Доля представителей восточной ветви христианства достигла 1,7% от населения Канады. Из них около 80% — православные христиане халкидонской традиции. По числу верующих православие в Канаде опередило баптизм, что заслуживает особого внимания, учитывая тенденцию к секуляризации канадского общества. Более того, на всех уровнях канадской политики православие считают важной составляющей канадского мультикультурализма.
В сущности, на церковную юрисдикцию за пределами собственных этнических групп в Канаде претендуют лишь две церкви: Константинопольский патриархат и Американская православная церковь. В XX веке некоторые православные общины в США и Канаде создали независимые церковные структуры, легитимность которых ставилась под большое сомнение или вовсе не признавалась остальными церквями. Чтобы урегулировать свой канонической статус, часть самопровозглашенных церквей, где преобладали националистические и антироссийские настроения, обратилась к греческому патриарху с прошением о принятии их под юрисдикцию Константинопольского патриархата. Так, в его состав вошло несколько автономных национальных епархий и церквей, среди которых важное место занимает Украинская православная церковь Канады (УПЦК). Хотя ее паства численно уступает как украинским греко-католикам, так и православным грекам, вполне вероятно, что канадцы украинского происхождения еще сыграют немаловажную роль в активной политике Вселенского патриарха Варфоломея по восстановлению былого могущества его кафедры. Например, назначение митрополита УПЦК Илариона Рудника предстоятелем Православной церкви Украины (ПЦУ) может привести к сближению этой структуры с «колеблющимся» элементом из УПЦ, что может нанести урон культурно-религиозному влиянию России на постсоветском пространстве.
В отличие от Константинопольского патриархата, православная церковь в Америке (ПЦА), исторически восходящая к Североамериканской митрополии РПЦ, поддерживает относительно дружественные отношения с Московским патриархатом. Несмотря на свое «русское» происхождение, ПЦА прошла процесс американизации, и теперь основу ее паствы в Канаде составляют англо- и франкоканадцы, что можно оценить неоднозначно. С одной стороны, ПЦА, хотя имеет три национальные епархии (для албанцев, румын и болгар), не ограничена окормлением этнических диаспор, и потому представлена в местах, где нет приходов других православных церквей. Так, единственный православный храм в г. Уайтхорс (столице канадской территории Юкон) принадлежит именно ПЦА. С другой стороны, православная церковь в Северной Америке вынуждена конкурировать с более традиционными для ее канадской паствы конфессиями: протестантизмом среди англоканадцев и католицизмом среди франкоканадцев (а в настоящее время еще и среди мигрантов). Вместе с тем усиление потока миграции создает предпосылки для удержания православием устойчивых позиций в Канаде. Более того, в перспективе возможно незначительное увеличение числа православных прихожан. Однако структура юрисдикционного присутствия внутри канадского православия вряд ли сильно изменится, и греческая архиепископия, опираясь на поддержку греческой диаспоры, сохранит статус крупнейшей православной епархии страны.
В конце 2022 г. статистическая служба Канады опубликовала очередную этнорелигиозную перепись населения. Сравнение полученных данных с материалами предыдущих лет показывает, что количество верующих среди всех христианских конфессий и деноминаций Канады неуклонно снижается. Тем не менее можно выделить два крупных исключения из этой динамики. Первое касается т.н. «номинальных» христиан, которые не принадлежат ни к одной из церквей, но продолжают ассоциировать себя с христианством. Второе исключение — представители восточной ветви христианства, доля которых достигла 1,7% от населения Канады. Из них около 80% — православные христиане халкидонской традиции. Таким образом, по числу верующих православие в Канаде опередило баптизм, что заслуживает особого внимания, учитывая тенденцию к секуляризации канадского общества. Более того, на всех уровнях канадской политики православие считают важной составляющей канадского мультикультурализма. Так, бывший премьер-министр Канады, Джастин Трюдо, отдельно поздравлял православных христиан Канады с Пасхой, а в Онтарио местный парламент единогласно установил «неделю православного христианства», во время которой предусмотрено проведение общественных мероприятий с целью обогащения культурного ландшафта провинции.
Ключевая причина устойчивости православия в Канаде заключается в высокой степени приверженности представителей восточных диаспор своей традиционной религии. Например, из 262 тыс. греков, проживающих в стране, около 200 тыс. заявляют о себе как о православных. Поддерживать связь этнорелигиозных меньшинств с православием помогает основной организационный принцип данной конфессии, согласно которому мировое православие разделено на поместные церкви. Каждая из них создает необходимые условия для удовлетворения культурно-религиозных потребностей конкретного этноса, где бы его представители ни находились. Данное правило не применяется лишь к тем странам, которые исконно находятся в юрисдикции одной православной церкви. Канада, однако, в этот список не входит, поэтому в ее границах действуют епархии сразу нескольких православных церквей, в том числе Константинопольского и Антиохийского патриархатов, а также Сербской, Македонской, Болгарской, Румынской и Американской православных церквей. Присутствует в Канаде и Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ) — самоуправляемая церковь Московского патриархата за рубежом.
В подчинении канадских епархий перечисленных выше церквей находятся сотни монастырей и храмов. Помимо проведения богослужений, православные общины также обеспечивают работу церковно-приходских школ и организацию совместного отдыха. Кроме того, под руководством епархиальных властей ведут учебную и исследовательскую деятельность несколько богословских школ, наиболее известные из которых — институт Св. Арсения в Виннипеге и православная школа при Тринити-колледже в городе Торонто. Первый сосредоточен на подготовке священнослужителей и выпуске православного периодического интернет-издания The Canadian Journal of Orthodox Christianity, где публикует результаты проводимых религиозных исследований, тогда как православная школа при Тринити-колледже входит в систему высшего образования Канады и в основном готовит специалистов в области теологии. Нельзя обойти вниманием и благотворительную деятельность православия в североамериканской стране. Так, за 2023 г. греческая архиепископия Канады потратила на филантропию около 3,775 млн долларов, а сербская епархия Канады — 581 тыс. долл.
Можно сделать вывод, что православие обладает потенциалом в качестве актора, способного в той или иной степени влиять на канадское общество. Однако «мягкая сила» православия в Канаде ограничена направленностью большинства поместных церквей исключительно на взаимодействие с этническими диаспорами. На это указывает то, что из 52 православных приходов Торонто лишь в семи службы проходят на английском языке. Примечательно, что пять из них принадлежат греческой архиепископии, тогда как англоязычных приходов РПЦЗ в крупнейшем городе страны нет вовсе. В сущности, на церковную юрисдикцию за пределами собственных этнических групп в Канаде претендуют лишь две церкви: Константинопольский патриархат и Американская православная церковь.
Несмотря на то, что Греция — каноническая территория Элладской церкви, греческие диаспоры по всему миру окормляет Константинопольский патриархат. Начиная с V века епископ Константинополя носит титул Вселенского патриарха, который подчеркивает его покровительство не только над греками, но и над всеми православными христианами мира. Однако с падением Византии и возвышением на геополитической арене Москвы влияние Константинопольского патриархата за пределами Турции лишь ослабевало. Таким положение дел сохранялось вплоть до XX века, когда Русская церковь подверглась гонениям со стороны большевиков и, как итог, оказалась под их частичным контролем. Примерно то же самое произошло с другими церквями в тех странах, где к власти пришли коммунисты. Тогда некоторые православные общины в США и Канаде создали независимые церковные структуры, легитимность которых ставилась под большое сомнение или вовсе не признавалась остальными церквями. Чтобы урегулировать свой канонической статус, часть самопровозглашенных церквей, где преобладали националистические и антироссийские настроения, обратилась к греческому патриарху с прошением о принятии их под юрисдикцию Константинопольского патриархата. Так, в его состав вошло несколько автономных национальных епархий и церквей, среди которых важное место занимает Украинская православная церковь Канады (УПЦК). Хотя ее паства численно уступает как украинским греко-католикам, так и православным грекам, вполне вероятно, что канадцы украинского происхождения еще сыграют немаловажную роль в активной политике Вселенского патриарха Варфоломея по восстановлению былого могущества его кафедры. Например, назначение митрополита УПЦК Илариона Рудника предстоятелем Православной церкви Украины (ПЦУ) может привести к сближению этой структуры с «колеблющимся» элементом из УПЦ, что может нанести урон культурно-религиозному влиянию России на постсоветском пространстве.
В отличие от Константинопольского патриархата, православная церковь в Америке (ПЦА), исторически восходящая к Североамериканской митрополии РПЦ, поддерживает относительно дружественные отношения с Московским патриархатом. Несмотря на свое «русское» происхождение, ПЦА прошла процесс американизации, и теперь основу ее паствы в Канаде составляют англо- и франкоканадцы, что можно оценить неоднозначно. С одной стороны, ПЦА, хотя имеет три национальные епархии (для албанцев, румын и болгар), не ограничена окормлением этнических диаспор, и потому представлена в местах, где нет приходов других православных церквей. Так, единственный православный храм в г. Уайтхорс (столице канадской территории Юкон) принадлежит именно ПЦА. С другой стороны, православная церковь в Северной Америке вынуждена конкурировать с более традиционными для ее канадской паствы конфессиями: протестантизмом среди англоканадцев и католицизмом среди франкоканадцев (а в настоящее время еще и среди мигрантов). Вместе с тем усиление потока миграции создает предпосылки для удержания православием устойчивых позиций в Канаде. Более того, в перспективе возможно незначительное увеличение числа православных прихожан. Однако структура юрисдикционного присутствия внутри канадского православия вряд ли сильно изменится, и греческая архиепископия, опираясь на поддержку греческой диаспоры, сохранит статус крупнейшей православной епархии страны.