Оценить статью
(Голосов: 32, Рейтинг: 4.91)
 (32 голоса)
Поделиться статьей
Кирилл Прохоров

Студент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

С момента объединения ФРГ проявляет значительный интерес к Ближнему Востоку, а с некоторыми странами региона у нее и вовсе сложились особые отношения. Однако Ближний Восток крайне неоднороден, поэтому при схожих методах взаимодействия с государствами характер сотрудничества разнится. С одними странами развиваются прагматичные отношения (Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ, Катар), с другими ФРГ не может преодолеть разногласия (Иран и Сирия), а третьи являются многолетними привилегированными партнерами (Турция и Израиль). В то же время разница в подходах к Ближнему Востоку между правительствами Ангелы Меркель и Олафа Шольца заключается в методах выстраивания отношений, но не в глобальных стратегиях, что свидетельствует об общих тенденциях в немецкой ближневосточной политике вне зависимости от состава правительства.

Страны Ближнего Востока — важные экономические партнеры Германии, и Берлин также стремится играть заметную роль в обеспечении безопасности региона. Торговые отношения Германии и ближневосточных стран демонстрируют рост после пандемийного спада, заключаются новые соглашения. В вопросах безопасности Берлин стремится к взаимодействию в рамках многосторонних институтов, что соответствует внешнеполитическим константам страны. Германия сейчас находится в состоянии активной трансформации своей внешней политики, и если новые оборонные перспективы в регионе Берлину только предстоит освоить, то в вопросах экономики ФРГ уже переходит к новой реальности, в частности энергетической. Первым шагом на пути к данным переменам стало ближневосточное турне Олафа Шольца.

Современная Германия придает большое значение экспорту своей идеологии, что не находит положительного отклика у государств Ближнего Востока: большинство стран являются молодыми государствами и не имеют устойчивых демократических традиций, сравнимых с аналогами в странах западного мира. К тому же часть современных европейских ценностей вступает в противоречие с религией и культурой, доминирующими в регионе. Исходя из этого ФРГ заведомо ставит себя в невыгодное положение, выстраивая диалог с ближневосточными партнерами с учетом идеологических установок, уменьшая свои шансы на позитивный исход переговоров.

В условиях новой геополитической реальности в ближайшие годы существует большая вероятность укрепления отношений Германии со странами Ближнего Востока, особенно в энергетической сфере. После следующих выборов в Бундестаг, которые пройдут в 2025 г., можно ожидать новые стратегии Берлина в отношении региона с учетом меняющейся политической обстановки. К тому моменту появится более четкое представление о целях сотрудничества с теми или иными государствами и будут выбраны соответствующие им стратегии взаимодействия.

С момента объединения Федеративная Республика Германия проявляет значительный интерес к Ближнему Востоку, а с некоторыми странами региона у нее и вовсе сложились особые отношения. Кроме того, Ближний Восток — важный экономический партнер ФРГ, и Берлин также стремится играть заметную роль в обеспечении безопасности региона. Однако Ближний Восток крайне неоднороден, поэтому при схожих методах взаимодействия с государствами характер сотрудничества разнится. На основе взаимоотношений Германии и некоторых стран региона можно продемонстрировать ключевые тенденции в современной ближневосточной политике ФРГ, выраженные в подходах двух различных правительств: кабинета Ангелы Меркель образца 2017 г. и нынешнего правительства во главе с канцлером Олафом Шольцем. При этом смена правящей партии в некоторых случаях оказала влияние на выбор методов реализации политики.

Основы внешней политики ФРГ

Основными внешнеполитическими принципами Германии являются мультилатерализм, легализм и институционализм. Данные константы были провозглашены после Второй мировой войны как элемент ответственности за развязывание конфликта и остаются неизменными до настоящего времени в рамках глобальной концепции nie wieder, или never again and never alone, что означает «никогда снова» и «никогда в одиночку».

Внешняя политика Германии регулируется специальными документами по государственному развитию, в которых закрепляются ее цели и методы. Основным таким актом на период легислатуры (срок полномочий немецкого парламента — Бундестага, составляющий четыре года) выступает коалиционное соглашение между партиями, формирующими правительство, включающее раздел по внешней политике. Поскольку на основе коалиционных соглашений выстраиваются все действия правительства, при рассмотрении отношений Германии с государствами Ближнего Востока им необходимо уделить особое внимание. При совпадении стратегий в отношении тех или иных государств у последних двух правительств можно говорить о сформированных тенденциях в региональной политике. Не всем странам Ближнего Востока посвящены отдельные пункты соглашений, но в каждом из них обозначаются ключевые направления сотрудничества в регионе.

Некоторые другие особенности внешней политики ФРГ содержатся в «Белой книге» — документе о развитии Бундесвера (вооруженных сил Германии), включающей стратегию обеспечения безопасности Германии и партнеров. В документе обозначаются ключевые проблемы региональной безопасности, такие как деятельность террористических группировок, что оказывает непосредственное влияние на некоторые государства Ближнего Востока. Таким образом, вышеперечисленные факторы составляют основу внешней политики Германии и ее отношений с другими странами. Часть из них являются универсальными, некоторые — специфичны для конкретных регионов и государств, имеющих особый характер взаимоотношений с ФРГ.

Турция

Отношения ФРГ и Турция остаются особенными на протяжении уже нескольких десятилетий. Причина этому в первую очередь — количество этнических турок, проживающих в Германии, которых насчитывается более 3 млн чел. Привилегированность взаимоотношений подчеркивается и на высшем политическом уровне. В коалиционных соглашениях 2018 и 2021 гг. Турции посвящены отдельные разделы как важному партнеру и соседу Евросоюза. При этом как последнее правительство Ангелы Меркель, так и кабинет Олафа Шольца свою турецкую политику выстраивают с осторожностью. Немецкой стороной наблюдается значительное ухудшение ситуации в стране в области верховенства права, демократии и прав человека.

Лидеры государств поддерживают регулярный личный контакт. В период четвертого срока Ангелы Меркель прошло несколько встреч на высшем уровне: в сентябре 2018 г., в октябре 2019 г., две в начале 2020 г., и «прощальная» — 16 октября 2021 г. Темы переговоров варьировались от вопросов двустороннего сотрудничества до обеспечения региональной безопасности (в Сирии и Ливии). С новым канцлером Олафом Шольцем турецкий лидер также успел провести несколько встреч как на площадках международных институтов (ООН, НАТО, G20), так и в рамках официального визита в Турцию в марте 2022 г.

Торговля двух стран характеризуется большими объемами и широкой номенклатурой товаров. В 2022 г. товарооборот составил 51,6 млрд евро, продемонстрировав рост за год более, чем на 25%. Примечательно, что Германия поставляет продукцию в Турцию на 27 млрд евро, а обратно идут товары на 24,6 млрд евро. ФРГ, будучи экспортоориентированной экономикой, с государствами вне ЕС зачастую имеет ярко выраженный позитивный торговый баланс, импортируя в основном сырье, тем не менее импорт из Турции играет важную роль в структуре потреблении немцев.

Развито сотрудничество между Германией и Турцией и в культурно-гуманитарной сфере. Запущены проекты по созданию совместных культурных пространств, открыты Академия культуры Тарабья и Турецко-немецкий университет в Стамбуле, программы молодежного обмена. В Анкаре, Стамбуле и Измире есть представительства Гёте-института, что дает возможность турецким жителям изучать немецкий язык. Кроме того, на территории Турции действует шесть немецких школ.

Израиль

Отношениям с Государством Израиль Германия также придает особое значение. Они всегда основывались на ответственности ФРГ за Холокост времен правления Третьего рейха. При этом недавно проведенное исследование, включавшее интервьюирование чиновников высокого ранга из ФРГ и Израиля, показало, что страны стремятся к поиску новых смыслов в двустороннем взаимодействии. Цель данного процесса — выстроить систему отношений, которая заложила бы основы прочного, долгосрочного будущего для обоих государств с учетом уроков прошлого.

«Поиск новых смыслов» заключается в наращивании экономических и гуманитарных связей с еврейским государством ровно так же, как и с другими партнерами на Ближнем Востоке. Товарооборот Германии и Израиля составил почти 9 млрд долл. в 2022 г., продукция из ФРГ хорошо зарекомендовала себя на израильском рынке. Немецкие компании реализуют в Израиле крупные проекты, в частности инфраструктурные. Германия финансово поддерживает культурный обмен между двумя странами, а также образовательные проекты, в том числе по изучению немецкого языка.

Стратегия в отношении безопасности Израиля закреплена в коалиционных соглашениях. В документе 2018 г. провозглашена цель сделать жизнь людей в регионе безопаснее. Для этого правительственные партии требуют от всех сторон конфликта прекратить действия, противоречащие мирным усилиям, и подвергают Израиль критике за переселенческую политику в спорных районах. В соглашении правительства Олафа Шольца осуждается угроза государству Израиль и террор против его населения, отвергаются попытки осуждения еврейского государства «на антисемитской почве», в том числе в рамках ООН, от Палестины требуется прекратить любое насилие в отношении Израиля.

На уровне личных контактов лидеров также ведется непрерывная работа. В течение своего последнего срока Ангела Меркель посещала Израиль дважды: в 2018 г. и в рамках прощального турне в 2021 г. Главной темой переговоров оба раза становилась безопасность. Поездки Олафа Шольца в Израиль состоялись в марте 2022 г. и 2023 г. На первой встрече речь шла об Иране и ядерной сделке, что затрагивает безопасность Израиля; на второй Германией были высказаны опасения насчет соответствия демократическим принципам судебной реформы в Израиле, что укладывается в общую ценностную политику ФРГ.

Иран

Отношения между ФРГ и Ираном, по заявлениям немецкой стороны, периодически носят напряженный характер, что связано с типом политической системы Исламской Республики, установленной там после революции 1979 г. Несмотря на это, страны продолжают сотрудничество, которое, однако, осложнено рисками вторичных санкций, вновь возникших после выхода США из иранской ядерной сделки (СВПД). Ядерная программа Ирана — ключевое направление взаимодействия страны с ФРГ, проходящее в рамках немецкой политики доверительного и надежного сотрудничества в сфере безопасности. ФРГ входит в число шести государств, подписавших в 2015 г. с Ираном всеобъемлющий план действий — яркий пример использования Германией принципа мультилатерализма для решения международных проблем.

В коалиционных соглашениях правящие партии выразили сожаление относительно СВПД и обозначили стремление как можно скорее возобновить сделку, а также обеспокоенность в отношении ракетной программы Ирана: здесь оба правительства сходятся во мнении об опасности таких действий для ближневосточного региона. В документе 2021 г. также конкретизируются другие вызовы, которые представляет Иран, по мнению немецкого правительства: нарушение прав человека, удержание политзаключенных, поддержка террористической деятельности и угроза государству Израиль.

Несмотря на трудности, экономическое сотрудничество сохраняется. Так, оборудование, используемое на иранских промышленных предприятиях, по большей части произведено в ФРГ. Товарооборот хотя и упал в 2018 г., в дальнейшем показывал небольшой рост, достигнув почти 1,9 млрд евро в 2022 г. В гуманитарной сфере Германия продвигает изучение немецкого языка в Иране, в гражданском обществе есть интерес к культурному обмену, а немецкие университеты пользуются популярностью среди иранских ученых.

Саудовская Аравия

Отношения ФРГ и Саудовской Аравии имеют долгую историю и характеризуются разносторонней направленностью. Крупнейшая монархия Персидского залива является вторым по объему торговли партнером Германии в регионе. Между странами налажено культурное сотрудничество: в КСА работают центры, предоставляющие возможности для изучения немецкого языка, в Эр-Рияде и Джидде есть немецкие школы. Также происходит взаимодействие в области реформ (системы образования, бизнеса, интеграции женщин) и модернизации в рамках саудовского проекта «Видение-2030». Акцент на данном мегапроекте в германо-саудовских отношениях был сделан даже в коалиционном соглашении последнего срока Ангелы Меркель, однако в версии правительства 2021 г. «Видение», как и любые другие упоминания о Саудовской Аравии, из документа исчезло.

24 сентября 2022 г. в рамках своего ближневосточного турне канцлер Олаф Шольц посетил Эр-Рияд. Ключевой темой переговоров, проходивших в тот момент, когда цены на природный газ в Европе били все рекорды, стала энергетика. Более того, Эр-Рияд является потенциальным производителем «зеленого» водорода — экологического вида топлива, востребованного в эпоху отказа от ископаемых источников энергии. Несмотря на все видимые перспективы, успехов по итогам переговоров достигнуто не было.

Вопреки всем трудностям, сотрудничество ФРГ и королевства необходимо для обеспечения стабильности в ближневосточном регионе. Саудовская Аравия не только крупнейшая энергетическая держава Персидского залива, но и важнейший игрок в области безопасности. В частности, во время недавнего визита главы германского МИД в Саудовскую Аравию обсуждались конфликты в Йемене и Судане, а также возобновление отношений королевства с Сирией.

Египет

Германия и Египет являются важными партнерами: экономическими и политическими. Товарооборот двух стран в 2022 г. составил около 5 млрд евро. В июне того же года, проведя переговоры с президентом Абделем Фаттахом ас-Сиси, канцлер Олаф Шольц заявил, что две страны договорились о сотрудничестве в области водорода, однако не привел конкретных деталей этого проекта.

Взаимодействие двух стран по политическим вопросам является ключевым фактором в вопросе поддержания региональной безопасности. Египет участвует в Мюнхенском формате ближневосточного урегулирования (по палестино-израильской проблеме) и Берлинском формате по Ливии. Кроме того, Египет принимает на своей территории миллионы беженцев, а с учетом выхода страны к Средиземному мору это имеет значение для обеспечения безопасности Германии и всей Европы, поскольку этот поток мигрантов мог бы оказаться по другую сторону Средиземноморья — в Евросоюзе.

В Египте активно развиваются немецкие научные и образовательные проекты: около 400 тыс. человек изучают немецкий язык, в Каире работает немецкий университет, археологи из Германии проводят в африканской стране раскопки. Египет является одним из крупнейших получателей «помощи развитию». За счет кредитов на 1,6 млрд евро реализуются проекты по управлению отходами и водными ресурсами, энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии, увеличивается занятость в сфере устойчивого развития, возрастает роль частного сектора.

ОАЭ

ФРГ уделяет большое внимание в своей ближневосточной политике сотрудничеству с ОАЭ. Между Абу-Даби и Берлином действует заключенное в 2004 г. соглашение о стратегическом партнерстве. В 2019 г. наследный принц Абу-Даби посетил Берлин, где было принято совместное заявление о приверженности стратегическому характеру отношений, актуализирующее повестку двустороннего сотрудничества, в частности в области обеспечения региональной безопасности и борьбы с терроризмом.

ОАЭ являются крупнейшим экономическим партнером Германии среди арабских монархий. В 2022 г. товарооборот составил более 9,8 млрд евро. Причем рост за год составил около 1,8 млрд, а импорт ФРГ из арабской монархии увеличился почти в три раза — до 2,2 млрд евро. Такие значения были достигнуты за счет углеводородов, которые Берлин начал закупать по новым двусторонним договоренностям. 25 сентября 2022 г. канцлер Олаф Шольц заключил соглашение о поставке в Германию СПГ в рамках своего ближневосточного турне.

Государства активно сотрудничают в гуманитарной сфере. В Абу-Даби открыт офис Гёте-института, в Дубае — центр немецкого языка. На территории Эмиратов работают три немецких школы, а университеты двух стран реализуют более 20 совместных проектов. На всемирной выставке Expo, которая прошла в 2021–2022 гг. в ОАЭ, Германия представила собственный павильон. Он был посвящен теме устойчивого развития — одному из приоритетных направлений политики ФРГ.

Катар

Между ФРГ и этой ближневосточной монархией еще с периода правления Ангелы Меркель установлены прочные и доверительные отношения. Во время дипломатического кризиса и бойкота Катара другими монархиями Персидского залива, продолжавшегося с 2017 г. до недавнего времени, Германия выразила поддержку Дохе и поддерживала с ней тесные отношения. Экономическое сотрудничество двух стран также находится на высоком уровне. В 2022 г. товарооборот превысил 1,9 млрд евро, что можно считать хорошим показателем, учитывая, что Катар — государство размером меньше Шлезвиг-Гольштейна и населением менее 3 млн человек.

Торговые отношения ФРГ и Катара приобрели новое значение в 2022 г., когда в Европе начался энергетический кризис. Германия — главный европейский импортер газа, а Катар обладает третьими в мире запасами «голубого топлива». В сентябре Олаф Шольц встретился с эмиром Катара в рамках своего ближневосточного турне, где энергетика стала главной темой переговоров. В результате между правительствами двух стран было достигнуто понимание в данной области, и 29 ноября 2022 г. с государственной катарской энергетической компанией было подписано соглашение о поставках СПГ в Германию.

В области культурно-гуманитарного сотрудничества существуют следующие проекты: немецкая школа в Дохе, совместные исследования университетов Германии и Катара, проводится обучение катарских студентов в немецких вузах со стипендиями DAAD. Кроме того, немецкие специалисты работают в катарской спортивной академии, в том числе футбольной. Однако футбол стал причиной политического скандала в германо-катарских отношениях из-за запрета ФИФА надевать капитанскую повязку в цветах ЛГБТ+ на чемпионате мира 2022 г., за что Футбольный союз Германии даже грозился подать в суд.

Сирия

Взаимоотношения ФРГ и Сирийской Арабской Республики на данный момент остаются сложными. С началом гражданской войны в 2011 г. Германия присоединилась к санкциям против режима Башара Асада: сирийского лидера обвиняют в применении химического оружия, бомбардировке школ и больниц, торговле наркотиками. Под запрет попали товары для «репрессий против населения» и предметы роскоши, «приносящие пользу режиму», высокопоставленным чиновникам запрещен въезд в Евросоюз.

Германия стремится к международному взаимодействию для разрешения сирийского кризиса, оказанию гуманитарной помощи, содействию расследованию военных преступлений, совершенных в ходе конфликта, что закреплено, в том числе, в двух последних коалиционных соглашениях. В поддержке гражданского населения основная роль отводится ООН, поскольку ФРГ самостоятельно не может действовать на территории иностранных государств. С начала конфликта Берлин выделил уже более 10 млрд евро на гуманитарную помощь народу Сирии. Кроме того, Германия поддерживает соседние с Сирией страны, которые приняли сирийских беженцев, в частности Турцию с почти 3,3 млн сирийцев, Ливан с 790 тыс., и Иорданию с 650 тыс.

Разрешение сирийского конфликта представляется для ФРГ вопросом собственной безопасности и безопасности Евросоюза. Беженцы из Сирии и других нестабильных зон региона — носители отличной от немецкой культуры, языка, религии. Ассимиляция происходит крайне медленно из-за компактного проживания диаспор в городах Германии, а возвращение сирийцев на родину невозможно до окончания кризиса.

***

Современная ближневосточная политика крайне неоднородна. С одними странами развиваются прагматичные отношения (Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ, Катар), с другими ФРГ не может преодолеть разногласия (Иран и Сирия), а третьи являются многолетними привилегированными партнерами (Турция и Израиль). В то же время разница в подходах к Ближнему Востоку между правительствами Ангелы Меркель и Олафа Шольца заключается в методах выстраивания отношений, но не в глобальных стратегиях, что свидетельствует об общих тенденциях в немецкой ближневосточной политике вне зависимости от состава правительства.

Основными направлениями сотрудничества со всеми рассмотренными государствами являются торговля и безопасность. Торговые отношения Германии и ближневосточных стран демонстрируют рост после пандемийного спада, заключаются новые соглашения. В вопросах безопасности Берлин стремится к взаимодействию в рамках многосторонних институтов (постоянных и ad hoc), что соответствует внешнеполитическим константам страны. Германия сейчас находится в состоянии активной трансформации своей внешней политики. Если новые оборонные перспективы в регионе Берлину только предстоит освоить, то в вопросах экономики ФРГ уже переходит к новой реальности, в частности энергетической. Первым шагом на пути к данным переменам стало ближневосточное турне Олафа Шольца.

Современная Германия придает большое значение экспорту своей идеологии (демократии, правам человека, защите меньшинств). Такой подход не находит положительного отклика у государств Ближнего Востока: большинство стран являются молодыми государствами и не имеют устойчивых демократических традиций, сравнимых с аналогами в странах западного мира. К тому же часть современных европейских ценностей вступает в противоречие с религией и культурой, доминирующими в регионе. Исходя из этого ФРГ заведомо ставит себя в невыгодное положение, выстраивая диалог с ближневосточными партнерами с учетом идеологических установок, уменьшая свои шансы на позитивный исход переговоров.

В условиях новой геополитической реальности в ближайшие годы существует большая вероятность укрепления отношений Германии со странами Ближнего Востока, углубления сотрудничества, особенно в энергетической сфере. После следующих выборов в Бундестаг, которые пройдут в 2025 г., можно ожидать новые стратегии Берлина в отношении региона с учетом меняющейся политической обстановки. К тому моменту появится более четкое представление о целях сотрудничества с теми или иными государствами и будут выбраны соответствующие им стратегии взаимодействия.

Приложение. Политика Германии в отношении государств Ближнего Востока: упоминание в коалиционных соглашениях и функционирование официальных зарубежных представительств

Критерий Турция Израиль Иран КСА Египет ОАЭ Сирия Катар
Упоминание в коалиционных соглашениях

(2018, 2021)

Да Да Да 2018 Нет Нет Да* Нет
Дипломатическое представительство Германии Есть Есть Есть Есть Есть Есть Нет Есть
Дипломатическое представительство в Германии Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть
Филиал Общества международного сотрудничества Есть Нет Нет Есть Есть Есть Нет Нет
Филиалы Гёте-института 3 2 0 1 2 2 0 0
Филиалы политических фондов 4 6 0 0 3 0 0 0
Немецкие школы 6 0 1 2 7 3 0 1

*Только в контексте урегулирования конфликта

Источник: составлено автором на основе данных, опубликованных МИД ФРГ.


Оценить статью
(Голосов: 32, Рейтинг: 4.91)
 (32 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся