Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ярослав Кузьминов

Научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член РСМД

Январь в России начался с политической сенсации: кабинет министров Дмитрия Медведева ушел в отставку, а 16 января 2020 года указом президента новым председателем правительства был назначен Михаил Мишустин, ранее руководивший Федеральной налоговой службой. Его задача была четко сформулирована — ускорить темпы экономического роста и реализацию нацпроектов, перевести страну на цифровые рельсы. Но уже в скором времени новому кабинету министров пришлось столкнуться с идеальным штормом — пандемией коронавируса, падением цен на нефть, а теперь и с глобальным экономическим кризисом. Стоит признать, что кабинет министров Михаила Мишустина не рассыпался под градом проблем, но теперь ему предстоит не менее сложная задача — не просто вывести экономику из кризиса, а сделать ее более конкурентоспособной, чем ранее.


Новый кабинет министров России проработал 100 дней. За это время страна оказалась под двойным ударом пандемии и обрушения нефтяного рынка. За что можно упрекнуть и похвалить правительство? Об этом в колонке на Forbes пишет ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов
Январь в России начался с политической сенсации: кабинет министров Дмитрия Медведева ушел в отставку, а 16 января 2020 года указом президента новым председателем правительства был назначен Михаил Мишустин, ранее руководивший Федеральной налоговой службой. Его задача была четко сформулирована — ускорить темпы экономического роста и реализацию нацпроектов, перевести страну на цифровые рельсы. Но уже в скором времени новому кабинету министров пришлось столкнуться с идеальным штормом — пандемией коронавируса, падением цен на нефть, а теперь и с глобальным экономическим кризисом. Стоит признать, что кабинет министров Михаила Мишустина не рассыпался под градом проблем, но теперь ему предстоит не менее сложная задача — не просто вывести экономику из кризиса, а сделать ее более конкурентоспособной, чем ранее.

Ядро повестки правительства Михаила Мишустина определил указ президента №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а социологические исследования свидетельствовали о соответствии сформулированных в нем приоритетов ожиданиям общества. Многие комментаторы — кто с одобрением, кто едва ли не пренебрежительно — называли сформированное под эти задачи правительство техническим. Никто не ожидал, что ему суждено столкнуться с беспрецедентными вызовами.

Новый кабинет министров проработал менее двух месяцев, когда страна оказалась под ударами пандемии и обрушения нефтяного рынка. Хотя эти явления и взаимосвязаны, реакция на них требовала взаимоисключающих действий. При отсутствии вакцин и надежных лекарств, способных адекватно купировать самые тяжелые проявления инфекции, естественным ответом на пандемию стали меры по ограничению социальной и деловой активности. А для того, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета, напротив, стоило бы стимулировать экономику.

Предстоял исключительно трудный и ответственный политический выбор. Российские власти, как и правительства большинства других стран мира, сделали его в пользу спасения людей. Впервые мир остановил экономику ради того, чтобы люди прожили больше, — и это колоссальная моральная трансформация.

Надо подчеркнуть, что хотя выбор в пользу ограничительных мер диктовался в первую очередь гуманистическими соображениями, можно представить себе, что стало бы с экономикой, если бы правительство упустило момент, когда следовало ввести самоизоляцию. Наши крупные города с их концентрированной многоэтажной застройкой — идеальная среда для распространения эпидемий. Весьма вероятным было повторение эпидемиологической катастрофы, случившейся в Нью-Йорке. Итогом стали бы не только десятки или сотни тысяч смертей, но и многократно более масштабные экономические потери, чем те, которые Россия несет сейчас. В то же время стоит отметить, что правительство не ввело жесткий карантин, как это сделано в ряде стран, и старается тщательно соизмерять принимаемые решения с конкретной обстановкой, в том числе с учетом региональной специфики.

Разумеется, выбор в пользу самоизоляции был сделан при решающем участии президента, но в его основе лежала и позиция правительства. Принципиально важно, что востребованными оказались качества, которые с самого начала отличали новый кабинет министров: предельная конкретность и оперативность в работе, организованность, исполнительность и — не в последнюю очередь — «вкус» к цифровым технологиям. Обстановка потребовала редкого сочетания политических и технических компетенций, и правительство сумело его предъявить.

За последний очень непростой месяц кабинету министров удалось мобилизовать все возможные ресурсы здравоохранения, промышленности, бюджета для борьбы с пандемией. Регионам выделены средства на создание специализированного коечного фонда, модернизацию и строительство больниц. Предприятия на порядок увеличили выпуск необходимого медицинского оборудования, средств защиты, лекарственных препаратов, тест-систем. Врачам, работающим «на передовой», выплачиваются специальные надбавки.

Еще не пришло время обобщать этот опыт, но российская медицина, в том числе благодаря сегодняшним действиям правительства, очевидно, выйдет из этого кризиса более подготовленной к подобным вызовам. Впрочем, также очевидно, что отечественная система здравоохранения нуждается в большем финансировании. Кроме того, необходим и пересмотр некоторых ранее принятых оптимизационных решений.

Что касается поддержки экономики и пострадавших от кризиса людей, то здесь кабинет министров действует, пожалуй, слишком осторожно и не всегда оперативно. Пакет антикризисных мер, включая расходы на здравоохранение, оценивался министром финансов Антоном Силуановым в 3,1 трлн рублей, или 2,8% ВВП. Он включает в себя прямые расходы бюджета, снижение налоговой нагрузки, предоставление налоговых отсрочек и госгарантий. Поддержку получат отрасли, больше всего пострадавшие от кризиса (их перечень периодически расширяется). Малому бизнесу решено выдавать беспроцентные кредиты на выплату зарплат, предоставлена отсрочка на полгода по всем налогам, кроме НДС, а также отсрочка по уплате страховых взносов. Гражданам, потерявшим работу после 1 марта, решено выплачивать пособие по безработице в размере МРОТ (12 130 рублей).

Этот пакет антикризисных мер, конечно, недостаточен, и очевидно, что он будет расширяться, о чем сказал президент 28 апреля. Но в целом, если в отношении эпидемиологических угроз правительство действует упреждающим образом, то экономические потери не столько предотвращаются, сколько компенсируются, подчас запоздало и чрезмерно выборочно. Понятно, что эта осмотрительность вызвана тем, что неясны сроки прекращения эпидемии и восстановления мировой экономики, а ресурсы все же ограничены.

Но не только в медицине профилактика зачастую эффективнее, чем лечение запущенной болезни и последующая долгая реабилитация пострадавших, — в нынешней ситуации этот подход справедлив и для экономики. Иными словами, сегодня нужно потратить больше, чтобы завтра не было совсем плохо.

Еще один упрек, который приходится предъявить правительству Михаила Мишустина, относится к открытости его планов. Для бизнеса (и не только для него) критически важно хотя бы в первом приближении представлять себе, как власти собираются проходить те или иные развилки. Информация такого рода существенно снизила бы неопределенность и позволила бизнесу гораздо увереннее адаптироваться к кризису и строить планы на посткризисный период.

Перед кабинетом министров президентом поставлена задача совместно с регионами и бизнесом начать подготовку национального плана действий по нормализации деловой жизни, по восстановлению занятости, доходов граждан и экономики. Этот план надо готовить максимально открыто и с учетом глубины внутренних  и внешних шоков. Он может стать основой для построения в России новой экономической политики и возврату к тем целям и задачам, которые ставились перед кабмином в самом начале его работы.

В экономической науке есть понятие learning by doing — обучение через практические действия. Данный термин трудно не вспомнить, говоря о первых 100 днях правительства Михаила Мишустина, которому пришлось на ходу искать абсолютно нестандартные решения принципиально новых острейших проблем. В результате найдены в целом адекватные ответы на вызовы, на которые во многих странах отвечают гораздо менее эффективно, чем в России. Это вселяет оптимизм и дает надежду, что из нынешнего кризиса России удастся выйти с более конкурентоспособной и диверсифицированной экономикой и эффективным государством.



Источник: Forbes

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju