Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.71)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Иван Рощупкин

Студент МГИМО МИД России

Гонконг (Сянган) — особый административный район в составе Китая, получивший свой статус после заключения договора между КНР и Великобританией в 1984 г. Вот уже на протяжении 25 лет, начиная с 1997 г., данная территория пользуется широкой автономией во всех вопросах, кроме оборонной сферы и внешней политики. Согласно указанному договору правительство КНР обязуется сохранить автономный статус района до 2047 г.

Запад вынуждает правительство Китая сделать выбор, какой Гонконг для него более предпочтителен — классическая провинция или мостик к возможностям капиталистического мира. При этом важно понимать, что укрепление института государства как на международной арене, так и внутри страны остается одной из ключевых задач КНР.

Ситуация с Гонконгом представляет для Китая сложность и с точки зрения решения тайваньского вопроса — необходимо одновременно создать прецедент эффективного сосуществования в одном государстве двух политических систем («одна страна — две системы»), но при этом сохранить устойчивые условия для обеспечения национальной безопасности.

Для достижения цели КНР — успешного функционирования двух систем в составе одного государства, Пекину необходимо не просто провести законодательные реформы в регионе, но и заручиться поддержкой властей Гонконга. Здесь большие надежды он возлагает на трансформацию избирательного законодательства анклава.

Помимо реформирования законодательства Гонконга, Пекину необходимо решить проблему национальной идентичности, поскольку гонконгцы, находясь под управлением колониального режима Великобритании на протяжении 155 лет, все меньше связывали себя с материковыми китайцами.

       Сейчас Гонконг продолжает оставаться наиболее автономной территорией Китая. Несмотря на многочисленные заявления со стороны западных стран, власти КНР юридически не ограничивают права и свободы жителей Гонконга и строго придерживаются договора 1984 года. Некоторые же попытки (порой удачные, а порой нет) внести изменения в законодательство Гонконга обусловлены намерением Пекина устранить национальную разрозненность между гонконгцами и остальными китайцами, а также его обеспокоенностью по поводу национальной безопасности, обостренной в условиях напряженных отношений с западными странами. Гонконг видится Пекину отличным плацдармом для взращивания Западом антикитайских радикальных настроений, которые впоследствии могут распространиться на остальную часть Китая и подорвать его социально-политическую систему изнутри.

Рост протестных настроений и стремление гонконгцев сохранить автономный статус однозначно продемонстрировали Пекину остроту проблемы, связанную с реализацией идеи единой китайской нации. Усиление политического самосознания с ярко выраженными оппозиционными лидерами — сторонниками права на самоопределение — способствовал укреплению особой национальной и культурной идентичности среди гонконгцев. Эти факторы серьезно усложняют реализацию Пекином концепции «одна страна — две системы», поскольку основная ее цель была в постепенном стимулировании самоопределения жителей Гонконга, в особенности молодого поколения, как китайской нации, что в итоге должно было решить задачу полной интеграции района в состав КНР. Однако нежелание Гонконга следовать по намеченному Пекином пути не дает возможности центральному правительству Китая прочувствовать древнюю мудрость Сунь Цзы: «Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как по ней проплывет труп твоего врага». Стала очевидна необходимость принятия серьезных политических мер для стабилизации обстановки в регионе.

Вместе с тем маловероятно, что подобная ситуация заставит власти КНР пойти на радикальные шаги нарушения договора 1984 года и насильственного удержания региона от сепаратизма. Гонконг важен для КНР прежде всего как финансовый центр, что напрямую зависит от уровня экономической свободы. В связи с этим есть все основания полагать, что Гонконг как автономия продолжит существовать и после 2047 г., но, возможно, с некоторыми изменениями в «политических» статьях Конституции Гонконга.

Гонконг (Сянган) — особый административный район в составе Китая, получивший свой статус после заключения договора между КНР и Великобританией в 1984 г. Вот уже на протяжении 25 лет, начиная с 1997 г., данная территория пользуется широкой автономией во всех вопросах, кроме оборонной сферы и внешней политики. Согласно указанному договору правительство КНР обязуется сохранить автономный статус района до 2047 г. В настоящее время на фоне роста национальной мощи Китая и ухудшающихся отношений с его западными партнерами, в том числе из-за выдвигаемых ими обвинений в «китайском происхождении» COVID-19, невольно возникает вопрос: как обстоят дела в отношениях материкового Китая и Гонконга на середине пути и сохранится ли автономия района до 2047 года?

Запад, поддерживая оппозиционные силы в Гонконге для дестабилизации обстановки в регионе, вынуждает правительство Китая сделать выбор, какой Гонконг для него более предпочтителен — классическая провинция или мостик к возможностям капиталистического мира. При этом важно понимать, что укрепление института государства как на международной арене, так и внутри страны остается одной из ключевых задач КНР.

Ситуация с Гонконгом представляет для Китая сложность и с точки зрения решения тайваньского вопроса — необходимо одновременно создать прецедент эффективного сосуществования в одном государстве двух политических систем («одна страна — две системы»), но при этом сохранить устойчивые условия для обеспечения национальной безопасности.

Сохраняется ли в анклаве автономия?

С одной стороны, Гонконг — это местный административный район, находящийся в прямом подчинении центрального правительства КНР. С другой стороны, этот анклав за годы колонизации, а затем автономии приобрел характерные черты, разительно отличающие его от материкового Китая.

Высокую степень автономии Гонконга подтверждает и сохраняющийся там капиталистический строй, и приверженность жителей к образу жизни по западному образцу. На сегодняшний день Гонконг остается одной из самых свободных в правовом плане и демократичных территорий Китая. Так, согласно ежегодному отчету «Свобода в мире» независимой организации Freedom House, совокупный уровень свободы Гонконга в 2021 г. равнялся 43/100 (Partly Free), в то время как уровень свободы на остальной территории Китая оценивался лишь 9 баллами (Not Free).

Вместе с тем этот особый административный район — наиболее политически нестабильный в КНР. Со времен вхождения Гонконга в состав КНР его жители каждый год 1 июля, в годовщину передачи Гонконга под юрисдикцию КНР, устраивают массовые протесты. Их цель, как правило, сводится к тому, чтобы отменить принятие того или иного закона, спущенного сверху центральным правительством Китая, и, по мнению гонконгцев, ограничивающего их права и свободы. Несмотря на то, что митинги проводятся с 1997 г., только в 2003 г. марш из 500 тыс. человек привлек большое внимание общественности. Тогда жители выступили против внесения дополнений в статью 23 Основного закона Гонконга, предусматривающих запрет на деятельность антипекинских организаций и ужесточение наказания за антикоммунистическую деятельность. По мнению протестующих, дополнительные положения могли значительно ограничить их политические права и свободы, предусмотренные договором 1984 года. Широкий общественный резонанс не позволил Законодательному совету Гонконга одобрить данный законопроект.

Для успешного достижения цели КНР — функционирования двух систем в составе одного государства, Пекину необходимо не просто провести законодательные реформы в регионе, но и заручиться поддержкой властей Гонконга. Здесь большие надежды он возлагает на трансформацию избирательного законодательства анклава.

Первая попытка Китая провести избирательную реформу в Гонконге произошла в 2014 г. Начиная с 1997 г., глава администрации Гонконга избирался Комитетом выборов, состоящим из 800 участников (после реформы 2012 г. — 1200 человек). Важно подчеркнуть, что большинство членов этого института традиционно лояльны Пекину, поскольку они — либо представители от района в центральной власти Китая, либо экономическая элита, для которой стабильные отношения с остальным Китаем необходимы для продвижения бизнеса. В 2007 г. Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) заверяло, что через 10 лет (в 2017 г.) жители Гонконга смогут самостоятельно проголосовать на выборах главы администрации, но для этого необходимо внести соответствующие поправки в законодательство. В 2014 г. Постоянный комитет ВСНП (ПК ВСНП) принял постановление «По вопросу о всеобщих выборах Главы администрации Особого административного района Сянган и порядку формирования Законодательного совета в 2016 г.». Согласно этому документу, Комитет выборов выбирал теперь не главу администрации, а двух или трех кандидатов на этот пост, из которых жители выбирали бы главу города. Таким образом, надежды гонконгцев на возможность выдвижения независимых кандидатов и прямые выборы главы администрации не оправдались. Стало очевидно, что неугодные властям Китая оппозиционные кандидаты будут отсеиваться уже на предварительном этапе, поскольку попросту не смогут набрать большинство голосов, которое необходимо для выдвижения их кандидатуры.

В ответ на это вышедшие на улицу порядка 800 тыс. человек требовали не только отменить принятие данного постановления, но и ввести на территории Гонконга действительно прямые и демократические выборы, к которым были бы допущены независимые кандидаты, не нуждающиеся в одобрении центральных властей, и в которых использовалась бы система «один человек — один голос» [1].

Массовые протесты, продлившиеся 79 дней и названные в западных СМИ «революцией зонтиков», тем не менее, не привели к отмене решения на тот момент. Только через год, в 2015 г., Законодательный совет Гонконга официально отклонил предложенную ПК ВСНП новую избирательную систему. Тем самым жители Гонконга добились отложения решения на неопределенный срок, однако добиться принятия своих требований на проведение демократических выборов им не удалось.

Помимо реформирования законодательства Гонконга, Пекину необходимо решить проблему национальной идентичности, поскольку гонконгцы, находясь под управлением колониального режима Великобритании на протяжении 155 лет, все меньше связывали себя с материковыми китайцами. Первую попытку изменить самосознание гонконгцев посредством системы образования Китай инициировал в 2012 г., спустя 15 лет после обретения Гонконгом нынешнего статуса. Однако результат оказался далеким от желаемого. В 2012 г. в Гонконге прошли массовые протесты против изменения образовательных программ в школах и введения курсов «нравственного и национального воспитания». После нескольких недель забастовок бывший глава Гонконга Лян Чжэньин свернул эти программы.

Очевидно, что для успешного интегрирования района в свою социально-политическую систему Китаю необходимо не только заручиться поддержкой властей района, но и получить если не одобрение, то хотя бы нейтралитет со стороны его жителей. Изменение национального и культурного самосознания молодежи Гонконга остается одной из приоритетных задач центрального правительства Китая во многом потому, что именно они — основная движущая сила протестных движений в регионе.

Рост протестных настроений и стремление гонконгцев сохранить автономный статус однозначно продемонстрировали Пекину остроту проблемы, связанную с реализацией идеи единой китайской нации. Усиление политического самосознания с ярко выраженными оппозиционными лидерами — сторонниками права на самоопределение — способствовал укреплению особой национальной и культурной идентичности среди гонконгцев. Эти факторы серьезно усложняют реализацию Пекином концепции «одна страна — две системы», поскольку основная ее цель была в постепенном стимулировании самоопределения жителей Гонконга, в особенности молодого поколения, как китайской нации, что в итоге должно было решить задачу полной интеграции района в состав КНР. Однако нежелание Гонконга следовать по намеченному Пекином пути не дает возможности центральному правительству Китая прочувствовать древнюю мудрость Сунь Цзы: «Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как по ней проплывет труп твоего врага». Стала очевидна необходимость принятия серьезных политических мер для стабилизации обстановки в регионе.

Последние несколько лет оказались наиболее тяжелыми для автономии Гонконга. В 2019 г. в районе прошли наиболее массовые за всю историю протесты. Поводом послужил поступивший на рассмотрение в Законодательный совет законопроект об экстрадиции в материковый Китай. Жители региона посчитали, что закон будет направлен на искоренение правозащитников и оппозиционеров.

Однако при более детальном изучении законопроекта складывается впечатление, что закон во многом связан с разразившейся между КНР и США торговой войной. Гонконг считается главной офшорной зоной Китая, а на фоне ухудшения отношений начался масштабный отток капитала из КНР, который в отдельные дни мог достигать 1,6 млрд долл. в сутки. В связи с этим видится, что целью закона было усиление контроля за финансовыми потоками, а также за финансистами и юристами, проводящими спорные сделки. После начала протестов было принято решение приостановить дальнейшее рассмотрение законопроекта.

Год спустя, в 2020 г., ПК ВСНП опубликовал «Закон о защите государственной безопасности Сянганского особого административного района», который сразу вступил в силу, поскольку он подпадал под положение об обороне договора 1984 г. Необходимость принятия закона объяснялась отсутствием инициативы от Гонконга выполнить свои обязательства согласно статье 23 Конституции Гонконга, предписывающей принять местные законы, направленные на обеспечение национальной безопасности всего государства. Принятый закон дал возможность властям Гонконга осуждать вплоть до пожизненного заключения лиц, «чьи действия направлены на подрыв власти либо отделение Гонконга или другой части страны от Китая; кто совершил теракт; кто вступил в сговор с иностранными силами с целью поставить под угрозу национальную безопасность».

Свою эффективность новый закон продемонстрировал уже в первые дни: некоторые партии, такие как Demosisto и Гонконгский национальный фронт, которые Пекин считает сепаратистскими, практически сразу объявили о роспуске. По традиции 1 июля тысячи жителей Гонконга вышли на улицы, чтобы опротестовать принятый закон, однако впервые администрация района не разрешила проведение протестных акций и вывела несколько тысяч полицейских для подавления незаконных протестов. Аресты, начатые сразу после принятия закона, продолжились и в 2021 г. В феврале полиция задержала около 100 человек, подозревавшихся в нарушении закона о безопасности. В результате 47 человек получили обвинительные приговоры, среди них оказались и видные активисты из демократического лагеря, такие как Бенни Тай и Лестер Шум.

Безусловно, закон о безопасности вызвал бурю негодования в США, Великобритании и странах ЕС. Спустя две недели после его принятия власти США ввели санкции против Китая и отменили особый таможенный режим для Гонконга. Занимавший в тот момент пост госсекретаря США Майк Помпео заявил, что «США прекратят экспорт оборонного оборудования американского производства в Гонконг», что стало первым шагом по изменению торговых отношений между США и особым административным районом.

Сейчас Гонконг продолжает оставаться наиболее автономной территорией Китая. Несмотря на многочисленные заявления со стороны западных стран, власти КНР юридически не ограничивают права и свободы жителей Гонконга и строго придерживаются договора 1984 года. Некоторые же попытки (порой удачные, а порой нет) внести изменения в законодательство Гонконга обусловлены намерением Пекина устранить национальную разрозненность между гонконгцами и остальными китайцами, а также его обеспокоенностью по поводу национальной безопасности, обостренной в условиях напряженных отношений с западными странами. Гонконг видится Пекину отличным плацдармом для взращивания Западом антикитайских радикальных настроений, которые впоследствии могут распространиться на остальную часть Китая и подорвать его социально-политическую систему изнутри. Председатель КНР несколько раз предупреждал международное сообщество, что вмешательство во внутренние дела страны, а также угрозы безопасности и развитию Гонконга могут привести к ответным мерам со стороны Пекина.

Будущее Гонконга: автономный район или провинциальный мегаполис?

На сегодняшний день нет никаких оснований ожидать, что автономия Гонконга будет пересмотрена до 2047 г. По уверению председателя КНР Си Цзиньпина, Гонконг должен и в будущем сохранить свой уникальный статус со всеми преимуществами сосуществования двух систем в одном государстве. Уверенности добавляет тот факт, что Сянган во многом призван показать Тайваню эффективность и возможность сосуществования двух различных социально-политических систем в составе одного государства. Утрата Гонконгом автономии сведет на нет все усилия по воплощению этой концепции в жизнь.

Финансовая составляющая гонконгской автономии продолжает оставаться наиболее важной. Либеральное законодательство и более открытая экономика по сравнению с материковым Китаем создают более широкие возможности ведения бизнеса для иностранных компаний и позволяют привлечь иностранные инвестиции. Так, в 2020 г. Гонконг привлек в свою экономику 119 млрд долл., что на 45 млрд больше, чем в 2019 г. Таким образом, Гонконг прочно закрепился на третьем месте в мире по притоку прямых иностранных инвестиций в страну, сразу следуя за США и материковым Китаем[2].

Можно предположить, что одним из вероятных сценариев будет поэтапное внесение китайским правительством поправок в законодательство особого административного района. При этом будет сохраняться направленность законов на защиту суверенитета Китая, его национальной безопасности и социально-политической системы развития, а также на усиление роли центра для автономного региона. Основные права и свободы гонконгцев, а также финансовое законодательство с большой долей вероятности сохранятся как минимум до 2047 г.

Заключение

Автономный статус, полученный Гонконгом с 1997 г., и переход бывшей британской колонии под юрисдикцию Китая стали историческим событием для всего мира. Концепция Дэн Сяопина «одна страна — две системы» показала, что при внесении некоторых изменений в одну из двух систем они могут вполне эффективно сосуществовать в рамках одной страны.

Гонконг уже на протяжении 25 лет продолжает оставаться наиболее свободной административной территорией Китая. Власти КНР не заявляли о планах пересмотра статуса Гонконга, даже несмотря на практически ежегодные массовые протесты против политики материкового Китая и выступления за выход района из состава страны. Права и свободы, которые Гонконг получил за время своего пребывания под британским влиянием, взрастили активное политическое общество, которое готово бороться за их сохранение. Договор 1984 года предполагал мирную и поэтапную интеграцию района в основную часть страны. Для этого Китаю необходимо вносить определенные изменения в законодательство региона. Направленность этих изменений — обеспечение национальной безопасности Сянгана и страны в целом.

На данный момент главной обеспокоенностью Пекина в отношении Гонконга продолжает оставаться активное западное участие в подготовке протестов за отсоединение от Китая. Однако маловероятно, что подобная ситуация заставит власти КНР пойти на радикальные шаги нарушения договора 1984 года и насильственного удержания региона от сепаратизма. Гонконг важен для КНР прежде всего как финансовый центр, что напрямую зависит от уровня экономической свободы. В связи с этим есть все основания полагать, что Гонконг как автономия продолжит существовать и после 2047 г., но, возможно, с некоторыми изменениями в «политических» статьях Конституции Гонконга.


1. Виноградов А.В. Гонконг — 2019: вызовы модели «одно государство — два строя». // Проблемы Дальнего Востока. 2020. № 1. С. 51.

2. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию ЮНКТАД. Доклад о мировых инвестициях 2021.


Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.71)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся