |