Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Попов

Аспирант программы «Международные отношения и зарубежные региональные исследования» НИУ ВШЭ, корреспондент «Ленты.ру»

При рассмотрении двусторонних российско-немецких отношений, в том числе в Балтийском регионе, нельзя упускать из виду существование других акторов, заинтересованных в нем. Одним из ярких примеров таких акторов является Польша, ещё с XVIII в. имевшая значительное влияние на взаимодействие России и Германии.

На современном этапе, в силу своего исторического опыта и экономической конкуренции, она активно стремится не допустить сближения Москвы и Берлина, прежде всего по вопросу строительства «северных потоков». Другими её интересами, влияющими на ситуацию в регионе и противоречащими российско-немецкому сотрудничеству, является тесное военное сотрудничество Польши с США, а также попытки выстроить экономическое и политическое единство стран, располагающихся между Россией и Германией.

Тем не менее потенциал Варшавы в реализации ее целей остаётся незначительным. Её борьба с «северными потоками» ограничивается преимущественно агрессивной риторикой, размещение американских военных сил в Польше не может превратить Балтийское море в район серьёзного конфликта, а позиции Польши в ЕС с трудом позволяют ей продвигать свою повестку в отношении России в этой организации. Однако данные инструменты всё-таки могут усиливать влияние общесистемных факторов (украинский кризис, неопределённость на Балтике) на российско-германское сотрудничество.

Ни одни двусторонние межгосударственные отношения не развиваются изолированно, а входят в систему международного взаимодействия. И на них могут влиять не только какие-то локальные или глобальные события и процессы, но и другие участники международных отношений, в первую очередь — ближайшие страны со своими интересами и особыми взаимоотношениями с каждым из государств двустороннего взаимодействия.

Таким образом, когда мы описываем российско-немецкие отношения в регионе Балтийского моря, мы не должны упускать из виду фактор существования здесь иных акторов, пытающихся выстраивать свою политику. Самым ярким из них, вероятно, является Польша: хотя её часто не упоминают при перечислении балтийских государств, тем не менее её особые интересы в регионе можно считать значительными.

Почему же в российско-немецких отношениях Польша становится как будто третьей вершиной этого своеобразного треугольника? Прежде всего, нужно обратиться к истории. Начиная с разделов Речи Посполитой и на протяжении XIX столетия, польский фактор часто сближал Россию и Пруссию-Германию как общая цель, а затем и угроза. Ведь потерявшие свою независимость поляки претендовали на возрождение своей государственности не только внутри российских или германских границ — речь шла об объединении всех польских земель. Так что во время того же, например, польского восстания 1863 г. Пруссия была заинтересована в поддержке России для обеспечения своего же порядка, почему и заключила конвенцию Альвенслебена [1], ставшую одним из основ сотрудничества и в будущем.

В межвоенный период существование общего врага в лице получившей независимость Польши способствовало сближению Веймарской Германии и Советской России. Раппальский договор и так называемая доктрина фон Секта [2] свидетельствуют о достижении определённых результатов и сохранении такого видения ситуации на долгие годы. Наконец, общий интерес к судьбе Польши определённо сделал возможным и пакт Молотова-Риббентропа, а уже в период холодной войны именно признание польских границ оставалось одним из важнейших аспектов в Восточной политике Вилли Брандта.

Польско-немецкие и польско-российские отношения

Вадим Трухачев:
Польский разлом

Анализируя польско-немецкие отношения, стоит обратиться к целям Польши от взаимоотношений с Германией и Россией. С первой Варшаву объединяют тесные экономические связи: именно ФРГ ещё с 1990-х гг. стала для Польши основным торговым партнёром, заменив в этом статусе Россию. Сегодня ФРГ для Польши — первая страна и по экспорту (27,5%), и по импорту (21,4%), хотя для Германии она, входя в десятку основных партнёров, занимает гораздо меньшие 5% от товарооборота. Следовательно, именно у Польши существует необходимость сохранения связей с Германией.

С другой стороны, Польша и Германия — государства-члены Европейского Союза, хотя их положение в нём различно. Германию справедливо воспринимают локомотивом ЕС, а Польшу — изгоем, однако говорить об очень тяжёлых отношениях между Варшавой и Брюсселем нельзя. Против Польши угрожали ввести санкции, но введены они так и не были, а в новом составе Европейской комиссии в итоге оказался Я. Войцеховский — представитель правящей польской партии «Право и справедливость», не входящей в европейскую коалицию ЕНП, социалистов и либералов. Поэтому единственной возможностью Польши для влияния в Евросоюзе остаётся выстраивание добрососедских отношений с ФРГ. При этом остаются недопонимания между Берлином и Варшавой в трактовке исторических событий, хотя и было заявлено о полном примирении по этому вопросу. Ярким примером сохранения этих трудностей стало очередное требование польских политиков в августе 2019 г. выплаты компенсаций от Германии за развязывание Второй мировой войны.

Взаимодействие Польши и России, несмотря на ряд оптимистических заявлений, всё же остаётся очень непростым из-за огромного пласта исторических конфликтов, различной интерпретации истории, тем более что каждой из стран важно добиться признания своего видения ситуации. К этому добавим политические вопросы — начиная со вступления Польши в структуры Запада и заканчивая поддержкой Варшавой Украины и Грузии в их конфликте с РФ.

Между тем экономические связи между Польшей и Россией сохраняются: Польша — 11-я страна-экспортёр (3%) и 10-я импортёр для РФ (2%); Россия для Польши — 7-я по экспорту (3%) и 3-я по импорту (12,3%). Зависимость от российского газа в Польше ещё значительна — именно из России она получает порядка 2/3 внешних поставок топлива, хотя польское правительство открыто заявляет о цели достижения нулевой зависимости от Москвы в энергетической сфере к 2022 г. В то же время в России на сотрудничество с Польшей смотрят скептически, не говоря об особенно ярких заявлениях российских лидеров о противоречиях с Варшавой и её «агрессивной русофобской истерии».

Таким образом, несмотря на тесные экономические связи и с той, и с другой страной в Варшаве, во-первых, не забывают об исторических противоречиях с обеими, опыте прошлых эпох. Это особенно проявляется именно при нынешнем руководстве Польши — национал-консервативной партии «Право и справедливость», которая уделяет значительное внимание исторической политике, героизации польской истории. По мнению, например, Д. С. Буневича [4], Польша паталогически боится крепкого российско-германского союза, который — справедливо или несправедливо, — но считают там виной уничтожения польской государственности во все времена. Тем не менее, для Варшавы видится более выгодной и менее опасной возможность сотрудничества с ФРГ с чисто прагматической и даже цивилизационной точки зрения — ведь Польша всегда заявляет о своей принадлежности к Западу.

Интересы Польши в Балтийском регионе

В Польше очень тяжело воспринимают активизацию российско-германского сотрудничества в энергетической сфере и реализацию проекта «Северный поток». Такое отношение подкрепляется и экономическими причинами — трубопровод напрямую до немецких берегов лишает поляков возможности зарабатывать на транзите. Именно с началом обсуждения «Северного потока» польское руководство впервые заговорило о попытке «перенести германо-российскую границу на запад от Польши», заключении второго пакта Молотова-Риббентропа.

Агрессивная риторика усилилась во время строительства второй части «Северного потока – 2». Его польские президент и председатель Совета Министров открыто называют угрозой энергетической безопасности Европы, проектами, противоречащими идее солидарности ЕС.

Вторым аспектом интересов Польши в регионе остаётся военное сотрудничество с США. Хотя изначально проводником Польши в западные структуры была Германия, о чём писал З. Бжезинский [5], основываясь на своем историческом опыте, необходимости опереться на третью силу для обеспечения своей безопасности Варшава обратилась именно к Вашингтону, став его самым верным союзником в Европе.

Вступление Польши в НАТО болезненно восприняли в Москве, а развитие военного сотрудничества претендующей на региональное лидерство Польши и Соединённых Штатов, оформляющееся документально и практически подкрепляемое размещением воинских контингентов, скорее негативно влияют на вопрос мира на Балтике.

Инструменты влияния Польши на российско-германские отношения

Современная Польша воспринимается как важный субъект европейских отношений, в долгосрочной перспективе обладающий возможностью стать новым локомотивом Европы. Если раньше говорили о слабости этого пространства между Россией и Германией, то теперь здесь пытается появиться региональный лидер, который может проводить собственную инициативу. Например, в последнее время Варшава продвигает её традиционную идею объединения Центральной и Восточной Европы в союз, что в экономической сфере уже частично реализовалось в инициативе «Триморье». Германия благодаря развитию своей экономики может установить над всей этой субрегиональной системой сначала экономический, а потом, возможно, и политический контроль. И это противоречит российским национальным интересам.

С другой стороны, Польша имеет возможность влиять на общеевропейскую политику в отношении России в структурах ЕС. Здесь Варшава активно выступает за сохранение и расширение антироссийских санкций, да и в целом продвигает антироссийскую повестку [6].

В области общеевропейской политики значение Варшавы не столь велико: это 8% голосов в Совете ЕС при голосовании по обычной процедуре и порядка 7,5% мест в Европарламенте. Поэтому она вынуждена действовать при поддержке других стран. Например, идею «Восточного измерения» Польша предлагала вместе со Швецией. Кроме того, польское правительство — единственное из правительств стран Европы представляющее не правящих в Брюсселе ЕНП, социалистов и либералов, а евроскептиков из «Европейских консерваторов и реформистов» — не выглядит системным игроком, хотя и пытается включиться в тандем Франции и Германии по формату Веймарского треугольника. И образ Польши как «нового холодного воина», «миссионера» по классификации В. А. Смирнова [7], оказался в ЕС нужен.

Как мы уже видели на примере первого проекта «Северного потока», апелляции к образу угрозы с Востока и краху европейского единства не приостановили его реализацию. Хотя сейчас Варшава может предложить этой системе альтернативу — построен терминал по приёму сжиженного природного газа в Свиноуйсьце, началось сооружение Балтийской трубы для транспортировки топлива из Норвегии, всё-таки настоящей заменой поставкам российского газа в Европу они не могут быть. Эти проекты выглядят несравненно менее привлекательными для ФРГ и других российских партнёров в Европе как по цене, так и по объёму (например, возможности транзита по Балтийской трубе ограничены 10 млрд куб. м газа в сравнении с 55-миллиардным «Северным потоком – 2»). Именно поэтому на недавнее предложение правительства Польши предоставить свою инфраструктуру для транспортировки газа в случае отказа от использования «Северного потока – 2» в Берлине ничего не ответили.

Конечно, стоит иметь в виду, что А. Меркель ещё в 2000-е гг. отмечала, что отношения с Россией больше не могут строиться «через головы» восточных соседей Германии, но это скорее было обвинение ее предшественника Г. Шрёдера, игнорировавшего позиции Польши и прибалтийских стран в ходе переговоров по «Северному потоку». В любом случае ФРГ и РФ не реагируют на призывы польского руководства закрыть «северные потоки», и Германия остаётся крупнейшим потребителем российского газа.

Наконец, происходит повышение неопределённости на Балтике, а значит — более осторожное ведение сотрудничества было предопределено более активным включением США в балтийскую систему безопасности, что также можно назвать реальным вкладом Польши как проводника американских интересов в регионе. Однако до настоящего конфликта, прямого военного столкновения РФ и НАТО лишь польский фактор довести не может, эскалация напряжённости возможна лишь в контексте более крупного, глобального конфликта [8].

***

Польские интересы на Балтике действительно сводятся к тому, чтобы не допустить установления крепких дружественных связей между Россией и Германией. Это определяется как историческим опытом Польши, так и экономическими причинами. С другой стороны, реализация Варшавой своих интересов предполагает не разрыв с каждой из сторон, а сохранение дружественных отношений с Берлином, с которым она связана значительнее. Наконец, приходится считаться с тем, что современное правительство Польши весьма активно пытается заявить о себе на европейской арене, подкрепляя это своими успехами в экономике, чёткой позицией по ряду вопросов, активизацией регионального сотрудничества.

Тем не менее реальные возможности Польши влиять на отношения ФРГ и РФ весьма ограничены, однако возможно усиление влияния общесистемных факторов (украинский кризис, неопределённость на Балтике), что всё-таки влияет на российско-германское сотрудничество.

1. Герасимчик В. В. Геополитическая ситуация во время восстания 1863 г.: от угрозы европейской войны до создания I Интернационала // Белорусский исторический обзор. 2019. № 1. С. 81.

2. Павлов Н. В. Россия и Германия: несостоявшийся альянс (история с продолжением). М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. С. 243.

3. Ripsman N. M., Taliaferro J. F., Lobell S. E. Neoclassical Realist Theory of International Relations. Oxford: Oxford University Press, 2016. 196 p.

4. Bunevich D. The “Strategic Thanatos” of Poland // Russia in Global Affairs. 2018. № 4. P. 72-94.

5. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1999. С. 89.

6. Бухарин Н. И. Вступление Польши в Европейский Союз и Россия // Новая и новейшая история. 2008. № 4. С. 60-73.

7. Смирнов В. А. Прибалтийские государства: возможности и ограничения институционального регионализма // Современная Европа. 2019. № 6. С. 44.

8. Худолей К. К. «Прохладная война» в регионе Балтийского моря: последствия и дальнейшие сценарии // Балтийский регион. 2019. № 3. С. 4-24.


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju