Read in English
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Михаил Конаровский

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, в.н.с. Института международных исследований МГИМО МИД России, член РСМД

Сохраняющийся в Афганистане многолетний тупик, как подмечают некоторые исследователи, привёл страну к ностальгии по «сильной руке», которая вмиг разрешила бы все проблемы. Однако такие предположения иллюзорны – настолько фрагментированы и разобщены все афганские этнополитические элиты и стоящие за ними сторонники. Тем не менее решить афганский вопрос могут и должны только сами афганцы. Никакие внешние рецепты не способны помочь этому. Мировое и региональное сообщества могут только (при проведении чётко согласованной линии) активно побуждать противоборствующие военно-политические стороны к осознанию необходимости достижения реальных, а не декларативных взаимных договорённостей.

В побуждении афганских сторон к достижению мирного консенсуса активную роль может и должно играть международное и региональное сообщество (при всех внутренних разночтениях в конкретных интересах отдельных государств на политико-экономическом поле Афганистана). В этом же контексте особую роль будет иметь и дальнейшая консолидация позиции России и центральноазиатских государств – непосредственных соседей этой страны. Их связывают общее понимание существа процессов в ИРА, предметная озабоченность опасностью внутреннего противостояния в ней для общей стабильности в регионе, в том числе в Центральной Азии, непринятие возможной радикализации Афганистана и деятельности на его территории боевиков ИГИЛ , распространения наркотиков и так далее. Сохраняющаяся военно-политическая неустойчивость в ИРА неизбежно будет оказывать негативное влияние на экономические, прежде всего транспортно-логистические, интересы центральноазиатских государств в регионе к югу от Аму-Дарьи. Это обстоятельство будет сужать также и соответствующие возможности России – как односторонние, так и многосторонние. В совокупности могут быть существенно затруднены и разноплановые международные усилия по вовлечению Афганистана в региональную кооперацию.

Практика показала, что никакое прямое вмешательство извне, и особенно военное, не способно обеспечить в Афганистане мир и национальное согласие. Сохраняющийся многолетний тупик, как подмечают некоторые исследователи, привёл страну к ностальгии по «сильной руке», которая вмиг разрешила бы все проблемы. Однако такие предположения иллюзорны, считает Михаил Конаровский, Чрезвычайный и Полномочный посол, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО.

Неожиданная пандемия СOVID-19, на время занявшая умы мировых политических элит, не оправдала робкие надежды на возможность оказания ею некоего оздоравливающего воздействия на зашкаливающе высокий градус напряжённости в международных отношениях. Коронавирус лишь внешне и ненадолго отвлёк от них основное внимание общественности, средств массовой информации и Интернета. Сами же процессы, как на глобальном, так и на региональных уровнях, шли своим чередом, эволюционируя в направлении дальнейших неопределённостей и новых вызовов.

Всё это полностью относится и к многолетнему застарелому внутреннему конфликту в Афганистане, который в связи с прямой или косвенной вовлечённостью в него ведущих мировых держав, а также соседних государств уже давно носит зримый региональный характер. При этом за последние полстолетия, несмотря на политико-идеологический калейдоскоп режимов в Кабуле («прокоммунистическое» правление, коалиция его религиозно-националистических оппонентов, правление фундаменталистских исламистов-талибов , нынешняя прозападно ориентированная коалиция), в стране так и не был достигнут внутренний консенсус о власти. Противоборствующие стороны, демонстрируя неспособность к реальным договорённостям и взаимным уступкам, всегда уповали на содействие со стороны внешних сил – как глобальных, так и региональных. Однако практика показала, что никакое прямое вмешательство извне, и особенно военное (будь то со стороны СССР в 70–80-х годах прошлого века или со стороны США и НАТО в течение более двух последних десятилетий), не способно обеспечить в этой стране мир и национальное согласие.

Сохраняющийся в Афганистане многолетний тупик, как подмечают некоторые исследователи, привёл страну к ностальгии по «сильной руке», которая вмиг разрешила бы все проблемы. Однако такие предположения иллюзорны – настолько фрагментированы и разобщены все афганские этнополитические элиты и стоящие за ними сторонники. Тем не менее решить афганский вопрос могут и должны только сами афганцы. Никакие внешние рецепты не способны помочь этому. Мировое и региональное сообщества могут только (при проведении чётко согласованной линии) активно побуждать противоборствующие военно-политические стороны к осознанию необходимости достижения реальных, а не декларативных взаимных договорённостей.

Уже давно осознав это, Россия в течение последних лет активно побуждала как Кабул, так и талибов, к тому, чтобы сесть за стол переговоров, поскольку военное решение афганского противостояния практически нереально. Для этого она, как известно, в своё время выступила с инициативой создания Московского формата консультаций различных афганских фракций с участием заинтересованных внешних сил – и региональных, и внерегиональных. Однако поначалу это вызвало настороженность Вашингтона и резкое неприятие со стороны официального Кабула, который расценил такие шаги как якобы заигрывание Москвы с талибами в противовес интересам центральных властей страны. Тем не менее, несмотря на видимые препоны, именно российская инициатива, на которую откликнулись в том числе и центральноазиатские соседи Афганистана, дополнительно способствовала окончательному осознанию Вашингтоном при Дональде Трампе необходимости прямых переговоров с талибами по взаимоувязанным вопросам вывода из Афганистана американских войск и запуска межафганского диалога. Впоследствии значительную роль на этом пути сыграл и инициированный Москвой формат тройки США – Россия – Китай с возможностью его расширения.

По иронии судьбы, во второй половине прошлого февраля, в разгар COVID-19 (который позже серьёзно затронул и Афганистан), завершились непростые, длившиеся почти полтора года американо-талибские переговоры. Они безусловно стали новым рубежом в попытках начать реальное движение в сторону разрешения ситуации в стране. При этом каждая из сторон, естественно, интерпретировала итоги переговоров как свою победу. Вашингтон сбалансировал их официальным подтверждением сохранения всех военно-политических обязательств перед Кабулом. Талибы же на международном уровне закрепили свой военно-политический статус одной из сторон внутри афганского конфликта, выступив при этом от имени никем не признанного Исламского Эмирата Афганистан.

Вместе с тем после подписания американо-талибского соглашения обстановка в стране, по существу, не претерпела кардинальных изменений, и талибы продолжают силовые акции против правительства. Их относительные успехи предопределяются и слабостью правящей коалиции в Кабуле, и продолжающимся внутри неё подспудным противостоянием. Это также подпитывает расчёты талибов на скорую эрозию центральной власти, предоставляющую им дополнительную возможность единолично претендовать на руководство страной.

Хотя президент Афганистана Ашраф Гани, а также некоторые американские источники утверждают, что всё готово для начала межафганских переговоров, да и талибы недавно заявили о своей сформированной делегации, нельзя исключать продолжения затягивания процесса. В качестве предлогов для проволочек можно расценивать новые обстоятельства в вопросе обмена пленными между талибами и Кабулом, который дополнительно требует освобождения некоторых своих военнослужащих. Нельзя сбрасывать со счетов и фактор предстоящих президентских выборов в США: если демократы и Пентагон размышляют о целесообразности повременить с выводом войск, то Трамп больше связан обязательствами по сделке с талибами и обещаниями вывести войска в нынешнем ноябре, не говоря уже о его недавнем заявлении в академии Вест-Пойнт о том, что американские военные более не будут решать чужие конфликты.

Всё это даёт основания говорить о некоем комбинированном варианте развития событий на афганском направлении. Он характеризуется возможностью начать диалог, сохранив при этом точечную активизацию боевой и подрывной деятельности вооружённой оппозиции, что способно привести к перерастанию конфликта в более горячую фазу, особенно в случае провала переговоров. Прогнозировать конкретные сроки завершения ещё не начавшегося переговорного процесса крайне преждевременно. Ведь существо афганского вопроса на нынешнем этапе заключается не в механическом разделе власти и распределении властных полномочий между Кабулом и талибами, а в необходимости достижения осознанного и сбалансированного консенсуса по будущему государственному устройству страны. А именно по этому кардинальному вопросу между Кабулом и талибами сохраняются базовые разногласия. Первый выступает за республиканскую форму правления на принципах умеренного ислама и уважения основополагающих принципов современного международного права. Талибы же продолжают отстаивать свою концепцию фундаменталистски ориентированного исламского эмирата на основах шариата как базы всей политико-идеологической и хозяйственной жизни страны. Поэтому впереди длительный сложный период переговоров.

В побуждении афганских сторон к достижению мирного консенсуса активную роль может и должно играть международное и региональное сообщество (при всех внутренних разночтениях в конкретных интересах отдельных государств на политико-экономическом поле Афганистана). В этом же контексте особую роль будет иметь и дальнейшая консолидация позиции России и центральноазиатских государств – непосредственных соседей этой страны. Их связывают общее понимание существа процессов в ИРА, предметная озабоченность опасностью внутреннего противостояния в ней для общей стабильности в регионе, в том числе в Центральной Азии, непринятие возможной радикализации Афганистана и деятельности на его территории боевиков ИГИЛ , распространения наркотиков и так далее. Сохраняющаяся военно-политическая неустойчивость в ИРА неизбежно будет оказывать негативное влияние на экономические, прежде всего транспортно-логистические, интересы центральноазиатских государств в регионе к югу от Аму-Дарьи. Это обстоятельство будет сужать также и соответствующие возможности России – как односторонние, так и многосторонние. В совокупности могут быть существенно затруднены и разноплановые международные усилия по вовлечению Афганистана в региональную кооперацию.

Учитывая участие в ШОС практически всех соседей Афганистана (кроме Ирана и Туркмении), а также статус ИРА в качестве наблюдателя в ШОС, было бы целесообразно придать дополнительный импульс и работе Контактной группы «ШОС – Афганистан», на что нацелено в том числе и нынешнее председательство России в этой организации.

При рассмотрении перспектив решения афганского вопроса следует также иметь в виду, что США, на фоне своей концепции «Большой Центральной Азии» и недавно принятой очередной стратегии по региону, будут всё больше рассматривать Афганистан в тесной увязке со своей политикой в Центральной Азии. Учитывая резкое обострение в последние годы отношений США с Россией, а также с Китаем, такая линия неизбежно продолжит носить подспудный антироссийский (а также антикитайский) характер.

На возрастающую значимость дальнейшей координации подходов России и государств Центральной Азии к разрешению афганского кризиса указывали и участники недавней онлайн-конференции дискуссионного клуба «Валдай» в партнёрстве с Институтом стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан «Возможности России и государств Центральной Азии в Афганистане». Вместе с представителями научных центров Казахстана, Таджикистана и Киргизии они подробно рассмотрели различные варианты дальнейшего развития обстановки в Афганистане и совместной реакции на них Москвы и центральноазиатских столиц в интересах достижения национального примирения в ИРА и обеспечения долговременной стабильности в регионе.



Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай»

(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju