Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Александр Яковенко

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, заместитель генерального директора медиагруппы «Россия сегодня», член РСМД

Недавно в столице Лаоса Вьентьяне с участием главы МИД России Сергея Лаврова состоялась серия многосторонних переговоров. Их ход и итоги вновь привлекли внимание к политическому феномену АСЕАН — с учетом того, что Ассоциация стран ЮВА стала одним из признанных системообразующих «центров притяжения» восточной части Евразии. Разумеется, для России АСЕАН — это важный и давний региональный партнер, сотрудничество с которым устойчиво расширяется, что само по себе обусловливает повышенную значимость этих отношений в современных геополитических условиях.

Многолетнее успешное функционирование АСЕАН как интеграционного института, объединяющего значительную часть азиатского Глобального Юга, обеспечило выход этой ассоциации на позиции ключевого «коллективного» актора геополитической ситуации в АТР, а значит, в перспективе и одного из создателей новой архитектуры отношений в регионе, куда смещается центр мировой экономической и политической активности. При этом сама АСЕАН с выраженно самостоятельным целеполаганием служит зримым подтверждением жизненности подобных межгосударственных структур — на фоне стагнации их европейских аналогов, утративших всякую самоценность из-за полного подчинения блоковым интересам НАТО и «американскому лидерству».

Недавно в столице Лаоса Вьентьяне с участием главы МИД России Сергея Лаврова состоялась серия многосторонних переговоров. Их ход и итоги вновь привлекли внимание к политическому феномену АСЕАН — с учетом того, что Ассоциация стран ЮВА стала одним из признанных системообразующих «центров притяжения» восточной части Евразии. Разумеется, для России АСЕАН — это важный и давний региональный партнер, сотрудничество с которым устойчиво расширяется, что само по себе обусловливает повышенную значимость этих отношений в современных геополитических условиях.

Многолетнее успешное функционирование АСЕАН как интеграционного института, объединяющего значительную часть азиатского Глобального Юга, обеспечило выход этой ассоциации на позиции ключевого «коллективного» актора геополитической ситуации в АТР, а значит, в перспективе и одного из создателей новой архитектуры отношений в регионе, куда смещается центр мировой экономической и политической активности. При этом сама АСЕАН с выраженно самостоятельным целеполаганием служит зримым подтверждением жизненности подобных межгосударственных структур — на фоне стагнации их европейских аналогов, утративших всякую самоценность из-за полного подчинения блоковым интересам НАТО и «американскому лидерству».

Понятно, что АСЕАН «нашла себя» не просто и не сразу. Десятилетиями асеановцы вели наработку оптимальных форматов взаимодействия и подбор партнеров по бизнесу и диалогу. Важнейшей вехой на этом пути стал Балийский договор о дружбе и сотрудничестве, утвердивший главные принципы такого сотрудничества — равноправие, взаимовыгодность, учет интересов друг друга и выработка их баланса. Эти принципы, разумеется, актуальны и сегодня, поэтому далеко не случайно во Вьентьяне двадцатилетие присоединения России к Балийскому договору было отмечено принятием специального заявления.

В Ассоциации сложился свой базовый кодекс поведения при подходе к любым возникающим проблемам. Им стал «асеановский путь» /ASEAN Way (его еще можно перевести как modus operandi или образ действий). Он предполагает коллективную выработку решений строго на основе консенсуса и учета интересов всех участников. Иные подходы считаются неприемлемыми, название «Асеановский путь» получил и официальный гимн Ассоциации, который был признан всеми ее членами «выражением единства АСЕАН». Принципиально значимо, что «путь» АСЕАН и асеановское видение безопасности соответствуют культурно-цивилизационным кодам, общим для всего азиатского сообщества, а именно: искать развязки на инклюзивной и консенсусной основе, в рамках сложившейся годами системы «сдержек и противовесов», на основе самостоятельных решений, без использования заимствованных извне моделей. Поэтому с трибуны хозяев форума во Вьентьяне вновь отчетливо прозвучало их заявление о том, что «АСЕАН никогда не станет проводником политики какой-либо крупной державы».

Подоплека тут довольно очевидна. Именно с позиций вмешательства в дела асеановцев, постоянно меняя тактику, коллективный Запад настойчиво пытается навязать Ассоциации и всей Азии американоцентричный «порядок». Причем лобовой напор, как убедился Вашингтон, здесь не прошел. Пять лет назад, при Дональде Трампе, его госсекретарь Майкл Помпео прямолинейно озвучил идею американского «первородства» в создании АСЕАН, якобы определяющего «лидерство» США во всех делах АТР, но встретил столь же прямое отторжение. Реагируя на столь наглое переписывание истории (а американцами при создании АСЕАН просто «не пахло»), асеановцы изложили свое собственное видение развития региона, ставящее во главу угла независимость их курса на асеаноцентричную архитектуру безопасности и развития. В последующий период американцы стали подчеркнуто — как и совсем недавно во Вьентьяне — заявлять о своей «неизменной поддержке центральной роли АСЕАН», якобы составляющей «сердцевину» азиатской политики США. Американцы не были бы американцами, если бы не ставили этот тезис в контекст собственной «индо-тихоокеанской стратегии», как бы подтягивая региональную архитектуру в западном направлении.

Указанная «стратегия» ориентирована на совершенно иные цели — на создание сети американоцентричных блоковых механизмов образца начального этапа «холодной войны» (вспомним СЕАТО, которая была распущена в 1977 г.), форсированное продвижение в АТР инфраструктуры НАТО и формирование в итоге «фронтов» антикитайской и антироссийской направленности — при заметном усилении интенсивности таких попыток по мере обострения украинского кризиса. Налицо и шаги западников по подтягиванию «в свой лагерь» отдельных членов Ассоциации: например, китайские аналитики расценивают резкое повышение «заботы» Вашингтона (вместе с Токио) об обеспечении безопасности Филиппин как попытку «вбить клин в единство АСЕАН». Достаточно очевидно, что вся эта линия, сконцентрированная на блоковой психологии и идеях конфронтации в духе силового «сдерживания», не только противоречит самой сути асеановского «пути», но и чревата серьезными рисками для региональной стабильности, в том числе для асеаноцентричной диалоговой архитектуры, сложившейся на основе инклюзивности и стремления к согласию.

Как результат, обсуждения АСЕАН с постоянными партнерами (а их уже более десятка) актуальных вопросов безопасности оказываются сейчас больше сосредоточены, согласно констатации Сергея Лаврова, на противопоставлении тенденций устоявшейся в АСЕАН политической культуры и тех негативных трендов, которые Запад привносит в Азию, нагнетая здесь конфронтацию. Есть, однако, немало оснований рассчитывать, что в Ассоциации отдают себе в этом должный отчет и осознают возникающие риски и угрозы.

Об этом свидетельствует сбалансированная, взвешенная позиция, которую занимает руководство Ассоциации по большинству вопросов регионального мироустройства, а также по актуальной международной проблематике. Так, в «сообществе АСЕАН», по оценкам наблюдателей, все чаще отмечают обоснованность «обращения к первопричинам» нынешнего кризиса в Европе и нежелательность вовлечения в него Азии. А в академических кругах ЮВА порой звучит довольно острое осуждение практики политических санкций в свете недоверия Глобального Юга к Западу, а также мысль о контрпродуктивности прихода НАТО в Азию под эгидой «глобализации» интересов североатлантического блока. Все это, конечно, не могут не учитывать руководители Ассоциации.

Со своей стороны Россия, которая еще в 2018 г. зафиксировала установление с АСЕАН отношений стратегического партнерства (а в текущем году расширила их спектр до весьма актуального сегодня цифрового партнерства), последовательно подтверждает нацеленность на укрепление центральной роли АСЕАН в системе региональной безопасности через наращивание равноправного диалога и практического взаимодействия.

Для этого уже создана хорошая основа. У нас схожее видение основных параметров формирования многополярного мироустройства, повышения роли Глобального Юга в мировых делах, близки подходы ко многим острым глобальным и региональным проблемам. Успешно выполняется масштабный Комплексный план реализации стратегического партнерства на 2021–2025 гг., начата разработка новой пятилетней программы такого сотрудничества. Хорошую динамику показывает двусторонняя торговля, ширится диапазон связей с членами Ассоциации по отраслям — науке, технологиям и инновациям, туризму, энергетике, сельскому хозяйству и, разумеется, образованию.

В качестве доброго примера такого позитивного развития особенно приятно сослаться на состоявшийся 28 июля обмен нотами между Дипломатической академией МИД России и Институтом дипломатии и международных отношений при МИД Малайзии о намерении наладить сотрудничество в сфере подготовки специалистов-международников.

Не вызывает сомнений, что осознание обеими сторонами огромных возможностей конструктивного сотрудничества России и АСЕАН способно внести существенный вклад в обеспечение региональной стабильности и утверждение в АТР основ справедливого, отвечающего требованиям времени миропорядка. Все говорит о том, что в Ассоциации со вниманием отнеслись к инициативе президента Владимира Путина о формировании открытой и неделимой архитектуры евразийской безопасности как одной из основ многополярного мироустройства. Взаимодействие государств АСЕАН с такими структурами, как ЕАЭС и ШОС, уже составляет значимый интеграционный сегмент Большой Евразии. В России хотели бы видеть в АСЕАН одну из важнейших несущих опор будущей евразийской архитектуры безопасности и развития, равно как и процесса выработки соответствующих международных договоренностей.

Это — открытый проект, и той же Европе не заказан путь к участию в нем: надо только принять действующие здесь ценности и принципы международного сотрудничества, которые ничем не отличаются от общепринятых. Как говорится, со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Но именно это, похоже, труднее всего понять западным столицам.



Источник: Эксперт

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся