Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Виктория Панова

К.и.н., руководитель Экспертного совета БРИКС, проректор НИУ ВШЭ, шерпа России в «Женской двадцатке» (W20), член РСМД

Экватор российского председательства в БРИКС уже пройден, и хотя главный саммит состоится в конце октября, можно сделать первые выводы относительно работы группы в новом, расширенном составе и обозначить перспективы дальнейшего развития.

С 1 января 2024 года мы имеем дело с совершенно другим БРИКС, и снова, как и в 2009 году, именно Россия председательствует в объединении, взяв на себя ответственность определять вектор последующего движения. Теперь, когда прошла эйфория от приема новых членов, участникам блока предстоит решить ряд непростых задач. Ключевая из них — это быстрое и полноценное подключение новичков ко всем ранее согласованным проектам и механизмам работы при сохранении высокой эффективности и плотности взаимодействия внутри группы. Впрочем, вопросы по критериям и пределам дальнейшего расширения, равно как и по форматам партнерства в рамках «БРИКС+», также пока остаются на повестке дня.

Экватор российского председательства в БРИКС уже пройден, и хотя главный саммит состоится в конце октября, можно сделать первые выводы относительно работы группы в новом, расширенном составе и обозначить перспективы дальнейшего развития.

С 1 января 2024 года мы имеем дело с совершенно другим БРИКС, и снова, как и в 2009 году, именно Россия председательствует в объединении, взяв на себя ответственность определять вектор последующего движения. Теперь, когда прошла эйфория от приема новых членов, участникам блока предстоит решить ряд непростых задач. Ключевая из них — это быстрое и полноценное подключение новичков ко всем ранее согласованным проектам и механизмам работы при сохранении высокой эффективности и плотности взаимодействия внутри группы. Впрочем, вопросы по критериям и пределам дальнейшего расширения, равно как и по форматам партнерства в рамках «БРИКС+», также пока остаются на повестке дня.

Несмотря на то что новый раунд расширения прошел, скажем так, не совсем гладко — мы видели резкую смену курса Аргентины и осторожную позицию Саудовской Аравии, — БРИКС не растерял популярности среди стран мирового большинства, а запросы на вступление в блок продолжили поступать и в текущем году. И это в условиях непрекращающегося давления Запада как на старых членов, так и на новичков «клуба» и его перспективных партнеров. При этом полностью игнорировать западную враждебность в адрес БРИКС оказалось непросто, поскольку многие страны Глобального Юга все еще сильно зависимы от бывших метрополий. Заместитель главы Совбеза России Дмитрий Медведев недавно приводил в этой связи неутешительную статистику, отметив, что выплаты по долговым процентам 45 развивающихся государств превышают их годовые расходы на здравоохранение. Понятно, что в подобных условиях вырваться из порочного круга зависимости, где «помощь» Запада гораздо ниже, чем извлекаемая им экономическая выгода, практически невозможно. Тем не менее снижение глобального доминирования США и других западных государств необратимо, и роль БРИКС здесь сложно переоценить.

Итак, что мы можем записать себе «в актив» и на какие направления следует обратить особое внимание? Во-первых, как было сказано выше, один из ключевых вопросов — интеграция новичков. Понятно, что, несмотря на поданные заявки, вряд ли новые члены в полной мере представляли, куда они вступают и что конкретно даст им членство в БРИКС, помимо повышения престижа. Для многих из них было непросто оперативно подключиться ко всем направлениям работы группы, учитывая, что в официальном календаре российского председательства числится более 250 мероприятий, а ряд форматов требуют в дополнение к шерпе назначения отдельных национальных координаторов. В некоторых случаях столь широкое поле взаимодействия порождало путаницу с точки зрения ведомственного подчинения.

Во-вторых, в связи со столь значительным расширением группы с новой силой встал вопрос об институционализации объединения и создании постоянно действующего секретариата БРИКС, хотя и здесь не все однозначно. С одной стороны, в условиях динамичного развития возникает потребность в централизации и более четкой координации всех процессов, с другой — отсутствие бюрократических структур, которые рано или поздно начинают жить своей жизнью, позволяет объединению сохранять известную гибкость.

Несколько лет назад автор данных строк выступала с идеей создания виртуального секретариата БРИКС, что позволило бы систематизировать взаимодействие внутри группы и значительно облегчить интеграцию новых членов. Тогда эта инициатива не получила продолжения в силу ряда причин, в числе которых — высокая стоимость запуска подобной системы и сложности с обеспечением безопасности электрон ных коммуникаций. Тем не менее, оценивая проблемы, возникшие в ходе нынешнего расширения, и учитывая современные технологические возможности, к данному вопросу, полагаю, пора вернуться. Интерес, в частности, может представлять создание общей многоцелевой платформы, которая функционировала бы на основании распределенного реестра и владения каждой из стран-участниц собственным сегментом. При этом появлялась бы возможность объединять ресурсы и формировать единый информационно-аналитический депозитарий БРИКС, а также обеспечивать работу общей дискуссионной площадки. Уровни доступа к различным сегментам такой платформы могут отличаться в зависимости от категорий пользователей и масштаба стоящих перед ними задач. Фактически речь может идти о появлении единой архитектуры взаимодействия в рамках БРИКС: как официального дипломатического трека, так и остальных — тематических и экспертных — «дорожек».

Следующий вопрос, который непосредственно связан с обеспечением регулярного взаимодействия, наличием единого депозитария документации и доступа к аналитике БРИКС, — это оценка работы и прогресса общих проектов объединения. Неслучайно Россия еще в рамках прошлого председательства в 2020 году на Совете экспертных центров БРИКС согласовала с другими членами перечень индикаторов для осуществления мониторинга развития. Суть работы заключается в представлении объективной картины и анализе необходимых дальнейших шагов по всем трем опорам* деятельности БРИКС. В мае этого года на Академическом форуме участники группы согласовали промежуточный доклад, а к саммиту лидеров в Казани готовится итоговая версия такого мониторинга по выбранным индикаторам. Все вышеперечисленное вкупе с уже реализуемыми проектами и ранее созданными Советом экспертных центров и Деловым советом БРИКС может стать надежным фундаментом для формирования Международного центра БРИКС по мониторингу, анализу и стандартам. Базовые функции такого Центра, по сути, близки к ОЭСР, но работа будет вестись в интересах БРИКС и остальных стран мирового большинства. Сейчас же в документах «Группы двадцати» и других подконтрольных Западу международных структур, как правило, фигурируют отсылки к стандартам и целям, выработанным ОЭСР, то есть без участия стран БРИКС, но с попыткой масштабирования на весь мир. Очевидно, что без выработки единых правил и стандартов БРИКС, без проведения самостоятельного анализа и мониторинга проделанной работы участники объединения, как и другие государства планеты, будут обречены лишь на догоняющее развитие.

Еще один существенный момент — порядок ротации председательства. Да, у БРИКС есть общие принципы, есть общее понимание необходимости обеспечения преемственности работы группы, но не менее важными являются национальная специфика обозначаемых приоритетов, экономическая и интеллектуальная целостность реализуемых проектов, вопросы суверенитета. Надо также понимать, что не все страны — участницы объединения (в силу различных причин — от финансовых трудностей до внутриполитической нестабильности) способны сами организовать проведение большого числа международных мероприятий высокого уровня, как того требует календарь БРИКС. И опять же далеко не все устойчивы к давлению, а порой и прямому шантажу со стороны США для формирования независимой повестки дня. Можно в этой связи вспомнить «опыт» работы аналогичного диалогового механизма — «Группы двадцати», где за содержательное и интеллектуальное наполнение председательства ряда незападных стран зачастую отвечали такие «очень даже западные» консалтинговые фирмы, как McKinsey.

Все вышесказанное касается организационных моментов, которые хоть и оказывают заметное влияние на работу группы, но не определяют ее. В год российского председательства лозунг объединения звучит так: «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности», а на обсуждение вынесены как уже звучавшие проблемы, которые требуют принятия дополнительных решений, так и новые направления, где у нас есть накопленный передовой опыт, которым мы готовы поделиться с партнерами.

Один из ключевых вопросов — формирование справедливой системы международных отношений. Понятно, что он носит долгосрочный характер и для его решения потребуются колоссальные усилия. Но что важно не упустить уже сейчас, с тем чтобы создать надеж ный фундамент для продолжения этой важнейшей работы, — это не только скорее интегрировать новичков БРИКС в общие механизмы, что в значительной степени сделано, но и проработать форматы взаимодействия со странами, подавшими заявку на вступление либо в иной форме выразившими интерес к диалогу с группой.

Предложенные в прошлом году критерии вступления, на мой взгляд, максимально общие и скорее характеризуются как «за все хорошее и против всего плохого», хотя фактор неконфронтационности по отношению к любому из членов БРИКС представляется стратегическим. Безусловно, особенность таких неформальных клубов, как БРИКС, как раз и состоит в их гибкости, в том числе в вопросах изменения своего состава, поэтому ожидать каких-то точных формул, наподобие Копенгагенских критериев вступления в ЕС, не стоит. Тем не менее с точки зрения эволюции группы важно понимать образ будущего, единого для всех. А это в свою очередь подразумевает погружение в философию и ценностные ориентиры всех участников и потенциальных партнеров, поиск общих знаменателей, в том числе в контексте сохранения мирового многообразия в противовес тотальной глобализации. Цивилизация и культура, традиционные ценности, права человека, общество и государство, демократия и суверенитет, многополярность, право на развитие, единая и неделимая безопасность — что все эти понятия означают для каждого члена БРИКС? Кем они видят себя в новой системе международных отношений? Не только без взаимного уважения, но и без глубокого понимания друг друга невозможно выстроить прочный фундамент будущего мира, ядром и опорой стабильности в котором станет именно БРИКС.

Не менее сложная и важная задача, без решения которой нельзя даже говорить о появлении нового, справедливого миропорядка, — формирование альтернативной западной и подлинно независимой глобальной финансово-экономической архитектуры. Не случайно реформа мировых финансов и, в частности, системы квот в МВФ была одним из ключевых вопросов еще на первых саммитах БРИКС. В 2009 году активная работа участников группы, в том числе в рамках встреч «Двадцатки», привела к пересмотру квот в МВФ в пользу развивающихся государств, что позволило членам БРИКС коллективно подойти к блокирующей доле. Но, несмотря на обязательства продолжить этот процесс «в соответствии со сложившимися реалиями», дело дальше не пошло из-за противодействия США, не желающих расставаться со своими приви легиями. Даже если ближайшей осенью будут приняты новые решения, это не означает, что задача реформирования глобальной экономики решена и проблемы в данной сфере можно отодвинуть на второй план.

Если на начальном этапе работы БРИКС было достаточно договориться об общем механизме использования пула валютных резервов и принять рамочное соглашение по нацвалютам, то сегодня необходимы более конкретные решения. Сразу оговорюсь, что речи о создании общей валюты стран БРИКС пока не идет. Тем не менее перманентные угрозы введения санкций, в том числе вторичных, риски отключения от системы SWIFT и других привычных финансовых инструментов, фактически ставших оружием в руках Вашингтона, заставляют задуматься об их нивелировании не только лидеров стран, у которых имеются трения в отношениях с США, но и вполне лояльных Западу национальных руководителей.

Очередной проверкой БРИКС на способность дать ответ обозначенным вызовам будет запуск альтернативного платежного инструмента группы, о чем стороны намерены договориться в рамках российского председательства. Важным элементом поддержания стабильности такого инструмента может стать его обеспеченность минеральными и иными ресурсами стран — участниц БРИКС. Тем более что теперь, после приема новых членов, это около 30% мировой добычи золота, вся линейка редкоземельных металлов, порядка 80% производства алюминия, 45% глобальных запасов нефти и 50% производства пшеницы и риса. Доллар же, который дефакто выполняет функции мировой расчетной единицы, с начала 1970-х годов не обеспечен ничем. Более того, сегодня США — это страна, живущая в долг у остального мира. Напомню, что летом американский госдолг преодолел очередную психологическую отметку в 35 триллионов, что в расчете на душу населения уже превышает 100 тысяч долларов!

В этих условиях стоящая перед членами БРИКС задача обеспечения стабильности и предсказуемости в сфере торговли и инвестиций, причем как внутри группы, так и на внешнем контуре, несмотря на известные сложности, представляется вполне реальной. Ее актуальность обусловлена не только санкционной политикой Запада по отношению к целому ряду стран — участниц объединения, но и объективной потребностью обеспечения независимого и неподконтрольного органам США финансового и торгово-экономического развития. Одним из вариантов работы на данном направлении, без сомнения, могут стать цифровые платежные средства.

Следует, однако, понимать, что альтернативная валютно-финансовая система не покроет все риски. На сегодняшний день мировая транспортная логистика и связанные с ней страховые услуги контролируются все тем же Западом. Именно поэтому странам БРИКС нужно развивать свои компании, занимающиеся контейнер ными перевозками, а также подумать о создании общих страховых фирм. В этом же ряду находятся и инициативы в области продовольственной безопасности, включая предложение России об открытии зерновой биржи БРИКС, которое позволит переформатировать глобальный рынок зерна в пользу участников объединения. И это справедливо, учитывая, что производство и потребление зерновых в странах группы составляет 44% от общемирового, тогда как цены на них формируются на европейских или американских биржах. Схожая картина наблюдается на многих направлениях.

Наконец, нельзя забывать, что независимое развитие — это не только политика и экономика, но и вопросы гуманитарного характера: сохранение родного языка и культуры, создание единого образовательного и научного пространства БРИКС, работа с молодежью. Здесь важно говорить не только о синхронизации национальных стандартов, но и о создании своих рейтингов и систем оценки качества.

В общем, впереди много работы, причем интересы и подходы стран — участниц БРИКС совпадают не всегда и не во всем. Не упрощает ситуацию и геополитическая обстановка, учитывая, что Запад, прежде всего в лице США, продолжит попытки расколоть группу, используя привычные методы кнута и пряника. Соблазн избрать легкую дорогу будет очень велик. В то же время способность отбросить сиюминутные выгоды и пройти через тернии к звездам ради справедливого и стабильного общего будущего обеспечит рождение той самой новой вселенной процветания. Все ли в БРИКС к этому готовы? Время покажет. Но иного пути нет и не будет.



Источник: Разведчик

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся