Проблема Корейского полуострова продолжает оставаться нерешенной. Возможно ли урегулирование конфликта между США и КНДР или мир ждет неминуемая катастрофа?
В статье рассматриваются сценарии, при которых
— странами поддерживается статус-кво: эскалации конфликта не происходит, позиции сторон кардинально не меняются;
— возглавляемая США коалиция вследствие очередных пусков ракет Пхеньяном вводит войска на территорию КНДР;
— коалиция наносит удар по Пхеньяну, который отвечает запуском межконтинентальных баллистических ракет с ядерной боеголовкой по Западному побережью США, а также экстренным началом военных действий против Южной Кореи;
— США оказывают давление на КНДР посредством международной изоляции, усиления политических и экономических санкций, что приводит к смене режима в КНДР при активном содействии политической и военной элиты страны;
— происходит подписание КНДР договора о нераспространении ядерного оружия с сохранением ядерной программы и дальнейшее вступление страны на общих правах в ядерный клуб наряду со странами-основателями.
Положение России в данном кризисе второстепенно и неудачно: государству категорически не нужны военные действия в Азии, но при этом отсутствует прямой рычаг влияния на ситуацию. При поддержке инициатив США Россия рискует попасть в «черный список» КНДР, а при поддержке КНДР усугубить свое положение, присоединившись к «оси зла». Чтобы минимизировать риски, России необходимо выступать в качестве активного сторонника мира и дипломатии в рамках данного конфликта.
Основные акторы и их интересы в регионе:
1. КНДР успешно отстаивала свою независимость, пока рядом находился могущественный союзник, однако с крушением последнего её суверенитет оказался под угрозой. Пользуясь тем, что американцы достаточно долго отходили от празднования победы над СССР и выстраивали новый мировой порядок, северокорейские лидеры приняли, возможно, единственно верное решение для сохранения собственного режима — начали наращивать военный потенциал. Отбросив старые пособия по войне в сторону, представители династии Кимов сделали ставку на ракеты с ядерной начинкой: чем еще можно поразить мирового монополиста? Благодаря невероятной целеустремленности северокорейского народа, поставленная цель была достигнута: сегодня Ким Чен Ын одним взмахом руки может доставить большие неприятности как минимум американским военным на о. Гуам и территории Японии, что является для США сдерживающим фактором.
Конечно, Вашингтон и его союзники обложили КНДР санкциями и теперь надеются, что корейцы сдадутся без боя. Но как сказал президент России В. Путин: «в КНДР скорее траву будут есть, чем откажутся от ядерной программы».
2. Республика Корея. Если Пхеньяну за последние 25 лет удалось совершить военно-промышленный скачок, сравнимый по масштабам с индустриализацией в СССР, то Сеул за это время построил на своей территории капиталистический рай. Страна совершенно не готова к развязыванию новой войны, а потому любое действие воинственного соседа вызывает переполох в её правящих кругах. Южнокорейцы предпочли бы, чтобы всего этого конфликта вообще не было, но едва ли они откажутся осваивать территорию оппонента, если с ним что-то случится.
3. США. Северная Корея совершенно ускользнула из-под внимания мирового лидера в 1990-е гг., и теперь Вашингтону нужно как-то разрешить последствия собственной ошибки. Сегодня администрации Трампа меньше всего хочется участвовать в военных конфликтах, но бросить своих союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе она не может. Впрочем, от усиления позиций США в этом самом регионе она тоже не откажется.
4. Китай на сегодняшний день разрывается между двумя вариантами: отвернуться от Ким Чен Ына или продолжать ему оказывать поддержку. И оба варианта для Поднебесной невыгодны. В первом случае американцы станут доминировать в регионе, во втором — возможен вариант, что корейцы промахнутся и ударят по самому Китаю. Поэтому пока страна выступает с позиций нейтралитета и сохранения статус-кво, но выходки северокорейского лидера ей начинают надоедать.
5. Японии просто надоело жить в страхе. Почему испытывают оружие против США, а летает оно постоянно над твоей головой? Даже совершенно не воинственное население Страны восходящего солнца поддерживает меры по наказанию агрессора.
6. Россия не заинтересована в конфликтах у собственной границы. Но подходы в геополитике у В. Путина и Д. Трампа настолько разные, что Москва не может просто встать на сторону Запада в этом вопросе. Именно поэтому руководство России поддерживает мудрую позицию потомков Конфуция и пытается усадить участников конфликта за стол переговоров.
Сценарии развития ситуации
Корейский ракетно-ядерный кризис, развернувшийся в августе 2017 г., — это не новый конфликт, а эхо локального противостояния двух сверхдержав в рамках холодной войны. И хотя формально на сегодняшний день сверхдержава осталась одна и баланс сил изменился, проблема Корейского полуострова продолжает оставаться нерешенной.
На данный момент прослеживаются три стороны конфликта:
1. КНДР (без союзников, но с ракетами);
2. США, Южная Корея, Япония (хотят по разным причинам покончить с режимом в КНДР раз и навсегда);
3. КНР и Россия (занимают позицию дипломатов).
Сценарий 1. «Бомба замедленного действия»: сохранение статус-кво
КНДР продолжает наращивать свой военный потенциал, что неизбежно ведет к введению против нее новых санкций, которые поддерживаются США, Японией и Южной Кореей. С целью сохранения дипломатических и экономических отношений с КНДР Китай воздерживается от дополнительных санкций, в то время как Россия занимая позицию медиатора, поддерживает заявления Китая, но присоединяется к санкциям.
Таким образом, для КНДР санкции становятся постоянным фреймворком, что снижает их эффективность и отрицательно влияет на рост военного потенциала. Коалиция США продолжает дипломатическое и экономическое давление. Китай и Россия занимают миротворческую позицию, выступая против любой эскалации конфликта.
Тем самым поддерживается статус-кво: эскалации конфликта не происходит, позиции сторон кардинально не меняются. Пороховая бочка, сохраняющая возможность реализации любого другого сценария.
Сценарий 2. «Господин президент, мои руки в крови»: горячий конфликт
2.1. КНДР в ходе очередных пусков ракет, нарушающих введенные против страны санкции, бьет слишком близко от границ США, Японии или Южной Кореи. В подобной ситуации возможны два сценария.
2.1.1. Происходит ввод войск возглавляемой США коалиции на территорию КНДР. РФ и Китай протестуют против этого, но активных препятствующих мер не предпринимают, занимая позицию наблюдателей, так как не могут встать на сторону КНДР-агрессора. Подобный ход событий ведет к развязыванию полноценных боевых действий, в ходе которых КНДР терпит поражение, а США, Япония и в особенности Южная Корея получают катастрофический урон.
2.1.2. США, Япония и Южная Корея бьют по КНДР ракетами без ввода наземных войск. В ответ КНДР предпринимает аналогичные действия. РФ и Китай воздерживаются от поддержки какой-либо из сторон, применяя весь доступный дипломатический ресурс с целью обезопасить свои территории. КНДР терпит поражение, а США, Японии и в особенности Южной Корее наносится катастрофический урон.
Оба эти сценария ведут к изменению баланса сил в Восточной Азии, на первых порах безусловно расширяя влияние США, но и потенциально усиливая влияние коалиции Китая и России, которые вливают инвестиции в восстановление пострадавших территорий. При грамотном использовании ресурсов международных организаций, возможно формирование образа США — агрессора, асимметрично отреагировавшего на учения КНДР и подвергнувшего весь мир опасности. Тем самым РФ и Китай, не участвовавшие в боевых действиях, но активно вкладывающиеся в восстановление экономики региона, могут получить статус миротворцев и новых региональных лидеров, противопоставляя себя агрессивному империалисту Запада.
2.2. КНДР наращивает свой военный потенциал и успешно проводит испытание ядерного оружия. Руководство КНДР продолжает угрожать применением ядерного и баллистического оружия против США, а также проводит агрессивную политику в отношении Южной Кореи. В свою очередь, усиливающийся конфликт на Корейском полуострове не может не беспокоить население и политическое руководство Японии.
Продолжается усиление «воинствующей риторики» КНДР и напряжение на Корейском полуострове достигает своего апогея. Ближайшие соседи КНДР — Южная Корея и Япония, заручившись поддержкой США, подготавливают вооруженную операцию по усмирению «неспокойного соседа». В данной ситуации все будет зависеть от того, насколько подготовленной и быстрой окажется проводимая операция коалиции и как долго планы по ее организации будут сохраняться в тайне.
2.2.1. Коалиция наносит удар по Пхеньяну, который отвечает запуском межконтинентальных баллистических ракет с ядерной боеголовкой по Западному побережью США, а также экстренным началом военных действий против Южной Кореи. В ответ США, невзирая на своих союзников, наносит ответный ядерный удар по КНДР, и Корейский полуостров превращается в пепелище. Ядерный удар будет иметь катастрофические последствия для всего Азиатского региона, и будущее мира оказывается в опасности.
2.2.2. Коалиция наносит молниеносный удар по Пхеньяну, который, несмотря на свои заявления, оказывается неготовым к началу войны. Блицкриг американо-японо-корейской коалиции приводит к тому, что Китай и Россия не успевают оказать поддержку КНДР и руководство страны отказывается от сопротивления. В дальнейшем происходит раздел территории КНДР в соответствии с мандатами на внешнее управление.
2.2.3. Коалиция наносит удар по Пхеньяну, однако Китай и Россия оказывают поддержку северокорейскому режиму, и начитается Вторая Корейская война, которая по своему масштабу будет значительнее войны 1950–1953 гг. В войну будут в той или иной степени вовлечено большинство государств Азиатского региона, а также все ведущие державы. Конфликт может завершиться как победой Южной Кореи и стоящей за ней коалиции, так и КНДР, поддержку которой будут оказывать в первую очередь Китай и Россия. Однако наиболее вероятным представляется мирное урегулирование конфликта после непродолжительной фазы активных боевых действий со стороны воюющих сторон.
Сценарий 3. «По заветам Талейрана»: дипломатическое решение вопроса
КНДР продолжает осуществлять разработку ядерной программы, в результате чего вопросы безопасности на Корейском полуострове выходят на первое место уже не на региональном, а на международном уровне. США придерживаются политики санкций и давления на КНР с целью убедить страну в создании экономического вакуума для КНДР. При таком развитии событий КНДР грозит экономический коллапс и распад государственности, что не входит в планы Пекина: он заинтересован в дальнейшем существовании Северной Кореи. Следовательно, наличие ядерной программы у КНДР — сдерживающий фактор против возможных агрессий со стороны ее противников и имеет первостепенное значение для сохранения суверенитета.
Китай как главный актор в регионе берет на себя роль медиатора в урегулировании конфликта, в первую очередь чтобы показать свою значимость и влияние. Итогом длительных двусторонних переговоров Пекина и Пхеньяна становится решение о переговорах при содействии ООН. КНДР понимает, что не имеет никаких причин для атаки иных территорий, иначе будет уничтожена, а северокорейская элита хочет сохранить свою страну и режим, но без сокращения ядерного потенциала. Поэтому страны в результате переговоров приходят к одному решению: подписание КНДР договора о нераспространении ядерного оружия с сохранением ядерной программы и дальнейшее вступление страны на общих правах в ядерный клуб наряду со странами-основателями.
Итогом развития ситуации по данному сценарию становится сохранение позиций стран при дипломатических отношениях и отказе от применения силовых методов.
Сценарий 4. «Геополитическая дедовщина»: сдача позиций одной из сторон
Данный сценарий связан с усилением позиций одного из акторов за счет ослабления другого. Данное ослабление может быть связано как с давлением на противоборствующую сторону напрямую (США давят на КНДР), так и с принуждением косвенно, через третье звено (США давят на КНР, КНДР решается экономической поддержки). Оба эти сценария ведут к изменению геополитической карты региона, выделению нового доминиона на Корейском полуострове в лице США. Главным геополитическим оппонентом реализации такого рода сценария является КНР, чей экономический и политический вес позволяет оказывать давление на политику своих ближайших соседей.
Таким образом, США могут достигнуть своей цели по вовлечению Корейского полуострова в орбиту своего влияния двумя путями.
4.1. США оказывают военное и финансовое давление на КНР — главного экономического партнера КНДР — посредством наращивания противоракетной обороны в регионе и давления на китайские финансовые институты. КНР, не желая милитаризации региона и усиления влияния США на полуострове, идет на уступки, организуя экономическую блокаду КНДР. КНДР ввиду коллапса в национальной экономике вынуждена сдаться, теряя свой политический суверенитет. Итогом развития ситуации по данному сценарию становится доминирование США в регионе.
4.2. США продолжают оказывать давление на КНДР посредством международной изоляции, усиления политических и экономических санкций. Это приводит к смене режима в КНДР при активном содействии политической и военной элиты страны. Смена режима ведет к выбору дальнейшего вектора развития. Страна находится в точке бифуркации.
4.2.1. Первый вариант развития событий — усиление позиций США в регионе. В таком случае будущее КНДР можно рассматривать в двух вариантах.
4.2.1.1. Переход КНДР под протекторат Южной Кореи, что ведет к созданию «Большой Южной Кореи» — сателлита США.
4.2.1.2. Прямая, а не косвенная, зависимость КНДР от США. На территории страны разворачивают военные базы США, КНДР превращается в центр американского военно-политического давления в регионе.
4.2.2. Второй вариант — после смены режима в КНДР КНР принимает активные действия по введению страны в орбиту своего влияния посредством экономического давления на северокорейскую элиту. В итоге КНДР попадает не только под экономическую, но и политическую зависимость от КНР.
Рекомендуемая для России модель поведения в данном конфликте
Стоит отметить, что положение России в данном кризисе второстепенно и неудачно: российскому государству категорически не нужны военный действия в Азии, но при этом отсутствует прямой рычаг влияния на ситуацию. При этом при поддержке инициатив США Россия рискует попасть в «черный список» КНДР, а при поддержке КНДР усугубить свое положение, присоединившись к «оси зла». Чтобы минимизировать риски, России необходимо выступать в качестве активного сторонника мира и дипломатии в рамках данного конфликта, для чего следует:
-
периодически собирать или призывать к сбору пятерку (в силу дипломатического нигилизма КНДР — без нее) стран · участниц конфликта для переговоров и обсуждения проблемы. Это позволит более точечно и частно обсуждать аспекты кризиса, а также закрепить за Россией положение главного медиатора;
-
проведение двусторонних переговоров между Россией и участниками конфликта, за исключением КНДР, так как близкие контакты с Северной Кореей потенциально несут репутационные риски для России;
-
постоянное поднятие вопроса мирного урегулирования конфликта на всех международных площадках, где принимает участие Россия;
-
в случае отказа Китая от участия в дальнейших санкциях — совместное неприсоединение к ним, что снимет с России угрозу обострения отношений с Пхеньяном, а также позволит создать оппозицию милитаристским настроения США;
-
в случае попыток военной эскалации конфликта — применять право вето в ООН и призывать к миру.
Подобную позицию можно назвать позицией «активного нейтралитета», который позволит России избежать серьезного урона при любом развитии событий. При этом с большой долей вероятности эту позицию будут одобрять и поддерживать Китай и мировые сообщество, что потенциально обращается в политический капитал для России.