Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.6)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Александр Левит

Бакалавр зарубежного регионоведения, специалист по процессному управлению, ГАУГН

15 сентября 2025 г. греческий патриарх Варфоломей, занимающий кафедру архиепископа Константинополя, посетил Соединенные Штаты, намереваясь провести 10 дней на американской земле. Визит Варфоломея в США некоторые расценивают как «предвестие» его скорого ухода, что кажется правдоподобным с учетом преклонного возраста патриарха. Если это действительно так, то «мандат доверия», выданный патриархом архиепископу Элпидофору, даст последнему серьезное преимущество в грядущей борьбе за патриарший престол. Кроме того, наличие у константинопольского архиерея контактов как среди республиканцев, так и в Демократической партии позволяет ему рассчитывать на поддержку (или даже помощь) от любой американской администрации. В данной связи можно ожидать продолжения тенденции по продвижению выходцев из американской церковной среды на высшие посты в глобальных религиозных структурах, аналогично карьерному пути нынешнего папы Римского.

Для России подобное развитие событий чревато серьезными вызовами, связанными с потенциальным изменением конфигурации сил в религиозном конфликте на Украине. Несмотря на то, что активное участие ПЦУ в гонениях против УПЦ бросает тень на репутацию патриарха, денонсировать акт о предоставлении ПЦУ независимости Варфоломей точно не станет, поскольку этот шаг, как признание собственной ошибки, нанес бы невосполнимый урон его имиджу. Элпидофор же не скован принятыми ранее решениями, и, получив сан патриарха, сможет сделать то, на что не готов пойти Варфоломей — поднять вопрос об отмене украинской автокефалии. Учитывая, что каноничность ПЦУ основана исключительно на греческой интерпретации православных канонов, перед ней возникнет выбор: либо вовсе уйти из канонического поля, либо войти в состав Константинопольского патриархата на правах автономии. Установив прямой контроль над Киевской кафедрой, новый Константинопольский патриарх получит возможность назначить на нее митрополита, который устроил бы как украинских самосвятов с раскольниками, так и сторонников слияния юрисдикций в Украинской православной церкви Московского патриархата. Также известно, что реализацию данного сценария, вероятно, поддержали бы некоторые поместные церкви, ранее сохранявшие нейтралитет в конфликте между Москвой и Константинополем.

Впрочем, вполне возможна реализация альтернативного сценария: вместо немедленной отмены автокефалии ПЦУ и попытки ее слияния с «колеблющимся» элементом из УПЦ, Константинополь при поддержке киевского режима способен создать «промежуточное звено» — дружественный ПЦУ, но независимый от нее Украинский экзархат для тех клириков и мирян УПЦ, которые стремятся разорвать связи с Москвой, избежав интеграции в состав ПЦУ. Суть, однако, от этого не изменится: константинопольские архиереи, имеющие опыт управления епархиями и церквями в Северной Америке, с высокой вероятностью сыграют существенную роль в будущем украинского православия. Ведь в случае урегулирования религиозного кризиса на выгодных для Константинополя условиях давление на украинских христиан, верных каноническому православию, лишь усилится, а культурно-религиозное влияние России на территориях, контролируемых киевским режимом, наоборот, ослабнет.

В поисках «благословения» от Вашингтона: политический аспект американской миссии патриарха Варфоломея

15 сентября 2025 г. греческий патриарх Варфоломей, занимающий кафедру архиепископа Константинополя, посетил Соединенные Штаты, намереваясь провести 10 дней на американской земле. Оглашаемая цель визита — получение премии Темплтона, которой предстоятель Константинопольского патриархата был удостоен «за вклад в развитие духовного подхода к вопросам экологии и защиты окружающей среды». Действительно, своими заявлениями Варфоломей давно снискал славу «зеленого патриарха». Однако обширная программа и контекст визита дают основание полагать, что за формальным поводом скрывались куда более масштабные задачи. Прежде всего, это «наведение мостов» между патриархатом и Республиканской партией, поскольку традиционно Константинополь выступал союзником демократов, поддерживая «зеленую» повестку и проводя встречи с Б. Обамой и Дж. Байденом ранее. И хотя греческая община в США, вовремя отреагировав на политические изменения, начала сдвиг в сторону республиканцев даже до победы Д. Трампа на выборах, Константинопольскому патриарху все еще было необходимо установить личные контакты с представителями правящей партии и заручиться их поддержкой.

Поэтому по прибытии в США патриарх первым делом встретился с американским президентом. Из-за плотного графика Д. Трампа разговор двух лидеров длился всего полчаса, однако за это время Константинопольский патриарх успел затронуть целый ряд вопросов, важных для мирового православия, в том числе ситуацию на Украине.

Напомним, что в 2018 г. архиепископ Константинополя содействовал объединению украинских раскольников[i] и самосвятов[ii] в структуру, которую вскоре объявил независимой «православной церковью Украины» (ПЦУ). Этот проект, созданный при поддержке Государственного департамента США и при непосредственном участии офиса П. Порошенко, стал орудием в руках украинского националистического режима для борьбы с Украинской церковью Московского патриархата (УПЦ МП), в исключительной юрисдикции которого Украина находилась более трехсот лет.

В ходе беседы с Д. Трампом патриарх Варфоломей пытался преподнести грубое вмешательство в каноническое пространство Московского патриархата как ответ на запрос от самих православных украинцев, якобы стремившихся выйти из-под духовной власти Москвы, которая, со слов патриарха, «выступает врагом украинского народа». Примечательно, что для обоснования иллюзорной «враждебности» Москвы патриарх апеллировал не только к событиям наших дней, но даже к голодомору. Неизвестно, как Д. Трамп отреагировал на слова Константинопольского патриарха, но последний охарактеризовал тон состоявшегося разговора как «теплый и дружелюбный».

Даниил Пареньков:
Политика канонов и границ

На следующий день патриарх посетил ужин, организованный в его честь Государственным департаментом. В отсутствие главы ведомства, госсекретаря М. Рубио, гостей встречал его заместитель — американец греческого происхождения М. Ригас. Высокопоставленный сотрудник Госдепа заверил патриарха в готовности к совместной работе для «продвижения дела свободы вероисповедания», продемонстрировав тем самым не только лицемерие американской внешней политики (из-за которой свобода вероисповедания на Украине была фактически уничтожена), но также неизменную поддержку Вашингтона, оказываемую Константинопольскому патриархату. В свою очередь, патриарх, убежденный эллинофил[iii], заявлявший о Константинопольском патриархате как о «проводнике» греческой культуры, в обращении к присутствовавшим осудил проявления этнофилетизма[iv] в церкви. Впрочем, эти слова патриарха нельзя назвать примером конструктивной самокритики или реакцией на национализм в ПЦУ, а лишь очередным выпадом против Русской православной церкви, которую Варфоломей считает «завесой, за которой темные силы жадности, предрассудков и агрессии творят свое зло в мире».

В дальнейшем патриарх Варфоломей провел еще несколько встреч с американскими политиками: вице-президентом Джей Ди Вэнсом, мэром Нью-Йорка Э. Адамсом (вручившим патриарху ключи от города), бывшим вице-президентом М. Пенсом, а также действующим спикером Палаты представителей М. Джонсоном. Последний выразил благодарность Константинопольскому патриархату и его предстоятелю за приверженность «вечным истинам», которые, по мнению спикера, легли в основу США. Однако есть основания полагать, что не все переговоры прошли одинаково успешно.

Так, Джей Ди Вэнс, в отличие от своих коллег, поддержавших Варфоломея, вероятно, указал высокопоставленному гостю на гонения, совершаемые сторонниками ПЦУ против паствы и клира УПЦ. Кроме того, вице-президент якобы потребовал у патриарха отчет об участии бывшего госсекретаря М. Помпео в создании ПЦУ, назвав конкретную сумму, полученную Константинопольским патриархатом за «легализацию» этой структуры. Информация о многомиллионной взятке ранее появлялась в СМИ, однако не находила достоверного подтверждения. При этом роль М. Помпео в создании независимой от Москвы церкви на Украине была широко известна. За свой «труд» бывший госсекретарь в скором времени получит премию Афинагора от «Ордена святого апостола Андрея» — некоммерческой организации, аффилированной с греческой архиепископией Америки в составе Константинопольского патриархата.

Потенциальный интерес Дж. Д. Вэнса к фигуре М. Помпео может проистекать как из личной позиции вице-президента по отношению к украинскому церковному кризису, так из стремления обнаружить скрытые связи между двумя партиями. Несмотря на то, что республиканец М. Помпео занимал пост госсекретаря в период первого президентства Д. Трампа, он мог вести собственные политические игры, сближавшие его с демократами. Это предположение согласуется с тем, что инициатива по созданию ПЦУ в большей степени исходила от политиков из Демократической партии. Вероятно, они же способствовали тому, что ПЦУ (наряду с другими организациями, участвовавшими в гонениях на УПЦ), стала получать финансирование от USAID.

В отличие от администрации Дж. Байдена, чьи представители активно взаимодействовали с ПЦУ, команда Д. Трампа демонстрирует отсутствие интереса к развитию отношений с этой структурой. Подобная пассивность в совокупности с критикой преследований УПЦ, доносящейся от членов второго кабинета Д. Трампа, указывает на то, что Белый дом не считает ПЦУ, само появление которой связано с гонениями на Украинскую православную церковь, ценным активом. Но даже в случае наступления «оттепели» между Россией и США, Вашингтон, скорее всего, не стал бы давить на Константинополь и рисковать партнерством с ним ради отзыва патриархатом признания ПЦУ. Впрочем, республиканская администрация вряд ли будет препятствовать самостоятельному принятию патриархатом соответствующего решения. На первый взгляд такой сценарий кажется нереалистичным, однако он возможен при соблюдении одного важного условия — победы архиепископа Элпидофора в борьбе за патриарший престол.

Тот факт, что какая-то из встреч с республиканцами прошла не слишком гладко (предположительно, встреча с Дж. Д. Вэнсом), находит косвенное подтверждение в речи патриарха Варфоломея, с которой он выступил в Совете по международным отношениям, где предстоятель Константинопольского патриархата не удержался от завуалированной критики в адрес администрации Д. Трампа. По сути, он повторил ключевые обвинения, которые выдвигают против президента его оппоненты из Демократической партии, заявив: «В последние десятилетия мы наблюдаем глобальную тенденцию отхода от мудрости основателей Америки в пользу харизматичного, авторитарного лидерства, а также устранения или искажения системы сдержек и противовесов — не только в правительстве, но и в бизнесе, академических кругах и других секторах общества».

Вместе с тем Варфоломей проявил необычайную гибкость, сделав выверенный реверанс в сторону религиозно-политических предпочтений республиканцев в целом и Д. Трампа в частности. А именно, в рамках все той же речи патриарх нашел возможность несколько раз похвалить отцов-основателей США за приверженность «иудео-христианской традиции». Это понятие, чуждое православному миру, имеет огромное значение для американских евангелистов, разделяющих идеи диспенсационализма[v] и проистекающего из него христианского сионизма. В итоге комплекс дипломатических усилий, предпринятых Варфоломеем, уже принес первый успех: по просьбе Константинопольского патриарха Д. Трамп побудил президента Р. Эрдогана ускорить процесс воссоздания богословской школы на острове Халки — «кузницы кадров» Константинопольского патриархата и альма-матер самого патриарха, закрытой турецкими властями в 1971 г.

Архипастырский визит: американские греки в фокусе внимания патриарха Варфоломея

Помимо привлечения поддержки со стороны республиканской администрации, патриарх должен был решить еще одну задачу: обеспечить лояльность греко-американской общины, духовное попечение над которой осуществляет греческая архиепископия Америки. Как самое финансово благополучное подразделение Константинополя архиепископия служит епархией-донором, чьи дотации критически важны для патриархата. Однако среди американских греков зреет недовольство местным церковным руководством, в частности архиепископом Элпидофором.

Во-первых, Элпидофора обвиняют в том, что он не может остановить беспрецедентный отток паствы, вследствие которого греческие приходы в США за 10 лет (2010–2020 гг.) потеряли более пятой части своих прихожан. Во-вторых, чтобы увеличить объем бюджета архиепископии, Элпидофор пошел на крайне непопулярную меру: поднял размер взносов, взимаемых с приходов. При этом расходы на содержание его личной канцелярии не только не были оптимизированы, но даже возросли. В-третьих, греческая диаспора в США не доверяет Элпидофору из-за его контактов с Анкарой. Хотя греков (в том числе американских) возмутило посещение архиепископом церемонии открытия Турецкого центра в Нью-Йорке, сложно предположить, что Элпидофор, открыто осуждающий Турцию за оккупацию Северного Кипра, действует в ее интересах. В-четвертых, вероятно, Элпидофор — один из самых либеральных иерархов во всем православии, что особенно примечательно на фоне общего консерватизма этой христианской конфессии. Наибольший резонанс приобрел инцидент с крещением архиепископом приемных детей однополой пары*. В православии крещение младенца возможно при условии поручительства родителей за его православное воспитание, которое, естественно, заведомо исключает демонстрацию «прогрессивных ценностей» в качестве примера для подражания. За поступок архиепископа его объявили персоной нон грата в монашеской республике Афон, хотя впоследствии Элпидофору, благодаря протекции Константинопольского патриарха, все же удалось посетить один из монастырей Святой Горы.

Несмотря на осведомленность о критическом отношении греко-американской общины к своему архиепископу (который, к слову, сопровождал патриарха во время всего его визита в США), Варфоломей, тем не менее, решил публично вступиться за Элпидофора. Это произошло на пресс-конференции по итогам встречи с Д. Трампом, где патриарх заявил: «Мы в патриархате любим и уважаем архиепископа Американского... Он, как и я, и как любой человек, может совершать ошибки. Даже папа Римский, который говорит, что он непогрешим, совершает ошибки. Мы все совершаем ошибки. Поэтому я призываю вас быть снисходительными в своих суждениях и не преувеличивать».

Но почему Варфоломей так настойчиво защищает американского архиепископа? И чем обусловлено назначение Элпидофора на столь престижную кафедру? Благосклонность, проявленная к Элпидофору, — ни что иное, как награда за его личную преданность патриарху и огромный вклад в политическое богословие Константинополя. Главной заслугой Элпидофора, бесспорно, стала статья «Первый без равных» от 2014 г., в которой (тогда еще будущий) архиепископ выдвинул аргументы в защиту исключительных полномочий Константинопольского патриарха. Согласно приведенному в статье толкованию канонов, только Константинопольский патриарх обладает властью даровать автокефалии[vi], причем без одобрения остальных православных церквей. Конечно, автор этой идеи отнюдь не Элпидофор, но в настоящее время именно он играет центральную роль в ее теоретическом обосновании и популяризации.

Актуальность изложенной в статье доктрины «первого без равных» сложно переоценить. Прежде всего, Константинопольский патриархат применяет ее в качестве инструмента для защиты своих интересов во всем мире. Так, опираясь на нее, Константинополь последовательно не признает автокефалию православной церкви в Америке, поскольку она конкурирует с греческими юрисдикциями за право окормлять все православные общины в США и Канаде. Но одно дело заявлять об узурпации кем-то своих исключительных прав, а другое — активно пользоваться этими правами. В данном ключе признание ПЦУ вопреки позиции Москвы представляет собой демонстрацию власти и авторитета, необходимого для ведения переговоров с папой Римским якобы от лица всего православия.

Впрочем, главное преимущество доктрины «первого без равных» состоит в том, что она предлагает эффективный механизм монетизации религиозной экспансии: ведь легализацию неканонических структур, которые находятся в полной изоляции, но желают из нее выйти, можно этим структурам выгодно «продать». Наглядный пример здесь представляют условия, по которым получила автокефалию ПЦУ: в обмен на признание ее независимости Константинопольский патриархат потребовал передачу под свой контроль всех зарубежных общин украинских раскольников и самосвятов. Однако их американские приходы объединились в самостоятельное викариатство, объявили его частью ПЦУ и отказались переходить в подчинение Константинопольского патриархата. Более того, американское викариатство ПЦУ стало конкурировать с константинопольскими юрисдикциями (славянским викариатством греческой архиепископии Америки и автономной Украинской православной церковью в США) за проживающих в США православных украинцев, что вызвало недовольство Элпидофора предстоятелем ПЦУ Е. Думенко, который, как оказалось, просто не в состоянии повлиять на свою паству за пределами Украины. Разочарованный бессилием ПЦУ и неповиновением украинской диаспоры, архиепископ мог убедить Константинополь инициировать постепенное закрытие в США «украинского проекта», что, предположительно, уже нашло отражение в продаже украинского культурного центра Константинопольского патриархата в Сомерсете. Хотя Элпидофор все еще публично поддерживает автокефалию ПЦУ, причиной его поддержки, вероятно, служит не желание угодить адептам этой структуры, а лишь то, что ПЦУ одним своим существованием подкрепляет притязания Константинополя на универсализм[vii] в православном мире.

Тот же мотив определил выбор Варфоломеем стороны в конфликте между Россией и Украиной. Тогда как большинство поместных православных церквей придерживаются нейтралитета, Константинопольский патриарх занял выраженную проукраинскую позицию, наглядным подтверждением которой стали его слова, прозвучавшие в ходе краткой встречи с главой украинского государства. В. Зеленского, прибывшего в Нью-Йорк для участия в сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Варфоломей приветствовал возгласом «слава Украине», а затем выразил надежду на скорую победу Украины в противостоянии с Россией. Такой исход крайне желателен для Константинополя, поскольку поражение киевского режима повлечет за собой крах ПЦУ, а вместе с ней и универсалистских амбиций патриарха. Судьба ПЦУ, однако, зависит не только от военно-политической обстановки на Украине, но и от предстоящих перемен в самом Константинополе.

Что ожидать от восшествия архиепископа Элпидофора на патриарший престол?

Визит Варфоломея в США некоторые расценивают как «предвестие» его скорого ухода, что кажется правдоподобным с учетом преклонного возраста патриарха. Если это действительно так, то «мандат доверия», выданный патриархом Элпидофору, даст архиепископу серьезное преимущество в грядущей борьбе за патриарший престол. Кроме того, наличие у константинопольского архиерея контактов как среди республиканцев, так и в Демократической партии позволяет ему рассчитывать на поддержку (или даже помощь) от любой американской администрации. В данной связи можно ожидать продолжения тенденции по продвижению выходцев из американской церковной среды на высшие посты в глобальных религиозных структурах, аналогично карьерному пути нынешнего папы Римского.

Для России подобное развитие событий чревато серьезными вызовами, связанными с потенциальным изменением конфигурации сил в религиозном конфликте на Украине. Несмотря на то, что активное участие ПЦУ в гонениях против УПЦ бросает тень на репутацию патриарха, денонсировать акт о предоставлении ПЦУ независимости Варфоломей точно не станет, поскольку этот шаг, как признание собственной ошибки, нанес бы невосполнимый урон его имиджу. Элпидофор же не скован принятыми ранее решениями, и, получив сан патриарха, сможет сделать то, на что не готов пойти Варфоломей — поднять вопрос об отмене украинской автокефалии. Учитывая, что каноничность ПЦУ основана исключительно на греческой интерпретации православных канонов, перед ней возникнет выбор: либо вовсе уйти из канонического поля, либо войти в состав Константинопольского патриархата на правах автономии. Установив прямой контроль над Киевской кафедрой, новый Константинопольский патриарх получит возможность назначить на нее митрополита, который устроил бы как украинских самосвятов с раскольниками, так и сторонников слияния юрисдикций в Украинской православной церкви Московского патриархата. Также известно, что реализацию данного сценария, вероятно, поддержали бы некоторые поместные церкви, ранее сохранявшие нейтралитет в конфликте между Москвой и Константинополем.

Наиболее подходящей фигурой для достижения компромисса выглядит митрополит Иларион Рудник. В настоящее время он занимает пост предстоятеля Украинской православной церкви в Канаде, одной из автономных церквей Константинопольского патриархата. Но какие преимущества есть у кандидатуры И. Рудника? Прежде всего, он этнический украинец, а не грек. В противоположность руководству ПЦУ, митрополит обладает бесспорным апостольским преемством и не запятнал себя прямым участием в гонениях на УПЦ. Наконец, И. Рудник имеет значительный опыт управления крупной автономной церковью и знаком с положением дел в украинском православии, поскольку в 2018 г., во время «объединительного собора», служил экзархом Константинополя на Украине. Критическое отношение И. Рудника к украинской автокефалии, наряду с перечисленными ранее факторами, позволяет предположить, что при покровительстве Элпидофора ему удастся занять Киевскую кафедру.

Впрочем, вполне возможна реализация альтернативного сценария: вместо немедленной отмены автокефалии ПЦУ и попытки ее слияния с «колеблющемся» элементом из УПЦ, Константинополь при поддержке киевского режима способен создать «промежуточное звено» — дружественный ПЦУ, но независимый от нее Украинский экзархат для тех клириков и мирян УПЦ, которые стремятся разорвать связи с Москвой, избежав интеграции в состав ПЦУ. Суть, однако, от этого не изменится: константинопольские архиереи, имеющие опыт управления епархиями и церквями в Северной Америке, с высокой вероятностью сыграют существенную роль в будущем украинского православия. Ведь в случае урегулирования религиозного кризиса на выгодных для Константинополя условиях давление на украинских христиан, верных каноническому православию, лишь усилится, а культурно-религиозное влияние России на территориях, контролируемых киевским режимом, наоборот, ослабнет.


[i] Раскольники — лица в духовном сане и их последователи, которые нарушили внутреннюю дисциплину определенной поместной церкви и самовольно вышли из нее, образовав собственную юрисдикцию. В контексте украинского религиозного кризиса раскольники — выходцы из УПЦ (КП).

[ii] Самосвяты — лица, самопровозгласившие себя священниками, не пройдя через обряд рукоположения от епископа, обладающего действительным апостольским преемством. На Украине термин «самосвяты» часто употребляют по отношению к членам УАПЦ.

[iii] Эллинофил — тот, кто испытывает пристрастие к греческой культуре, сторонник идей греческого национализма

[iv] Этнофилетизм — осужденный Константинопольским патриархатом принцип подчинения церкви интересам какого-либо этноса или государства в ущерб внутренней дисциплине церкви и ее пасторским обязанностям.

[v] Диспенсационализм — доктрина в протестантском богословии, согласно которой христиане обязаны поддерживать еврейское национальное государство, несмотря на доминирование в нем иудаизма.

[vi] Автокефалия — статус поместной церкви, при котором она обретает независимость (обычно полную) от другой поместной церкви.

[vii] Универсализм (в одном из смыслов) — распространение власти одного епископа на всех верующих конфессии. Наиболее известен и развит папский универсализм. Сторонники константинопольского универсализма заявляют об исключительном праве Константинопольского патриарха на: а) дарование автокефалий; б) высшую судебную власть в православии; в) окормление всех православных общин за пределами исконных канонических территорий других поместных церквей.


* ЛГБТ признана экстремистской организацией и запрещена в РФ

Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.6)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся