Оценить статью
(Голосов: 24, Рейтинг: 4.75)
 (24 голоса)
Поделиться статьей
Павел Токарев

Студент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Экспорт вооружений сегодня является важным компонентом политико-экономической деятельности Франции. В 2023 году она стала крупнейшим после Соединенных Штатов поставщиком оружия, обогнав Россию по объему экспорта. Основными покупателями французских вооружений выступили не европейские партнеры, а страны ближневосточного и индо-тихоокеанского регионов. На фоне роста международной напряженности и ослабления своих позиций на африканском континенте Франция старается расширить свое присутствие и влияние в странах глобального Юга. В 2019–2023 гг. на долю ближневосточных покупателей пришлось 34% всего экспорта французских вооружений.

Сотрудничество Франции и ближневосточных арабских государств в сфере военно-промышленного комплекса имеет долгую историю. В последние 10 лет на этом направлении Париж сумел достичь больших успехов, заключив ряд крупных сделок со своими партнерами в регионе. В основном французское вооружение используется ближневосточными клиентами для укрепления их ВВС и ВМФ. Наиболее «востребованным» товаром среди ближневосточных импортеров стали истребители Rafale. Между тем сегодня Париж сталкивается в регионе с рядом серьезных вызовов, главными из которых являются возрастающая конкуренция со стороны других поставщиков, а также стремление ближневосточных партнеров снизить свою зависимость в сфере собственной обороны от импорта и усилить свои национальные ВПК.

Экспорт вооружений сегодня является важным компонентом политико-экономической деятельности Франции. В минувшем году она стала крупнейшим после Соединенных Штатов поставщиком оружия, обогнав Россию по объему экспорта. Основными покупателями французских вооружений выступили не европейские партнеры, а страны ближневосточного и индо-тихоокеанского регионов. На фоне роста международной напряженности и ослабления своих позиций на африканском континенте Франция старается расширить свое присутствие и влияние в странах глобального Юга. В 2019–2023 гг. на долю ближневосточных покупателей пришлось 34% всего экспорта французских вооружений.

Трансфер вооружений и интересы Франции

Экспортируя вооружения в страны Ближнего Востока, Франция преследует ряд интересов. Во-первых, торговля оружием является для Парижа инструментом поддержания региональной безопасности и стабильности. Поскольку регион соседствует с Европой, политическая и социально-экономическая неустойчивость в нем напрямую сказывается на ситуации в последней. Одним из дестабилизирующих факторов на Ближнем Востоке остается международный терроризм, борьба с которым в национальном Стратегическом обзоре от 2022 г. обозначена в качестве главной цели французской политики в регионе. В виду того, что Франция является одной из стран ЕС, наиболее пострадавшей от атак экстремистских и радикальных организаций (с 2012 г. жертвами террористов стали 273 человека), борьба против террористической угрозы на Ближнем Востоке представляет для Парижа особую важность как вопрос национальной безопасности. Согласно ежегодному отчету министра обороны Франции перед парламентом, следствием нестабильности в том или ином регионе, помимо активизации в нем террористических группировок, является увеличение из него потоков беженцев и нелегальных мигрантов в развитие страны. И эта проблема особенно актуальна для современной Франции.

Заинтересованность Парижа в сохранении стабильности на Ближнем Востоке также обусловлена необходимостью поддерживать непрерывные поставки углеводородов из региона. Учитывая стремление французского руководства отказаться от импорта российского газа и нефти, Ближний Восток наряду с Африкой рассматривается в качестве альтернативного поставщика углеводородов. В 2022 г. на долю стран региона приходилось 15,2% от общего количества французского импорта сырой нефти (на Африку — 36,3%, на Россию — 5,2%). Кроме того, партнерство с ближневосточными странами по вопросам поставок энергоносителей может позволить Парижу диверсифицировать свой импорт и снизить зависимость от Соединённых Штатов, которые в 2022 и в 2023 гг. выступали главным поставщиком природного газа для Франции.

Еще одним фактором заинтересованности Франции в экспорте вооружений на Ближний Восток является необходимость стабильного обеспечения заказами своего ВПК. Согласно утверждениям французского министерства обороны, экспорт играет ключевую роль в поддержании работоспособности национальной оборонной промышленности, поскольку внутренний рынок сегодня не может обеспечить необходимый спрос для эффективной работы компаний. Например, производство истребителей Dassault Rafale в случае его ориентации исключительно на внутренний рынок станет нерентабельным.

Наконец, экспорт вооружений расценивается французским руководством как эффективное средство проведения своих интересов на международной арене. Сотрудничество между странами в сфере обороны открывает возможности для установления диалога в области торговли, образования и культуры. Больших успехов в этом Париж уже достиг с Индией и ОАЭ.

Сотрудничество Франции с основными странами региона

Наиболее прочные связи в сфере ВПК у Франции сложились с ОАЭ, Египтом, Катаром, Саудовской Аравией и Иорданией — в 2019–2023 гг. на долю этих стран пришлось более 33% от всех проданных Парижем вооружений. Что касается других государств, то сотрудничество с ними в сфере торговли оружием пока не развито. Например, несмотря на тесные исторические связи с Ливаном и присутствие на его территории контингента французских войск в рамках миротворческих сил ООН, диалог Парижа и Бейрута по линии торговли вооружениями развит слабо.

Основным партнером Парижа в сфере обороны и вооружений на Ближнем Востоке выступают ОАЭ. В 2008 г. между странами был заключен договор о безопасности, согласно которому предполагалось создание постоянных французских военных баз на территории Эмиратов. В частности, французские самолеты размещаются на авиабазе Аль-Дафра в 60 км к югу от Абу-Даби. На военно-морской базе в порту Мина Заид располагается командование французскими вооруженными силами в ОАЭ (FFEAU), а также штаб-квартира командования военно-морского флота в Индийском океане (ALINDIEN). Для Франции, объявившей себя индо-тихоокеанской державой, опорные пункты в ОАЭ имеют большое стратегическое значение. Их наличие позволяет Франции поддерживать свои войска, задействованные в контртеррористической операции на территории Сирии и Ирака, а также принимать участие в контроле над важным в стратегическом и экономическом отношении Персидским заливом.

По объему продаж вооружений в ОАЭ за 2019–2023 гг. Франция заняла третье место после США и Турции. Общая стоимость всех заказов на французские вооружения, сделанных Абу-Даби в период с 2013 по 2022 гг., оценивается более чем в 21 млрд евро. В основном эта сумма обеспечена заключенным между странами в 2021 г. «историческим» контрактом в 16 млрд евро на поставку Парижем 80 истребителей Rafale F4. После вступления договора в силу в 2022 г. сумма поставок по нему составила около 60% от объема всего французского экспорта вооружений за этот год — 27 млрд евро. Покупка французских истребителей позволила Абу-Даби найти замену неудавшейся сделке с Соединенными Штатами о поставке 50 самолетов F-35.

На французском рынке вооружений наибольшим спросом со стороны Абу-Даби пользуются материалы и техника, предназначенные для эксплуатации в ВМФ и ВВС. Cреди наиболее крупных сделок, заключенных между сторонами за последние пять лет, значится, например, покупка за 750 млн евро в 2017–2019 гг. двух корветов типа «Gowind-2000», в 2021 г. — двух самолетов-дозаправщиков A-330 MRTT за 670 млн долл. Абу-Даби также закупает у Парижа ракеты и радары, предназначенные для использования на этих суднах. Покупка французских вооружений позволяет ОАЭ диверсифицировать свой импорт и снизить свою зависимость от США в сфере обороны. Так, за последние пять лет Вашингтон выступил главным поставщиком оружия для Абу-Даби (57% всех поставок, тогда как доля Франции — 9,2%).

Еще один важный клиент французских компаний ВПК на Ближнем Востоке — Египет. Общая стоимость купленных Каиром французских вооружений в 2013–2022 гг. оценивается Министерством обороны Франции в 12,2 млрд евро. Таким образом, за этот период Египет стал крупнейшим после ОАЭ покупателем французской оборонной продукции на Ближнем Востоке. В 2021 г. Франция и Египет договорились о покупке последним за 4,5 млрд долл. 30 истребителей Rafale. Помимо самолетов Каир закупает у Франции вооружения для комплектации своего ВМФ. Например, в 2014 г. французская компания «Naval Groupe» заключила с египетской стороной контракт стоимостью около 1 млрд евро на поставку ей корвета Gowind-2500 и совместную постройку в Египте еще трех кораблей этого типа.

Одним из крупнейших импортеров французских вооружений за последние пять лет выступил Катар, на долю которого пришлось 17% от всего объема французского экспорта оружия. Доха стала вторым после Индии крупнейшим клиентом французского ВПК в 2019-2023 гг. Сотрудничество Франции и Катара в сфере вооружений имеет долгую историю: во второй половине XX в. — до 1990-х гг. — Париж был главным партнером Дохи в этой сфере (за 1950 по 1990 гг. 79% импортной военной продукции было ввезено в страну из Франции). С 1990-х гг. место основного поставщика занимают Соединенные Штаты. Несмотря на это, сотрудничество Катара с Францией продолжает развиваться.

В основном Катар использует французское вооружения для комплектования своих ВВС. В 2015 г. Доха заключила с Парижем контракт на 6,3 млрд евро на поставку 24 истребителей Rafale. В том же году Катар приобрел крупную партию запчастей и ракет, предназначенных для установки на новые истребители, а в 2017 г. Доха подписала контракт на покупку еще 12 самолетов Rafale. Через год Катар сделал у французской компании «Airbus» заказ на 16 легких вертолетов AS550/555 Fennec и 16 транспортных типа NH-90 TTH. По информации инсайдеров, с лета прошлого года Париж и Доха обсуждали сделку по покупке последней очередной партии, состоящей из 24 истребителей Rafale. В последнее десятилетие Катар является основным после ОАЭ и Египта клиентом ВПК Франции на Ближнем Востоке — стоимость контрактов по поставкам вооружений, заключенных за этот период между Дохой и Парижем, достигает 11 млрд евро.

Саудовская Аравия также является значимым партнером Франции на Ближнем Востоке. За последние 10 лет Эр-Рияд выступил одним из наиболее активных покупателей продукции французского ВПК в мире — в 2013–2022 гг. он заказал у Франции вооружений на общую сумму 9,5 млрд евро.

В отличие от уже упомянутых ОАЭ, Египта и Катара Саудовская Аравия в основном закупает у Франции вооружения для укрепления своих сухопутных ВС: бронетранспортеры, ПЗРК, ракеты и пр. Эр-Рияд является одним из основных в мире покупателей французских САУ Caesar. На данный момент на вооружении у Королевства находятся 132 единицы [1] этих установок. По сообщениям некоторых источников, Эр-Рияд, наряду с Абу-Даби, якобы активно использует французские вооружения в конфликте в Йемен. Несмотря на опровержение этого факта официальным Парижем, французское руководство подвергается критике со стороны СМИ и общественности.

Наконец, важную роль во французской архитектуре безопасности в ближневосточном регионе играет Иордания. Французские ВВС используют иорданскую авиабазу «Принц Хассан» для выполнения боевых заданий в рамках контртеррористической операции «Шамаль». Что касается сотрудничества по линии экспорта вооружений, то оно, в силу сравнительно скромного оборонного бюджета Иордании (2,32 млрд долл. в 2022 г.), имеет весьма небольшие масштабы.

Франция на Ближнем Востоке: перед лицом новых вызовов

Сегодня, несмотря на позитивный вектор развития взаимоотношений Франции с ближневосточными государствами, Париж и его ВПК сталкиваются с рядом серьезных вызовов в регионе.

Во-первых, Франция встречает конкурентов на Ближнем Востоке. Так, США и американский капитал все еще играют в регионе первостепенную роль, а Париж имеет весьма ограниченное влияние. США остаются главным поставщиком оружия в ближневосточные страны (52% поставок в 2019–2023 гг.), тогда как доля Парижа по этому показателю за этот же период составляет всего 12%. Например, доля США в импорте вооружений Саудовской Аравии составляет 75%, тогда как Франции — 7,6%; у Катара эти показатели соответственно достигают 45% и 25%; у ОАЭ — ключевого союзника Франции на Ближнем Востоке — 57% и 9,2% соответственно.

Американское военное присутствие на Ближнем Востоке более существенно, чем французское. Одной из уязвимых сторон позиций Франции в регионе можно назвать относительную удаленность французских военных баз друг от друга, тогда как американские военные объекты на Ближнем Востоке образуют собой практически непрерывную цепь с налаженной инфраструктурой и снабжением, что объективно способствует повышению эффективности американских вооруженных сил и тем самым увеличивает влияние США в регионе. Американские базы расположены в Турции, Израиле, Иордании, Ираке, Кувейте, Бахрейне, Катаре, ОАЭ, Саудовской Аравии и Омане. Кроме того, в Средиземном море дислоцируется VI флот ВМС США. Французское же военное присутствие в странах Ближнего Востока ограничивается контингентами, расположенными в Иордании и ОАЭ, расстояние между которыми насчитывает около 1850 км [2].

Рисунок 1. Французские военные базы на Ближнем Востоке и в Восточной Африке (Джибути). Стрелками указано расстояние между французскими военными объектами.

Источник: Atlas stratégique de la Méditerranée et du Moyen-Orient (Édition 2022). P. 243. URL: https://fmes-france.org/latlas-strategique-de-la-mediterranee-et-du-moyen-orient/

Во-вторых, всю большую активность в регионе проводят Китай, Россия, Южная Корея, ФРГ и Италия. Китай в последние годы значительно активизировал инвестиционную и торговую политику в странах Ближнего Востока. Несмотря на то, что диалог Пекина со странами региона в основном не выходит за пределы экономического и политического сотрудничества, есть вероятность, что между Китаем и его ближневосточными партнёрами будут установлены более тесные связи в области ВПК. Китайские вооружения становятся все более востребованными. В некоторой степени это вызвано их относительной низкой стоимостью по сравнению с западной продукцией. Одним из активных покупателей китайского вооружения сегодня является Саудовская Аравия. В частности, Эр-Рияд использует китайские дроны в ходе военной кампании в Йемене. Китай также развивает сотрудничество c другими странами — например, идут переговоры между Пекином и Абу-Даби о налаживании и углублении сотрудничества в сфере военной авиации. Стоит также отметить, что развитие сотрудничества ОАЭ и Китая оказывает влияние на отношения Абу-Даби с другими странами. Например, использование Эмиратами китайской технологии Huawei 5G, а также наличие у Пекина концессий в порту Абу-Даби, стало одним из предлогов для отмены сделки между США и ОАЭ о покупке последними 50 истребителей F-35 за 23 млрд долл.

Несмотря на относительное падение российского экспорта вооружений в мире в последние годы, Россия продолжает играть значимую роль на Ближнем Востоке. В сфере ВПК Россия является одним из главных партнёров Египта. Доля российских вооружений в общем объеме египетского импорта в этой сфере составила 20%, тогда как доля Франции — 17%.

Конкуренцию Парижу на Ближнем Востоке может составить Южная Корея, ФРГ и Италия. В феврале нынешнего года между Сеулом и Эр-Риядом был подписан договор о сотрудничестве в сфере обороны. Тогда же было заключено соглашение о покупке Саудовской Аравией южнокорейских систем противовоздушной обороны за 3,2 млрд долл. Сеул также развивает сотрудничество с другими странами — например, с ОАЭ в этому году было заключено соглашение об отмене пошлин на 90% всего импорта между странами в течение последующих 10 лет, что открыло широкие возможности для сотрудничество в области технологий и вооружений. Что касается ФРГ и Италии, то, согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира, их доли на ближневосточном рынке вооружений в 2019–2023 гг. выросли относительно предыдущего периода 2014–2018 гг. соответственно на 24% и 222%, тогда как доля Франции — на 14%.

В-третьих, в последние годы в политике ближневосточных стран наметилась тенденция к сокращению зависимости оборонного сектора от иностранных поставщиков. В отчете министра обороны Франции по экспорту вооружений перед Парламентом от 2023 г. приводится ряд аргументов в пользу подобного курса — желание стран-залива диверсифицировать свою экономику и развивать другие ее сферы помимо нефтяной, а также стремление заручиться большей автономностью в сфере обороны в свете недавнего эмбарго некоторых европейских стран на поставку оружия участникам конфликта в Йемене. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в 2023 г. военные затраты в ближневосточном регионе выросли на 9% по сравнению с 2022 г. Первое место по этому параметру заняла Саудовская Аравия (годовой рост на 4,3%, общие затраты — 75,8 млрд долл.). Можно отметить также ОАЭ, чей оборонный бюджет в минувшем году составил 20,74 млрд долл. [3], что превысило показатели 2022 г. на 1,91%.

Одним из наиболее показательных примеров попытки развития собственного ВПК и уменьшения зависимости от импорта вооружений является саудовский проект «Vision 2030». Эр-Рияд намеревается к 2030 г. создать устойчивую национальную оборонную индустрию. Так, к 2025 г. запланирована локализация 20% предприятий этого сектора (прогресс на сегодняшний день — 15%). В 2021 г. Саудовская Аравия инвестировала 20 млрд долл. в развитие собственной оборонной индустрии. Аналогичные меры принимаются и Арабскими Эмиратами.

***

Сотрудничество Франции и ближневосточных арабских государств в сфере военно-промышленного комплекса имеет долгую историю. В последние 10 лет на этом направлении Париж сумел достичь больших успехов, заключив ряд крупных сделок со своими партнерами в регионе. В основном французское вооружение используется ближневосточными клиентами для укрепления их ВВС и ВМФ. Наиболее «востребованным» товаром среди ближневосточных импортеров стали истребители Rafale. Между тем сегодня Париж сталкивается в регионе с рядом серьезных вызовов, главными из которых являются возрастающая конкуренция со стороны других поставщиков, а также стремление ближневосточных партнеров снизить свою зависимость в сфере собственной обороны от импорта и усилить свои национальные ВПК.

1. The military balance 2024. P. 69.

2. Подробнее см. Atlas stratégique de la Méditerranée et du Moyen-Orient (Édition 2022). P. 243.

3. The military balance 2024. P. 336-340.


(Голосов: 24, Рейтинг: 4.75)
 (24 голоса)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся