Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Нежданов

Магистр международных отношений, эксперт Центра изучения перспектив интеграции, ассистент кафедры новой истории и мировой политики Тюменского государственного университета, эксперт ИАМП Дипломатической академии МИД России

XIII пятилетка в Китае становится периодом вызовов: стремление построить постиндустриальную высокотехнологичную экономику и улучшить экологическую обстановку сталкивается с проблемами китайской политической, экономической и общественной жизни. Одной из таких проблем признана демографическая политика, которая уже сегодня учитывается в выстраивании миграционного законодательства Китая.

Проблема трудовых ресурсов является краеугольной для стран Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Журнал «Economist» опубликовал расчет, по которому к 2030 г. недостаток трудовых ресурсов ощутят Монголия, Китай, КНДР, Республика Корея, Япония, Тайвань, Вьетнам, Тайланд и Малайзия. Подобная ситуация вызовет жесткую конкуренцию за трудовые ресурсы в регионе, а также за наиболее ценные кадры, способные к развитию передовых идей и новых технологий. По этой причине Китай уже сегодня начал политику упрощения процедуры получения разрешения на работу в Китае.

Китайским экономике и обществу вскоре придется принимать больше трудовых мигрантов с различным социальным, культурным и историческим прошлым. Такой выбор станет определенным вызовом для страны.

ХХ век подарил нам представление о Китае как о молодой, растущей и многочисленной по населению стране. Действительно, рост населения Китая был одним из самых высоких в мире, средний возраст китайца в 1980 г. был всего лишь 21,7 года. Китай рос и развивался, что подарило всему миру иллюзию вечного роста и вечного конвейера по небольшой приемлемой цене для стареющего и богатого Запада. Однако политика «Одна семья — один ребёнок» сделала своё дело, средний возраст китайца стал расти и составляет сегодня 37,1 год. При этом росли и темпы урбанизации, принося городской стиль жизни и нежелание заводить раннюю и многочисленную семью. Ещё одним «шоком» XXI в. стало замедление экономического роста Китая. КНР постепенно заходит в экономическую ловушку, схожую с опытом Японии и Кореи. Однако Китай не желает с этим мириться, что выражается в планах на XIII пятилетку, а также в изменении миграционной политики.

XIII пятилетка: развитие экономики и старение населения

Демографические проблемы Китая могут оказать значительное влияние на развитие экономики страны, а также на возможность изменения базы экономической модернизации. XIII пятилетний план, став первой пятилеткой под руководством Си Цзиньпина, провозгласил стремление к победе над абсолютной бедностью в КНР к 2020–2021 гг., а также свою привязку к идее «Китайской мечты о возрождении китайской нации». Несмотря на проблемы в экономике, для достижения поставленных целей Китаю необходимо поддерживать темпы экономического роста как минимум на уровне 6,5% в год.

XIII пятилетка в своей экономической части опирается на реформаторские идеи, заложенные «Руководящей группой по всестороннему углублению реформ», председателем которой стал Си Цзиньпин. Среди сфер, отмеченных в планах пятилетки как основополагающих, но реагирующих на демографическую политику можно отметить: идею развития общественных услуг, реформирование государственных компаний, развитие «Индустрии 4.0», высоких технологий и брендов, а также стимулирование внутреннего спроса. При этом пятилетний план обозначает пять основных составляющих для создания современного и зажиточного общества: инновации, открытость, улучшение экологической ситуации, координация всех направлений развития, а также всеохватность. В рамках реализации пятилетнего плана ожидается рост урбанизации Китая к 2020 г. до 60% от населения.

Таким образом, экономические идеи пятилетки во многом отражаются в политических стремлениях пятого поколения руководителей, вставших перед необходимостью углубления политики реформ и открытости, а также перед возможным реформированием политической и общественной системы КНР.

Бесспорным фактом становится необходимость высококвалифицированных трудовых ресурсов для претворения планов по экономическому развитию в жизнь. Однако Китай столкнулся с проблемой старения населения и необходимости срочно реагировать на этот вызов. Согласно статистике XIII пятилетки средняя ожидаемая продолжительность жизни в Китае на сегодняшний день составляет 76,34 года. Вместе с этим действовавшая до 2016 г. политика рождаемости привела к ситуации, которую можно описать формулой «4–2–1». Данная формула описывает изменение размера поколений в популяции, отмечая, что старшее поколение среднестатистической семьи в КНР состоит из четырех человек, второе – из двух, а нынешнее – лишь из одного человека. Таким образом, в рамках популяции сохраняется инерция роста численности населения за счет многочисленного старшего поколения и значительное сокращение возможностей как воспроизводства, так и рекрутинга трудовых ресурсов в самом младшем поколении. Вместе с этим отмена политики «одного ребёнка» вряд ли вызовет демографический рост Китая. Планирование реформы «хукоу» (регистрации в городах), увеличение уровня урбанизации до 60% к 2020 г. привносит в КНР городской стиль жизни. В данном контексте на протяжении 30 лет фертильность Китая сократилась с 2,08% до 1,56%, что говорит о значительном перевесе пожилого неработающего населения в будущем и создания дополнительного нежелательного давления на экономику КНР.

Выход из сложившейся ситуации Правительство Китая видит в рациональном определении минимального уровня оплаты труда, что позволит более выгодно распределять как экономические, так и трудовые ресурсы, постепенно становящиеся дефицитным товаром на китайском рынке. Другой выход — повышение пенсионного возраста в Китае, что априорно является непопулярной мерой. Однако существует и третий путь, который уже начинает набирать вес в Китае — это развитие практики привлечения трудовых ресурсов в страну.

Стареющее население и скромные экономические показатели

Население Китая стремительно стареет. Согласно Ежегодной статистической книге Китая за 2016 г. уровень рождаемости в КНР держится около отметки в 12% уже на протяжении последних 13–14 лет. При этом уровень смертности за это время вырос до 7,11– 7,16%, что в сумме сокращает естественный прирост населения страны до 4,96% в 2015 г. Вместе с этим ожидаемая продолжительность жизни на протяжении периода реформ и открытости постоянно росла, что увеличивало количество пожилых людей, находящихся на попечении у государства или работающих детей в структуре населения. Вместе с этим необходимо заметить, что в 2014–2015 г.г. статистика фертильности женского населения КНР показывала, что наибольшее количество молодых мам в Китае составляет группа женщин в возрасте 25–29 лет (фертильность — 74.31%). Данное замечание говорит нам о том, что в современном Китае молодежь в первую очередь стремится к карьере и образованию и только после долгих лет учебы приступает к планированию семьи. Вместе с этим городской стиль жизни большинства китайцев не предполагает заводить более одного–двух детей даже по факту снятия ограничений на рождение второго и последующих детей. Например, в Шанхае уровень фертильности находится на ужасающе низком уровне 0,7% в 2017 г., что, пожалуй, можно считать самым низким уровнем рождаемости в мире.

Низкие показатели рождаемости при возрастающей урбанизации Китая, а значит распространения городского стиля жизни со стремлением к развлечениям, разложению традиционных семейных ценностей, стремлением построить карьеру и как следствие не обременять себя большим и ранним потомством. И все бы ничего, если бы предыдущие поколения Китая не были так многочисленны. Так, уже сегодня можно примерно отметить, что Китай достигнет своего максимума по количеству населения к 2030 г. При этом рост фертильности в США и Индии в этот период позволит этим странам быть более конкурентоспособными с точки зрения трудовых ресурсов.

Отметим, что проблема трудовых ресурсов в данном случае является краеугольной для стран Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Так, журнал «Экономист» представил расчёт, который отмечает, что к 2030 году, если сохранить тенденции в демографии, характерные для 2016 года, странами с избыточными трудовыми ресурсами будут: Пакистан, Индия, Непал, Бангладеш, Бутан, Мьянма, Лаос, Камбоджа, Филиппины и Индонезия. При этом недостаток трудовых ресурсов ощутят: Монголия, Китай, КНДР, Республика Корея, Япония, Тайвань, Вьетнам, Тайланд и Малайзия. Подобная ситуация вызовет жесткую конкуренцию за трудовые ресурсы в регионе, а также за наиболее ценные кадры, способные к развитию передовых идей и новых технологий. По этой причине Китай уже сегодня начал политику упрощения процедуры получения разрешения на работу в Китае.

Гастарбайтеры Китая — первые шаги к созданию условий трудовой миграции в КНР

На протяжении реализации «Политики реформ и открытости» количество иностранцев в Китае постоянно росло как в рамках туристических поездок, так и в рамках образовательных, производственных и прочих обменов, однако не достигало сколь-нибудь значительного количества.

При этом на протяжении 30 лет в стране действовало миграционное законодательство, принятое в 1985 г. «вайгожень жуцзин чуцзин гуаньлифа». В рамках существовавшего законодательства Китай постоянно сталкивался с социальными последствиями обсуждения проблем миграции в страну как на общественном, так и на политическом уровне. Так, в 1990-е гг. тревогу в Китае вызывали споры о низком качестве мигрантов, которые не делают должный вклад в модернизацию Китая. При этом в 2008 г. вопросы миграции касались споров об экономической целесообразности и вкладе мигрантов в развитие общества. Однако несмотря на существование правовой базы для миграции в Китай к 2010 г. число мигрантов не превышало 600 000 человек, что по меркам Китая можно считать погрешностью.

Изменения в китайскую миграционную политику пришли в 2012 году, когда был принят новый миграционный закон «чуцзин жуцзин гуанлифа». Вступивший в силу в 2013 г. новый закон разделяет въезжающих в КНР мигрантов на этнических китайцев и иностранцев. Причём что касается этнических зарубежных китайцев, то для них предусмотрены специальные процедуры въезда в КНР. По закону 2012–2013 гг. оговариваются и вопросы проживания и работы в Китае. Причём впервые указывается, что претендент на работу в КНР должен иметь определённый уровень образования, а также определенный опыт работы.

Однако настоящая «революция» в миграционной политике Китая произошла 13 марта 2017 г., когда КНР ослабила правила для получения повторных виз для иностранных рабочих. Основная идея нового этапа миграционной политики Китая — ускорить рост иностранной рабочей силы в стране на благо общества и ускорения модернизации Китая. Новая пилотная программа о которой идёт речь — разработка Министерства общественной безопасности КНР. Новая процедура позволяет каждому, кто официально работал в Китае последние два года подряд подать документы на пятилетнее разрешение на работу. При этом в предыдущей редакции правил разрешение необходимо было переоформлять ежегодно. При этом можно говорить, что Китай начинает развитие собственной программы грин-карт, поскольку новые правила позволяют всем, кто официально проработал в Китае на протяжении четырёх лет подряд при нахождении в КНР не менее шести месяцев в году подавать документы на получение постоянного разрешения на проживание в Китае.

Развитие трудовой миграции в Китае бесспорно повлияет на самоидентификацию жителей КНР, но еще больше скажется на международной конкуренции как за высококлассные, так и за неквалифицированные кадры.

Согласно новым правилам заявки на разрешение на работу будут подразделяться на три категории: А — таланты высшего уровня; В — профессионалы; С — неквалифицированные рабочие и представители сферы услуг. Ожидается, что в ближайшие месяцы данная программа начнет своё развитие в «демонстрационных зонах для инновационных реформ».

На данный момент новые правила действуют в так называемых «демонстрационных зонах для инновационных реформ», которые включают в себя девять города и провинций, включая Пекин, провинции Ухань и Хэбэй, а также 11 зон свободной торговли, включая Тяньцзинь, Чунцин и провинцию Хэнань.

Включение Китая в глобальную борьбу за таланты и профессионалов касается готовности КНР к диалогу о развитии идей мультикультурализма. Так, несмотря на определенную склонность современного Китая к националистическим идеям, страна обладает опытом развития мультикультурного очага с китайскими экономическими и лингвистическими базовыми элементами в городе Иу. Этот город смог выстроить гармоничную структуру взаимоотношений между своими многонациональными жителями, которая может стать базой для развития подобных сообществ во всем Китае.

XIII пятилетка в Китае становится поворотным моментом как для экономики страны, так и для китайского общества, которому вскоре придется принимать больше трудовых мигрантов с различным социальным, культурным и историческим прошлым. Такой выбор станет определенным вызовом для Китая. Однако в этой ситуации вновь становится актуальным афоризм Дэн Сяопина о переходе реки вброд, нащупывая камни. Новая неизведанная река для Китая — трудовая миграция и, судя по всему, первый камень уже нащупан.


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju