Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Диана Ковригина

Студентка 4 курса факультета мировой политики и мировой экономики НИУ ВШЭ

Во второй половине XX в. актуальность обрели проблемы экологических последствий индустриального роста и экстенсивного использования природных ресурсов. Первые попытки привлечь внимание мирового сообщества к данной проблематике были предприняты в конце 1940-х гг., когда при поддержке ООН был основан Международный союз охраны природы и состоялась первая Международная научно-техническая конференция по охране природы. Однако разработка и реализация мер по сохранению биоразнообразия и разрешению региональных экологических проблем долгое время оставались национальной прерогативой.

В 2000 г. определение экологической безопасности было впервые зафиксировано в проекте ООН «Цели развития тысячелетия»: «Экологическая безопасность — это относительная защищенность общества от экологических угроз, вызванных природными или антропогенными процессами <…> на национальном или международном уровнях». Данное определение легло в основу практики дальнейшего международного регулирования в области защиты окружающей среды и противодействия изменению климата. Дальнейшее развитие концепции экологической безопасности происходило не только с точки зрения индивидуальной безопасности человека, но и безопасности отдельной страны в целом.

Активная позиция ЕС по вопросам защиты окружающей среды, которая сейчас стала одним из важнейших элементов имиджа ЕС на международном уровне, представляет собой результат длительного процесса его внутренней политико-правовой трансформации в области экологического регулирования и участия в природоохранной деятельности.

Во второй половине XX в. актуальность обрели проблемы экологических последствий индустриального роста и экстенсивного использования природных ресурсов. Первые попытки привлечь внимание мирового сообщества к данной проблематике были предприняты в конце 1940-х гг., когда при поддержке ООН был основан Международный союз охраны природы и состоялась первая Международная научно-техническая конференция по охране природы. Однако разработка и реализация мер по сохранению биоразнообразия и разрешению региональных экологических проблем долгое время оставались национальной прерогативой.

В 1972 г. в Стокгольме состоялась Конференция ООН по проблемам окружающей среды, послужившая катализатором международного сотрудничества в сфере природоохранной деятельности. В принятой по итогам её работы Декларации были провозглашены базовые принципы, заложившие основу для возникновения экологической повестки как в глобальной политике, так и во внутренней политике отдельных стран: право человека на достойные условия окружающей среды, необходимость рационального использования природных ресурсов, забота о природном наследии для будущих поколений и другие.

Вместе с тем само понятие экологической безопасности как одной из основных составляющих национальной и международной безопасности сформировалось позднее. История возникновения термина восходит к первой половине 1980-х гг. В 1983 г. вышла публикация Ричарда Ульмана «Заново определяя понятие безопасности» (Redefining security), в которой безопасность индивида впервые была выделена из понятия государственной безопасности [1]. А после того как в 1994 г. в рамках программы развития ООН был представлен Доклад о человеческом развитии, который окончательно утвердил концепцию индивидуальной безопасности человека, обрела значимость и ее экологическая составляющая.

В 2000 г. определение экологической безопасности было впервые зафиксировано в проекте ООН «Цели развития тысячелетия»: «Экологическая безопасность — это относительная защищенность общества от экологических угроз, вызванных природными или антропогенными процессами <…> на национальном или международном уровнях». Данное определение легло в основу практики дальнейшего международного регулирования в области защиты окружающей среды и противодействия изменению климата. Дальнейшее развитие концепции экологической безопасности происходило не только с точки зрения индивидуальной безопасности человека, но и безопасности отдельной страны в целом.

С осознанием политического измерения экологической безопасности возникает концепция устойчивого развития, которая начала формироваться в конце 1970-х гг. Результатом научных изысканий, направленных на консолидацию различных подходов к данной концепции, стало определение подходов к устойчивому развитию, закрепленное в Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию 1992 г. Таким образом, экологическая безопасность начинает обретать статус одной из ключевых составляющих внутренней и внешней политики государств. При этом необходимо пояснить, что страны с разными уровнями экономического развития в неодинаковой степени демонстрируют интерес к проблемам, вызванным антропогенным воздействием на окружающую среду. Далее представляется целесообразным рассмотреть экологическую политику Европейского союза как одного из ключевых акторов в данной области.

Активная позиция ЕС по вопросам защиты окружающей среды, которая сейчас стала одним из важнейших элементов имиджа ЕС на международном уровне, представляет собой результат длительного процесса его внутренней политико-правовой трансформации в области экологического регулирования и участия в природоохранной деятельности. Первый Договор об учреждении Европейского сообщества от 1975 г. не содержал обязательств к исполнению странами отдельных требований, а сама сфера регулировалась национальным законодательством стран и не входила в план интеграционного развития, потому как на начальном этапе любое его расширение воспринималось странами болезненно. Например, в ст. 30 Римского договора содержится допущение о запрете или ограничении «импорта, экспорта или транзита, обоснованных соображениями общественной морали, общественного порядка и государственной безопасности, защиты здоровья и жизни людей и животных или сохранения растений».

Восприятие экологической безопасности как одного из самостоятельных направлений политики Евросоюза начало развиваться в 1970-х гг., под влиянием вышеупомянутых глобальных тенденций в международном экологическом сотрудничестве. Необходимость в выработке новой политики стала следствием и назревшей внутренней обеспокоенности вопросами безопасности промышленного производства, которые обрели особенную актуальность после аварии на химическом заводе в итальянском городе Севезо в 1976 г. Однако несмотря на то, что обсуждение данной темы в Совете ЕС обозначило движение к формированию централизованной политики в рассматриваемой сфере, за ЕС ещё не были закреплены компетенции в области охраны окружающей среды, а изменения подходов к экологической политике не коснулись положений учредительного договора.

Стоит отметить, что в этот период ЕС занял инициативную позицию в отношении находившейся в процессе формирования области международного экологического права. В частности, ЕС стал активным участником важнейших конференций по охране окружающей среды, проведенных под эгидой ООН, а также способствовал включению в Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе раздела, посвященного экологической безопасности.

Начало новому этапу в становлении экологической политики ЕС положило принятие в 1986 г. Единого Европейского Акта, внесшего изменения в учредительный договор и содержавшего отдельный раздел «Окружающая среда», в котором были закреплены задачи, общие направления и принципы осуществления деятельности для обеспечения экологической безопасности Сообщества. Разделение компетенций в этой области было подчинено принципу субсидиарности — за ЕС было закреплено право осуществлять экологическую деятельность в тех случаях, когда ее задачи не могут быть эффективно достигнуты на уровне стран-членов. Большое значение в этот период обрела деятельность, направленная на повышение экологической грамотности населения и развитие экомониторинга. С этой целью в 1990 г. было учреждено Европейское агентство по окружающей среде (ЕАПОС).

Начиная с середины 1980-х гг. ЕС демонстрировал стремление к роли глобального лидера в области природоохранной политики. В частности, после первых исследований разрывов озоносферы именно ЕС инициировал заключение в 1987 г. Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, ставшего дополнением Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 года. Подобные усилия заложили основу для становления определяющей роли ЕС в мировом экологическом регулировании, а Монреальский протокол стал предтечей Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 1992 г. (РКИК) и последующих протоколов к ней.

Заключение Маастрихтского договора в 1992 г. закрепило новый характер экологической политики ЕС и определило ее статус в правовой системе Сообщества. Помимо обозначенной ранее приверженности принципу субсидиарности, ее институциональное становление нашло выражение также в «эффекте спилловера» — иными словами, отныне экологическая политика находилась в совместной компетенции ЕС и стран-членов и представляла собой важную составляющую интеграционного процесса.

Ключевым событием для внешней политики ЕС в области охраны окружающей среды этого периода «еврооптимизма» стало заключение РКИК в 1992 г. и Киотского протокола в 1997 г., своим появлением во многом обязанным усилиям ЕС. Кроме того, на волне активизации международной и региональной экологической политики ЕС также развивал её средиземноморский вектор, ставший особенно актуальным после учреждения Евро-средиземноморского партнерства в 1995 г. [2]

На современном этапе компетенции в области обеспечения и поддержания экологической безопасности в ЕС осуществляются в рамках деятельности Еврокомиссии, Европарламента, Европейского совета и ЕАПОС. Благодаря широкому институциональному охвату достигается тот уровень встраивания экологической повестки во все области политики ЕС, к которому Сообщество стремилось с 1998 г.

Однако внешнеполитическая стратегия в области экологической безопасности в XXI в. претерпела значительные изменения, о чем свидетельствовало не только смещение акцента в пользу глобального климатического регулирования, но и смена самого характера политики. Наиболее ярко эти изменения проявились в переходе от стратегии, избранной ЕС для Копенгагенской конференции ООН по изменению климата в 2009 г., к Парижской конференции 2015 г., ознаменовавшей новый этап в продвижении экологического имиджа ЕС на международной арене.

В то время как к 2001 г. позиция США по Киотскому протоколу была определена и американская сторона окончательно отказалась от идеи его ратификации, сосредоточившись на региональном регулировании, ЕС предпринял усилия для склонения других важнейших партнеров к ратификации соглашения, таких как Россия, Япония и Канада [3]. Более того, с Китаем, Индией и Бразилией, чей вклад в глобальную климатическую повестку значительно возрос вместе с их стремительным экономическим ростом, ЕС заключил двусторонние соглашения по вопросам климатического регулирования, что стало важным шагом в развитии переговорного процесса [4]. В планах ЕС было заключить новый протокол на Копенгагенской конференции, который стал бы заменой Киотскому протоколу, обозначил бы более амбициозную цель сокращения выбросов парниковых газов на 30% и носил бы при этом обязательный характер.

Однако ввиду ряда причин Конференция обернулась неудачей для ЕС. Во-первых, позицию ЕС ослабили разногласия внутри самого сообщества: план по тридцатипроцентному снижению выбросов встретил оппозицию в лице Польши и Италии. Во-вторых, ЕС был сосредоточен на нормативных аспектах будущего соглашения, в то время как политические мотивы партнеров во многом оказались недооцененными. В-третьих, дипломатические усилия ЕС оказались безуспешными перед лицом США, Китая, Бразилии и Индии, не предполагавших новые расходы на развитие и внедрение дорогостоящих «зеленых» технологий в производство.

Неудачи и скромный успех последовавших конференций были учтены при подготовке Парижской конференции 2015 г., которая была призвана вновь утвердить решающую позицию ЕС в области глобального климатического регулирования и подтвердить статус Сообщества в качестве главного гаранта экологической безопасности не только на континенте, но и во всем мире. Заключению соглашения способствовали несколько факторов. Прежде всего, Парижское соглашение отличает от его предшественников наличие системы добровольных вкладов стран в глобальное изменение климата при сохранении императивного характера исполнения возложенных на себя обязанностей и требований конвенции. Кроме того, проект предоставляет развивающимся странам выбор в отношении объема сокращений выбросов и предполагает создание систем адаптации к изменениям, в то время как вклад развитых стран определен как абсолютные количественные сокращения выбросов. Наконец, было сформировано организационное сопровождение процесса сокращения выбросов в лице Парижского комитета по созданию потенциала и механизмов по сокращению выбросов и устойчивому развитию [5].

Однако дальнейшее развитие вектора жесткой политики в отношении вопросов экологической безопасности встретило сопротивление со стороны ключевого трансатлантического партнера Европейского союза — США. Выход Вашингтона из Парижского соглашения, как и заморозка переговоров по Трансатлантическому торгово-инвестиционному партнерству ввиду острых разногласий, в том числе по вопросам экологических стандартов американской продукции, обозначило рамки эффективности выбранной ЕС стратегии в сфере экологического регулирования.

1. Ullman, Richard H. Redefining security / International Security,Vol. 8, No. 1 (Summer, 1983), pp. 129-153.

2. Гусев А.А. Экологическая политика Европейского союза в контексте концепции устойчивого развития // Observer. — 2012. — №4. — С. 91.

3. Саворская Е.В. European Union in global climate governance: to Paris and beyond // Сравнительная политика. — 2016. — №7 (34). — С.75.

4. Там же. С. 76.

5. Рогинко С.А. Итоги Парижской Конференции ООН по климату 2015 года // Современная Европа. — 2016. — № 3. — С. 5.


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju