Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.13)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Чжан Чэньи

Аспирант ФГП МГУ им. М.В. Ломоносова

С момента создания формата взаимодействия «Россия — Индия — Китай» (РИК), организованного в форме регулярных встреч министров иностранных дел, он стал важной платформой для сотрудничества и укрепления стратегических связей трех стран, координации их позиций и поиска консенсуса по основным внешнеполитическим вопросам. В то же время трехсторонние отношения между странами не являются достаточно стабильными. В отличие от прочных российско-индийских и российско-китайских связей, отношения Китая и Индии по-прежнему остаются весьма напряженными, что ограничивает возможности взаимодействия трех стран на международной арене.

Несмотря на существующие трудности двустороннего взаимодействия, участники РИК разделяют необходимость изменения баланса сил на внешнеполитической арене. Так, после встречи министров иностранных дел России, Индии и Китая в 2021 г. страны выпустили совместное коммюнике, в котором подчеркнули, что выступают против односторонних санкций в отношении какого-либо государства. В нынешних геополитических условиях несогласие с проводимым западными странами санкционным курсом можно рассматривать в более широком контексте, связанном прежде всего с продвижением многополярности. Также выстраивание механизма эффективного взаимодействия в рамках РИК будет способствовать укреплению стабильности в АТР. Однако для этого России, Китаю и Индии предстоит определить форматы сотрудничества, которые позволят преодолеть внутренние разногласия по ключевым политическим вопросам.

Одним из таких форматов может стать активизация торгово-экономического партнерства, чему способствует комплементарность экономик стран по ряду стратегических областей. Так, Россия, Индия и Китай — страны с формирующимся рынком и быстрорастущей экономикой, суммарное население которых составляет 38% от общемирового. Китай обладает мощным промышленным сектором и высокоразвитой инфраструктурой, что в сочетании с общим количеством рабочей силы, в том числе высококвалифицированной, помогло стране превратиться в глобальную производственную базу. Россия занимает лидирующие позиции в области естественных наук и фундаментальных исследований, а также в аэрокосмической и военной промышленности. При этом природно-ресурсный потенциал страны составляет 35% от мирового запаса, что также представляет множество возможностей для многосторонних проектов. В Индии развита индустрия программных услуг: экспорт программного обеспечения уступает только США, а индустрия ИТ-аутсорсинга занимает первое место в мире. На высочайшем уровне находятся также производимые в Индии биотехнологии и дженерики.

Противоречия между КНР и Индией как фактор, ограничивающий механизм РИК, могут быть разрешены в будущем за счет налаживания сотрудничества в других областях, включающих вопросы борьбы с терроризмом, изменения климата, расширения представительства незападных стран в международных организациях, продвижения более справедливого международного порядка и т.д. Ситуация вокруг пограничного конфликта также может стабилизироваться, поскольку стороны не рассматривают разрешение спора силовым способом, и достижение двустороннего мирного соглашения все же возможно после продолжительных переговоров.

Особенности трехстороннего сотрудничества России, Китая и Индии

В 1996 г. в ходе официального визита в Индию министр иностранных дел России Евгений Примаков впервые предложил развивать стратегическое сотрудничество между Россией, Индией и Китаем. Данная идея была связана со стремлением РФ продвигать новый мировой порядок, основанный на международном политическом плюрализме, а также противодействовать попыткам США установить однополярный мир. Активизация российской внешней политики на евразийском направлении стала косвенным признанием неэффективности реализуемого ранее прозападного курса.

С момента создания формата взаимодействия «Россия — Индия — Китай» (РИК), организованного в форме регулярных встреч министров иностранных дел, он стал важной платформой для сотрудничества и укрепления стратегических связей трех стран, координации их позиций и поиска консенсуса по основным внешнеполитическим вопросам. В то же время трехсторонние отношения между странами не являются достаточно стабильными. В отличие от прочных российско-индийских и российско-китайских связей, отношения Китая и Индии по-прежнему остаются весьма напряженными, что ограничивает возможности взаимодействия трех стран на международной арене.

Развитие сотрудничества в формате РИК: исторические предпосылки

После распада СССР международное влияние России значительно ослабло. Правительство Бориса Ельцина проводило ориентированную на сотрудничество с Западом внешнюю политику в попытке добиться сближения с Европой и США, чтобы заручиться их поддержкой для завершения комплексной социально-экономической трансформации России и ее интеграции в политико-экономическое пространство и систему безопасности западных стран. Подобный прозападный внешнеполитический курс не принес ожидаемых выгод России. Государства — члены НАТО не выполнили своих обязательств по обеспечению безопасности перед Москвой: альянс продолжил расширение на Восток, создавая тем самым угрозу национальной безопасности РФ. Экономическая помощь западных стран также не принесла положительных результатов. Данные факторы стали одной из причин изменения внешнеполитических приоритетов Москвы и перехода к продвижению идей многополярного мира, в контексте которых и развивается механизм РИК.

Сегодня в связи с украинским кризисом на Россию оказывается беспрецедентное санкционное давление со стороны США и ЕС. Решение стран Европы постепенно отказаться от импорта российского природного газа привело к тому, что РФ потеряла ключевой рынок сбыта энергоресурсов и важный источник иностранной валюты, что в совокупности с последствиями пандемии COVID-19 стало серьезным вызовом для экономики страны.

В условиях дипломатической и экономической изоляции России со стороны Запада Москве особенно важно активно развивать отношения со странами глобального Юга, чтобы найти новые возможности для экономического роста. Поскольку сегодня КНР и Индия являются двумя наиболее развитыми незападными экономиками, которые с большой долей вероятности сохранят серьезный потенциал развития в обозримом будущем, в новой Концепции внешней политики Российской Федерации подчеркивается необходимость поддержания дружественных отношений между тремя странами.

Проблемы взаимодействия Китая и Индии и продвижение механизма РИК

Как Китай, так и Индия являются не только важными стратегическими партнерами России, но и крупными покупателями российских товаров, преимущественно представленных энергоносителями. Еще с советских времен Москва активно содействовала индустриализации в КНР и Индии, и сегодня страны продолжают тесное сотрудничество в области тяжелой, аэрокосмической, военной промышленности и ядерной энергетики.

Государства также объединяют общие интересы сохранения разнообразия мировых цивилизаций, отстаивания национальных ценностей и стремления поддерживать специфику национальных политических и социальных систем. Несмотря на то, что Китай и Индия готовы развивать активный диалог с Россией, о чем свидетельствует их неприсоединение к антироссийским санкциям, взаимное доверие между Пекином и Нью-Дели находится на недостаточно высоком уровне.

На протяжении долгого времени между Китаем и Индией существует ряд исторических противоречий. Наиболее крупным из них является китайско-индийская пограничная война 1962 г. Нью-Дели до сих пор сохраняет претензии на территории Аруначал-Прадеш и Аксайчин, которые обозначены как части Китая на картах, опубликованных Министерством природных ресурсов КНР. Из-за неразрешенных территориальных споров вооруженные конфликты между Индией и Китаем вновь вспыхивали в 2017 и 2020 гг.

Напряженность в китайско-индийских отношениях проявляется и в экономической сфере: Индия регулярно проводит антидемпинговые расследования в отношении компаний КНР. Также, например, неоднократно инициировались налоговые проверки в отношении китайских производителей смартфонов, приводившие к крупным штрафам. Данные меры нанесли серьезный ущерб интересам китайских компаний в Индии и повлияли на развитие торговли между странами.

В более широком контексте экономические планы Пекина, в том числе проводимые в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), Нью-Дели рассматривает как угрозу собственной безопасности в регионе, поэтому между странами до сих пор не подписано ни одного соглашения по данному комплексу проектов. В частности, реализованные Китаем шаги для продвижения ОПОП включают расширение сотрудничества с Пакистаном в области безопасности и обороны, аренду шриланкийского порта Хамбантота на 99 лет, выход на Мальдивы, Бенгальский залив и прибрежные государства. Данные действия, по мнению индийской стороны, привели к фактическому окружению Индии, что вынуждает правительство страны уделять больше внимания вопросам безопасности на море [1]. Также Нью-Дели бойкотировал международный форум «Один пояс — один путь» в 2017 и 2019 гг. и отказался от поддержки данной инициативы в Нью-Делийской декларации, принятой по итогам саммита ШОС в июле 2023 г.

Совокупность сохраняющихся разногласий между Пекином и Нью-Дели в области политики, экономики и безопасности негативно сказывается на динамике развития китайско-индийских отношений и препятствует реализации совместных действий в рамках трехстороннего механизма РИК.

Позиция России в китайско-индийском конфликте — вынужденный нейтралитет

Для развития формата РИК России важно поддерживать партнерские отношения и с Китаем, и с Индией одновременно, поэтому для Москвы наиболее оптимальной позицией по китайско-индийскому конфликту является сохранение нейтралитета. Например, в ходе пограничного столкновения в долине реки Галван между Китаем и Индией в 2020 г. именно Россия выступила в качестве посредника и провела видеоконференцию министров иностранных дел трех стран, что способствовало прекращению огня и частичной деэскалации ситуации [2]. Однако в долгосрочной перспективе такой нейтралитет может негативно сказаться не только на двусторонних отношениях России с Китаем и Индией, но и на развитии формата РИК в целом. Ниже будут рассмотрены последствия такого балансирования между конфликтующими сторонами для отношений РФ с КНР и Индией.

Российско-китайские отношения

Согласно опросу Центральноевропейского института азиатских исследований, в 2022 г. 79,8% китайцев подтвердили свое положительное отношение к России. Страна занимает первое место в списке государств, которым китайские респонденты отдают предпочтение. В качестве наиболее значимых характеристик России граждане КНР чаще всего отмечали национальную силу, лидерство, надежность и стремление поддерживать дружбу с Пекином.

Однако в связи с периодическим обострением ситуации на китайско-индийской границе, нейтральная позиция России в определенной степени отрицательно сказалась на дружественном отношении китайцев к Москве. Согласно комментариям и статьям в основных китайских социальных сетях и новостных порталах, таких как Netease, Zhihu, Baidu, Observer, Sina и т.д., большинство китайцев понимает стремление России к нейтралитету, однако часть из них находит его формальным в связи с поставками российского оружия в Индию и рассматривает их как косвенный сигнал поддержки Нью-Дели в пограничном конфликте. Так, уже через месяц после эскалации ситуации в 2020 г. Совет по оборонным закупкам Индии под председательством министра обороны Раджнатха Сингха в срочном порядке одобрил приобретение в России 12 самолетов Су-30МКИ и 21 самолета МиГ-29.

В свою очередь, Москва открыто подтверждает свои обязательства перед Нью-Дели по военным контрактам: в августе 2023 г. во время 19-го раунда китайско-индийских переговоров на уровне командиров корпусов по ситуации на недемаркированной границе в районе Ладакх директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев заявил о том, что российская сторона соблюдает графики поставок систем С-400 Индии (страны заключили соответствующий договор еще в 2018 г. — за несколько лет до обострения ситуации на китайско-индийской границе). Впоследствии Посольство Индии в России объявило о намерении стран использовать опыт создания компании «Брамос» (Brahmos) для новых совместных предприятий по производству вооружения и военной техники.

Российский военный экспорт в КНР также сыграл важную роль в модернизации вооруженных сил страны: в 1990-х гг. Пекин импортировал подводные лодки класса «Кило», начал собственное производство модернизированных истребителей Су-27 и стал первым зарубежным покупателем ракетного комплекса С-400. Помимо ВПК, Москва и Пекин на протяжении нескольких десятилетий работают над развитием двусторонних отношений по целому спектру областей. В китайском информационном дискурсе дружественный характер партнерства между двумя странами фигурирует намного чаще, чем схожие по многим аспектам российско-индийские связи. В связи с этим граждане КНР ожидали, что в китайско-индийском конфликте Россия выступит на стороне Пекина. Так, поставки российского вооружения многими оценивались как намерение Москвы уравновесить влияние Пекина за счет поддержки недружественных КНР стран. Например, в конфликте между Китаем и Вьетнамом по поводу принадлежности части Южно-Китайского моря продукция российского ВПК помогла Ханою укрепить свои позиции на оспариваемых территориях [3].

Российско-индийские отношения

Индия всегда рассматривала Южную Азию как свою традиционную сферу влияния, и расширение китайского присутствия в данном регионе вызывает серьезную обеспокоенность в Нью-Дели. Помимо региональных проектов ОПОП, КНР в последние годы активно модернизирует военно-морские силы для проведения морских маневров и выполнения различных задач в водах Индийского океана. Реализация Пекином стратегии «нити жемчуга», включающая выделение крупномасштабных инвестиций для инфраструктурных проектов в южноазиатских странах и строительство китайских портов на побережье Индийского океана, приводит к постепенному окружению Индии со стороны Китая.

В данных условиях Индия стремится заручиться поддержкой держав за пределами региона. Нью-Дели рассматривает Москву в качестве традиционного партнера и важной силы, необходимой для сдерживания КНР. Тем не менее российский нейтралитет в китайско-индийском конфликте в 2020 г. в Индии был встречен также весьма негативно. Так, индийская газета Eurasia Times дала следующий комментарий: «Вероятно, Индия, разочаровавшись в РФ, может стать союзником США, Израиля и Саудовской Аравии». Страна действительно в определенной степени отступила от политики неприсоединения, которой придерживалась ранее.

Несмотря на то, что нейтральная позиция России оказывает определенное влияние на принятие Индией проамериканских решений, использование возможностей и ресурсов США для уравновешивания позиций Китая в АТР все же является решающим фактором. Так, в октябре 2020 г. между Нью-Дели и Вашингтоном было подписано Базовое соглашение об обмене и сотрудничестве (BECA), которое позволило американским и индийским военным наладить обмен картами и спутниковыми снимками и тем самым улучшить координацию между вооруженными силами и оборонительными системами. Данное соглашение наряду с двумя ранее подписанными документами — меморандумом по логистическому обмену (2016 г.) и соглашением о совместимости средств связи и безопасности (2018 г.) — являются тремя основополагающими документами по оборонному сотрудничеству между двумя странами.

Подписание ряда соглашений о военном союзе между Индией и США и частичная переориентация индийской дипломатии на западное направление вызывают у России беспокойство. Глава Министерства иностранных дел России Сергей Лавров во время выступления на Совете по внешней и оборонной политике в октябре 2021 г. заявил о том, что создание трехстороннего альянса (AUKUS) и четырехстороннего диалога по безопасности (QUAD) с участием западных стран размывает универсальные форматы сотрудничества в АТР, действующие под эгидой АСЕАН. Позже, 4 сентября 2022 г., посол России в Индии Денис Алипов дал интервью индийскому изданию PTI, в котором отметил, что Москва рассматривает сотрудничество в рамках РИК как «…совершенно иной подход по отношению к политике некоторых других держав, которые целенаправленно используют разногласия между Индией и Китаем в своих геополитических играх». Данные заявления не относятся непосредственно к Индии, однако их можно трактовать как сдержанную оценку со стороны Москвы результатов сближения Нью-Дели и Вашингтона.

Возможности для компромисса между Китаем и Индией и перспективы развития РИК

Несмотря на существующие трудности двустороннего взаимодействия, участники РИК разделяют необходимость изменения баланса сил на внешнеполитической арене. Так, после встречи министров иностранных дел России, Индии и Китая в 2021 г. страны выпустили совместное коммюнике, в котором подчеркнули, что выступают против односторонних санкций в отношении какого-либо государства. В нынешних геополитических условиях несогласие с проводимым западными странами санкционным курсом можно рассматривать в более широком контексте, связанном прежде всего с продвижением многополярности. Также выстраивание механизма эффективного взаимодействия в рамках РИК будет способствовать укреплению стабильности в АТР. Однако для этого России, Китаю и Индии предстоит определить форматы сотрудничества, которые позволят преодолеть внутренние разногласия по ключевым политическим вопросам.

Одним из таких форматов может стать активизация торгово-экономического партнерства, чему способствует комплементарность экономик стран по ряду стратегических областей. Так, Россия, Индия и Китай — страны с формирующимся рынком и быстрорастущей экономикой, суммарное население которых составляет 38% от общемирового. Китай обладает мощным промышленным сектором и высокоразвитой инфраструктурой, что в сочетании с общим количеством рабочей силы, в том числе высококвалифицированной, помогло стране превратиться в глобальную производственную базу. Россия занимает лидирующие позиции в области естественных наук и фундаментальных исследований, а также в аэрокосмической и военной промышленности. При этом природно-ресурсный потенциал страны составляет 35% от мирового запаса, что также представляет множество возможностей для многосторонних проектов. В Индии развита индустрия программных услуг: экспорт программного обеспечения уступает только США, а индустрия ИТ-аутсорсинга занимает первое место в мире. На высочайшем уровне находятся также производимые в Индии биотехнологии и дженерики.

Противоречия между КНР и Индией как фактор, ограничивающий механизм РИК, могут быть разрешены в будущем за счет налаживания сотрудничества в других областях, включающих вопросы борьбы с терроризмом, изменения климата, расширения представительства незападных стран в международных организациях, продвижения более справедливого международного порядка и т.д. Ситуация вокруг пограничного конфликта также может стабилизироваться, поскольку стороны не рассматривают разрешение спора силовым способом, и достижение двустороннего мирного соглашения все же возможно после продолжительных переговоров.

1. Sigdel A. India in the era of China's belt and road initiative: How Modi responds to Xi. Washington DC.: Rowman and Littlefield, Lexington Books. P. 5.

2. Кулешова Н.С., Чэньи Чжан. Возрождение механизма РИК? (Анализ нейтральной позиции Индии в российско-украинском конфликте) // Вопросы политологии. 2022. № 4(80). С. 1240.

3. Федоров Н.В. Российско-вьетнамское военно-техническое сотрудничество: вызовы и возможности для России // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. № 3(17). С. 500.

(Голосов: 8, Рейтинг: 4.13)
 (8 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся