Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.71)
 (7 голосов)
Поделиться статьей

За четверть века экспатриации с момента «геополитической катастрофы» в среде прибалтийского русскоязычного национального меньшинства наиболее остро встал так называемый русский вопрос. Проблема самоопределения народов Эстонии, Латвии и в меньшей степени Литвы по большей части связана с двумя ключевыми факторами: построением мультикультурного государства со стороны титульной нации и интеграцией нацменьшинств. Каким образом интеграционная политика прибалтийского истеблишмента формирует национальную идентичность, государство и его институты и способствует зарождению и развитию этнополитического конфликта в Балтийском регионе?

Специфика русскоязычной диаспоры в Балтийском регионе

Во время этапа демократического транзита, последовавшего вслед за распадом СССР, фактор интеграции российской общины в общество прибалтийской титульной нации послужил основной проблемой для образования консолидированных демократий в Латвии и Эстонии. Основным водоразделом в изучении проблемы является статус «негражданина», который лишает около 330 тысяч русскоязычного населения избирательного голоса, но оставляет за ними обязанность уплаты подоходного и социального налогов в государственную казну. Латвия и Эстония — единственные страны в мире, где юридически введен и функционирует данный статус.

Согласно теории культурного многообразия в независимых демократических государствах А. Степана [1], ситуация в Прибалтике наиболее близка к типу государств, в которых присутствует культурное разнообразие, а группы не ставят своей целью отделение и не требуют автономии. Различные этногруппы в силу ряда различных причин по-разному воспринимают общий исторический опыт и современные политические реалии, что усложняет интеграцию нацменьшинств. Политическое поведение Латвии и Эстонии показывает, что страны действуют или желают действовать как мононациональные государства, игнорируя наличие большой этнической диаспоры. Более того, в контексте наличия «ограниченного права» строительство нации-государства и создание демократии вступают в противоречия. По словам Ч. Тэйлора, такая неувязка связана прежде всего с тем, что одна нация начинает занимать статус «привилегированной», в то время как другая ощущает себя непризнанной и даже маргинализированной. Вопрос о наличии статуса апатридов способствует не только разделению общества в ключевых историко-правовых аспектах, но и делает самоидентификации меньшинств более выраженной, а саму диаспору более закрытой и изоляционистской. Обратный эффект можно наблюдать в инклюзивной Литве, где 96% русских и 99% поляков идентифицируют себя как литовцев.

Балтийские стратегии интегрирования национального меньшинства

Паспорт «негражданина» Латвии — Alien’s Passport

Согласно типологии стратегий государство-строительства А. Степана и Х. Линца [2], Латвия и Эстония принадлежат к самому недружелюбному по отношению к меньшинствам типу: политика этих стран носит характер исключения и отторжения меньшинств. Если применить такой подход к классификации политических режимов, то мы увидим явную аналогию с этнической демократией, что лишь доказывает не инклюзивность и не консоциативность рассматриваемых стран, а значит, согласно критериям Р. Даля, и отсутствие полиархии. Учитывая факт лишения автоматического латвийского и эстонского гражданства категории населения, рожденной на территории ЛССР и ЭССР, а также родившегося уже в независимых республиках поколения в начале 1990-х гг., есть основания называть режим и Латвии, и Эстонии недемократическим. Наличие нескольких сотен тысяч апатридов приводит к политике расовой сегрегации и нарушению международных прав человека.

Литва же, в свою очередь, относится к типу, поощряющему инклюзивный процесс интеграции, плюрализм и либеральную демократию. Такой путь способен привести Литву к образованию консолидированной мультинациональной демократии. Однако стоит учесть сильное влияние внешнего центра, коим является Россия и, в частности, близость и непосредственные границы с Калининградской областью.

Перспективы развития этнополитического конфликта

Несмотря на отсутствие признаков какого-либо движения за отделение, существует несколько причин, по которым сложившееся положение в Прибалтике можно отнести к этнополитическим конфликтам. Согласно типологии Семененко, Лапкина и Пантина в отношении корреляции доминирующего типа этнополитической конфликтности и формами актуализации конфликта, кейс Балтии примечателен по следующим причинам [3].

Во-первых, разногласия в регионе носят политико-институциональный характер, так как территориальная целостность государств не оспаривается, однако активная сторона не удовлетворена соотношением представительства в правительстве и требует «властного участия» (power sharing).

Во-вторых, конфликт перманентно актуализируется посредством обращения к исторической памяти. В частности, огромную роль в этом играют местные элиты и СМИ, которые выносят на публичное обсуждение такие «вечные темы», как оккупация Латвии СССР, шествие легионеров СС, деятельность КГБ в эпоху ЛССР, исторические аспекты (в том числе скептическое отношение к немецкому детскому концентрационному лагерю вблизи Риги «Саласпилсский шталаг»). Как ранее отмечалось, взгляды на общее прошлое кардинально разнятся. В то время как большинство русскоязычных положительно оценивают советское время, а старшее поколение даже ностальгирует, для латышей социалистическая эпоха прежде всего ассоциируется с массовыми сталинскими депортациями, а освобождение прибалтийских территорий от немецких войск в 1944 г. трактуется как восстановление оккупированного режима. Исторические преференции коррелируют и с отношением к государственному режиму: большая часть национального меньшинства положительно отзывается о Советском Союзе, следовательно, чаще всего выражает недовольство положением дел в независимой республике. В свою очередь, титульная нация, считающая пребывание региона в составе СССР оккупацией, довольно высоко оценивает современное демократическое устройство и политическому систему страны.

Шествие против перевода русских школ на латышский язык в Риге, 2014 год

В-третьих, на фоне различного восприятия исторических событий, культурно-лингвистические противоречия более способствует усугублению взаимоотношений между титульными нациями и русскими переселенцами. Различные менталитет и образ мышления являются помехой на пути к интеграции сообщества. Однако следует отметить, что была достигнута некоторая степень ассимиляции народов. Так, к примеру, титульная нация и русскоязычная диаспора разделяют общие ценности на такие вопросы, как узаконивание нетрадиционных браков, миграционные потоки, фискальная политика стран и т. д. Более того, в условиях иммиграции выходцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, беженцы стали неким объединяющий фактором. Появление сотни беженцев иной расы стало более нежелательным и пугающим явлением, нежели сотни тысяч русских.

В-четвертых, помимо политико-институционального фактора конфликта, имеет место быть политико-управленческий тип в качестве дополняющего. Это напрямую связано с двумя факторами. Первый — статусом «негражданина», который исключает группу лиц из участия в политической жизни и лишает оную представительства в государственных структурах, что в данном случае можно выделить как отсутствие механизмов построения консоциативной демократии. Второй — разные подходы к государственной политике, в частности, внешнеполитическим приоритетам, вопросам религии и культуры. Русскоязычная сторона выступает за пересмотр публичной политики в пользу поддержки нацменьшинств и их равноправия.

В-пятых, интенсификация конфликта. Согласно типологии Лапкина и Пантина, еще одним параметром наличия прибалтийского этноконфликта является латентность, которая потенциально стремится перейти в активную фазу. То есть на данный момент мы имеем дело с замороженным конфликтом, так как стороны в целом соблюдают принципы современной политики, и их действия остаются в рамках конституционно-правового поля. В то же самое время можно выделить достаточно прецедентов, целью которых была провокация бытовых конфликтов на национальной почве: распятая кукла Путина, выставка «Люди Майдана», демонтаж памятника Бронзовому солдату, многочисленные запреты на вещание российских телеканалов, ликвидация русских школ и т.д. Подобные действия со стороны титульной нации не способствует интеграции, а наоборот, демонстрируют русскоязычному населению свое пренебрежительное отношение. Кроме того, каждому действию находится противодействие, что вызывает негативную ответную реакцию, а в некоторых случаях — целую волну негодования и серию акций протестов, как это периодически происходит с переводом русских школ на обучение на латышском языке.

***

Таким образом, налицо этнополитических конфликт, находящийся на данном этапе в латентной форме. Ядром конфликта являются две категории русскоязычной диаспоры: неграждане как основа политико-институционального конфликта и меньшинства, которые, несмотря на обладание правом голоса, требуют равноправия и уважения в бытовых аспектах, так как в силу специфики устройства избирательной системы они не способны сформировать коалицию в парламенте и поэтому исключены из законотворческого процесса. Этнополитический конфликт является одним из самых опасных рисков в государство-и нациестроительстве, именно поэтому, несмотря на то, что в странах нет сепаратистских настроений и организованного движения сопротивления, для пресечения прямых или косвенных столкновений, титульным элитам необходимо выработать сбалансированную стратегию интегрирования русскоязычной категории населения в прибалтийское общество.

1.Stepan A. Comparative Theory and Political Practice: Do We Need a ‘State-Nation’ Model as Well as a ‘Nation-State’ Model? / Government and Opposition, Vol. 43, No. 1, pp. 1–25, 2008.

2.Linz J. Problems of Democratic Transition and Consolidation. Southern Europe, South Africa and Post-Communist Europe. / J. Juan Linz, Alfred Stepan. - Johns Hopkins University Press, 1996. - p. 504.

3.Семененко И.С. Типология этно

политических конфликтности: методологические вызовы “большой игры”// И.С. Семененко, В.В. Лапкин, В.И. Пантин - Москва: ИМЭМО РАН, 31.08.2016.


Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.71)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju